СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества С.А.Воликов - Герой Советского Союза"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества проводится в честь Героя Советского Союза  Воликова Семёна Антоновича.Можно использовать для классных часов,уроков мужества.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества С.А.Воликов - Герой Советского Союза"»

Урок мужества, посвященный памяти Героя Советского Союза Семёна Антоновича Воликова.

/Житель совхоза «Светоч» Милютинский район Ростовская область/.

Цель: познакомить учащихся с героем –земляком, принимавшим участие в Великой Отечественной войне, воспитание чувства патриотизма на примере жизни и подвига С.А. Воликова , привитие уважения и заботы о живых ветеранах войны, внимания к захоронениям павших.

Задачи:

1.Совершенствование учебно- воспитательного процесса;

2.Вовлечение учащихся в создание новых экспонатов и экспозиции «Герой Советского Союза С.А.Воликов»;

3.Закрепление навыков общения.

Используемые материалы и экспонаты:

1.газета «Луч»,статья «Достоин славы».И.Дейнекин.

2.Фотографии героя Советского Союза С.А.Воликова.

3.Книга «Отважные сыны Дона».

План урока.

1.Слово учителю истории Степано –Савченской школы Лесняк Вере Борисовне:

2 ноября во всех школах Милютинского района пройдут мероприятия, посвященные памяти Героя Советского Союза С.А.Воликова. Именно в этот день славному защитнику Отечества, жившему на светочниковской земле, исполнилось бы 90 лет со дня рождения. Сегодня мы проводим урок мужества «Помнит сердце и не забудет никогда».

1.ведущий: Кто же он? Герой Советского Союза? Их более 11 тысяч человек. Их ратные подвиги отмечены Золотой Звездой Героя/слайды /.

2.ведущий: Только донская земля дала более 270 таких героев. Они первыми

поднимались в атаку , форсировали водные рубежи, обрушивали горящие самолеты на врага. На них равнялись, с ними стремились быть рядом, вместе.

3.ведущий: Многие из них отдали свои жизни во имя победы над фашистской Германией.79 земляков – Героев Советского Союза были отмечены этим высоким званием посмертно.

4.учитель:Родина по заслугам оценила вклад каждого из наших воинов –земляков Милютинского района. А два из них селивановец Алексей Тихонович Череватенко и светочниковец Семён Антонович Воликов были удостоены звания Героя Советского Союза.

Чтец: Победою закончились сражения

Затих последний залп войны.

Достойны славы в поколениях

России верные сыны!

Кого сразили битвы, грозы,-

Мы не забудем Вас, бойцы!

Поднялись – в камне

Стали – в бронзе

Навеки братья и отцы.

Мы больше в жизни их не встретим,

Но память их мы свято чтим.

О них расскажем нашим детям,

А их могилы сохраним.

Слово библиотекарю Козловой Т.Е.:

С.А.Воликов родился 2ноября 1923 года в хуторе Красновка Тарасовского района Ростовской области, в семье крестьянина – бедняка. О многом мечтал он, стоя на мостике комбайна в воскресенье,22 июня 1941 года,18-летний Семён. Много было боев у солдата Семёна Воликова.Но особенно запомнились два. Вот как пишет В.Донченко в книге «Отважные сыны Дона» в статье о подвиге С.А.Воликова, спасшего своего командира. За форсирование Днепра С.А.Воликову было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель истории: Большой боевой путь прошел солдат от Харькова до Сталинграда, от Сталинграда до Берлина и Праги.

Он был награждён Золотой Звездой Героя, орденами Славы и Отечественной войны, орденом Ленина, медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги».

/Работа с картой «Великая Отечественная война»/.

1.ведущий: После Великой Отечественной войны Семён Антонович закончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС, с 1947 года на партийной работе. С ноября 1962года секретарь парторганизации совхоза «Светоч» Милютинского района.

2.ведущий: Время неумолимо. Нет многих воинов – ветеранов. Нет и С.А..Воликова.

3.ведущий:На Милютинском мемориале рядом с 204 другими солдатами похоронен Герой. На его могиле стоит гипсовый бюст. В могиле покоится его прах. Но мы помним Героя.

Минута молчания.

Чтец: Ничто не забыто,

Никто не забыт.

Не может безвестных героев быть.

Мы в краях ,где огнём

Пронеслась война.

Безымянным героям. Вернём имена!

Учитель истории: У нас на уроке мужества присутствует ветеран Великой Отечественной войны Бутенко Николай Иосифович. Он расскажет нам о Герое Советского Союза С.А.Воликове.

Ветеран рассказал: Это скромный человек, истинный патриот, добрый друг, замечательный наставник. Я знал его как достойного гражданина Отечества. Я свой боевой путь прошёл от Ворошилограда до Германии.2015 год для нашей страны знаменательный.70 – летие Великой Победы. Дата, которая ещё раз возвратит нас к героическим и трагическим годам,1941 – 1945г.г.

Так пусть каждый наш день будет наполнен искренней заботой о живых ветеранах, вниманием к захоронениям павших.

/ Дети вручают цветы и сувенир/.

Слово молодым:

Ученик: Мы родились и выросли на мирной земле. Мы хорошо знаем, как шумят весенние грозы, но никогда не слышали залпов орудий. Мы знаем, как обрываются сны, но нам трудно поверить ,что человеческую жизнь оборвать также просто, как весёлый утренний сон. В мире неспокойно. Идут локальные войны. Гибнут люди. Самые беззащитные дети.8 млн.детей умирают ежегодно, а 5 млн. погибло в войнах прошедшего десятилетия. Около 3 детей умирает ежедневно от жестокого обращения со стороны родителей,3млн. детей - беспризорные. Разве для этого наши солдаты гибли во время Великой Отечественной войны?

2.ученик: Мы должны делать всё, чтобы сохранить память о воинах, погибших при освобождении нашего хутора, ухаживать за братской могилой.

3.ученик: Продолжать поисковую работу о Героях Вов. Помнить их подвиги. Помогать живым ветеранам войны и труда, детям войны, проводить акции «Милосердие», «Память». Так давайте же сохраним мир, ведь если не мы, то кто?

Чтец: Разве вы виноваты, что живы?

Видно вас пощадила война.

Вас назвали последним призывом

Помним ваши ,бойцы, имена.

Переплавили боль свою в силу.

До чужой дошагали земли,

Клятву, данную скорбным могилам

До Победы с собой пронесли .

Как вас мало сегодня осталось!

И в глазах ваших – горечи след.

Но сквозь гневную скорбь и усталость

Вижу в них голубой майский свет.

/Звучит любимая песня С.А.Воликова «Надежда»/.

Учитель истории:

Вот и закончился урок мужества.

Вопросы:

1.Чему он нас учит?

2.Какой эпизод Вам больше всего запомнился?

Ответы детей:

1.Я представил себя в то время. Это настоящие Герои, а не те, что снимаются в кино. Они отдавали свою жизнь не ради славы, а ради жизни на земле. Ветераны гордятся своим прошлым, а я горжусь ими…

2.Он был отважным и мужественным, сильным и смелым.

Нам надо быть такими, как С.А. Воликов.

Урок закончен, но работа продолжается.

Вручается задание:

5 - 6 классам : 1. продолжить изучение жизни и подвигов Героев-земляков С.А.Воликова и А.Т.Череватенко.2.Оформить стенд «Герои Советского Союза – наши земляки».







Открытый урок на ШМО учителей гуманитарного цикла.28.01.2014 год.

Тема: Олимпийские игры в древности.

Продолжительность : 45 минут

Класс : 5 класс

Учитель: Лесняк Вера Борисовна

Школа : МБОУ Степано – Савченская ООШ Милютинский район

Цель урока:

Обучающая:

-Дать представление об олимпийских играх в древней Греции.

-Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр ,первыми олимпийскими традициями, современными летними и зимними олимпиадами.

Развивающая:

-Продолжить формирование умений работать с текстом учебника и его иллюстрациями.

-Развивать умение выделять главное и основное.

- Развивать умение составлять рассказ, презентацию.

Воспитывающая:

-Продолжить формирование коммуникативной компетентности.

-Привитие интереса к истории олимпийских игр.

-Пробудить в детях желание серьезно заниматься спортом.

Оборудование:

-компьютер, телевизор;

-мультимедийная презентация Microsoft Power Point ;

-Карта «Древняя Греция»; рабочие тетради;

-жетоны- фигурки «олимпийцев».

Ход урока.

1.Организационный момент(Эмоциональный настрой детей).

-Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами. Садитесь.

2.Актуализация опорных знаний по теме «Основание греческих колоний».

2.1.Вступительное слово учителя:

Мы знаем, что где бы ни жили греки, у них был один язык, письменность, религия. Они называли себя эллинами, а Грецию - Элладой. Каждый из них стремился прославиться.

Сегодня на уроке каждый из вас может прославиться своими хорошими и отличными знаниями. За каждый правильный ответ вы получите жетоны – фигурки «олимпийцев».

2.2. А сейчас мы поиграем «Кто это?» (1.Прометей.2.Дедал.3.Геракл.4.Тесей.5.Гера.6.Зевс.)/Дети кратко рассказывают о героях мифов/.

2.3.Предлагаю игру в слова (полис, демос, демократия, колония ,Олимп).

2.4.Переход к изучению новой темы.

Мы знаем, что боги древних греков жили на горе Олимп. В честь них в Греции устраивались Олимпийские игры. А как они проходили? Когда были самые первые Игры? Мы узнаем на уроке.

Задача для учащихся: Познакомиться с историей Олимпийских игр.

3.Изучение новой темы.

План

1.Первые Олимпийские игры.

2.Пять незабываемых дней.

3.Победители Олимпийских игр.

4.Современные летние и зимние олимпиады.

На доске : тема урока ,дата 776год до н.э.

Новые слова: Атлет, Милон, пятиборье ,Полидам, ипподром, Феаген.

3.1.Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Вигасина п.1,п.33,с.153.

Задание: выяснить причины появления Олимпийских игр.

Ответ:

А)Поклонение богам.

Б)Стремление показать силу и ловкость жителей Греции.

3.2.Рассказ учителя и презентация «История Олимпийских игр».

Первые олимпийские игры состоялись в 776году до н.э.

Знакомство с мифом об основании Олимпийских игр/документ/ вопрос :что правда, а что миф в этом рассказе./ответы детей/

Олимпийские игры проходили летом и продолжались 5 дней.

3.3.Работа с учебником .Громкое чтение п.3,п.33,Пять незабываемых дней.

3.4.Запись в рабочие тетради новых слов: пятиборье, ипподром.

3.5.Рассматриваем рисунки, находим в тексте описание.

3.6.Показ презентации.

3.7.Вопросы:/Закрепление изученного материала/.

-Как часто проходили Олимпийские игры?

-Кто принимал участие в состязаниях?

-Как готовились спортсмены?

-По каким видам спорта шло состязание?

-Как чествовали победителей Олимпийских игр?

3.8.Работа с терминами (слайды13-15)

4.Беседа о современном олимпийском движении и его чемпионах.

-Когда были последние олимпийские игры?

-Кого из российских олимпийских чемпионов вы знаете?

-В каком году была летняя олимпиада в Москве?

-Где и когда будет зимняя олимпиада 2014года?

4.1.Итог урока и домашнее задание.

Наш урок подошел к концу. Ребята, подведем итоги , выполнили ли мы поставленные задачи.

-Назовите причины появления Олимпийских игр.

-Когда были самые первые олимпийские игры.Как они проходили?

Рефлексия. Что вам больше всего запомнилось на уроке?/высказывания детей/

Выводы:

Чтобы связать две цивилизации-эллинскую и нынешнюю, местом проведения Игр !Олимпиады современности были выбраны Афины-столица Греции. С 1896 года каждые 4года по планете пробегает огонь ,зажженный на древнем алтаре Олимпии. Устраивая Олимпийские игры, эллины показывали свою силу, ловкость и упорство. Все эти качества так нужны и сегодня вам-будущим защитникам нашей Родины.

7 февраля 2014года в Сочи будут проходить зимние олимпийские игры. Пожелаем победы нашим спортсменам.

Ребята, каждый из вас сегодня постарался прославиться на уроке своими отличными знаниями ,знанием истории. Вы награждаетесь жетонами ,а наш урок уходит в историю.

Домашнее задание:

1.п.33 учебника Вигасина.

2.Творческое задание: составить рассказ от имени зрителя, попавшего на Олимпийские игры в Древнюю Грецию.

3.Годер Г.И .рабочая тетрадь по истории древнего мира.Выпуск 2,с.24,задание №34.

До свидания. Спасибо Вам за хороший урок!

Викторина «Знатоки истории родного края»:

1.Когда была образована Ростовская область?(1937 г.)

2.Когда образовался Милютинский район?(1935г.)

3.Кто из земляков был Героем Советского Союза? (С.А. Воликов, А.Т.Череватенко)

4.Какая из школ района носит имя героя России?Как его имя?

5.Сколько дней длилась оккупация Милютинского района?

6.Когда был освобожден Милютинский район?

7.Сколько партизанских отрядов было на территории Милютинского района?

8.Что вы знаете о Марьевской трагедии?

9.Расскажите о событиях в х.Новодонецком.

10.Что вы знаете о подвиге нашей землячки Фёклы Константиновны Красниковой?

11.В честь кого названа наша станица?

12.В каком году был издан указ о создании Милютинского юрта?

13.Кто такой М.Б.Греков?

14.Где находится бывшее родовое имение Грековых?

15.В какой школе района учился знаменитый художник?

16.Назовите картиныМ.Б.Грекова.(«Тачанка», «Трубачи 1-ой Конной», «В отряд Будённого»)

17.Кто из донских атаманов был героем Отечественной войны?

18.Какой город является столицей донского казачества?

19.Годом какого писателя был объявлен 2004год?

20.Назовите сатирические рассказы А.П.Чехова.(«Хамелеон», «Лошадиная фамилия»)

21.Где находится географический центр нашей области?(Немного южнее пос.Тацинского.От него до всех крайних точек области расстояние примерно одинаково).

22.К бассейну какого моря относятся реки Ростовской области?(Азовское).

23.Назовите имя знаменитого русского полярного исследователя, учившегося в Ростове-на-Дону в конце 19 века ,его имя носит Ростовское мореходное училище.(Георгий Яковлевич Седов)

24.В какой станице жил и работал известный писатель, Лауреат двух Государственных премий СССР, Государственной премии РСФСР имени М.Горького Виталий Александрович Закруткин?(ст.Кочетовская)

25.Какова площадь Ростовской области?(100,8тыс.кв.км.)

26.Где родился всемирно признанный писатель – академик, лауреат Нобелевской премии, дважды Герой Социалистического Труда, создатель романа «Тихий Дон» М.А.Шолохов (х.Кружилинский)

27.Как называлась площадь, на которой собирался казачий круг?(майдан)

28.Как назывался 2-ой сборник рассказов М.А.Шолохова,вышедший в 1926 г.

(«Лазоревая степь»).

29.Какой рассказ написал М.А.Шолохов в годы Великой Отечественной войны после 15 – летнего перерыва?(«Наука побеждать»).

30.Какое название имел первоначальный вариант всемирно известного романа М.А.Шолохова « Тихий Дон» ?(«Донщина»).

31.Что стало ведущей отраслью промышленности в первые годы образования Ростовской области?(Машиностроение)

32.Как называется административно – территориальная единица казачества?

(Округ).

33.Назовите дату освобождения Ростовской области от немецко –фашистских захватчиков.(Август 1943г.)

34.Освобождением какого города войсками 44 – ой армии и моряками Азовской военной флотилии завершилось полное изгнание оккупантов из Ростовской области?(г.Таганрог)

35.Какая операция, проведенная на территории Ростовской области в районе Среднего Дона в конце 1942 года, способствовала завершению Сталинградской битвы? («Малый Сатурн»).

36.В Ростове –на –Дону есть парк, улица и памятник в честь этого героя – пионера, который был схвачен и расстрелян в 1941г.за помощь советскому командованию. Назовите его имя.(Витя Черевичкин)

37.Назовите самый маленький район Ростовской области ?(Куйбышевский)

38.Назовите самый большой район Ростовской области?(Зимовниковский)

39.Как на Дону называли богатых казаков?(Домовитые).

40.Характерный головной убор замужних казачек?(Кичка)

41.Каким драгоценным камнем украшали себя донские казачки?(Речной жемчуг).

42.Назовите ростовчанина, который участвовал при штурме Рейстага и возглавил группу автоматчиков, под прикрытием которых Егоров и Кантария водрузили знамя Победы над Рейстагом.(Алексей Берест)

43.Как прежде называлась река Дон?(Танаис)

44.Назовите единственный на территории Нижнего Дона всемирно известный историко-археологический музей-заповедник под открытым небом?(Танаис)

45.С именем какого выдающегося подвижника, митрополита, просветителя, общественного деятеля ,сподвижникаПетра1,связано рождение г.Ростова-на-Дону(Святой Дмитрий Ростовский)

46.Самое крупное животное Ростовской области?(Лось)







Урок «Выбери свою власть»

(Что мы знаем об органах местного самоуправления).

Сегодня в нашем обществе встал вопрос об активизации подрастающего поколения, выработки программы адаптации современной молодёжи к жизни в новом обществе. Мероприятие проводится в форме игры по технологии «Дебаты», учитывая возраст детей 11-13лет.Школьники учатся навыкам публичного выступления, высказывать свою точку зрения, искусству аргументации.

Занятие по данной технологии предполагает:

-активное участие школьника в поисковой учебно-познавательной деятельности;

-организация совместной деятельности, партнерских отношений обучающих и обучаемых;

-обеспечение общения учитель-ученик, ученик-ученик в процессе приобретения новых знаний.

Цель:

1.Формирование активной гражданской позиции учащихся;

2.Развитие логического и критического мышления;

3.Изучение и анализ актуальных современных проблем.

Задачи:

-Создание условий для приобретения учащимися нового социального опыта, способствующего личностному развитию.

-Формирование интереса к актуальным проблемам, которые способствуют формированию активной гражданской позиции.

-Развитие навыков оценки происходящих общественно-политических событий, в том числе, и в своём районе, принятие ответственности за своё поведение.

-Приобретение умения работать в группе.

Результаты данного занятия должны стать:

-более полные знания об органах местного самоуправления;

-умение обобщать собранный материал;

-способность работать в группе;

-умение подготовить проект и провести его презентацию;

-приобретение навыков по налаживанию диалога с депутатами;

-формирование активной гражданской позиции и ответственности за свой выбор.

Этапы проведения:

1.Подготовительный :

-сбор информационного материала о депутатах, органах местного самоуправления;

-формирование команды;

-решение организационных вопросов.

2.Основные принципы участия игре:

-честность;

-умение слушать и слышать друг друга;

-выступление по теме;

-уважение друг к другу;

-соблюдение регламента;

-проигравших нет!

3.Ход игры:

1.Каждый член команды получил задание по определённой теме:

а) подготовить проект «Депутат – избранник народа» и представить презентацию;

В презентации должны быть представлены:

-название команды;

-эмблема;

-девиз.

-защита проекта «Депутат – избранник народа»;(приложение 1)

б) викторина по вопросам « Органы местного самоуправления»(приложение 2);

в) упражнение «Ковер идей»;(

г) свободный микрофон.



-




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!