СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок Мужества " Письма,опалённые войной".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок Мужества,посвящённый Дню Великой Победы!

Просмотр содержимого документа
«Урок Мужества " Письма,опалённые войной".»



Цель:

  • рассказать о роли писем в годы Великой Отечественной войны;

  • передать ощущения силы духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле;

  • воспитывать у детей любовь к Родине, гордость за ратные и трудовые подвиги соотечественников, уважение к живущим рядом ветеранам войны.

Звучит песня « Синий платочек».

Слайд 1.

Слайд 2. Прошло уже 74 года со времени окончания Великой Отечественной войны, но отголоски её всё ещё доносятся до нас. Это и могилы неизвестных солдат, снаряды и осколки, оставшиеся на полях сражений, окопы и воронки от взрывов снарядов и бомб – эти раны на земле. Это и память еще оставшихся в живых участников сражений и память тех, кто ковал нашу победу, обеспечивая армию всем необходимым. Одним из таких памятников войны являются солдатские письма – “треугольники”, иногда написанные на простом обрывке бумаги. Эти драгоценные сообщения с полей сражений от родных и близких, бесценные реликвии ещё хранятся в заветных коробочках, узелках, папках. Читая эти скупые строчки, можно представить, как ковалась наша победа над коричневой чумой прошлого века.

Слайд 3.

Писем белые стаи
Прилетали на Русь.
Их с волнением читали
Знали их наизусть
Эти письма поныне
Не теряют, не жгут
Как большую святыню
Сыновьям берегут.

Слайд 4.  С началом войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей: более 5 млн. человек оказались в действующей армии на западных рубежах страны. Призванные по мобилизации проходили подготовку в тыловых гарнизонах. Началась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, переехало, поменяло адрес. Миллионы семей оказались разлученными. И только почта могла помочь жителям огромной страны не потерять друг друга.

Слайд 5. Как же работали связисты в условиях той страшнейшей войны? Для обеспечения почтовой связью действующей армии была создана военно-полевая почта. В прифронтовых административных центрах были созданы военно-почтовые сортировочные пункты.

Слайд 6. При резко возросшем объеме переписки недоставало конвертов и открыток. Многочисленные издательства приступили к их выпуску, но на передовую в первую очередь доставляли боеприпасы, сухари, консервы, спирт, мешки с почтой. Конвертов не хватало. В такой-то обстановке и родился фронтовой “треугольник”, народ прозвал его солдатским.

Слайд 7. Нередко путь почтальона к блиндажам и окопам составлял десятки километров и проходил под пулями врага. Цену писем на войне знали все! Непростая была служба у военных почтальонов. В штатном расписании должность почтальона именовалась как экспедитор.

Слайд7. До Берлина дошел почтальон Александр Глухов. Он ежедневно обходил все подразделения своего полка, собирал письма, написанные бойцами, доставлял их на полевую почту. Не раз пришлось побывать в бою. В его огромной сумке всегда находилось место для открыток, бумаги и карандашей .

Видеоролик « Письма, опалённые войной».

Слайд 8.

1.От гильзы световой поток,
Где в керосине скруток ваты.
Исчадно-дымный фитилёк
Бросает тени в потолок
Штабной землянки в три наката.

2.Пока затишье и пока
Блестит во мраке капля света
Не спи, солдат, у огонька,
А изложи издалека
Слова любви, слова привета...

3.Пусть по тетрадке без полей
Сползает исповедь наклонно
В глубь милых дорогих полей
Под парусами тополей,
Не ждущих от тебя поклона.

4.Ты поздоровайся пером,
Прикрученным к лучинке ниткой,
С родимым домом за бугром,
С рядами яблонь за двором,
С гостеприимною калиткой.

5.Пока затишье и пока
Фитиль слегка на ладан дышит,
Рождайся за строкой строка:
Ты – жив! О том, наверняка,
Никто другой уж не напишет.



Слайд 9. Сидят солдаты, которые пишут письма домой.

(музыкальное сопровождение)

1.Дорогие мои родные!

Ночь. Дрожит огонек свечи.

Вспоминаю уже не впервые,

Как вы спите на теплой печи

В нашей маленькой старой избушке,

Что в глухих затерялась лесах,

Вспоминаю я поле, речушку,

Вновь и вновь вспоминаю вас.

2.Мои братья и сестры родные!

Завтра снова я в бой иду

За Отчизну свою, за Россию,

Что попала в лихую беду.

Соберу свое мужество, силу,

Стану недругов наших громить,

Чтобы вам ничего не грозило,

Чтоб могли вы учиться и жить!

Фронтовые письма…Кажется, и сегодня они по прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны.


Слайд 10.Входит почтальон. Раздает письма.

Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер от братьев от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они - долгожданные, нужные,
Есть веселые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать, 
И страшно порой получать…

Слайд 11-12.Чтение фронтовых писем

Слайд 13. Кто знает, сколько радости, счастья приносят письма родных, получаемые на фронте, и с каким нетерпением и тревогой ожидаются письма с фронта. У каждого треугольника своя история: счастливая или печальная. Бывало и так, что иногда весточка с фронта о том, что родной человек жив-здоров, приходила после страшного казенного конверта. А матери и жены верили: похоронка пришла по ошибке. И ждали – годами, десятилетиями.

Письма с фронтов Великой Отечественной войны – документы огромной силы. В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца, вера в Победу...

Слайд 14.Учитель:

-Сегодня на Уроке Мужества “Письма, опаленные войной” мы читали фронтовые письма, прикоснулись к солдатскому быту, услышали нежные и заботливые ноты суровых солдатских будней .

Проходят годы, десятилетия, сменяются поколения, но разве можно придать забвению подвиг воинов, защитивших не только нашу жизнь, но и само звание человека, который хотел растоптать фашизм. 

Слайд 15.Минута молчания (звук метронома).

Слай 16.Учитель:

Помятый пожелтевший треугольник
За образами. Нет ему цены.
Кривые строки по сердцу – так больно…
Как весточка проклятой той войны…

1.Треугольники писем солдатских
Обожгли мои руки и боль
Тут же в сердце вошла мукой адской. 
В Польше встретил последний свой бой

2.Тот, кто письма писал на привалах
У коптящей снарядной “свечи”,
Представлялся солдатом бывалым
В письмах к маме, они горячи.

3.Много лет берегли эти письма —
Сотоварищей страшной войны. 
Как опавшие осенью листья
Пожелтели с годами они.

4.В них хранится о самой жестокой, 
Самой страшной, безумной войне
Память, ставшая тенью далёкой, 
Отражённая в новой весне.

Учитель:

-Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для них Родину и свободу!

-В память о нашей встрече, в честь праздника Великой Победы мы отправим в чистое мирное небо красные шары с солдатскими треугольниками, сделанные вашими руками с верой и надеждой, что ужасы войны не повторятся! Мы ПОМНИМ! Мы ГОРДИМСЯ! ПОБЕДА!!!










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!