СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "Горячее сердце"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества "Горячее сердце" направлен на формирование гражданско-патриотических компетенций обучающихся, включающих формирование гражданской позиции, развитие представлений у детей об ответственном, нравственном поведении, сострадании к слабым и беззащитным на  примерах мужества и героизма их сверстников  в наши дни.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "Горячее сердце"»

Классный час.

«Горячие сердца»

Цели: расширение у детей объёма знаний о проявлении героизма среди сверстников; формирование гражданско-патриотических ценностей; создание условий для формирования и развития гражданско-патриотической культуры личности ребёнка.

Задачи:

  1. Повышение познавательного интереса обучающихся к вопросам патриотизма, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким, участие в решении проблем, затрагивающих интересы и потребности ближайшего окружения.

  2. Мотивация обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям.

  3. Включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России.

Форма проведения: внеурочное занятие.

Направление дискуссии: «Доброта спасёт мир».

Оборудование: компьютер, проектор, высказывания о героизме, благородстве, презентация «Современные герои – кто они?», бумага, фломастеры.

Ход классного часа

  1. Введение в тему.

На экране изображение нагрудного знака «Горячее сердце».



-«Ребята, подумайте и скажите, что это за знак? (Ответы детей). Как вы думаете, кому могут вручить такой знак? (Ответы детей). Это знак – награда. Обратите внимание на центральный элемент знака. Что там изображено? (Ответы детей). Правильно, «Горячее сердце»

Нагрудной знак «Горячее сердце» представляет собой ромбовитную четырёхлучевую звезду. Между лучами звезды букетики ландыша, символа новой жизни, силы любви и верности. Согласно легенде, ландыши выросли на месте упавших капель крови Святого Георгия, пролитой в битве с драконом. В середине изображение сердца, в котором прорастает росток огненного цветка. Цвет знака серебристый.

- Награждение нагрудным знаком «Горячее сердце» сопровождается вручением лацканного знака, который является копией накладки знака, и может носиться повседневно.

Как вы думаете, какими качествами характера должен обладать человек, заслуживший такую награду, о каких людях говорят, что у них горячее сердце? (Ответы дети пишут на сердечках, читают и прикрепляют на доске).

- Что такое героизм?

- Это доблесть, смелость, мужество, храбрость, решительность, самоотверженность, способность к совершению подвига.

Герои на Руси были в разные времена, именовались по-разному: народные герои-богатыри, Кавалеры высших орденов, Георгиевские кавалеры, герои Советского Союза, Герои Социалистического труда, герои Российской Федерации и др. Преклонялись перед ним всегда одинаково.

- Фонд социально-культурных инициатив при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел РФ, Министерства обороны РФ, Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребёнка и других государственных и общественных организаций учредил в 2013 году Всероссийскую общественно-государственную инициативу «Горячее сердце». В 2019 году Инициатива проводится в шестой раз.

Почётная книга «Горячее сердце» издаётся ежегодно В неё включаются имена детей и молодёжи в возрасте до 23 лет. В ней рассказывается о примерах мужества и отваге, бескорыстной помощи людям и преодолении трудных жизненных ситуаций.

- Лауреатами Всероссийской общественно- государственной инициативы «Горячее сердце – 2019 стали 140 человек (четверо из них посмертно) и 5 общественных организаций и объединений.

- Среди молодых героев есть те, кто награждён посмертно. Это невосполнимая утрата не только для родителей, но и для всех нас, пример истинного мужества и отваги, крепости духа. Они навсегда останутся в нашей памяти, в сердцах спасённых людей.

2. Актуализация знаний.

- Что такое доброта? (отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим).

Из чего состоит доброта?

- Как можно узнать доброго человека?

- Ребята, а каких людей вы хотели бы видеть среди своих друзей?

- Какими качествами они должны обладать?

3. Задание – тренинг «Богатство героя». Работа в группах.

- Представьте себе, что вы оказались на пожаре. Вам разрешают взять с собой только семь качеств личности, которые помогут Вам справиться с ситуацией, чтобы помочь себе и другим людям.

(Выбранные объекты записываются на листе бумаги).

- Составьте и запишите те качества, которые вам пригодятся в будущем.

(Мужество, смелость, самопожертвование, сочувствие, терпение, любовь, доброта к людям – для того, чтобы оставаться человеком в любых условиях)

- Что такое мужество? Давайте заглянем в толковый словарь Ожегова С.И.)

(храбрость, присутствие духа в опасности, проявить стойкость.

- Подберите синонимы к слову «мужество». (храбрость, отвага, доблесть, бесстрашие, отвага, твёрдость духа).

Работа в группах.

Рассказы детей о героических поступках героев Почётной книги «Горячее сердце».

- Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы «Горячее сердце» за 2019 год. Выберите тех героев, которые приняли участие в спасении других детей в чрезвычайных ситуациях. (Дети распределяют между собой, кто создаёт рассказ о герое, используя материал Инициативы. Два ученика готовятся защищать свой рассказ. Два ученика проводят опрос в классе.

Учитель. (второй группе)

- Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы «Горячее сердце» за 2019 г. Выберите тех героев, которые приняли участие в волонтёрской деятельности. Кто будет создавать рассказ, а кто будет защищать свой рассказ.



Задание третьей группе.

- Распределите роли. Прочитайте в группе информацию о лауреатах Инициативы «Горячее сердце» за 2019 г. Выберите тех героев, которые умеют преодолевать свои физические возможности и показывают пример стойкости.

Учитель. Героизму невозможно научить, он просто есть и проявляется в нужный момент. Но всем хотелось бы, чтобы в нужный момент рядом оказался человек, способный принять единственно верное решение и оказать необходимую помощь. И такие люди в нашей жизни есть. Они не дают утонуть в воде, сгореть в огне, сорваться с высоты. Они приходят на помощь немедленно. Они есть в каждом городе, в каждом селе, просто некоторых героический поступок ещё только ожидает. А пока они просто учатся, дружат, помогают людям.

  1. Выступление ученика от первой группы.

Алёша Гринь – один из таких храбрых ребят – трудолюбивый, дисциплинированный. Он хороший ученик и верный товарищ, талантливый организатор. Характер у него весёлый, рассудительный. Пользуется уважением в классе, всегда готов прийти на помощь. Уважает мнение других, но в то же время умеет отстаивать свою точку зрения. Много хороших слов можно сказать про Алексея Гриня – ученика девятого класса из уральского города Туринска. Но что ещё очень важно – это не пустые слова. Они подкреплены делом. И не просто делом – героическим поступком. Случилось это в августе 2018 года, на излёте школьных каникул. Четыре подростка решили искупаться. Но произошло непредвиденное: один из них начал тонуть. Мальчик кричал, звал на помощь. На берегу не оказалось никого из взрослых, только пятнадцатилетний Алексей, проходивший мимо. Ему предстояло принять решение, как помочь тонувшему мальчику. Времени не было, чтобы сообщить в службу спасения или позвать кого-то из взрослых. Подросток, пытаясь выплыть, уже терял силы. И Алексей стал действовать самостоятельно. Стараясь плыть как можно быстрее, Алёша добрался него. Прилагая неимоверные усилия, рискуя собственной жизнью, Алёша Гринь сумел доплыть до берега и вытащить подростка из воды. Несчастье удалось предотвратить, мальчик был спасён! Благодаря единственно верному решению Алексея Гриня.

Учитель.

Эта история прямо противоположна общей статистике. Здесь не только спасатели повели себя как настоящие герои, но и сама «виновница события» – пример бесстрашия и удивительной жажды жизни. Как часто вас обычным летним днём посещала мысль переплыть реку от берега до берега? А если вы 1928 года рождения?

Выступление ученика 1 группы.

15 июля 2018 года, 90-лет-няя Лидия Николаевна Виноградова решила пересечь вплавь реку Обнору, которая сильно разлилась после дождей. Закалённая и бойкая, женщина и не думала, что эта задача окажется для неё непосильной. Течение на середине реки стало сносить пенсионерку, руки и ноги перестали её слушаться. Она стала отчаянно барахтаться в воде и громко звать на помощь. В это время по пляжу города Любима брели два друга: тринадцатилетние Артём Ерусланов и Андрей Иванов. Мальчики услышали крики и увидели тонущую пожилую женщину. В этот момент силы Лидии Николаевны были на исходе, однако надежда быть спасённой всё ещё теплилась в её сердце. Мальчишки, не раздумывая, бросились к тонущей женщине. Пенсионерка захлёбывалась и беспорядочно била руками по воде, что очень мешало ухватить её и отплыть к долгожданной суше. Непреодолимым препятствием было и сильное течение, которое вновь и вновь отбрасывало их от спасительной земли. Подросткам потребовалось немало усилий, чтобы вытащить Лидию Николаевну на берег, где она отдышалась и пришла в себя. Ребята были поражены, с какой смелостью и энтузиазмом Лидия Николаевна решила переплыть непокорную Обнору. А она, благодаря своих спасателей, ещё долго рассказывала им о временах её юности. Для пожилой женщины не было сомнений: всё будет в порядке, когда такие отважные мальчишки живут и сегодня рядом

Учитель.

- Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).

Опросный лист у всех детей.

Вопрос

Ответ

Были ли в твоей жизни случаи, которые требовали от тебя самопожертвования?


Как ты думаешь, значение слов «мужество», «героизм» - одинаковое?


Для тебя важна «доброта»?


Какие качества для тебя главные?


Отличаются ли современные дети –герои от обычных детей?


Учитель.

Риск, оправданный жизнью. В Ростовской области сильные пожары – не редкость. И больше половины от общего их числа происходит именно в жилых домах. Причиной часто становится неправильное обращение с бытовыми приборами, поэтому необходимо особенно внимательно относиться к рекомендациям по их безопасному использованию.

Выступление ученика.

В хуторе Лагутники 18 мая 2018 года загорелся жилой дом. Пожар был сильным, были вызваны пожарные. Но к моменту, когда они прибыли, пожар был локализован, во многом благодаря смелым действиям шестиклассников – Заворотняка Егора и Серикова Дмитрия. По словам ребят, они сначала услышали крики о помощи, а потом увидели задымившийся дом. Рядом оказались только женщины, так что ребята, несмотря на юный возраст, взяли организацию тушения пожара в свои руки. Времени на раздумье не было, так как огонь быстро распространялся, а по сведениям соседей, в загоревшемся доме находился человек. Не испугавшись, мальчики вбежали в дом, заполненный густым дымом. Домашнее имущество уже горело. Едкий дым резал глаза, ребята пытались найти пожилого человека, который находился где-то в одной из комнат. На их голос никто не отзывался, но подростки, к счастью, всё-таки мужчину обнаружили – он был без сознания. Друзья смогли его поднять и вывести из горящего дома в безопасное место. Пострадавшим оказался владелец дома, которому срочно была оказана медицинская помощь. Когда он пришёл в себя, то рассказал, что пытался своими силами и подручными средствами потушить пожар, но потерял сознание. Как выяснилось, у мужчины было сильное отравление продуктами горения. Спасатели высоко оценили своевременную помощь Егора Заворотняка и Дмитрия Серикова. Ведь благодаря друзьям на пожаре никто не пострадал. С риском для своей жизни подросткам удалось спасти человека



Учитель.

Принять активное участие в судьбе другого человека, помочь, когда это нужно особое качество души. Не каждый решится потратить силы, время, сердечную теплоту на другого человека, даже находящегося рядом. И как здорово, что такие неравнодушные люди есть!

Ученик.

Даша Иванова живёт в Новосибирске, учится в Новосибирском государственном университете. А ещё она волонтёр – помощник незрячей однокурсницы Марины. Началась эта история дружбы в 2015 году, когда Даша узнала, что девушка из её группы нуждается в поддержке. Марине, приехавшей из Казахстана, требовалось помочь сориентироваться в чужом городе, наладить быт, помочь в учёбе. Зрячему человеку порой трудно представить, какое это благо – видеть, и как много даёт ему возможность смотреть на окружающий мир. Даша, словно пропустила историю Марины через себя, постоянно думая о том, что если взяла ответственность, то её нельзя бояться, нужно быть смелым и идти до конца. Но сначала надо решить, сможешь ли ты всё это выдержать. А потом были годы учёбы с жизненными препятствиями, которые девушки преодолевали вместе. Были заслуженные успехи и, конечно, новый опыт. Несмотря на то, что надо было делить своё время с другим человеком, и на постоянную готовность прийти на помощь, Даша ни секунды не жалеет о принятом решении. Она считает, что забота о Марине делает лучше, прежде всего, её саму, помогает воспитывать терпение, учит думать не только о себе. И Даша явно скромничает: не будь она изначально добрым и отзывчивым человеком, вряд ли смогла бы стать человеку с особенностями здоровья близким другом. Летом 2019 года Даша и Марина заканчивают бакалавриат – и это их общая победа и награда. Победа в борьбе с трудностями и награда за доброе сердце, неравнодушие, готовность прийти на помощь не на словах, а на деле.



2 ученик.

В марте, первом месяце весны, на улицах становится необычайно оживлённо, каждый чувствует пробуждение природы и чаще улыбается. Именно в этот месяц дети из Ивановской городской ученической Думы проводят городской благотворительный марафон «Ты нам нужен». За время его существования помощь в городе Иваново получили 716 малышей и подростков. Ежегодный марафон, который устраивают ребята, направлен на сбор средств для оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, остро нуждающимся в экстренной медицинской помощи. Созыв Ивановской городской ученической Думы совместно с партнёрами марафона формирует список детей – благополучателей, предварительно собрав заявки, создаётся комиссия по распределению собранных средств, оказанию медицинской поддержки в рамках государственных программ. На первом этапе марафон «Ты нам нужен» стартует в образовательных учреждениях, учреждениях культуры, спорта и молодёжной политики. Каждое из них организует уроки доброты, ярмарки, концерты, интеллектуальные игры и другие мероприятия. Далее марафон перемещается в четыре крупнейших торговых центра, где проходят концертные и интерактивные программы. Для детей с ограниченными возможностями здоровья спонсоры организуют питание, посещение кинотеатров, игровых залов. В течение недели работают волонтёры, которые собирают пожертвования от жителей города. В конце марафона подводят итоги и награждают активных волонтёров на «Апельсиновой вечеринке». За 11 лет марафона на помощь детям было передано почти 43 миллиона рублей. Уже в таком юном возрасте активисты заботятся о своих маленьких согражданах. Эстафета помощи – от сердца к сердцу – стала прекрасной традицией в Иваново, которую могут подхватить и в других городах.

Ученик.

Железная выдержка маленького спасателя Бесстрашию девятилетнего Павлика Иванова удивляются даже видавшие виды пожарные – несколько секунд на размышление, «железная выдержка». Не растерялся, не запаниковал, всё сделал быстро и правильно. Огонь вспыхнул, когда Паша был на улице, играл во дворе с друзьями. Услышав жуткий треск шифера со стороны сеней своего дома, тут же побежал посмотреть. Открыл дверь, ведущую в сени, и увидел языки пламени. Мальчик незамедлительно ринулся в спальню, где взял сестру, маленькую Алису, на руки и вынес на улицу, затем вернулся в горящий дом за Виолеттой. Он снова побежал в дом, чтобы разбудить маму – опекуна Самаркину Светлану, которая сразу же кинулась на кухню, чтобы закрутить газовый баллон – не вышло, только руки обожгла. Бросилась на улицу. Пока бежала, мысленно в голове пересчитывала детей и внуков. Во дворе её ждали трое старших. Алису, ей был год с небольшим, и двухлетнюю Виолетту Паша сразу отвёл к соседям, которые вызвали пожарную охрану. Едва семья успела отойти на безопасное расстояние, газовый баллон рванул. Обугленные и выпачканные чёрной сажей стены – всё, что осталось от дома. На месте бани, сарая и огорода–выжженный пустырь. Пожар уничтожил и документы, и вещи. Уцелело только несколько фотографий из семейного альбома. Причины пожара пока устанавливаются. Спасатели говорят: обычная шалость – кто-то из соседских детей играл со спичками. Пашу, получившего ожоги, госпитализировали, но врачи обещали, что с его здоровьем всё будет в порядке. Мальчику ещё многое предстоит понять. Но как должен вести себя настоящий мужчина, он уже знает. Сейчас семья живет у родственников. Однако Паша Иванов уверен, что это временно. Помимо обещания маме стать пожарным, он принял ещё одно, не по годам взрослое, решение – у его большой семьи будет новый дом. В родном селе теперь каждый считает своим долгом пожать ему руку.

Учитель. Образ жизни – помогать людям

Выступление ученика 2 группы.

Разбитые крыши, выбитые стёкла, поваленные деревья. Станица Новокорсунская напоминала место после боевых действий. Вот только удары нанесла сама природа. Вечером 30 июня 2018 года у школы было много людей: станичники собирались отмечать День молодёжи. Ожидали праздник, но природа решила преподнести совсем другой сюрприз. Град величиной с яблоко обрушился на окрестности станицы вечером, около 19 часов. Он нанёс ущерб почти каждому дому, не оставил живого места на крышах и стёклах домов, побил машины, уничтожил урожай. Погибло много сельскохозяйственных животных. Как только разразилась стихия, в станице был создан оперативный штаб. Корреспондент газеты «Этаж новостей Тимашевск» Виталий Карнаух выехал на место происшествия сразу же. Оценив масштаб трагедии, Виталий через социальную сеть «Инстаграм» собрал группу волонтёров, которые немедленно приступили к помощи пострадавшим. Это была добровольная работа на пользу обществу и помощь конкретным людям. Волонтёры в основном помогали одиноким пожилым людям, пенсионерам, ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Помощь по хозяйству была как нельзя кстати. Не отказывали волонтёры в помощи и другим новокорсунцам. Ребята разгребали завалы, оставленные обвалившейся кровлей и разрушенными крышами, расчищали дворы от веток, грязи, битого стекла и шифера, помогали спасти уцелевшую мебель, латали дыры в потолках. Стихия осталась позади, но Виталий продолжает ездить к новокорсунским бабушкам, кому помогал в тяжёлые дни, всегда привозит подарки. Молодой человек оказывает одиноким людям своё внимание и по-родственному заботится о них. Когда речь идёт о помощи тем, кто в преклонных годах волей обстоятельств остался одинок, Виталий Карнаух попросту не может оставаться равнодушным и безучастным. Это его образ жизни – помогать людям!

- Задайте друг другу вопросы из опросного листа и запишите ответы в таблицу (да/нет/иногда).



Вопрос

Ответ

Были ли в твоей жизни случаи участия в волонтёрской деятельности?


Как ты думаешь, значение слов «участие в жизни других людей» и «героизм»- одинаковое?


Для тебя важна «доброта»?


Духовные ценности для тебя главные?


Отличаются ли современные дети –герои от обычных детей?






Выступления учеников 3 группы.

Учитель.

Внутри тебя – вселенная!

Каждый человек – хозяин своей судьбы! Может потратить жизнь на решение мелочных задач, а может подниматься к высотам, преодолевая трудности. Всё зависит от того, какое у человека сердце.

  1. Ученик.

Сердце Светы Калачкиной – горячее. Точнее, целая вселенная с миллионом ярких солнц и бесчисленным количеством живых планет. Иначе как объяснить её сильный характер, железную волю и сопротивление трудностям? До трех с половиной лет Света жила в детском доме. Ребёнок с врождённой аномалией ножки, практически не говорящий и плохо видящий, наверняка, станет замкнутым, отстранённым. Но Света была ребёнком общительным, жизнерадостным, легко шла на контакт. А потом в её жизни появились мама и старшая сестра, семья, забота, любовь. И преодоление проблем, прежде всего, проблем со здоровьем. Света училась ходить на протезе, говорить, перенесла несколько операций. И продолжала быть весёлой и жизнерадостной. У Светы появились новые увлечения, в которых она находила применение своим талантам. Занятия плаванием, музыкальная школа. Казалось бы, все испытания позади, теперь всё будет только лучше и лучше...В новой школе, куда Света пошла в пятый класс, произошёл конфликт. Девочка попала в больницу, пережила физическую и душевную травму. Чужая жестокость могла бы сломать её, но этого, к счастью, не произошло. Наверное, внутренний свет этой девочки сильнее и ярче внешней темноты. Упорные тренировки, золотая медаль на первенстве Москвы, серебро на чемпионате Москвы и бронза на первенстве России, звание мастера спорта по плаванию – стали ответом Светы на случившееся. Она опять вышла победителем из непростой жизненной ситуации. Сейчас Светлана Калачкина учится, занимается спортом и мечтает о новых свершениях. Она учится играть на саксофоне, хочет серьёзно исполнять джазовые композиции, а ещё – покорить Эверест и Килиманджаро, помогать другим, делиться своим внутренним светом, своей вселенной!





Учитель.

- Без героев сложно жить «Герои будут всегда, а без них сложно жить», – это слова директора сельской степановской школы, в которой учится семиклассник Никита Карнашенко, который спас пожилого человека из огня.

Ученик.

Ранним январским утром, проснувшись и взглянув в окно, Никита увидел, что в доме напротив из окна вырывалось огненное пламя...Первая мысль подростка была тревожная – он знал, что там живёт 93-летняя бабушка Катя – старенькая и очень добрая. Он также знал, что бабушка Катя жила одна и ей некому было помочь. Никита мгновенно отреагировал на ситуацию. Набросил на себя лёгкую куртку, выбежал на пустынную улицу, которая от бушевавшего пожара была освещена, как будто горели все уличные фонари. Никита знал, что пожар – это едкий дым, угарный газ, которым можно отравиться и потерять сознание. Всё это он изучал на уроках по основам безопасности жизнедеятельности. Подросток, хладнокровно оценив путь, по которому ему придётся попасть в задымленное помещение, прихватил с собой смоченные водой полотенца. Пробираясь сквозь дым и гарь, он стал звать бабушку: «Баба Катя, ты где?» Через какое-то время бабушка отозвалась. Никита пошёл на её голос и нащупал руку старушки. Юноша закрыл лицо бабы Кати мокрым полотенцем, сам тоже дыша в мокрую ткань, вывел бабушку из горящего дома на улицу. Там уже пожарные боролись с огнём. Старенькую соседку, надышавшуюся едким дымом, отвели в безопасное место. Никита же, одетый на скорую руку, не чувствовавший холода, стоял вместе со всеми на улице и смотрел, как работает пожарный наряд. Весть о смелом и благородном поступке школьника быстро распространилась по округе. Одноклассники смотрят на Никиту с уважением. Учителя говорят о нём как о скромном и отзывчивом ученике, получившем много почётных грамот на различных соревнованиях. Теперь у Никиты есть ещё одна награда – медаль МЧС «За спасение».

- Ребята! Сегодня мы с вами обсуждали очень важную проблему, высказывали разные точки зрения и пришли к одному выводу. Какой вывод вы для себя приняли.?

- Каждый человек должен быть готовым нести ответственность за экстремальную ситуацию в жизни, для этого у него должны быть сформированы главные ценности. Назовите их.

(Доброта, отзывчивость на боль другого человека, смелость и мужество для преодоления страха.)



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №22 с. Обильного»













Классный час.

«Горячие сердца»







Остапенко Вера Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №22, с. Обильное

Георгиевский район,

Ставропольский край






2019 учебный год






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!