СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок мужества "900 дней и ночей", посвященный 75 -летию снятия блокады Ленинграда

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок мужества, который был проведен в честь 75-летия снятия блокады Ленинграда для обучающихся  7 класса  в МАОУ СОШ с.Новополеводино.

Просмотр содержимого документа
«Урок мужества "900 дней и ночей", посвященный 75 -летию снятия блокады Ленинграда»

Урок мужества, посвященный 75летию снятия блокады Ленинграда

"900 дней и ночей"

Дата: 28 января 2019 год

Место проведения: кабинет информатики

Время: 13.30.

Цель:  привлечь внимание обучающихся к событиям блокадного Ленинграда, к истории Великой Отечественной войны и нашей Родины.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своему народу, истории, традициям, уважения к великим историческим событиям, к подвигу ленинградцев.

Формировать коммуникативные навыки, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: надписи: Блокада Ленинграда, 1941-1944, 900 дней и ночей, выставка книг о блокаде Ленинграда, презентация, композиция музыкальная "Война".

Ход урока

1. Звучит музыкальная композиция "Война". Беседа с классом. Какие чувства вызывает у Вас эта музыка? Как Вы думаете чему она посвящена? Какая она? Почему?

Ученик: Что может быть страшнее, чем война?!

Лишь слёзы да страдания несёт всем она!

И счастье разбивает у людей,

Любимых разлучает и друзей!

Война- это страшное слово. Это боль, горе, слезы, ужас, стоны и крики детей, матерей. Война- это смерть.. Война- это противное человеческому разуму, самое страшное событие, которое может быть на земле.

(включается видеоролик о нападении Германии на СССР)

Учитель: 22 июня, в 12.00 часов дня, без объявления войны, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, Германия, вероломно нарушив пакт о ненападении, атаковала наши границы во многих местах, подвергла бомбежке наши города... Наше дело правое, враг будет разбит! Победа будет за нами! Началась Великая Отечественная война

(звучит "Священная война")

Ученик: Ах война, что ты сделала подлая

Ахвойначто ж ты сделалаподлая:

Стали тихими наши дворы,

Наши мальчики головы подняли —

Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили и ушли, за солдатом — солдат…

До свидания, мальчики! Мальчики,

Постарайтесь вернуться назад.

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,

Не жалейте ни пуль, ни гранат

И себя не щадите, и все-таки

Постарайтесь вернуться назад. 

Ученик: Ахвойначто ж тыподлаясделала:

Вместо свадеб — разлуки и дым,

Наши девочки платьица белые

Раздарили сестренкам своим.

Сапоги — ну куда от них денешься?

Да зеленые крылья погон…

Вы наплюйте на сплетников, девочки.

Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,

Что идете войной наугад… До свидания, девочки!

Учитель: Все как один встали на защиту нашей Родины. Гитлер хотел захватить нашу страну за 6 недель, с этой целью был принят план "Барбаросса"- блицкриг. Первыми на себя приняли удары врага защитники Брестской крепости. Именно они в течение месяца дрались упорно и яростно с превосходящими силами противника, проявляя высшие образцы мужества и героизма, стойкости и отваги!

Учитель: Гитлер хотел овладеть сходу Ленинградом, но это у него не получилось и тогда он принимает решение блокировать город, взять в блокадное кольцо, и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха просто сравнять его с землёй. На Ленинград было обрушено:

150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и более 100 тысяч зажигательных бомб.

Метро превратилось в бомбоубежище.

Ученик:8 сентября 1941 года фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши. В городе постепенно таяли запасы топлива, продовольствия. Были разгромлены Бадаевские склады.

Ученица:Недели первые блокады,
Бои за Гатчину и Мгу,
Горят Бадаевские склады
На низком невском берегу.
Мука сгорает, над районом
Дым поднимается высок,
Красивым пламенем зеленым
Пылает сахарный песок.
Вскипая, вспыхивает масло,
Фонтан выбрасывая вверх.
Три дня над городом не гаснул
Печальный этот фейерверк.
И мы догадывались смутно,
Горячим воздухом дыша,
Что в том огне ежеминутно
Сгорает чья-нибудь душа.
И понимали обреченно,
Вдыхая сладкий аромат,
Что вслед за дымом этим черным
И наши души улетят.
А в город падали снаряды,
Садилось солнце за залив,
И дом сгоревший рухнул рядом,
Бульвар напротив завалив.
Мне позабыть бы это надо,
Да вот, представьте, не могу, —
Горят Бадаевские склады
На опаленном берегу.

Смерть входила в каждый дом.

Запасов продовольствия с каждым днём оставалось все меньше и меньше.

Ученик: Осенью 1941 года начался голод.  Были введены карточки для получения продуктов  Норма выдачи хлеба рабочим составляла 250 граммов, а служащие и дети получали по 125 граммов. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, целлюлозы, добавляли опилки, жмых, обойная пыль и немного ржаной муки . Давайте посмотрим на рецепт блокадного хлеба.(Показывает рецепт)


Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Есть было нечего: варили кожаные ремни, кисель из клея,

Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.


Учитель: А сейчас Данила Ч. расскажет нам трагическую историю 11 летней ленинградской школьницы Тани Савичевой, которая во время блокады вела свой дневник. В него она записывала даты смерти своих родных. Этот дневник – документ, свидетельство тех страшных и ужасных блокадных и смертных дней.

( демонстрируется дневник Тани Савичевой)

«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.». «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня». 

Ученик: Большая семья Савичевых, в которой Таня была самой младшей, жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки всех родных и сделала её круглой сиротой.

Таня была эвакуирована из Ленинграда на поезде. Эшелон, в котором находилась Таня, неоднократно попадал под бомбёжки, но все-таки детей удалось спасти и вывезти из Ленинграда.

Учитель: Послушайте: «Встречать эшелон к станции вышло много народа. Раненых бойцов привозили постоянно. Но в этот раз людей предупредили, что в одном из вагонов будут находиться дети из блокадного Ленинграда. Поезд остановился. Но из открывшейся двери никто не выходил.  Те, кто решился  заглянуть внутрь, очень долго не могли прийти в себя. Вид у детей был страшен: кости, кожа, дикая и смертельная тоска в огромных глазах».

Все 125 детей были физически истощены.

Два года Таня ещё жила. Но её часто мучили головные боли, у неё открылся туберкулёз, страшное заболевание. А незадолго до смерти девочка ослепла. Тане Савичевой -этой героической девочке поставлен памятник, а ее дневник сейчас находится в музее на Пискаревском кладбище.

Учитель: Враги хотели взять город измором. Они были уверены, что жестокие лишения и голод уничтожат всё человеческое в ленинградцах. А голодные, немощные и обессиленные, мёрзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать, и в конце концов сдадут врагам-фашистам.

Гитлер заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя!»

Но нет, гитлеровцы просчитались. Ленинград не боялся смерти, смерть боялась ленинградцев.

Послушайте рассказ о блокадниках -балаковцах, о детях, которые пережили блокаду и героях- балаковцах, его защищавших.

Ученик: Я хочу рассказать о герое-земляке Волкове М.С., который защищал блокадный Ленинград.( демонстрация портрета и рассказ ученика)

Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

И снова мир с восторгом слышит

Салюта русского раскат.

О, это полной грудью дышит

Освобождённый Ленинград!

Мы помним осень, 41-ый,

Прозрачный воздух тех ночей,

Когда, как плети, часто, мерно

Свистели бомбы палачей.

Но мы, смиряя страх и плач,

Твердили, диким взрывам внемля:

«Ты проиграл игру палач,

Едва вступил на нашу землю!»

А та зима… Ту зиму каждый

Запечатлел в душе навек –

Тот голод, тьму, ту злую жажду

На берегах застывших рек.

Кто жертв не предал дорогих

Земле голодной петербургской –

Без бранных почестей, нагих,

В одной большой траншее братской?!

Но позабыв, что значит плач,

Твердили мы сквозь смерть и муку:

«Ты проиграл войну, палач,

Едва занёс на город руку!»

Учитель: Ленинград продолжал жить, несмотря ни на что. По радио передавали концерты, читали стихи, сводки Совинформбюро. В осаждённом городе продолжали работать 39 школ. Даже в таких жутких условиях дети ходили в школу и учились. Это был настоящий подвиг.

В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах, валенках и не могли взять мел в руки, они коченели.

Дети шатались от голода.  Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось, даже и в школе, прямо в классе во время урока.

Ученица: Девчонка руки протянула,

Уснула.

А оказалось – умерла…

Никто не обронил ни слова.

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон.

Учитель: Вся страна помогала Ленинграду в его героической борьбе.

С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера.

Но поздней осенью Ладога замёрзла и эта единственная ниточка, связывающая город со страной, оборвалась.

И тогда проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей города.

И было так: на всём ходу

Машина задняя осела.

Шофёр вскочил, шофёр на льду.

Ну, так и есть: мотор заело.

Ремонт на пять минут – пустяк,

Поломка эта – не угроза.

Да рук не разомкнуть никак:

Их на руле свело морозом.

Чуть разогнёшь – опять сведёт.

Стоять? А хлеб? Других дождаться?

А хлеб – две тонны! Он спасёт

16 тысяч ленинградцев!

И вот в бензине руки он

Смочил, поджёг их от мотора,

И быстро двинулся ремонт

В пылающих руках шофёра.

Вперёд! Как ноют волдыри,

Примёрзли к варежкам ладони.

Но он доставит хлеб, пригонит

К хлебопекарне до зари.

16 тысяч матерей

Пайки получат на заре  -

125 блокадных грамм

С огнём и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря «священным даром» назван

Обычный хлеб. И тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь!

Ученик: В декабре 1942 года ГКО была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Ей награждали героев, мужественных и стойких, отважных и доблестных. 15000 мальчишек и девчонок были награждены медалью «За оборону Ленинграда». Такой медалью награжден наш земляк, Михаил Семенович Волков ( показывается слайд)

И первая нашла его награда

Медаль «За оборону Ленинграда»...

… Осада длится, тяжкая осада,

Невиданная ни в одной войне.

Медаль за оборону Ленинграда

Сегодня Родина вручает мне.

Не ради славы, почестей, награды

Я здесь жила и всё могла снести:

Медаль «За оборону Ленинграда»

Со мной, как память моего пути.

Ревнивая, безжалостная память!

И если вдруг согнёт меня печаль, -

Я до тебя тогда коснусь руками,

Медаль моя, солдатская медаль.

Я вспомню всё и выпрямлюсь, как надо,

Чтоб стать ещё упрямей и сильней…

Взывай же чаще к памяти моей,

Медаль «За оборону Ленинграда».

Война ещё идёт, ещё осада.

И как оружье новое в войне,

Сегодня Родина вручила мне

Медаль «За оборону Ленинграда».

Учитель: 27 января 1944 года- исторический день, момент, над Ленинградом грохотал праздничный салют. Армии Ленинградского, Волховского, второго Прибалтийского фронтов отбросили немецкие войска от города, освободили практически всю Ленинградскую область.

Блокада, которая длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года была полностью снята. Это была несравненная радость со слезами на глазах, в которую еще очень трудно было поверить.

Ученик: Такого дня не видел Ленинград!

Нет, радости подобной не бывало…

Казалось, что всё небо грохотало,

Приветствуя великое начало

Весны, уже не знающей преград.

Гремел неумолкаемо салют

Из боевых прославленных орудий.

Смеялись, пели, обнимались люди…

Учитель: А сейчас в знак глубокого уважения к подвигу ленинградцев, я предлагаю зажечь свечи Памяти у Портрета блокадного Ленинграда.

( на фоне музыки ученики зажигают свечи Памяти)

Этот день стал одним из самых счастливых и самых скорбных. Кто сумел дожить до этого счастливого дня потерял родных, близких, друзей

Ученик: Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили человек и город!

Год сорок второй…

Полгорода лежит в земле сырой.

Неугасима память поколений.

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье,

И в скорби постоим и помолчим.

Учитель: Прошу всех встать и почтить память жителей и защитников блокадного Ленинграда минутой молчания. ( Звуки метронома)

Прошу возложить живые цветы к портрету блокадного Ленинграда

( звучит музыка, дети возлагают гвоздики)

Ученик: Опять война, опять блокада…

А может, нам о них забыть?

Я слышу иногда:

«Не надо, не надо раны бередить.

Ведь это верно, что достали

Мы от рассказов о войне.

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже, если это правда,

Такая правда –

Не права.

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили.      Как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война.

Ведь эта память – наша совесть.

Она, Как сила, нам нужна!

Учитель: Ленинградцы показали себя настоящими патриотами. Они умирали от голода, несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в своей победе над фашистами. В суровые дни блокады умерли от голода сотни тысяч ленинградцев. Многие из них похоронены на Пискаревском кладбище, где к 15-летней годовщине Победы советского народа над фашистской Германией - 9 мая 1960 года был торжественно открыт мемориал. Это самое памятное место для ленинградцев. На камнях высечены строки пережившей блокаду писательницы Ольги Берггольц – «Никто не забыт, ничто не забыто» 8 мая 1965 года городу Ленинграду было присвоено звание «Город-герой» Давайте, ребята, помнить и никогда не забывать об этом!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!