СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок «Морфология. Имя существительное» с применением метода кластера

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Морфология. Имя существительное» с применением метода кластера

Просмотр содержимого документа
«Урок «Морфология. Имя существительное» с применением метода кластера»









Урок актуализации знаний и умений по теме

«Морфология. Имя существительное» с применением метода кластера













Юнусов Дамир Рамилевич

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Гимназия №2» имени Баки Урманче

г. Нижнекамск



Тема урока: Морфология. Имя существительное

Тип урока : Урок актуализации знаний и умений с применением метода кластера

Дата урока: 11.09.2015

Образовательные ресурсы: учебник, интерактивная доска, рабочие листы: кластер, стихотворение Р.Фархади

Цели урока: знать что такое имя существительное, определять основные его признаки, аргументировать свой ответ и уметь применять свои знания на практике, уметь составлять и заполнять кластер , уметь красиво и грамотно описывать пейзаж

Планируемые образовательные результаты:

Научатся: отличать имя существительное от других частей речи по основным признакам;

Получат возможность научиться: составлять удобные для применения в приобретении новых знаний кластеров, самим определять сложность задания и поставить цель для решения более трудных заданий




Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Организационный момент

Чтобы добрым выдался день, надо просто начать его с улыбки. Добрый день, ребята!

Вот только перед уроком получила странное письмо и на конверте в графе «кому»- « на урок русского языка» , а « от кого»- из королевства Морфологии. Давайте зачитаем?

« Добрый день! Пишет вам из далекой и многовековой страны Морфология его царь- Великий Могучий Язык! Живем мы очень дружно, все части речи : а их у меня 11, четко выполняют свои функции. Самостоятельные части речи ,как положено , делают нашу речь богаче, изменяются по числам, родам, спряжениям, временам, а служебные им усердно помогают. Решил я перед новым годом всем частям речи подарки преподнести. И вот желание одной из них « Хочу чтобы мне очень умные дети построили дворец и чтобы там все было по порядку и все понятно». А имя ее угадайте по загадке, которую она для вас придумала.

«Школа, дом, трава, земля. Любой предмет обозначаю я. Кто? Учитель, врач, сосед. Что? Диван, велосипед. Бываю разного я рода: Тротуар, окно, природа. Изменяюсь по числам, по падежам. Спешу я в гости к ученикам. Вот какая я часть речи удивительная, Называюсь я ...(существительное).

Уч-ся сами выводят тему урока по письму и загадке

Познавательные: Анализировать, делать выводы


Регулятивные: 1.Формулировать вопрос урока и его цель

2. Искать пути решения проблемы

Актуализация знаний

Вот к письму прилагается и проект дворца. А назовем мы его на современный лад, « Кластер для имени существительного». Ребята, что такое кластер? Я предлагаю построить ей трехэтажный небольшой, но уютный дом. А почему трехэтажный- догадайтесь сами( плакат с морфологическим разбором существительного из трех основных частей»). К проекту дома приложены подсказки, которые помогут нам выполнить новогоднее желание имени существительного.



1.Высказывают свои определения слова «кластер».

2.Рассуждают и вместе приходят к мнению , что морфологический разбор существительного состоит из 3 пунктов.

3. Уч-ся вспоминают определение имени существительного

Регулятивные:

1. Высказывать предположения.

2. Искать решения проблемы.

3. Высказывать и аргументировать свое мнение

Изучение материала

1.Ребята, а какая часть в доме является главной , с чего начинается стройка? Правильно все держится на фундаменте.

2. А как вы думаете, какой раздел русского языка является фундаментом для существительного?

3. Итак, приступаем к заселению. На первом этаже должны жить две важные персоны из правила о существительном. Ребята, вспомним правило, которое нам знакомо еще с начальной школы. Что же из правила мы можем заселить в кластер?

4. А дальше заселять дом нам сегодня поможет стихотворение Раима Фархади « Земные слова». Сестры Гайфиевы подготовили выразительное чтение данного произведения.

5. Чтобы быстрее и веселее работалось, взяли карандаши и подчеркнем все существительное. И вот первый претендент на второй этаж нашего кластера. Вопрос: чем различаются слова: Родина, счастье, хлеб?

6. А теперь в тетрадях ,под каждым словом, написали еще по 2 слова этого же рода.

7. А теперь математическая задачка. Сколько существительных в тексте? 1 варианты- выписывают в тетрадь существительные в ед. числе, а вторые варианты- во мн. числе.

8. В стихотворении есть такие добрые, светлые и красивые слова «Мир и дружба», «Люди и дети». Чем отличаются эти две пары слов? А как отличить?

9. А рядом хочет жить еще одна пара. Отгадка в задании наоборот. Я читаю, а вы выдаете свою версию. Раим Фархади «Земные слова» - это слова…. Хлеб, утро, работа - это слова….

10. А вот следующих двух жильцов я предлагаю поискать вам с помощью слов: планеты, о словарях, волной, дружба. Записываем их в столбики и вместе думаем, кто будет жить в окошке этого кластера? И еще один вопрос созрел: какие падежи мы забыли. И слов какого падежа в тексте больше всего.

11. У нас почти полностью заселен второй этаж. А какой морфологический признак мы забыли? Правильно - склонение. А теперь по цепочке читаем все слова и определяем склонение. Ну вот и готов наш второй этаж. А как мы его назовем?

12. Что еще важно для имени существительного. Что мы определяем?

13. А заселить третий этаж нам поможет вот этот пейзаж. Сейчас мы вместе напишем мини-сочинение. . Первый ряд придумывает по картине предложения, чтобы имя существительное являлось подлежащим, второй-дополнением, третий ряд- обстоятельством. Я тоже внесу свою лепту. Мое существительное будет в предложении - сказуемым.


2. Ответы аргументируются: морфология, грамматика, орфография, приходят к одному мнению.

3. Проговариваем правило, вписываем в нижние окошки кластера: кто? Что? И « Общее значение.

4. Учащиеся подготовили выразительное чтение. На рабочих столах лежат рабочие листы, на одной из них текст стихотворения.

5. В рабочих тетрадях записываем в 3 столбика эти слова. Ответ: род. Ответивший ученик вписывает его в кластер.

6. Самостоятельно записывают.

7. Ответы разные: 33 или 34. Слово «суть» ясна не всем ученикам, вместе объясняем смысл этого слова. Ученик первым выдавшим ответ записывает в кластер слово « число».

8. Ученик записывает в кластер «одуш. и неодуш.».

9. сообща приходим к выводу и записываем в кластер «собственные и нарицательные имена».

10. Записываем в кластер: падеж.

11. Учащиеся вслух определяют склонение, обосновывая свой ответ. Второй этаж называется - морфологические признаки.

12. Дети сообща приходят к мнению: чем является в предложении или синтаксическая функция существительного.

13. Дети рассматривают картину, делятся впечатлениями.

14. Учащиеся зачитывают свои предложения, определяя член предложения. И вписываем в кластер: подлежащее, дополнение, обстоятельство, сказуемое.


Познавательные:

1.Использовать орфографические правила.

2.Анализировать, делать выводы

3.Владеть приемами отбора и систематизации материала.

4.Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

5. Уметь классифицировать предметы на основе существенных признаков

6. Сравнивать предметы, находить общее и различное


Регулятивные:

1.Высказывать предположение на основе наблюдений.


Коммуникативные:

1.Уметь работать в коллективе, приходить к общему мнению, доказывать свою правоту и наоборот.

2.Уметь слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения



Личностные:

1. Уметь выразительно читать поэтический текст.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!