Власова Светлана Викторовна,
учитель начальных классов,
Пермский край, Карагайский район, с.Юрич
МБОУ «Юрическая ООШ»
Урок русского языка
Класс: 3
Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих»
Цель урока: формировать умение писать имена существительные с шипящим звуком на конце мужского и женского рода.
Тип урока: рефлексия.
Планируемый результат:раздел «Орфография и пунктуация». Учащиеся научатся применять правило правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих, научатся находить и исправлять орфографические ошибки.
Инструменты оценки: «лесенка» успеха, словесно.
Ход урока
Организационный момент.
Учитель создает у учащихся положительный настрой на учебную работу.
«Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи»
1. МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Задание: прослушать стихотворение и определить, о какой части речи в нём говорится.
Знаю я теперь отныне - Есть одно такое имя - Назовёт любой предмет
И на всё нам даст ответ.
Это главная часть речи,
Обозначает всё на свете,
Без неё никак нельзя
… ура!
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (Продолжим разговор об именах существительных)
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ.
- Чтобы узнать что-то новое, надо что сделать сначала? (повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке).
- На «лесенке» обозначьте, где вы сейчас находитесь по данной теме урока.
(На доске и на каждой парте у учащихся карточки со словами)
Тетрадь, воробьи, воскресенье, пальто, мяч, речь.
Задание 1. Прочитайте слова на карточках и расскажите всё о них, что можете;
- Какие задания к этим словам вы можете предложить?
Вывод: (это имена существительные, в словах тетрадь, воробьи, слова из словаря)
- Предлагаю распределить слова на группы, используя знания о написании ь.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ.
Учащиеся называют правило написания Ь, которые отнесли к каждой группе. Прикрепляют на доске карточки (в процессе работы на доске составляется таблица)
Разделительный Ь Ь
воробьи для обозначения речь
воскресенье мягкости согласных мяч
тетрадь, пальто
- Написание каких слов не обосновали правилом? (мяч, речь)
-Почему же вы не смогли полностью справиться с этим заданием? (Мы не знаем правила написания Ь в именах существительных после шипящей).
-Прежде чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель и учебную задачу?)
-Какова будет цель дальнейшей работы?
(УЗНАТЬ АЛГОРИТМ написания Ь в именах существительных после шипя-щих).
- Сформулируйте тему нашего урока. (Тема урока «Ь знак в именах существительных после шипящих»)
-Сегодня на уроке мы познакомимся с орфограммой «Буква Ь в именах существительных после шипящей».
3. Познавательная деятельность. (Открытие новых знаний)
1. Проанализировать название новой орфограммы.
2. Продумать и сформулировать алгоритм действий правильногонаписа-нияЬ в именах существительных после шипящих.
3.Составить опорный алгоритм.
4.Представить свои результаты. Объяснить свои действия.
Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе. (На работу в группах отводится 5-7 минут).
РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание для 1 группы. Мяч, дочь.
Задание для 2 группы. Гараж, ночь.
Задание для 3 группы. Мышь, нож.
Задание для 4 группы. Карандаш, речь.
Предъявление результатов работы от групп.
У доски отвечают по одному представителю от группы.
Общий вывод (алгоритм) работы со словами:
1.Услышав шипящий на конце слова – узнай часть речи.
2.Род имени существительного.
3.Существительные м.р. – ь не пишется, существительные ж.р. – ь пишется.
Пользуясь алгоритмом, сделайте вывод о написании Ь в именах существительных после шипящей.
Сверим наш вывод с правилом в учебнике.
(Заполняем последнюю графу в таблице – Ь в именах существительных после шипящих).
Физминутка.
Мы задания выполняли
И немножечко устали.
А теперь пришла пора
Отдохнуть нам всем, друзья.
-Я буду называть существительные, а вы, если в слове мягкий знак пишется приседаете, если не пишется –хлопаете: ночь, клещ, вещь, дрожь, малыш, шалаш, кирпич, грош, мышь, товарищ, мяч, печь.
4. Самостоятельная работа №1
- Возьмите конверт и найдите задания к самостоятельной работе №1.
1.Спишите, вставьте пропущенные буквы.
Весёлаямолодеж…, колючий ёж…, скораяпомощ…, тёплый плащ…, хорошая реч…, спелая рож….
Отгадайте загадки. Запишите отгадки в два столбика:
Палочка волшебная есть у меня, друзья,
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолёт и большущий пароход. (карандаш)
В избе – изба, на избе – труба.
Зашумело в избе, загудело в трубе.
Видит пламя народ, а тушить не идёт. (печь)
Подходить к дому стала –
С неба солнце украла. (ночь)
Пролежит он без внимания целый день в твоём кармане.
Без него домой придёшь –
В дом никак не попадёшь. (ключ)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не входят звери. (ёж)
Эта маленькая крошка рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна.
В норке прячется она. (мышь)
3.Вставь пропущенные буквы. Найди лишнее слово. Напиши почему оно лишнее. Напиши ликсическое значение слова.
Глуш…, пейзаж…, этаж…, малыш…
5. Самопроверка по эталону.
- Стоп, время закончилось. (на доске появляется образец)
- Проверь свою работу по образцу.
- Рядом с заданием поставьте «+», если ответ совпал,
«?», если ответ не совпал.
- Поднимите руку, у кого не было ошибок. Вы получите интересное задание.
Самостоятельная работа №2 (аналогичная, выполняют только те ученики, которые сделали ошибки в работе №1)
Самостоятельная работа №3(выполняют учащиеся, которые выполнили работу №1 без ошибок):
Задание №1.
Выбери имена существительные и запиши в единственном числе, обозначь их род.
Спелый, камыши, печи, вдруг, лучи, она, убежал, ночи, крикнул, сычи.
Задание №2
Спишите словосочетания, вставьте нужные слова с шипящей на конце.
Перочинный …, холодный …, полярная …, душистый …, скорая …, звонкий…
Задание №3
– Выполните задание с «ловушкой». Напишите в чём «ловушка»?
(Это совсем другая орфограмма).
Ноч.. – ноч..ка, доч..- доч..ка
Задание №4
Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенную букву. Обведи овалом «лишнее» слово. Составь предложение с «лишним» словом (по выбору)
Карандаш… плащ… мыш… шалаш…
Кирпич… мелоч… ноч… доч…
Туш… ключ….вещ…. печ….
Грач….помощ…. палач….калач….
6. Самопроверка самостоятельной работы №3 (по эталону на обратной стороне карточки)
Критерии оценки:
правильность написания имён существительных с шипящей на конце.
7. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Какую учебную задачу ставили перед собой?
- Достигли вы этих целей? Докажите.
- У кого остались затруднения? Над чем вам ещё вам будет поработать?
- На «лесенке» обозначьте, где вы сейчас находитесь по данной теме урока.
Продолжите фразы:
-До этого урока я не знал(а)…
-Теперь я знаю….
-Могу…
-Результатом своей работы на уроке я …..
-На уроке я работал(а)…
-Моё настроение…
- Хочу сказать спасибо…
-Я очень рада, что этот урок был для вас интересным, полезным и вам легко на уроке работалось. Спасибо за работу!
8.Домашнее задание.
Записать 5-7 пословиц по теме урока.
Список литературы:
Т.Н.Ситникова, И.Ф. Яценко, Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по русскому языку, 3 класс. – М. «ВАКО», 2012 г.
Ресурсы Интернет