Муниципальное казенное образовательное учреждение
Обуховская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока по математике
с использованием ИКТ для 1класса
по теме
Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»
Автор. Боталова Светлана Николаевна,
учитель начальных классов,
[email protected]
с. Обуховское
2015г.
Предмет: математика
Класс: 1
Программа. «Гармония», автор учебника Н.Б. Истоимина
Тема урока: Предметный смысл отношений «больше», «меньше», «столько же»
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: формировать умение сравнивать группы предметов, используя отношения «больше», «меньше», «столько же»
Задачи:1. Формировать представление о способах установления взаимнооднозначного соответствия между предметными совокупностями;
2. формировать умение выбирать основание для сравнения и классификации, осуществлять эти операции;
3. формировать умение устанавливать правило, по которому составлен ряд фигур;
4. формировать умение выдвигать предположения, делать выводы
5. формировать умение работать в паре
Планируемые результаты:
Предметные: умение сравнивать группы предметов, используя отношения «больше», «меньше», «столько же»
Метапредметные:
Регулятивные: совместно с учителем ставить учебную задачу; осуществлять действие проверки;
Познавательные: умение проводить сравнение, выбирать основание для классификации объектов, выполнять действие группировки
Коммуникативные: умение участвовать в коллективном обсуждении, навыки учебного сотрудничества при работе в паре
Оборудование.
Технические средства обучения: компьютер, проектор
Демонстрационный материал: презентация к уроку
Раздаточный материал: набор геометрических фигур для работы в паре
Тетрадь на печатной основе Истомина Н.Б., Редько З.Б. Тетрадь по математике№1 - Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2014
Содержание
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Прозвенел звонок. Значит, начался урок. -Какой урок начался? -Чему учит математика? Чему вы уже научились на предыдущих уроках? Давайте поупражняемся в этих умениях. | Отвечают на вопросы учителя. |
Актуализация знаний | Посмотрите на экран. (слайд 2). - Какие фигуры увидели? -Чем отличаются фигуры? -Давайте пересчитаем фигуры. (счёт вперёд и обратно с называнием фигур). - Какая фигура находится между красным кругом и желтым треугольником? - Какая фигура находится между синим кругом и зеленым треугольником? - справа от желтого круга? - слева от синего круга? - Кто заметил, по каким правилам расположены фигуры в ряду? (чередуется размер фигур, после треугольника следует круг, после круга квадрат, после квадрата треугольник; синий-красный-зелёный-желтый) 2. У вас на парте в конвертах лежат эти же фигуры. Я закрываю ряд фигур. А вас попрошу в паре выложить фигуры, соблюдая указанные правила. -проверьте свою работу. - из предложенных фигур выберите 1, которая продолжит ряд? Оцените работу своей пары с помощью смайликов. Удалось ли соблюдать закономерность? Удалось ли работать дружно? -По какому признаку можно разбить фигуры на группы? -разделите фигуры на группы по форме. -Можете ли вы сказать поровну ли у нас кругов и квадратов? -как вы это узнали? | Находят отличия фигур. Пересчитывают фигуры Находят фигуры по заданным параметрам Отыскивают закономерности в построении ряда фигур Работают в паре, по памяти, соблюдая названные закономерности выстраивают ряд фигур, продолжают ряд по заданному правилу, оценивают результат работы пары Находят основания для классификации фигур Классифицируют фигуры на основе указанного признака |
фиксирование затруднения и постановка проблемы | - А можно ли не пересчитывая фигуры, узнать что их поровну? Почему кто-то говорит можно, а кто-то нельзя? Кто же из вас прав? Мы этому не учились, поэтому у нас возникли разногласия. Так кто же догадался, чему мы сегодня будем учиться? (сравнивать количество предметов разными способами) | Высказывают свое мнение Формулируют цель урока |
Построение проекта выхода из затруднения | Посмотрите на слайд(слайд 3): что происходит с фигурами? Как они выстроились? (под каждым кругом квадрат) Что можете сказать про количество кругов и квадратов? (поровну) - как не пересчитывая узнать поровну ли треугольников и квадратов? (положить под каждый треугольник квадрат) - проверьте, поровну ли? -что заметили, у всех ли треугольников есть пара? Что можем сказать о количестве квадратов и треугольников? (треугольников больше, квадратов меньше) - а теперь посмотрите на мой рисунок. Можете ли вы не пересчитывая сказать, каких фигур больше?(слайд 4) (можем, если поставим парами) -Но передвинуть фигуры я не могу. Как тогда быть? (выслушиваются предположения). - посмотрите на слайд (слайд ), что произошло? (фигуры соединили линиями) Как фигуры соединили? (соединяли попарно солнышки и облака) -что заметили? (солнышко осталось без пары). -Какой вывод о количестве солнышек можем сделать? - так как же можно не пересчитывая предметы узнать поровну ли их? Какие слова можно использовать при сравнении количества предметов? | Наблюдают за изменениями на слайде, описывают действия, формулируют вывод |
Первичное закрепление. | Откройте тетрадь на печатной основе на с.11 №20. (слайд 5) Прочитаем задание. –что нужно сделать? - как можем узнать, каких животных больше? - что узнали о количестве черепах? А рыбок? Почему сделали такой вывод? (у 1 черепахи не было пары) - а теперь по моему сигналу на листочке, слева от черты начните рисовать круги. По сигналу стоп остановитесь. А сейчас я попрошу вас нарисовать справа столько же треугольников. Как вы это будете делать?( для каждого круга рисовать пару). Так, что нужно сделать, чтобы изобразить такое же количество предметов, а чтобы их было больше? -оцените с помощью смайликов, знаете ли вы , как можно сравнить количество предметов. Почему подняли смайлик с улыбкой? Почему грустный? | Объясняют. Как можно выполнить задание, 1 учащийся выполняет задание у доски, остальные – в тетради на печатной основе Рисуют круги и квадраты Оценивают свои знания |
Самостоятельная работа с самопроверкой и включение в систему знаний | -а теперь я вам предлагаю проверить ваши умения и выполнить задание самостоятельно. Печатная тетрадь с 12 №22, 23. Какое умение вам понадобилось при выполнении задания? (умение сравнивать количество предметов) - какими способами вы это можете делать? -проверьте, правильно ли у меня выполнено задание? (слайд 6) (на слайде допущены ошибки) - в чем ошибки? | Самостоятельно рисуют в тетради круги, используя отношение «Больше, меньше» Проверяют выполнение на слайде, отыскивают ошибки, проверяют выполнение задания у себя |
Рефлексия учебной деятельности | - оцените свои умения с помощью смайлика. Улыбающийся смайлик- я выполнил задание без ошибок. Спокойный смайлик- у меня была 1 ошибка. Грустный смайлик- 2-3 ошибки. Почему так себя оценили? В чем нужно еще разобраться? В чем потренироваться? Какие задачи поставим на следующий урок. (потренироваться в сравнении количества предметов) | Оценивают свои умения выполнять задания, используя понятия «больше, меньше» Формулируем задачи на следующий урок |
Краткие рекомендации к использованию презентации.
Переход к следующему слайду осуществляется по щелчку мышкой.
Слайд 2. используется на этапе актуализации знаний в качестве иллюстративного материала, а также с целью осуществления самоконтроля правильности выполнения задания – с помощью функции «Анимация». По щелчку мышки увеличиваются в размере фигуры – являющиеся правильным ответом, подставляются различные фигуры для продолжения закономерности. Учащиеся оценивают правильность выполнения задания и проверяют свои действия.
Слайды 3 , 4 используется на этапе построения проекта выхода из затруднения – для демонстрации способов установления взамнооднозначных соответствий. С помощью щелчка мышки фигуры на слайде 3 выстаиваются в пары, на слайде 4 – соединяются линиями в пары.
Слайд 5 – используется на этапе первичного закрепления. При наличии интерактивной доски, либо белой доски возможно выполнение задания на доске одним из учащихся
Слайд 6- используется , на этапе самостоятельной работы с самопроверкой – с целью осуществления самоконтроля. По щелчку мышки – исчезают лишние фигуры, либо появляются недостающие.