СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной  информации.

Цели по содержанию:

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы.                                                                         -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.       

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник  «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе по теме «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями»»











Урок математики в 5 классе по теме

«Сложение и вычитание дробей

с одинаковыми знаменателями»







Технологическая карта урока по математике в 5 классе

Тема урока: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.

Класс: 5

Дидактическая цель: создать условия для формирования новой учебной информации.

Цели по содержанию:

-обучающие: научить выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; повторить понятия «Правильная, неправильная дробь», обобщить и закрепить знания учащихся по сравнению дробей.

-развивающие: развивать внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать делать выводы. -воспитательные: воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями; способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения.

Задачи: получить новые знание по теме сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями; учиться работать самостоятельно, делать выводы.

Тип урока: урок усвоения нового материала

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, в группах.

Формы контроля: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль.

Методы обучения:

По источникам знаний: словесные, наглядные;

По степени взаимодействия учитель-ученик: беседа;

Относительно дидактических задач: подготовка к восприятию;

Относительно характера познавательной деятельности: репродуктивный, частично-поисковой, практический.

Учебно-методическое обеспечение: учебник «Математика. 5 класс» автора Виленкина Н.Я., презентация.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, мел.



Этапы урока

Задачи этапа

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой на работу.

Обеспечить мотивацию учения детьми, принятие ими целей урока.


4 мин

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. (слайд№3)

-Вспомните, с чем вы знакомились на прошлых уроках?

К нам на урок сегодня пришёл

Незнайка и попросил помочь ему разобраться с понятием обыкновенные дроби и научится задачи с помощью дробей. И как вы уже догадались, на этом уроке мы продолжим работу с обыкновенными дробями.

-Тема сегодняшнего урока (слайд №1) «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».


-Какие цели мы поставим на данном уроке? (слайд № 4-7)

-Цели поставлены, но, как вы знаете, для достижение их надо вспомнить изученное ранее.

Включаются в деловой ритм урока.



С обыкновенными дробями. Научились отличать правильные и неправильные дроби и сравнивать их.



Учащихся пишут дату и тему урока в тетради.

Цели урока:

-выявить правило и научиться выполнять сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

-развивать внимание, логическое мышление, грамотную математическую речь.

-воспитывать аккуратность при записи примеров и задач с обыкновенными дробями.



Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и умений

Актуализация опорных знаний и способов действий;

повторение умения переводить текст в запись в виде дроби, восстановление определения правильной и неправильной дроби, фиксирование индивидуальных затруднений

8 мин


И вот первые вопросы от Незнайки;


-Чем натуральные числа отличаются от дробных?


- Что показывает знаменатель и где его пишут?

- Что показывает числитель и где его пишут?


Работа с рисунками.(слайд №8-11)


-Прочтите полученные ответы, а как ещё читаются эти дроби? (слайд №12)

Устная работа. (слайд№13)

-Помогите Незнайке собрать груши, на которых записаны неправильные дроби.

-Какую дробь называют правильной?

-Какую дробь называют неправильной? (слайд №14)


Самостоятельная работ. (слайд №15).


Целые числа обозначают целые единицы а дробные –части единиц.


Знаменатель показывает, на сколько долей делят и пишут его под чертой.


Числитель показывает, сколько долей было взято и пишут его над чертой.


Учащиеся пишут ответы на вопросы по слайдам в тетради.


1/2 - Половина

1/3 - треть

1/4 - четверть

𝟖/𝟖; 𝟏𝟕/𝟏𝟑; 𝟏𝟏/𝟗.


Дробь в которой числитель меньше знаменателя, называет правильной дробью.


Дробь в которой числитель больше знаменателя, называет неправильной дробью.


Работа в парах. Учащихся меняются тетрадями и выполняют проверку оценивая друг друга.


Личностные: оценивание усваиваемого материала. Коммуникативные: умение использовать речь для регуляции своего действия, строить понятные для окружающих высказывания.

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Познавательные: структурирование собственных знаний.


3.Целеполагание и мотивация.

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока


8 мин

Ребята Незнайка очень удивлен, что дроби можно сравнивать так легко. Покажем ему, что ещё можно выполнит с обыкновенными дробями. Предлагаю построить ломаную из трёх отрезков по 2 см каждый и вычислить её длину в см. (слайд № 16)


Проблемная ситуация;

-Попробуйте вычислите длину ломаной в дм.

Подсказка:

-Найдите какую часть составляют 2 см от дециметра. (слайд №17-18)

-Каким образом вы смогли вычислить длину в дм?


А теперь попробуем вместе сформулировать правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. (слайд№19)

Запишем правило сложения с помощью букв.


Незнайка попросил помочь ему решить задачу. (слайд № 20)

- К нему в гости пришли друзья, он решил угостить их яблоками положил на тарелку 10 (долей), 4 доли съели сколько долей осталось?

-С помощью какого действия решили задачу?


Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Запишем это правило с помощью букв. (слайд № 21)


В тетради выполняют рисунок и вычисляют; 2+2+2=6см.






Учащихся сталкиваются с проблемой


2см от дм., 2/10дм.


Отмечают на рисунке и снова вычисляют длину ломаной.



2/10+2/10+2/10=2+2+2/10=6/10


Выполнили сложение дробей.


При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляется тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв

+ = .

10/10-4/10=10-4/10=6/10


При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.

В тетради записывают правило с помощью букв



Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные:

проявление активности во взаимодействии для решения познавательных задач; умение использовать речь для регуляции своего действия, строение понятные для окружающих высказывания.

4. Применение знаний и умений в новой ситуации

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями».

7 мин

- Итак одну из обучающих целей нашего урока вы выполнили ,выявили правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями осталось научиться применять эти правила на практике. Для этого поработаем с учебником; (слайд № 22)

1.Стр. 156, №1005.

  • Какова масса помидоров?

  • Какова масса огурцов?

  • Как найти массу салата?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

2. Стр. 156, №1006.

  • Чему равна масса станка?

  • Чему равна масса упаковки?

  • Как найти массу станка с упаковкой?

  • Решите.

- Прочитайте ответ.

3. Стр. 156, №1008.

-Какую массу гвоздей получила первая бригада?

- На сколько тонн меньше получила вторая бригада?

-Сколько тонн гвоздей получила вторая бригада?


Решение задач по новой теме



№1005

(кг) салата

Ответ: (кг).


№1006

(т) масса станка и упаковке вмести.

Ответ: (т).



№ 1008

(т) гвоздей получила вторая бригада.

Ответ: (т).

Познавательные: формирование интереса к данной теме.


Личностные: формирование готовности к самообразованию.


Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.


Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

2 мин

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

(слайд № 23) Физкультминутка

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.


6. Первичное закрепление

Установление правильности и осознанности изучения темы.

Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

8 мин

-Далее я предлагаю вам проверить, как вы усвоили правила, выполнив самостоятельно № 1011, стр. 156.

- Первые пять учеников справившихся с работой получают оценки.

-А чтобы мы смогли быстро проверить правильность решения. приглашаю к доске 4 ученика. У доске каждый выполняет по одному столбику.


К нам за помощью обратился Незнайка, он просит вас, проверить работу которую он выполнил. ( слайд №24)





№ 1011

Решение с комментированием;


а) ; в) ;


б) ; г)


д) ; е) ;


ж); з).


Самостоятельная работа: (слайд № 25)

Регулятивные:

осуществление констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Познавательные: - умение ориентироваться в системе своих знаний, Коммуникативные:, контроль, коррекция, оценка.

7. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

3 мин

-Что изучили сегодня на уроке?

-Кто желает сформулировать правило нахождения сложения дробей с одинаковыми знаменателями.

Кто желает сформулировать правило нахождения вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.


Учащихся формулируют правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные:;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Регулятивные: умение самостоятель-

но анализировать правильность выполнения действий и вносить необходи-

мые коррективы.

8. Рефлексия (подведение итогов урока)


3 мин


Было трудно …

Было интересно …

Я научился …

Меня удивило …

У меня……….настроение? (слайд № 26)


Учащихся отвечают на вопросы.

Высказывают свои мнения.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

Коммуникативные: умение анализировать собственные успехи, неудачи, определять пути коррекции.

Познавательные: рефлексия.

9. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

2 мин

Сообщает домашнее задание:

Прочитать теоретический материал п.26 на стр.158.

Выполнить письменно

№1017, №1019, №1020. (слайд № 27)

Открывают дневники, записывают домашнее задание, задают вопросы.



Литература:

1. Виленкин Н.Я., «Математика 5», «Мнемозина», 2007 г.

2. Чесноков А.С., «Дидактические материалы по математике, 5 кл», М, 2006 г

3. Супер-физкультминутка http://videouroki.net/diski.php


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!