Дата___________
Класс__________
Урок №10
Тема. Десятичная система записи натуральных чисел.
Цель урока.
Развить грамотную математическую речь учащихся;
Воспитать интерес учащихся к предмету;
Систематизировать и обобщить знания, учащихся по теме: «Натуральные числа»;
Ввести понятия: десятичная система записи чисел.
Оборудование: ручка, учебник, тетрадь, мел, доска.
Ход урока
1.Организационный момент.
Добрый день, ребята! Присаживайтесь! Кто дежурный в классе? Есть ли отсутствующие?
2. Актуализация опорных знаний.
Устный опрос:
- какие числа мы называем натуральными?
- существует ли первое и последнее натуральные числа?
- нуль является натуральным числом?
- скажите, какой ряд называется натуральным рядом чисел.
3. Изучение нового материала.
Практическая деятельность потребовала ни только умение считать, но и умение записывать числа. В старину для записи натуральных чисел использовались и особые рисунки, и черточки, и буквы.
В настоящее время принята десятичная система счисления, в которой числа записывают при помощи десяти знаков:
0,1,2,3,4,5,6,7,8,9.
Эти знаки называют цифрами.
При этом одна и та же цифра имеет различное значение в зависимости от места, где она расположена в записи числа.
Пример: в записи числа 777первая справа цифра 7-семь единиц, вторая - семь десятков, третья - 7 сотен.
Поэтому десятичную систему счисления называют позиционной.
Важную роль в десятичной системе счисления играет число 10.
Десять единиц называют десятком, десять десятков - сотней, 10 сотен тысячей.
Рассмотрим таблицу на стр.7
Натуральные числа, записанные одной цифрой, называют однозначными, а записанные несколькими цифрами - многозначными.
Примеры.
Первая цифра справа в десятичной записи числа называется цифрой первого разряда, вторая цифрой второго разряда ит.д.
Первая цифра слева в записи натурального числа называют цифрой высшего разряда. Она всегда отлична от нуля.
Чтобы прочитать многозначное число цифры в его записи разбивают справа на лево, на группы, по три цифры в каждой. Эти группы называются классами.
Первый класс, справа называют классом единиц, второй класс тысяч, третий миллионов и т.д.
Рассмотрим таблицу на стр.8
Пример:
148 951 784 296
148 миллиардов 951 миллион 784 тысячи 298
!Каждое натуральное число можно записать в виде суммы разрядных слагаемых.
Пример:
99 состоит из 9 десятков и 9 единиц
99=9*10+9*1
3278 состоит 3 тысяч 2 сотен 7 десятков и 8 единиц
3278=3*1000+2*100+7*10+8*1
4. Закрепление полученных знаний и умений учащихся.
№12 (устно), 14.
5. Физическая минутка.
Дружно по лесу гуляем (шаги на месте)
И листочки собираем (наклоны вперед)
Собирать их каждый рад
Просто чудный листопад! (прыжки на месте, с хлопками в ладоши)
6. Решение примеров.
№18, 19 (а-е)
7. Итоги урока.
Выставление оценок за урок.
8. Домашнее задание. Глава 1. п.1.2, №12, №19 (ж-м), №20
Урок окончен!
Спасибо за внимание!