Тема урока: Сложение и вычитание многозначных чисел.
(4 класс)
Цели:
1. актуализировать знания устной и письменной нумерации многозначных чисел, разрядного состава числа, соотношения между соседними разрядными единицами;
2. тренировать устные приемы сложения и вычитания, мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
3. вывести способ сложения и вычитания многозначных чисел в столбик на основе изученных приемов сложения и вычитания трехзначных чисел;
4.тренировать способность к самоконтролю и самооценке;
5. развивать навыки взаимопомощи и сотрудничества.
Ход урока
I. Самоопределение к учебной деятельности.
На доске карточка с записью: Школа – это детская страна, где много света и тепла, где много счастья и добра.
Здесь же нарисован рисунок, изображающий восхождение к
вершине знаний.
- Прочитайте высказывание. Вы согласны?
- Как вы думаете, что надо сделать, чтобы учение было не в тягость, а в радость?
- А чтобы на каждом уроке подниматься к вершине радости, надо помнить, какие трудности уже преодолели. Скажите, что мы уже знаем и умеем?
- Вспомните, закончили мы изучение многозначных чисел? Почему вы так считаете? (Пока нет, еще не изучали действий с числами).
- Сегодня мы продолжим работу над многозначными числами.
Личностные УУД (нравственно-этическая ориентация)
II. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.
1) Чтение и запись многозначных чисел.
- Запишите числа под диктовку:
5 млн. 6 тыс. 72; 2 млрд. 34 млн. 1; 7 млрд. 409 тыс.
- Сколько единиц в разряде сотен тысяч в 1 числе? Во 2 числе? В 3 числе? (В 1 числе 0 сотен тысяч; во 2 числе – 0 сотен тысяч; в 3 числе – 4 сотни тысяч.)
- На что похожа запись каждого класса многозначного числа? (На запись трехзначного числа.)
- А чем отличается? (В каждом классе, кроме старшего, записываются все три цифры, а в трехзначных числах 0 впереди не пишется – получается двухзначное или однозначное число.)
- Что обозначает цифра 0 в записи числа? (Единицы отсутствуют в разрядах: сотен тысяч, десятков тысяч, сотен класса единиц.)
- Сколько сотен в одной тысяче? (10 сотен.) Почему? (Каждая единица содержит 10 единиц младшего разряда.)
- Сколько десятков тысяч в 1 сотне тысяч? (10 десятков тысяч.) Почему? (10 единиц каждого разряда образуют 1 единицу старшего разряда.)
2) Сравнение многозначных чисел.
4.308 … 4.083; 94.809 … 9.999; 1 тыс. … 10 сот.
- Что общего в записях? (Это задания на сравнение многозначных чисел.)
Ученик у доски вставляет нужные знаки и объясняет свой выбор.
3) Индивидуальное задание.
34.257 + 15.641 68.793 + 8.649 124.785 – 36.998
260.004 – 74.653
Задание выполняется самостоятельно на время – 1 – 2 минуты. Стоп! Положите ручки. Назовите ваши ответы. ( Записываются возможные варианты ответов на доске.)
В случае несовпадения ответов в первых двух примерах, дети проговаривают соответствующий вычислительный прием. (На доску выставляются эталоны сложения и вычитания трехзначных чисел.)
- Каким правилом или алгоритмом воспользуетесь, чтобы определить, кто прав? (Такого правила у нас нет.)
Познавательные УУД (выполнение логических операций: анализ, сравнение, обобщение, установление аналогий)
Регулятивные УУД ( начинать и заканчивать действия в требуемый момент)
III. Постановка проблемы.
- Какое правило здесь нужно? (Правило сложения и вычитания натуральных чисел.)
- Так они же выставлены на доске! (Эти правила касаются только сложения и вычитания трехзначных чисел, а у нас – действия с многозначными числами.)
- Значит, какую цель нам надо поставить перед собой? (Научиться складывать и вычитать многозначные числа.)
- Сформулируйте тему урока. (Сложение и вычитание многозначных чисел.) Открывается тема урока.
Регулятивные УУД (понимание и принятие учащимися цели, поставленной учителем, преобразование в практическую задачу)
IY. Проектирование и фиксация нового знания.
- В чем различия между трехзначными и многозначными числами? (Больше разрядных единиц.)
- Изменяется ли способ образования старшего разряда при увеличении количества разрядов? (Нет, 10 единиц любого разряда образуют 1 единицу следующего разряда.)
- Значит, как удобно записывать числа при письменном сложении и вычитании? (В столбик, разряд под разрядом.)
Работа в группах. (для обдумывания 1 – 2 минуты.)
- Закончите опорные схемы сложения и вычитания в столбик для многозначных чисел:
первый случай – общий, без перехода через разряд;
второй – когда при сложении в некоторых разрядах получается число, большее 9;
третий – при вычитании не достает единиц какого-то разряда;
четвертый – при вычитании в уменьшаемом единицы некоторых разрядов отсутствуют, т.е записаны нули.
Варианты, предложенные группами обсуждаются фронтально.
Вывешивается алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел.
- Сделайте вывод. (Приемы сложения и вычитания многозначных чисел аналогичны приемам сложения и вычитания трехзначных чисел: смысл действий остается тот же, но увеличивается количество разрядов.)
- Теперь мы сможем решить те примеры, которые у нас не получились вначале? (2 ученика комментируют решение примеров, используя опорные схемы.)
Познавательные УУД (поиск и выделение необходимой информации, анализ объекта)
Коммуникативные УУД (учебное сотрудничество со сверстниками)
Y. Первичное закрепление.
1. Работа в парах - № 364 (1 – верхняя строчка.)
- Запишите ответы в примерах, комментируя свои действия в парах.
Проверим ответы: 634.922, 298.784
2. Работа в парах.
- Незнайка, Буратино и Вини-Пух решали пример 683.159 – 2.304. Проверьте их записи и решения, найдите ошибки. У себя в тетради запишите правильное решение.
- Кто из героев решил правильно? (Правильного решения нет. Незнайка и Буратино ошиблись в записи чисел в столбик. Незнайка записал единицы под сотнями, а Буратино – под десятками. А Вини-Пух записал пример верно, но ошибся в вычислениях.)
Личностные УУД (взаимопомощь)
Регулятивные УУД (управление своей деятельностью)
Коммуникативные УУД ( навыки сотрудничества)
YI. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
- Готовы теперь проверить свои силы? (Да.)
- Работаем в тетрадях. Из первых двух столбиков выберите один пример на сложение и один – на вычитание. Обратите внимание на запись 1 –го примера 2 –го столбика. Что заметили? (К четырехзначному числу прибавляется шестизначное. Для удобства записи слагаемые нужно поменять местами.)
- Какие правила записи в столбик надо помнить, чтобы избежать ошибок? (Числа записываются в столбик поразрядно, начиная с низшего разряда.)
- С какого разряда начинаем действие? (Тоже с низшего.)
Самопроверка - по эталону.
- Если пример решен вами правильно – рядом поставьте простым карандашом знак «+», если у вас получилось по-другому – поставьте «?».
- Кто выполнил правильно все примеры?
- У кого возникли затруднения? Над чем вам придется дополнительно поработать? (Над схемой и правилами решения примеров в столбик.)
Личностные УУД (контроль и самооценка)
Регулятивные УУД (адекватное восприятие оценки своей деятельности)
YII. Включение нового содержания в систему знаний и повторение.
1. Решение уравнений с использованием приемов сложения и вычитания многозначных чисел.
- Мы не плохо справились с решением примеров на сложение и вычитание многозначных чисел. А где на практике можно встретиться с этими приемами? (При решении уравнений и задач.)
- Попробуем применить наши знания при решении уравнений. (2 ученика работают на скрытой доске с помощниками, остальные - в тетрадях.)
2. Решение задач.
- Сейчас поработаем над задачами. Проведем игру-соревнование «Блицтурнир».
- Я выставлю на доске карточки с выражениями. Тот, кто первый выполнит задание, выбирает нужную карточку и обосновывает решение.
а) Банан стоит а рублей, а ананас на в руб. дороже. Во сколько раз банан дешевле ананаса?
б) Банан стоит а рублей, а ананас в 2 раза дороже. На сколько банан дешевле ананаса?
в) Ананас стоит в руб., а банан в 2 раза дешевле. Сколько стоят банан и ананас вместе?
а х 2 – а в : 2 + в (а + в) : а
Познавательные УУД (работа с учебными моделями)
Регулятивные УУД (управление своей деятельностью, инициативность и самостоятельность)
YIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- С какой проблемой мы столкнулись вначале урока? (Нам не удалось выполнить сложение и вычитание многозначных чисел.)
- Нам удалось решить эту проблему? (Да.)
- Как мы это сделали? (Мы стали записывать решение столбиком, используя те же приемы, что и при сложении и вычитании в столбик двузначных и трехзначных чисел.)
Открывается створка доски, на которой запись:
Школа – это детская страна, где много света и
тепла, где много счастья и добра.
- Как вы думаете, я правильно поместила карточку на вершину Успеха? (Да, ведь мы вопрос решили.)
- Кто согласен с высказыванием о школьной стране, испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.
- Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.
- У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.
- Прикрепите кружки на доску.
- Урок закончен. Спасибо за урок.
Регулятивные УУД ( контроль и оценка результатов деятельности)