Урок математики 1 класс УМК «Школа России»
Тема: «Решение текстовых задач».
Цели урока: организовать учебную деятельность учащихся направленную на закрепление умения анализировать и решать текстовые задачи; способствовать развитию математической речи учащихся; создать условия для формирования положительного отношения к охране природы.
Задачи урока: организовать практические действия по отработке умения отличать задачи от текста, закреплению знания терминов, связанных с понятием «задача», продолжить знакомить учащихся с краткой записью условия задачи, развивать внимание, математическую речь, умение анализировать и делать выводы.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Оборудование:
мультимедийный проектор, компьютер,
фонограмма: ПИ Чайковский «Щелкунчик»,
видеоклип «Я открыла маленький секрет» (YouTube)
Карточки для работы в парах
Презентация к уроку
Ход урока: (Слайд 2. Зима)
I. Организационный момент. Мотивация учебной деятельности.
Звучит музыка П.И Чайковского из балета Щелкунчик по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Пролог.
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями.
В канун Рождества, в красивом доме доктора Штальбаума начинают собираться гости. За взрослыми на цыпочках следуют девочки с куклами и маршируют мальчики с саблями. Дети доктора Штальбаума Мари и Фриц, как и другие дети, с нетерпением ждут подарков
Учитель:
-О чем вы думали, слушая эту музыку?
-Кто догадался, о каком замечательном празднике хотел нам рассказать композитор?
На этом уроке мне хочется поговорить с вами о самом загадочном времени года. Сменяя последний осенний месяц, Зима вступает в свои права. Темные холодные ночи, суровые арктические ветры, реки скованные льдом, тишина и безмолвие…А душа замирает в ожидании праздника.
Почувствуйте это состояние.
Сегодня у нас необычный урок. Я приготовила для вас много сюрпризов, интересных заданий, серьезных вопросов. Вы хотите попробовать справиться с ними?
Тогда я предлагаю Вам провести сегодня урок-исследование. Вам нужно будет думать, анализировать, рассуждать, сравнивать, применять свои знания и умения, возможно, придется спорить, отстаивая свое мнение, и конечно находить правильное решение. Не боитесь?
Тогда, вперед. В добрый путь!
На уроке нам понадобятся: учебник, рабочая тетрадь, тетрадь №1, пенал со школьными принадлежностями и…хорошее настроение.
II. Актуализация знаний
1.Разминка. -Древние славяне называли его «студень» или «хмурень», а еще величали «ознобень»,«стужайло»,«лютовей». Догадались? О каком месяце идет речь? А какой он по счету от начала года? -Назовите соседей числа 12. -Прошло 3 дня после воскресенья. Какой наступил день? -Как Вы называете папу вашего папы? -Что лишнее: луч, отрезок, прямая ? -Если елка выше сосны, а сосна выше, чем береза. Какое дерево выше всех? -У кого на Новый год дома была искусственная елка?
-А у кого живая ель или сосна?
2.Устный счёт.
Игра «Молчанка»
Покажите ответы на веерах
6+2= 8-2= 9=8+.
4+0= 9-2= 8=5+.
9+1= 5-0= 7=4+. 3.Задачи.
1.Двое шустрых поросят Так замерзли, аж дрожат. Посчитайте и скажите Сколько валенок купить им?
2.Кормушку для птиц Мы к зиме смастерили, Ягоды, зерна в нее положили. Гости себя не заставили ждать – Стали мы птиц на кормушке считать: Две свиристели, четыре синицы, Три снегиря да один воробей. Сколько всех птиц? Отвечайте скорей! (10)
III. Самоопределение к деятельности
Выход на тему урока. Проблемная ситуация.
По народному календарю 11 декабря — Василий, Сойкин день. К этому дню, как считается, сойки перебираются зимовать поближе к человеку. В старину верили, что синие перышки на крыльях сойки -это зеркала, заглянув в которые, можно увидеть свое будущее. А вы когда-нибудь видели сойку? (Слайд 3. Сойка)
Википедия
Сойка размером с галку. Имеет яркое оперение, широкий хохол на голове и довольно длинный черный хвост, а перья на плечах — ярко-голубые пятна с узкими черными полосками. Птица очень любит желуди и запасает на зиму до 4 кг. Часть зимой находит, а некоторые нет. Желуди весной прорастают и появляются новые деревья. Какие? Также питается ягодами, семенами, насекомыми, мелкими грызунами, ящерицами, лягушками.
От сойки вам задание. Расшифровать тему нашего урока. Для этого вы должны поработать в парах, решить примеры и расшифровать слово, которое и будет темой нашего урока. А эффективно решить проблему могут только те, кто умеет работать дружно, сплочённо, кто умеет уважать мнение товарищей.
Дети работают в парах по карточкам .
Д | 6+0= |
И | 4-4= |
А | 5+2= |
Ч | 6+3= |
З | 8+2= |
Расшифруйте:
2.Определение темы урока и целей.
Кто догадался, какая будет тема у нашего урока?
Чем мы будем заниматься на уроке?
Учитель: тема нашего урока «Решение текстовых задач. Закрепление».
-А какие бывают задачи? (Логические, геометрические, занимательные) (Слайд 4.)
IV. Работа по теме урока.
1. Локализация индивидуальных затруднений.
-Что такое задача?
-Назовите части задачи.
-Что обязательно должно быть в условии задачи?
2.Пробное учебное действие. (Слайд 5.)
На слайде: Сойка спрятала 2 желудя под березкой и 3 под дубом.
-Исследуйте текст на доске и скажите, это задача? (Нет)
-Докажите, обоснуйте свой ответ. (Нет вопроса)
-Решите проблему Придумайте вопрос.
-Чему мы учимся на этом этапе урока? ( Делать из текста задачу)
-Ещё раз исследуем новую запись. (Слайд 6.)
-Прочитайте условие, вопрос.
-Начертите схему.(1 ученик работает у доски, остальные в тетради)
-Каким действием будете решать задачу? Почему сложением?
3. Работа в парах с самопроверкой по эталону.
Игра «Крестики-нолики» (Слайд 7.)
Прочитайте тексты на карточках. Определите, где напечатаны задачи.
Х–ДА
О–НЕТ
-Прежде, чем поставить знак, подумайте, посоветуйтесь, прислушивайтесь к мнению одноклассников. Надо доказать, правы вы или нет.
1.Оля сделала 5 фонариков. 2 она уже повесила на ёлку.
2.На катке катались 4 мальчика и 3 девочки. Сколько всего ребят
было на катке?
3.На кормушку прилетели 5 снегирей. Куда летом улетают снегири?
Проверка результатов по эталону с доски.
Проверка: ОХО (Слайд 8.)
-А кто может сделать из текстов №1или № 3 задачи?
Устное составление задач.
V. Зимняя физминутка
Игра «Что мы делаем зимой?»
Что мы делаем зимой,
Дай, дружок, ты мне ответ.
Слушайте внимательно,
Отвечая «да» иль «нет»
-В снежки играем мы с друзьями?
-Грибы по лесу собираем сами?
-С горки на санках катаемся?
-В деревне на речке купаемся?
-По лесу на лыжах бродим?
-А много цветов находим?
-В саду своем грядки копаем?
-Снежные горки строим?
-А с Дедом Морозом мы пляшем?
-Ну, что ж, молодцы, друзья!
VI. Самостоятельная работа по учебнику стр.107 №6. Задачи из жизни.
Один человек работает с обратной стороны доски для последующей проверки.
VII. Задача от снеговика на смекалку (Слайд 9.)
VIII. Рефлексия.
-О каком времени года говорили на уроке?
-Чему учились на уроке?
-Трудно ли было?
-Какое задание показалось самым сложным?
-Что понравилось?
-Какие проблемы мы решали по ходу урока?
-А что такое задача? Какие части задачи Вы знаете?
V. Видеоролик к песне «Елочке не холодно зимой» (Слайд 10.)
VI. Результаты соцопроса.
В 1 а классе на Новый год живая елка - у 12человек,
искусственная-у16человек.
-А какая елка лучше? Почему?
-Зачем люди придумали искусственные елки?
А что вы знаете о ели? (Слайд 11.)
-Сколько елок растет в школьном дворе?
-А сколько им лет?(30лет)
-Сколько лет может прожить ель?
-Как узнать возраст дерева ?
-Что делают из ели?
Давайте посчитаем.
В нашем классе 28 учеников. Во всех 1-ых классах100.В нашей школе 970 учеников. Представьте, что в каждой семье на Новый год нарядят живую ель. Это же целый лес. Разве не жалко?
-Какой секрет вы узнали из видеоролика?
(Я узнала маленький секрет.
Елочке не холодно зимой.
И не надо елочку, маленькую елочку
Забирать к себе домой.)
VI. Рефлексия. Оцените свою работу на уроке.
Украсьте разноцветными шариками нашу елочку.
Красные - я все задания на уроке выполнил верно.
Желтые - у меня не все получилось на уроке.
Синие - я часто ошибался.
VII. Домашнее задание
Расскажите родителям, что интересного узнали на уроке. Предложите им сохранить еловый лес и нарядить на Новый год искусственную елку.