Урок математики в 1 классе (УМК "Школа России")
Тема: «Перестановка слагаемых»
Цели:
- повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося;
- развитие умения соотносить свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявлять и фиксировать во внешней речи причину
затруднения;
-вывести переместительное свойство сложения посредством наблюдения и практических действий;
- осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Оборудование:
- учебник М.И.Моро, С.И.Волковой, С.В.Степановой Математика 1 класс
- рисунки с изображением лисы и волка, больших и маленьких рыб, раздаточный материал для каждого обучающегося (карточки с заданиями, геометрические фигуры, карточка-рефлексия)
Урок математики в 1 классе по теме «Перестановка слагаемых» имеет структуру проблемного урока с использованием деятельностного подхода к обучению, что соответствует требованиям ФГОС по формированию личностных и метапредметных результатов обучения(УУД).
Перечень УУД (универсальных учебных действий), выполняемых учащимися на данном уроке:
Личностные УУД:
оценивание поступков героев урока с точки зрения общечеловеческих норм;
смыслообразование.
Регулятивные УУД:
Организация рабочего места;
Определение цели выполнения задания на уроке;
планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Познавательные УУД:
анализ, синтез, группировка, умение ориентироваться в системе своих знаний, в учебнике;
умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя иллюстрации,
решать задачи с помощью схем;
Коммуникативные УУД:
сотрудничество с учителем и сверстниками; учѐт разных мнений;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учиться работать в паре.
На уроке используются приѐмы проблемного обучения: диалог, исследовательские методы под руководством учителя.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте повернемся к ним, улыбнемся и поприветствуем.
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали
Хорошо ли мы умеем
И решать, и отвечать.
Не судите слишком строго
Ведь проучились мы немного!
Проверим готовность к работе.
Какие качества пригодятся нам на уроке математики?
2.Актуализация(повторение) знаний.
Очень красивое сейчас время года. И очень холодное. (слайд 1)
Кажется, что все в природе спит в ожидании весны. Наверняка спит и зимний лес. Так ли это? Сейчас мы отправимся в гости к лесным обитателям. Ко всем, конечно, заглянуть не сможем, но кое-кого, конечно, увидим. В лесу надо соблюдать тишину, чтобы не пугать его обитателей.
В начале пути - разминка.
Математический диктант:
Учитель: Самое маленькое натуральное число?(1)
-Какое число на 1 больше 2-х?(3)
-Какое число на 1 меньше 6-ти?(5)
-Первое слагаемое 4, второе слагаемое 3. Найди сумму. (7) Продолжи закономерность: 1,3,5,7,…,…(9)
Логическое задание:
Достаньте из конвертов карточку. Рассмотрите ее внимательно и подумайте, какой рисунок надо вставить вместо точек. Можете помогать друг другу. (слайд 2)
Проверка задания. (слайд 3)
- А это чьи следы на снегу?(слайд 4)
- Может, ежа, а может и медведя. (их следов быть не может, так как эти звери зимой спят).
- Чтобы узнать, чьи это следы, надо выполнить задания, найти значения выражения. (слайд 5)
-Запишите ответы в своей тетради в строчку через запятую.
(На доске выставляются карточки с цифрами- ответами.)
- Расположите эти карточки в порядке возрастания.
- Переверните карточки. Какое слово получилось? (зайчишка) (слайд 6)
-Итак, это заяц оставил нам свои следы.
-Двигаемся дальше по тропинке. Перед нами лесная речка., а в ней прорубь. И сидят у проруби Лиса и Волк, и спорят не на шутку. (слайд 7)
3. Создание проблемной ситуации.
Лиса поймала 4 большие рыбы и 3 маленькие. А Волк поймал 3 большие рыбы и 4 маленькие. Каждый из зверей утверждает, что его улов больше.
-Как вы думаете, что нам сейчас предстоит сделать? (разрешить спор, выяснить, кто прав.)
Постановка учебной проблемы.
Что нужно провести, чтобы разобраться в этом вопросе? (исследование)
-Тогда начнѐм.
4. Открытие нового знания.
-Возьмите из своего конверта треугольники.
-Сколько у Лисы больших рыб? (4)
-Положите перед собой столько же больших треугольников.
-Сколько у Лисы маленьких рыб? (3)
- Положите рядом с большими столько маленьких треугольников, сколько маленьких рыб у Лисы.
- Запишите выражение, сколько всего рыб у Лисы. (4+3=7)
- Прочитайте выражение, называя числа при сложении.
(Аналогичная работа выполняется с рыбами, пойманными Волком.)
Сравните оба выражения.
-Чем похожи?
-Чем отличаются?
-Что произошло со слагаемыми? (поменялись местами)
-Изменился ли результат?
-Сформулируйте правило.
-Сравните улов зверей.
-Какова же тема нашего урока? (слайды 8,9)
5. Видеофизминутка ("Снеговик")
6. Работа по закреплению нового материала
-А что это на снегу? (слайд 10)
-Это шишки, погрызенные белками. Они нас увидели и спрятались в дупло, бросив на снегу карточки домино, с которыми они играли. (слайд 11)
Составьте и запишите выражения по карточкам домино
(2+3=3+2 и т.д.)
-Какое правило применили? (перестановку слагаемых).
- Какие вы можете привести свои примеры из жизни?
- Давайте откроем учебник и прочитаем правило на с. 14. Совпадает наше открытие с правилом в учебнике? (да)
-Придумайте свои выражения на это правило.
-А сейчас выполним задание по электронному приложению к учебнику.
7.Повторение.
-Еще один лесной житель - дятел. (слайд 12)
Он просит нас показать, что мы еще умеем делать?
Выполним задание в печатной тетради на состав числа по выбору.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
-Какое новое знание вы открыли на уроке? (От перестановки слагаемых сумма не изменяется)
-Что можно взять на память о прогулке по зимнему лесу? (шишку).
- Достаньте из вашего конверта шишку. Определите, с какого она дерева - сосны или ели. На обратной стороне шишки - рожица. Нарисуйте на ней рот, чтобы было понятно, с каким настроением вы заканчиваете наш урок. (слайд 13)
-О каком открытии вы сегодня узнали?
-С кем вы поделитесь своим открытием?
-Наш урок окончен. Спасибо за работу. (слайд 14)
9