СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики "Предметный смысл умножения"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока математики для 2 класса по УМК "Гармония" по теме "Предметный смысл умножения".

Просмотр содержимого документа
«Урок математики "Предметный смысл умножения"»

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Филиппова Надежда Витальевна

2. Класс: 2 «А»

3. Предмет: математика

4. Тема урока: «Предметный смысл умножения»

5. Место и роль урока в изучаемой теме: урок «открытия» нового знания

6. Цели урока: создать условия для осознанного восприятия нового действия (умножения).

7. Задачи урока:

  • Образовательные:

- раскрыть смысл умножения как суммы одинаковых слагаемых;

- познакомить со знаком умножения и записью действия;

- формировать умение решать текстовые задачи на умножение.

  • Развивающие:

– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), образное и логическое мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;

- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, умение выполнять логические операции на основе моделирования.

  • Воспитательные:

– воспитываем аккуратность;

- приобщать к познанию окружающего мира через воспитание бережного, трепетного отношения к природе.



Ход урока:

Этап

Цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

  1. Самоопределение к деятельности.

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Прозвенел звонок и смолк.

Начинается урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

- Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение: поднимите «солнышко», если у вас хорошее настроение, и «тучку», если вам немного грустно.

- Почему тебе грустно? Что случилось?

- Пусть ваше хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока.


Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.










На столах у детей лежат «солнышко» и «тучка».

Дети оценивают своё настроение и поднимают соответствующий знак.

Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.

2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий.

-Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Умственной разминки»: запишите решение задач выражением и ответьте на вопросы.

1) Сколько ушей у трёх мышей?

2) Сколько лап у двух медвежат?

3) У окошка пять кадушек. В каждой кадушке по три лягушки. Сколько всего лягушек?

4) Паслись на лугу семь телят, семь овец, семь коров, семь ягнят. «Я мал, - говорит пастушок, - сосчитать не могу, сколько животных всего на лугу?»


- Каким действием мы решили все задачи?

- Как одним словом можно назвать записанные выражения?

- Чем похожи все суммы?


- А как вы думаете, можно ли решить эти же задачи другим действием?




















Дети по одному работают на доске:

  1. 2+2+2=6

  2. 4+4=8

  3. 3+3+3+3+3=15

  4. 7+7+7+7=28










- Сложением.


- Суммы.



- Слагаемые в каждой сумме одинаковые.

Дети высказывают свои предположения, многие испытывают затруднение.














Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя.


Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание.

3. Постановка учебной задачи.

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

- Посмотрите на экран:

9+9+9+9+9

5+5+9+5+8

7+7+7+7

9+7+6+9

8+8+8+8+8

9+8+8+8

12+12+12+12

18+18+18+18

5+6+7+8+9

- Обсудите в парах, по каким признакам можно разбить эти выражения на две группы?

- Давайте поделимся своими рассуждениями.

- Проверьте, правильно ли произвели классификацию по этому признаку?(на слайде задание выполнено с ошибкой)





- Проверьте, правильно ли выполнена классификация по данному признаку? (на слайде задание выполнено с ошибкой)

- Возьмите карточку белого цвета. Вычислите значения всех сумм.

- Обменяйтесь с соседом листочками и проверьте его работу по образцу (на экране): верные ответы отметьте знаком «+», а неверные – знаком «?».

- Обратим внимание на выражения первой группы. Прочитайте эти суммы так, чтобы не повторять несколько раз одно и тоже число.

- Итак, мы на уроке уже столкнулись с несколькими трудностями. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Что нового мы узнаем? Чему научимся?

- Обобщим всё, что вы сказали: сегодня на уроке мы узнаем, можно ли записать по-другому суммы одинаковых слагаемых, как по-новому их можно прочитать и познакомимся с новым арифметическим действием.




















Дети работают в паре и готовят ответ.




- Эти суммы можно разделить на две группы по количеству слагаемых.


Дети находят ошибку и исправляют её.



- Эти суммы можно разделить на две группы по признаку: одинаковые ли слагаемые?



Дети находят ошибку и исправляют её.






Дети работают самостоятельно.



Взаимопроверка работ по образцу.






Дети пытаются выполнить задание, но большинство испытывают затруднения.






Дети высказываются.










Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.


Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, принимать и сохранять учебную задачу.


Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.


Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

4. «Открытие» детьми нового знания.

Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению.

- А тему урока вы назовёте сами, если выполните следующее задание: расположите значения сумм из предыдущего задания в порядке убывания и, пользуясь ключом, разгадайте зашифрованное слово (работа в парах).


- Тема нашего урока…

-Умножение – новое арифметическое действие.


- Ребята, скажите, а где можно узнать точную научную информацию об умножении?




- Верно. Молодцы. Но сегодня на уроке нам будет помогать наш учебник. Откройте учебники на странице 52 и прочитайте информацию в голубой рамочке.


- Что такое умножение?




- Любую ли сумму можно заменить умножением?

- Когда сумму чисел можно заменить умножением?


- Давайте вернёмся к нашему первому заданию «Умственная разминка» и попробуем ответить на вопрос, который в начале урока вызвал у нас затруднение: «Можно ли было эти задачи решить другим действием?»

- Каким?

- Почему?


- Хорошо. Раз можем решить эти задачи умножением, давайте запишем их новое решение через знак «=».

- Конечно, я же совсем забыла, что вы ещё не знаете, каким знаком на письме обозначается наше новое действие. Прочитайте об этом на стр. 52 в рубрике под «!».

- Какие знаки используют для обозначения умножения на письме?

- Мы с вами будем использовать точку.

- Получив эту информацию, мы теперь можем записать решение задач с помощью умножения?

- Почему?


- Продолжим изучать новое. Прочитайте информацию на стр. 52 в рубрике по следующим «!».

- Как называется математическое выражение со знаком умножения?

- А каждое число в записи произведения называется …?


На экране появляются выражения.

- Найдите в учебнике, как можно прочитать эти выражения.

- Давайте прочитаем и все остальные выражения разными способами (первые три выражения читаем фронтально, а два последних, работая в паре).

- Что же обозначает первый множитель в записи произведения?

- А второй?

Если дети испытывают затруднение с ответами на эти вопросы, то пользуемся рассуждениями Маши на стр. 53 учебника.



Дети работают в парах и разгадывают слово «умножение».








- Умножение.



Физминутка

- Из справочников, энциклопедий, учебника, поговорить с учёным-математиком, в Интернете, у учителя математики в старших классах.


Дети читают.







- Умножением называют сложение одинаковых слагаемых (на экране появляется определение).

-Нет.


- Умножением можно заменить только сумму одинаковых слагаемых.







- Да, можно.



- Умножением.

- Потому что слагаемые в суммах одинаковые.


Дети испытывают затруднение.







Дети читают.



- Точку или крестик.





Дети затрудняются или пробуют, но получаются разные варианты.


- Чего-то мы ещё не знаем.


Дети читают.



- Произведение.



- Множителем (на экране появляется зрительная опора).



Дети находят образец в учебнике и читают выражения разными способами.






- Первый множитель показывает, какое число складывают, а второй множитель показывает, сколько раз это число берут слагаемым.

Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности.


Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.


Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать.


Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания.

5. Первичное закрепление во внешней речи.

Усвоение нового способа действий.

- Используя полученную информацию об умножении, выполним задание «Найди пару». Возьмите сейчас белую карточку, где вы находили значения сумм.

- В какой группе суммы можно заменить умножением? Почему?

- Давайте вместе с экраном подберём каждой сумме подходящее произведение.


- Теперь мы можем вернуться и к нашим задачам в «Умственной разминке» и записать их решение с помощью действия умножения. Давайте рассуждать: Какое число складывают? Сколько раз?

-Молодцы.







- В первой группе, потому что слагаемые в каждой сумме одинаковые.

Дети выполняют задание, объясняя, что обозначает каждое число в записи произведения.

На доске дети с объяснением выполняют задание.

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя.


Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.


Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой.

Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха.

- Выполним небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить , на сколько материал урока усвоился каждым из вас.

- Запишите под диктовку выражения:

1) произведение чисел 13 и 3

2) по 6 взять 5 раз

3) первый множитель – 20, второй множитель – 4

4) 37 умножить на 2

- Проверьте по образцу (на экране).

- Замените произведения суммами и найдите их значения.

- Проверьте по образцу (на экране).

- Оцените свою работу на полях.





На доске работают два ученика.









Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя.

Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать.

7. Рефлексия деятельности.

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания.

- Ребята, какое «открытие» мы с вами сегодня сделали на уроке?

- Какую цель ставили в начале урока?

- Достигли её?

- Что же такое умножение?





- Какое задание вам показалось наиболее интересным?

- А где в жизни нам пригодятся новые знания?

- На следующих уроках мы продолжим работу с умножением. А сейчас подведём итог своей работы на уроке.

- Продолжите предложения:

1) Сегодня я узнал …

2) Было интересно …

3) Я понял, что …

4) Я научился …

5) Было трудно …

- Покажите, какое у вас настроение сейчас, в конце урока.

- Я очень рада, что у вас хорошее настроение сохранилось до конца урока. У меня тоже хорошее настроение. Спасибо вам за работу на уроке.







Что такое умноженье?

Это умное сложенье.

Ведь умней умножить раз,

Чем слагать всё целый час!

Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить речевое высказывание.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение.

9. Домашнее задание.


Учебник стр. 52 правила, ТПО №№ 100 – 102 + подумать над вопросом «Где в жизни мы используем умножение?»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!