3. Предмет: математика
7. Задачи урока:
- формировать умение решать текстовые задачи на умножение.
– развивать речь (умение оформлять свои мысли в устной форме), образное и логическое мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);
- развивать умение планировать свою деятельность, соотносить выполненную работу на уроке с раннее составленным планом, оценивать результаты деятельности;
- развивать умение ориентироваться в своей системе знаний, умение выполнять логические операции на основе моделирования.
- приобщать к познанию окружающего мира через воспитание бережного, трепетного отношения к природе.
Этап | Цели | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
Самоопределение к деятельности. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. | Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. Прозвенел звонок и смолк. Начинается урок. Вы друг другу улыбнитесь И тихонечко садитесь. - Покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение: поднимите «солнышко», если у вас хорошее настроение, и «тучку», если вам немного грустно. - Почему тебе грустно? Что случилось? - Пусть ваше хорошее настроение сохранится на протяжении всего урока. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. На столах у детей лежат «солнышко» и «тучка». Дети оценивают своё настроение и поднимают соответствующий знак. | Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. |
2. Актуализация знаний и затруднение в деятельности. | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий. | -Ребята, предлагаю вам выполнить задание «Умственной разминки»: запишите решение задач выражением и ответьте на вопросы. 1) Сколько ушей у трёх мышей? 2) Сколько лап у двух медвежат? 3) У окошка пять кадушек. В каждой кадушке по три лягушки. Сколько всего лягушек? 4) Паслись на лугу семь телят, семь овец, семь коров, семь ягнят. «Я мал, - говорит пастушок, - сосчитать не могу, сколько животных всего на лугу?» - Каким действием мы решили все задачи? - Как одним словом можно назвать записанные выражения? - Чем похожи все суммы? - А как вы думаете, можно ли решить эти же задачи другим действием? | Дети по одному работают на доске: 2+2+2=6 4+4=8 3+3+3+3+3=15 7+7+7+7=28 - Сложением. - Суммы. - Слагаемые в каждой сумме одинаковые. Дети высказывают свои предположения, многие испытывают затруднение. | Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить речевое высказывание в устной форме, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, адекватно воспринимать оценку учителя. Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание. |
3. Постановка учебной задачи. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | - Посмотрите на экран: 9+9+9+9+9 5+5+9+5+8 7+7+7+7 9+7+6+9 8+8+8+8+8 9+8+8+8 12+12+12+12 18+18+18+18 5+6+7+8+9 - Обсудите в парах, по каким признакам можно разбить эти выражения на две группы? - Давайте поделимся своими рассуждениями. - Проверьте, правильно ли произвели классификацию по этому признаку?(на слайде задание выполнено с ошибкой)
- Проверьте, правильно ли выполнена классификация по данному признаку? (на слайде задание выполнено с ошибкой) - Возьмите карточку белого цвета. Вычислите значения всех сумм. - Обменяйтесь с соседом листочками и проверьте его работу по образцу (на экране): верные ответы отметьте знаком «+», а неверные – знаком «?». - Обратим внимание на выражения первой группы. Прочитайте эти суммы так, чтобы не повторять несколько раз одно и тоже число. - Итак, мы на уроке уже столкнулись с несколькими трудностями. Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Что нового мы узнаем? Чему научимся? - Обобщим всё, что вы сказали: сегодня на уроке мы узнаем, можно ли записать по-другому суммы одинаковых слагаемых, как по-новому их можно прочитать и познакомимся с новым арифметическим действием. | Дети работают в паре и готовят ответ. - Эти суммы можно разделить на две группы по количеству слагаемых. Дети находят ошибку и исправляют её. - Эти суммы можно разделить на две группы по признаку: одинаковые ли слагаемые? Дети находят ошибку и исправляют её. Дети работают самостоятельно. Взаимопроверка работ по образцу. Дети пытаются выполнить задание, но большинство испытывают затруднения. Дети высказываются. | Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи. Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, принимать и сохранять учебную задачу. Познавательные: строить речевое высказывание в устной форме, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. |
4. «Открытие» детьми нового знания. | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению. | - А тему урока вы назовёте сами, если выполните следующее задание: расположите значения сумм из предыдущего задания в порядке убывания и, пользуясь ключом, разгадайте зашифрованное слово (работа в парах). - Тема нашего урока… -Умножение – новое арифметическое действие. - Ребята, скажите, а где можно узнать точную научную информацию об умножении? - Верно. Молодцы. Но сегодня на уроке нам будет помогать наш учебник. Откройте учебники на странице 52 и прочитайте информацию в голубой рамочке. - Что такое умножение? - Любую ли сумму можно заменить умножением? - Когда сумму чисел можно заменить умножением? - Давайте вернёмся к нашему первому заданию «Умственная разминка» и попробуем ответить на вопрос, который в начале урока вызвал у нас затруднение: «Можно ли было эти задачи решить другим действием?» - Каким? - Почему? - Хорошо. Раз можем решить эти задачи умножением, давайте запишем их новое решение через знак «=». - Конечно, я же совсем забыла, что вы ещё не знаете, каким знаком на письме обозначается наше новое действие. Прочитайте об этом на стр. 52 в рубрике под «!». - Какие знаки используют для обозначения умножения на письме? - Мы с вами будем использовать точку. - Получив эту информацию, мы теперь можем записать решение задач с помощью умножения? - Почему? - Продолжим изучать новое. Прочитайте информацию на стр. 52 в рубрике по следующим «!». - Как называется математическое выражение со знаком умножения? - А каждое число в записи произведения называется …? На экране появляются выражения. - Найдите в учебнике, как можно прочитать эти выражения. - Давайте прочитаем и все остальные выражения разными способами (первые три выражения читаем фронтально, а два последних, работая в паре). - Что же обозначает первый множитель в записи произведения? - А второй? Если дети испытывают затруднение с ответами на эти вопросы, то пользуемся рассуждениями Маши на стр. 53 учебника. | Дети работают в парах и разгадывают слово «умножение». - Умножение. Физминутка - Из справочников, энциклопедий, учебника, поговорить с учёным-математиком, в Интернете, у учителя математики в старших классах. Дети читают. - Умножением называют сложение одинаковых слагаемых (на экране появляется определение). -Нет. - Умножением можно заменить только сумму одинаковых слагаемых. - Да, можно. - Умножением. - Потому что слагаемые в суммах одинаковые. Дети испытывают затруднение. Дети читают. - Точку или крестик. Дети затрудняются или пробуют, но получаются разные варианты. - Чего-то мы ещё не знаем. Дети читают. - Произведение. - Множителем (на экране появляется зрительная опора). Дети находят образец в учебнике и читают выражения разными способами. - Первый множитель показывает, какое число складывают, а второй множитель показывает, сколько раз это число берут слагаемым. | Личностные: формирование широкой мотивационной основы учебной деятельности. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, проводить сравнение, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, строить понятные для партнёра высказывания. |
5. Первичное закрепление во внешней речи. | Усвоение нового способа действий. | - Используя полученную информацию об умножении, выполним задание «Найди пару». Возьмите сейчас белую карточку, где вы находили значения сумм. - В какой группе суммы можно заменить умножением? Почему? - Давайте вместе с экраном подберём каждой сумме подходящее произведение. - Теперь мы можем вернуться и к нашим задачам в «Умственной разминке» и записать их решение с помощью действия умножения. Давайте рассуждать: Какое число складывают? Сколько раз? -Молодцы. | - В первой группе, потому что слагаемые в каждой сумме одинаковые. Дети выполняют задание, объясняя, что обозначает каждое число в записи произведения. На доске дети с объяснением выполняют задание. | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя. Коммуникативные: контролировать действия партнёра, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой. | Интериоризация нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха. | - Выполним небольшую самостоятельную работу, чтобы проверить , на сколько материал урока усвоился каждым из вас. - Запишите под диктовку выражения: 1) произведение чисел 13 и 3 2) по 6 взять 5 раз 3) первый множитель – 20, второй множитель – 4 4) 37 умножить на 2 - Проверьте по образцу (на экране). - Замените произведения суммами и найдите их значения. - Проверьте по образцу (на экране). - Оцените свою работу на полях. | На доске работают два ученика. | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: учитывать правило в планировании и контроле способа решения, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, выполнять учебные действия в умственной форме, оценивать правильность выполнения действия, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, обобщать. |
7. Рефлексия деятельности. | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания. | - Ребята, какое «открытие» мы с вами сегодня сделали на уроке? - Какую цель ставили в начале урока? - Достигли её? - Что же такое умножение? - Какое задание вам показалось наиболее интересным? - А где в жизни нам пригодятся новые знания? - На следующих уроках мы продолжим работу с умножением. А сейчас подведём итог своей работы на уроке. - Продолжите предложения: 1) Сегодня я узнал … 2) Было интересно … 3) Я понял, что … 4) Я научился … 5) Было трудно … - Покажите, какое у вас настроение сейчас, в конце урока. - Я очень рада, что у вас хорошее настроение сохранилось до конца урока. У меня тоже хорошее настроение. Спасибо вам за работу на уроке. | Что такое умноженье? Это умное сложенье. Ведь умней умножить раз, Чем слагать всё целый час! | Личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: волевая саморегуляция. Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, строить речевое высказывание. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
9. Домашнее задание. | | Учебник стр. 52 правила, ТПО №№ 100 – 102 + подумать над вопросом «Где в жизни мы используем умножение?» | | |