СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики по теме:"Письменное умножение на трёхзначное число"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  "Письменное умножение на трёхзначное число,содержащее ноль в некоторых разрядах" содержит план урока, технологическую карту урока, самоанализ урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики по теме:"Письменное умножение на трёхзначное число"»

Тема: Письменное умножение на трёхзначное число

Цели: познакомить с приёмом умножения на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; в сотрудничестве с учителем ставить и решать новые учебные задачи; читать равенства, используя математическую терминологию; решать задачи изученных видов; определять с помощью модели угольника виды углов; работать в парах; выполнять задачи творческого и поискового характера.

Оборудование и средства обучения: карточки для устного счёта, карточки с геометрическим материалом (виды треугольников), цветные карандаши (красный, синий, желтый, простой), карточки для самостоятельной работы.



Ход урока

  1. Мотивация к учебной деятельности

Я рада нашей встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы,
С удовольствием буду слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Устный счёт

1)Игра «Поставь машину в гараж»

(На доске нарисованы два гаража. На вырезанных из картона машинах написаны примеры. Учащиеся выполняют вычисления и прикрепляют машину к нужному гаражу.)

84 12*7 22*3 336 : 6 21*4

66 11*6 330 : 5 132 : 2 253 : 3



2)Работа над задачами

Один самосвал сделал за день 5 рейсов, другой – 3 рейса. За каждый рейс перевозили зерна поровну. Первый самосвал перевёз на 20 т больше, чем второй. Сколько зерна перевёз водитель? (50т и 30т)

Мальчик купил 5 красных и 7 синих карандашей по одинаковой цене. За синие он заплатил на 6 руб. больше, чем за красные. Сколько мальчик заплатил за красные карандаши и за синие? (15 руб. и 21 руб.)

Один мотоциклист был в пути 3 ч, а другой – 5ч. Они ехали с одинаковой скоростью. Второй ехал на 80 км больше первого. Сколько километров проехал каждый? (120км и 200км)

3)Геометрический материал (работа по карточкам)

Раскрасьте прямоугольные треугольники красным карандашом, тупоугольные – синим карандашом, а все остальные – желтым карандашом.



  1. Самоопределение к учебной деятельности (Выявление места и причины затруднения)

(На доске записаны выражения.)

423 * 24 423* 240 423 * 204

- Сравните выражения, чем похожи и чем отличаются?

- Сколько неполных произведений получиться при умножении на 24?

- Сколько неполных произведений получится при умножении на 240?

- Сколько неполных произведений получится при умножении на 204?

- Какие выражения ещё не решали?

- Сформулируйте задачу урока. (Познакомимся с письменным приёмом умножения на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах)



  1. Изучение нового материала

Работа по учебнику

- Посмотрите, как выполнено умножение на с.49

- На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение в первом примере? (На два разряда влево.)

- Почему? (Умножили на единицы и на сотни.)

(Учитель делает запись на откидной доске.)

327

* 406

1962

000

1308

132762

- Сравните запись на доске и запись в учебнике.

- Что обозначают нули в записи?

- Изменился ли результат?

Рассмотрите второй пример. Почему второй множитель сдвинули на один нуль вправо? (Если число единиц – ноль – умножить на первый множитель, получится ноль. Сумма не изменится.)

№ 185 (с. 49) (Коллективное выполнение с комментированием у доски.)

№ 186 (с. 49) (Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 – вторая строка. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка. Самооценка.)

  1. Физкультминутка

Волшебный сон

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и рас-сла-бле-на.

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

(Громче, быстрее, энергичнее.)

Хорошо нам отдыхать,

Но пара уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!

  1. Закрепление изученного материала

1)Работа по учебнику

187 (с.49)

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Площадь катка.)

- Сколько человек расчищало каток? Как это узнать?

- Что можно узнать, зная площадь катка и количество учеников? (Сколько квадратных метров расчистит каждый ученик.)

- Зная это, как узнать, сколько квадратных метров расчистит каждый класс?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка. Самоотценка.)

Решение

1)20*10=200 (кв. м)- площадь катка

2)26+24=50 (уч.) – в двух классах

3)200:50=4 (кв. м.) – должен расчистить каждый ученик

4)4*26=104 (кв. м.) – должен расчистить один класс

5)4*24=96 (кв. м.) – должен расчистить другой класс

Ответ: один класс должен расчистить 104 кв. м., а другой – 96 кв. м.

190 (с.49) (Работа в парах. Коллективная проверка.)



2)Самостоятельная работа (по карточкам).



Вариант 1

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

20070*35 476*509

  1. В один магазин привезли 27 коробок печенья, а в другой – 30 таких же коробок. Во второй магазин привезли на 24 кг печенья больше, чем в первый. Сколько килограммов печенья привезли в каждый магазин?





Вариант 2

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

30080*17 387*704

  1. С первого поля собрали 98 мешков картофеля, а со второго – 95 таких же по массе мешков. С первого поля собрали на 156 кг картофеля больше, чем со второго. Сколько килограммов картофеля собрали с каждого поля?



1)Работа по учебнику

187 (с.49)

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Площадь катка.)

- Сколько человек расчищало каток? Как это узнать?

- Что можно узнать, зная площадь катка и количество учеников? (Сколько квадратных метров расчистит каждый ученик.)

- Зная это, как узнать, сколько квадратных метров расчистит каждый класс?

- Запишите решение задачи самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка. Самоотценка.)

Решение

1)20*10=200 (кв. м)- площадь катка

2)26+24=50 (уч.) – в двух классах

3)200:50=4 (кв. м.) – должен расчистить каждый ученик

4)4*26=104 (кв. м.) – должен расчистить один класс

5)4*24=96 (кв. м.) – должен расчистить другой класс

Ответ: один класс должен расчистить 104 кв. м., а другой – 96 кв. м.

190 (с.49) (Работа в парах. Коллективная проверка.)



2)Самостоятельная работа (по карточкам).



Вариант 1

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

20070*35 476*509

  1. В один магазин привезли 27 коробок печенья, а в другой – 30 таких же коробок. Во второй магазин привезли на 24 кг печенья больше, чем в первый. Сколько килограммов печенья привезли в каждый магазин?





Вариант 2

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

30080*17 387*704

  1. С первого поля собрали 98 мешков картофеля, а со второго – 95 таких же по массе мешков. С первого поля собрали на 156 кг картофеля больше, чем со второго. Сколько килограммов картофеля собрали с каждого поля?

6. Рефлексия

- С каким вычислительным приёмом познакомились сегодня на уроке?

- Какие виды задач решали?

- Какое задание больше всего запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке?

- Какое задание показалось сложным?

Вот и прозвенел звонок,

И окончен наш урок.

Спасибо за внимание,

И особенно за старание.

  1. Домашнее задание

Учебник: № 188, №189 (с.49)

Выражения под чертой (с.49)



















Технологическая карта

Предмет: математика

Класс: 4

УМК «Школа России»

Авторы: М.И.Моро, М.А.Бантова и другие

Тема урока: «Письменное умножение на трёхзначное число»

Тип урока: урок формирования умений и навыков

Учитель: Александра Ивановна Ештокина

Цели: познакомить с приёмом умножения на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.



Планируемые результаты

Предметные: объяснять, почему при умножении на трёхзначное число, в записи которого есть нуль, записывают только два неполных произведения.

Метапредметные :

Понимать и принимать учебную задачу.

Планировать деятельность урока.

Слушать и слышать учителя.

Выполнять задания.

Работать в паре.

Оценивать свою деятельность по совместно выработанным критериям.

Личностные:

Проявлять желание научиться приёму умножения на трёхзначное число, совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Принимать и осваивать социальную роль учащихся.

Высказываться на тему;

«Какую роль играет учение в жизни человека.»



Ресурсы урока: карточки для устного счёта, карточки с геометрическим материалом (виды треугольников), цветные карандаши (красный, синий, желтый, простой), карточки для самостоятельной работы, ИКТ (слайды)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности уч-ся


Мотивация учебной деятельности

Я рада нашей новой встрече,
Мне с вами интересно, друзья!
Интересные ваши ответы,
С удовольствием слушаю я.
Мы сегодня будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!



Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний и пробное учебное действие


Устный счёт

(Слайд 1)

1)Игра «Поставь машину в гараж»

(На доске нарисованы два гаража. На вырезанных из картона машинах написаны примеры. Учащиеся выполняют вычисления и прикрепляют машину к нужному гаражу.)

84 12*7 22*3 336 : 6 21*4

66 11*6 330 : 5 132 : 2 253 : 3


2)Работа над задачами

(Слайд 2)

Один самосвал сделал за день 5 рейсов, другой – 3 рейса. За каждый рейс перевозили зерна поровну. Первый самосвал перевёз на 20 т больше, чем второй. Сколько зерна перевёз водитель? (50т и 30т)

(Слайд 3)

Мальчик купил 5 красных и 7 синих карандашей по одинаковой цене. За синие он заплатил на 6 руб. больше, чем за красные. Сколько мальчик заплатил за красные карандаши и за синие? (15 руб. и 21 руб.)

(Слайд 4)

Один мотоциклист был в пути 3 ч, а другой – 5ч. Они ехали с одинаковой скоростью. Второй ехал на 80 км больше первого. Сколько километров проехал каждый? (120км и 200км)

(Слайд 5)

3)Геометрический материал (работа по карточкам)

Раскрасьте прямоугольные треугольники красным карандашом, тупоугольные – синим карандашом, а все остальные – желтым карандашом.




Выполняют устные вычисления с кратким пояснением.



























Выполняют работу по карточкам, для проверки используют слайд 5. Самооценка «+»,«-».


Самоопределение к учебной деятельности (Выявление места и причины затруднения)


(На доске записаны выражения.)

423 * 24 423* 240 423 * 204

- Сравните выражения, чем похожи и чем отличаются?

- Сколько неполных произведений получиться при умножении на 24?

- Сколько неполных произведений получится при умножении на 240?

- Сколько неполных произведений получится при умножении на 204?

- Какие выражения ещё не решали?

- Сформулируйте задачу урока.


Рассматривают, сравнивают, отвечают на поставленные вопросы.



Формулируют задачу урока: (Познакомимся с письменным приёмом умножения на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах)


Изучение нового материала

Работа по учебнику

- Посмотрите, как выполнено умножение на с.49

- На сколько разрядов влево сдвинули второе неполное произведение в первом примере?

- Почему?

(Учитель делает запись на откидной доске.)

327

* 406

---------------

1962

+ 000

13 08

-----------------

132762


- Сравните запись на доске и запись в учебнике.

- Что обозначают нули в записи?

- Изменился ли результат?

Рассмотрите второй пример.

Почему второй множитель сдвинули на один нуль вправо?





185 (с. 49)



186 (с. 49)



Работают с учебником


На два разряда влево.

Умножили на единицы и на сотни.















Если число единиц – ноль – умножить на первый множитель, получиться ноль. Сумма не изменится.




Коллективное выполнение с комментированием у доски.



Самостоятельное выполнение. Вариант 1 - первая строка, вариант 2 – вторая строка. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.Самооценка «+»«-».


Физкультминутка


Волшебный сон

Реснички опускаются,

Глазки закрываются,

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают.

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и рас-сла-бле-на.

Дышится легко, ровно, глубоко.

(Пауза.)

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

(Громче, быстрее, энергичнее.)

Хорошо нам отдыхать,

Но пара уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянулись! Улыбнулись!

Всем открыть глаза и встать!



Выполняют упражнения по команде учителя.

Закрепление изученного материала


1)Работа по учебнику

187 (с.49)

- Прочитайте задачу.

- Что известно в задаче? Что нужно найти?

- Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Площадь катка.)

- Сколько человек расчищало каток? Как это узнать?

- Что можно узнать, зная площадь катка и количество учеников? (Сколько квадратных метров расчистит каждый ученик.)

- Зная это, как узнать, сколько квадратных метров расчистит каждый класс?

- Запишите решение задачи самостоятельно.


Решение

1)20*10=200 (кв. м)- площадь катка

2)26+24=50 (уч.) – в двух классах

3)200:50=4 (кв. м.) – должен расчистить каждый ученик

4)4*26=104 (кв. м.) – должен расчистить один класс

5)4*24=96 (кв. м.) – должен расчистить другой класс

Ответ: один класс должен расчистить 104 кв. м., а другой – 96 кв. м.



190 (с.49) (Учитель готовит образец задания на плакате)


2)Самостоятельная работа (по карточкам)



Вариант 1

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

20070*35 476*509

  1. В один магазин привезли 27 коробок печенья, а в другой – 30 таких же коробок. Во второй магазин привезли на 24 кг печенья больше, чем в первый. Сколько килограммов печенья привезли в каждый магазин?



Вариант 2

  1. Запиши умножение столбиком и выполни вычисление.

30080*17 387*704

  1. С первого поля собрали 98 мешков картофеля, а со второго – 95 таких же по массе мешков. С первого поля собрали на 156 кг картофеля больше, чем со второго. Сколько килограммов картофеля собрали с каждого поля?




Совместная с учителем работа над задачей














Один ученик работает на откидной доске. Самопроверка. Самооценка «+», «-»











Работа в парах. Коллективная проверка по образцу учителя. Самооценка «+»,«-».


Выполняют самостоятельную работу и сдают учителю для проверки и анализа.


Рефлексия



- С каким вычислительным приёмом познакомились сегодня на уроке?

- Какие виды задач решали?

- Какое задание больше всего запомнилось?

- Оцените свою работу на уроке?

- Какое задание показалось сложным?

Вот и прозвенел звонок,

И окончен наш урок.

Спасибо за внимание,

И особенно за старание.


Подводят итог работы.




Оценивают свою работу по кол-ву полученных « +» «-»

Домашнее задание


Учебник: № 188, №189 (с.49)

Выражения под чертой (с.49)



Записывают задания в дневник

























Диагностика достижения планируемых результатов: достигла планируемые результаты

Самоанализ урока

Достижения

Сложности

1. Класс:4

2. Тема урока: «Письменное умножение на трёхзначное число»

3. Цели урока познакомить с приёмом умножения на трёхзначное число, содержащее ноль в некоторых разрядах; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.

Поставленные цели достигнуты.

4. Анализ организации урока

  • Тип урока: урок формирования умений и навыков

  • Форма его проведения - урок

  • Структура урока состоит из следующих этапов: мотивация учебной деятельности; актуализация знаний и пробное учебное действие; самоопределение к учебной деятельности и выявление причины затруднения; изучение нового материала; физкультминутка; закрепление нового в системе знаний; рефлексия; домашнее задание.

  • Время на уроке использовала целесообразно.

Использовала оборудование: карточки для устного счёта, карточки с геометрическим материалом (виды треугольников), цветные карандаши (красный, синий, желтый, простой), карточки для самостоятельной работы, ИКТ (слайды)


  • На уроке отмечена рациональность труда учащихся, учителя:

5. Анализ содержания

  • Урок соответствует ФГОС:

  • Принцип обучения – научность выполняется на уроке

  • Полнота, доступность изложения материала прослеживаются на уроке:

  • Основная идея урока – понимать и принимать учебную деятельность.

6. Анализ работы учащихся

  • Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, самостоятельная

  • Выбранные методы и приемы - наблюдение, сравнение, самостоятельное наблюдение.

  • Степень сложности работы – учащиеся опирались на знания полученные при изучениии предыдущих тем.

  • Результативность – учащиеся смогли проследить свою работу в течении урока и её оценить.

7. Урок проводился эмоционально на высоком культурном уровне

8. Этап рефлексии проводился в форме выводов и самооценки на основе эталонов урока.

9. Домашнее задание состоит из задач и выражений, связанных с темой урока.




Недостатки урока:

Урок проводился в незнакомом классе





10



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!