Урок математики во 2-м классе по теме
"Приемы вычислений для случаев вида 60 - 24"
Цели урока:
познакомить учащихся с приёмом вычислений числовых выражений вида 60-24 на основе имеющихся у них знаний;
совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи, сравнивать величины;
развивать логическое мышление и познавательную активность.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах,
Оборудование:
Учебник «Математика» 2 класс, часть 1 (М. И. Моро).
Рабочая тетрадь.
Карточки для игр, индивидуальной и групповой работ.
Колокольчик.
Счётные палочки.
Ход урока
I. Организация деятельности учащихся.
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись все и сели.
Я искренне надеюсь на то, что хорошее настроение сохранится у вас на протяжении всего урока.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня у нас новая тема, но она зашифрована:
9 | 7 | 6 | 988888 | 166 | 11 | 1000 | 8 | 98 | 20 | | 9 | 98 | 15 | 12 | |
| | | | | | | | | | | | | | | _- |
Тему мы сможем расшифровать,
Если будем верно считать,
И на вопросы дружно отвечать.
Ключ к шифровке:
Ы 13-6 Д 9+6
А 8 + 4 Ч 26 - 20
И 100-2 С 8 + 8
Е 99 + 1 Л 5+ 6
Я 12 + 8 В 17 - 8
Н 15-7
В первом окошечке число двузначное на месте единиц число 0, а десятков 6. Второе число: имеет сумму разрядных слагаемых 20 и 4.
Или проще: в первом числе 6 десятков, а второе спряталось в выражении 20 + 4.
(Ответ: Вычисления вида 60 - 24.)
Прочитайте тему урока.
Молодцы, с заданием справились на «отлично» и тема урока стала известна. Наша задача сегодня – научиться решать примеры на вычитание двузначных чисел из круглых десятков; закреплять вычислительные навыки и умения решать задачи, сравнивать величины.
III. Устный счёт. Подготовка к изучению нового материала.
Игра «Колокольчик, звени».(Карусель)
Дети встают в круг парами друг против друга. У каждого из них по 2 карточки. По звону колокольчика они начинают выполнять задания на карточках в парах. По следующему звону меняются в парах.
(Представить числа в виде суммы разрядных слагаемых: 25, 38, 46, 57, 69, 73, 82, 91, 14, 29, 32, 45, 52, 66.)
Индивидуальная работа.
Карточка 1
Реши примеры:
9 + (9 – 4) =
10 – (5 + 3) =
15 – (7 + 3) =
25 – (15- 10)=
Карточка 2
Вставь вместо «звездочек» знаки «» или «=» так, чтобы записи оказались верными:
15-7*16-8
18-9*10
9 + 6*14
13*5 + 8
Карточка 3
Реши примеры:
70+28 54 – 30
62+ 8 90 - 20
29 - 5 54 + 6
IV. Изучение новой темы
- Итак, приступим к изучению новой темы. Как она звучит?
Выложите число 60 на палочках. Как вы это сделали? (Положили 6 пучков, в каждом 10 палочек.)
Нам нужно вычесть 24. Как это сделать? (Надо из 60 убрать 24. Мы умеем из 6 десятков вычитать 2 десятка, уберем 2 пучка, останется 4 пучка.)
Мы вычли только 20, а надо 24. Что же нам делать? (Развязать 1 пучок, как делали на предыдущем уроке.)
Развяжите. Что будете делать дальше? (А дальше просто из рассыпных палочек уберем 4.)
Что останется? (3 целых пучка и еще 6 палочек)
Какой получили ответ? (36.)
А сейчас эти операции выполним на числах.
60-24 = 60-20-4 = 40-4 = 36
20 4
Что делаем сначала? (24 заменим суммой чисел 20 и 4.)
Следующий шаг? (Из 60 вычтем 20, получим 40.)
Что еще остается сделать? (Еще вычесть 4.)
Сколько получится? (60 -20 =40, а 40- 4 = 36.)
Что скажете об ответах в практической работе и в выражении? (Они одинаковы.)
Какой делаем вывод? (Чтобы из числа 60 вычесть 24, надо из 60 вычесть 20, а потом еще 4.)
- Что значит 20 и 4? Кто догадался? (Сумма разрядных слагаемых числа 24.)
- Молодцы! Проверьте себя по учебнику, с. 52.
- Что скажете о записях в учебнике? (Они такие же, как наши на доске и в тетрадях.)
V. Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали,
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись,
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем,
Поморгаем
И работать продолжаем.
VI. Закрепление.
1) №1, с. 52 – выполняется с записью на доске и проговариванием.
VII. Работа над пройденным материалом.
№3(1), с, 52.
Прочитайте задачу.
О чем говорится в задаче? (О двух бочках, в первой 20 ведер, а |во второй 15.)
Представьте, что вам предложили поливать. И вы должны взять 5 ведер из бочек. Как вы это будете делать? (Возьму 5 ведер из второй бочки. А я возьму из первой бочки. Я буду брать воду из обеих бочек)
Что надо узнать в задаче? (Сколько воды осталось в бочках)
Составьте программу решения для каждого случая.
1 случай
Берем 5 ведер из бочки, в которой 20 ведер, а ведра второй бочки просто прибавили, потому что мы их не трогали.
Решение: 1)20-5 = 15 (в.)
2) 15+ 15 = 30 (в.)
2 случай
Берем 5 ведер из второй бочки, тогда в первой останется, сколько было - 20 ведер. А потом то, что осталось во второй бочке, и ведра первой бочки сложим.
Решение:
1)15-5 = 10 (в.)
2) 20 + 10 = 30 (в.)
3 случай
Берем воду сразу из обеих бочек.
Что это значит? (Сложим ведра воды в двух бочках вместе. И тогда возьмем 5 ведер)
Образно говоря, перельем всю воду в одну бочку, и тогда будем брать воду для полива.
- Запишите решение третьим способом.
Решение:
20+15 = 35 (в.) - в двух бочках.
35 - 5 = 30 (в.) .
- Что скажете о полученных ответах? (Они одинаковы)
Сколько способов решения нашли у данной задачи? (Три)
Дома решите задачу под цифрой 2, разными способами.
VIII. Сравнение величин
1) Игра «Найдите пару». Детям раздаются карточки, надо найти пары.
В 1 часе 60 мин.
В 1 см 10 мм.
В 1 м 10 дм.
В 1 м 100 см.
В 1 м 10 дм.
В 1 дм 10 см.
В 1 дм 100 мм.
2) № 6, с. 52 - выполняется самостоятельно, один ученик решает за доской, затем проверяется.
Учащиеся, которые быстро справились с работой, выполняют задания из Рабочей тетради.
IX. Решение нестандартных задач. Работа в группах.
На все имеющиеся у неё деньги Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь стоила 4 руб, сколько стоил ластик?
Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Ластик и ручка вместе стоят 8 руб, сколько денег потратила Катя?
Катя купила тетрадь, ручку и ластик. Тетрадь и ручка вместе стоят 10 руб.
Какая покупка самая дорогая?
X. Домашнее задание: № 3 (2), 2, с. 52.
XI. Подведение итогов урока. Оценка работы класса и отдельных учащихся.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Зачем необходимо изучение данного приёма?
- Молодцы, ребята! Вы отлично поработали!
- А теперь я хочу, чтобы вы оценили свою работу.(! + -)