Урок по математике 1 класс
Тема: Виды углов.
УМК – Система развивающегося обучения им. Л.В. Занкова
Учебник: «Математика» 1 класс, И.И. Аргинская, Е.Б. Бененсон
Цель: познакомить с видами углов. Научить чертить и различать разные виды углов.
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятиях «прямой», «острый», «тупой» углы; знают признаки углов разных видов; умеют распознавать виды углов, строить чертежи углов, сравнивать числа первого десятка.
Личностные: проявляют положительное отношение к школе и учебной деятельности, в частности, к изучению математики; осознают причины успехов в учебе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; осуществляют пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные: кодируют информацию в знаково-символической форме в простейших случаях; на основе кодирования строят простейшие модели математических понятий, отношений; самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации при работе с учебником; под руководством учителя устанавливают отношения между понятиями; дают характеристику изучаемым математическим объектам на основе их анализа.
Коммуникативные: принимают участие в работе парами и группами; допускают существование различных точек зрения; воспринимают мнения других людей; используют простые речевые средства; контролируют свои действия в классе.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы и формы обучения: работа в парах, частично-поисковая деятельность, беседа.
Ход урока:
Орган. Момент.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинаем наш урок.
А теперь все дружно сели
На меня все посмотрели.
Актуализация знаний.
Открываем тетради.
- Математический диктант. Записываем ответы в тетради в строчку через 1 клеточку.
- Запишите чему равно значение суммы чисел 4 и 3. (7)
- Найдите значение разности чисел 8 и 4 (4)
- 1 слагаемое 4, второе слагаемое столько же найдите значение суммы. (8)
- Уменьшаемое 10, вычитаемое 4 найти значение разности. (6)
- За кустиками спрятались 2 зайца, сколько у них ушей? (4)
- Уменьшите 9 на 8 (1)
- Увеличьте 3 на 2. (5)
- На сколько 7 больше, чем 4? (3)
- На дереве сидело 8 птичек, все, кроме 2 улетели. Сколько осталось птичек на дереве? (2)
Давайте проверим ответы: ( РАБОТА СО СВЕТОФОРАМИ).
Анализ ошибок.
7, 4, 8, 6, 4, 1, 5, 3, 2.
-Здесь зашифровано слово. Это ключ к разгадке, Вы можете работать в парах.
- Под каждым числом подпишите ту букву, которая соответствует данному числу.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Т | Я | И | Е | Т | М | Г | О |
- Какое слово получилось? (геометрия)
- Достаньте из конвертов листы самооценки. Это букетик цветов.
Кто всё правильно сделал раскрасьте цветок – синим карандашом, кто сделал 1-2 ошибки желтым карандашом, а кто ошибся больше 2 раз – красным карандашом). Покажите ваши цветочки.
- Итог. Вы старались, молодцы, я уверена, что в следующий раз Вы все справитесь лучше.
- Что такое геометрия. (Это наука, которая изучает геометрические фигуры).
- Геометрия – это древняя наука. В переводе с греческого слово «геометрия» означает «землемерие» («гео» - земля, «метрио» - мерить). Такое название объясняется тем, что зарождение геометрии было связанно с различными измерительными работами, которые приходилось выполнять при разметке земельных участков, проведении дорог, строительстве зданий и других сооружений. Геометрия - одна из самых древних наук. Возникла геометрия в Египте более 4000 лет назад.
На доске:
- Назовите, что здесь изображено? (Геометрические фигуры)
- Какая фигура лишняя и почему? ( Лишняя круг , у неё нет углов.)
- Как можно назвать остальные фигуры? ( Многоугольники)
- Что общего у этих фигур? ( У них есть углы.)
- Одинаковые углы у всех фигур? (Разные)
3. этап Целеполагание.
- Как Вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Какие бывают углы).
- Правильно ребята, сегодня мы будем говорить о видах углов.
Будем учиться определять виды углов, строить углы.
Этап. Открытие новых знаний.
- Давайте вспомним, что такое угол. ( ученица рассказывает стихотворение с моделью угла в руке)
Однажды Точка
Пошла на охоту.
Взяла она лук,
Две стелы подлиней.
Подумала точка:
«Что будет, когда я
Пущу от себя
Две стрелы подлиней?»
Подумала точка
И сделала это,
И вот получился
У нас уголок.
Красивый, веселый,
Две стенки имеет
И в точке игривый,
Смешной холок.
- Что же такое угол? (Угол – это геометрическая фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки.)
– Как называются лучи у угла? (Его стороны.)
– А точка, из которой выходят стороны? (Его вершина.)
- Вы теперь будете работать в парах. Можете помогать друг другу.
- Постройте из 6 палочек прямоугольник.
- Ребята, как вы думаете, почему прямоугольник так называется?
(У этой геометрической фигуры прямые углы.)
- Уберите палочки так, чтобы остался прямой угол.
- Давайте попробуем сложить прямой угол из карандашей.
- А теперь давайте один карандаш подвинем навстречу другому.
- Потрогайте пальчиком вершину угла. Какая она? (Острая)
-Как Вы думаете, как называется этот угол? (острый)
- А теперь давайте в другую сторону отведем карандаш и потрогаем вершину угла. Какой это угол?
(Тупой)
- Есть ещё и другой угол. Развернем карандаши и один карандаш будет продолжением другого.
- Мы карандаш развернули. Как может называться этот угол? (Развернутый)
этап. Первичное закрепление.
1) Построение углов.
- Открываем тетради. Сейчас мы начертим углы. Что нам для этого потребуется? (Карандаш и линейка)
- Чертим прямой угол. Давайте составим алгоритм «Как начертить угол». (Алгоритм на доске).
(1. Поставить точку -это вершина угла.
2. Провести 1 луч.
3. Провести 2 луч.)
- Как проверить, прямой угол или нет? Есть способ с помощью линейки -угольника. У Вас есть у всех линейка -треугольник. Возьмитесь за прямой угол и покажите мне.
(Дети показывают)
- Приложите этот угол к вершине начерченного угла так, чтобы одна сторона обязательно совпадала с линейкой, если вторая сторона тоже совпадёт с линейкой, то тогда это прямой угол.
- На чертеже прямой угол показывают так - .
- Теперь будем строить острый угол и тупой. Договоритесь в паре кто из вас какой угол будет строить.
Дети чертят углы по алгоритму.
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильно ли начертил угол Ваш сосед. Как проверить? Тоже при помощи треугольника.
Если дети не скажут, то
- Кто может по рисунку рассказать, как проверить?
(Надо приложить прямой угол к вершине начерченного угла. Одна сторона должна совпасть со стороной треугольника, и смотрим, где другая сторона: если сторону не видно, то -острый угол, а если видно- то тупой угол.)
Дети проверяют соседа. Ставят + или –
Кто всё правильно сделал раскрасьте цветок – синим карандашом, кто сделал 1 ошибку желтым карандашом, а кто ошибся больше 2 раза – красным карандашом)
ФИЗ. МИНУТКА ( ВИДЕО)
Закрепление изученного.
2) Проверочная работа.
- Откройте учебник Стр. 59. Давайте прочитаем правило. Какой угол называют острым? (стр. 59)
- Какой угол называют тупым? (стр. 58)
- № 144. Какой по счёту прямой угол? ( 2)
- Как Вы догадались?
( Отмечен значком . Или приложить треугольник с прямым углом)
- Найдите, где тупой угол, а где острый. Как определили? ( На глаз)
- Работа в парах. Карточка.
- Стороны прямого угла обведите красным карандашом, стороны острого угла – синим, а тупого – зелёным.
1 2 3 4
5 6
- Запишите номера острых углов (1, 5) Работа со светофорами
- Запишите номера прямых углов (2,4)
- Запишите номера тупых углов. (3,6)
- Составьте равенства из пар чисел. (1+5= 2+4, т.к. 6=6)
Кто всё правильно сделал раскрасьте цветок – синим карандашом, кто сделал ошибки желтым карандашом.
6 этап. Повторение изученного.
- № 145. Стр. 59. Что надо сделать? Составить задачу.
(Маша начертила 5 отрезков, а Дима начертил 3 отрезка. Сколько всего отрезков начертили дети?)
(Маша начертила 5 отрезков, а Дима начертил 3 отрезка. На сколько больше (меньше) отрезков начертила Маша, чем Дима?)
- Выберете ту задачу, которую Вы хотите решить. Запишите краткую запись, решение и ответ.
По 1 ученику у доски
Маша – 5 от. ? Дима – 3 отр. 5+3= 8 (от.) Ответ: 8 отрезков начертили дети. | Маша – 5 от. ? Дима – 3 отр. 5-3 = 2 ( от.) Ответ: на 2 отрезка больше начертила Маша, чем Дима. |
- Кто правильно решил свою задачу раскрасьте Цветочек синим карандашом, кто ошибся в краткой записи или неточно написал ответ - желтым карандашом. А кто не смог сам решить задачу – красным.
№ 146 Самостоятельно составляете верные равенства.
( Если останется время)
Взаимопроверка
- У кого всё правильно раскрасьте цветочек - синим карандашом, - 1-2 ошибки – жёлтым, если больше 2 ошибок - зелёным.
* (если успеем)
- Составьте верные неравенства. Там их 4 распределите в паре между собой по 2 и надо написать доказательство внизу.
7 Этап. Итог урока.
- Какие виды углов Вы запомнили? (Прямые, острые тупые, развернутые)
Каждому ряду дается карточка. Надо вытянуть какой угол построить
Тупой
Острый
Прямой
Дети изображают углы, взявшись за руки.
- Кому интересно было на уроке раскрасьте синим, если - не всё получилось – желтым, а если не интересно – красным.
8 Этап. Домашнее задание (по желанию)
- Нарисуйте замок страны «Геометрия» для своего соседа по парте, которые попробуют найти разные виды углов.
Урок закончен.