СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 5 классе "Измерение отрезков"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока по математике (по ФГОС) в 5 классе по теме "Измерение отрезков" (1-й урок по теме).

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 5 классе "Измерение отрезков"»

Предмет: Математика

Класс: 5

Учитель: Бородавко Людмила Анатольевна

Тема урока: Измерение отрезков.

Номер урока в теме: 1 урок в теме.

Базовый учебник: Математика. 5 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / С. М. Никольский, М. К. Пота­пов, Н. Н. Решетников, А. В. Шевкин. - М. : Просвещение, 2015.

Общая цель урока: Научить понимать термины, используемые в теме (длина отрезка, единица измерения, измерительные инструменты), научить сравнивать отрезки, выбирать удобную единицу измерения и необходимый инструмент для измерения длины данного отрезка; способствовать развитию математической речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитание культуры поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы обучения: 1) По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.

2) По степени взаимодействия учителя и учащихся: беседа, самостоятельная работа.

3) В зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию, объяснение.

4) По характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый.

5) По принципу расчленения или соединения знаний: аналитические, сравнительные.

6) По характеру движения мысли от незнания к знанию: индукция, дедукция.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

Формируемые УУД:

Личностные:  

–  независимость и критичность мышления;

–  воля и настойчивость в достижении цели.

Регулятивные:  

–  совокупность умений самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;

–  выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

–  составлять в группе план решения проблемы;

–  работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

–  в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные: 

–  совокупность умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов;

–  совокупность умений по использованию доказательной математической речи;

–  совокупность умений по работе с информацией, в том числе и с математическими текстами;

–  умения использовать математические средства для изучения и описания реальных процессов и явлений.

Коммуникативные:

–  совокупность умений самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;

–  отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

–  в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;

–  учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

–  понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы;

–  уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.



Прогнозируемые результаты:

Личностные:

ответственное отношение к учению; умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, давать связный ответ; развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся; умение осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; оценивание результата и рефлексирование его в отношении личностной значимости;

Метапредметные:

регулятивные - уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать по­следовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения дей­ствия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вно­сить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение; уметь принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; использовать речь для регуляции своего действия;

познавательные - ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); до­бывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).

Предметные:

- репродуктивный уровень (ученик научится): сравнивать отрезки, измерять длины отрезков, знать единицы измерения отрезков, понятие приближённой длины отрезка с недостатком, с избытком, с округлением, уметь пользовать метрической таблицей для перевода единиц измерения.

воспроизводить изученную инфор­мацию с заданной степенью свернутости, под­бирать аргументы, соответствующие реше­нию; правильно оформлять работу, развернуто обосновывать суждения.

- продуктивный (ученик может научиться): находить на геометрических рисунках равные отрезки, подбирать аргументы, форму­лировать выводы, отражать в письменной форме результаты своей деятельности, изла­гать информацию, интерпретируя факты, разъясняя значение и смысл теории, владеют диалогической речью.

Опорные знания и умения: Понятия: отрезок, длина отрезка, единичный отрезок, единицы измерения длины, измерительные инструменты. Умение измерять отрезки, проводить небольшие исследования.

Дидактические средства: учебник, карточки самооценки..



Оборудование: раздаточный материал, компьютер, мультимедиапроектор, экран, измерительные инструменты (измерительный метр, масштабная линейка), циркуль.

Презентация к уроку.































Структура и ход урока



Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Формируемые УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап. (2 мин)


















  1. Актуализация опорных знаний (5 мин).




























  1. Мотивирование к учебной деятельности (2 мин).












  1. Формулирование темы и цели урока (1 мин).




























  1. Открытие и формулирование нового знания (7 мин).


















































  1. Первичное закрепление изученного материала (5 мин).



  1. Физкультминутка (2 мин).








  1. Закрепление изученного материала (6 мин).






























  1. Практический этап (7 мин).





















  1. Домашнее задание (1 мин).








  1. Итог урока, рефлексия (2 мин).

 




















Фронтальный опрос

















Самостоятельная работа, самопроверка









Создание проблемной ситуации












































Самостоятельная работа, работа в парах


















































Самостоятельная работа, практическая работа












Выполнение заданий с доской, самопроверка





























Практическая работа

Приветствует учащихся, организует рабочее место, проверяет готовность учащихся к уроку.


- Девиз урока: Искра знаний возгорается в том, кто достигнет понимания собственными силами.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим решение новых заданий, которые помогут нам справиться с практическими задачами в нашей жизни.



Проводит фронтальную работу с классом (устный счет)

- Внимание на экран. Считаем устно.


- А теперь, ребята, давайте вспомним, что такое отрезок, как обозначаются отрезки.

На экране вы видите версию двоечника. Правильно он дал определение отрезка? Как будет правильно?




- Следующее задание практическое. Выполняем в тетрадях (задание на слайдах). Организует выполнение задания в тетрадях. Организует самопроверку.

- Ребята, проверьте себя и поставьте соответствующую оценку.



Выдвигает проблему и предлагает учащимся ответить на следующий вопрос: Петя и Вова подсчитали число шагов от школы до дома. Получилось, что одно и то же расстояние равно 300 шагам Пети и 250 шагам Вовы. Значит ли это, что Петя прошёл больше, чем

Вова?



Помогает сформулировать тему и цель урока.

- Ребята, как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- В повседневной жизни нам часто приходится сталкиваться с измерением длин, высот, расстояний. Для математики каждая из этих величин является отрезком, а значит, наша тема понадобится вам в реальной жизни.


- Какова цель сегодняшнего урока?

- Правильно, а еще вы узнаете, что называют приближением с недостатком, с избытком, что значит, измерить отрезок с округлением.





Работа с учебником.

Учитель организует работу учащихся по самостоятельному изучению нового материала. Предлагает учащимся самостоятельно найти ответы на следующие вопросы, проговорить их друг другу:

- Что такое единичный отрезок?

- Что называют расстоянием между двумя точками?

- Объясните на примере, как измерить длину отрезка с помощью сантиметровой линейки (создание проблемной ситуации).

- Объясните на примере, как измерить длину отрезка с точностью до 1 см:

- с недостатком;

- с избытком;

- с округлением (создание проблемной ситуации).

В процессе ответов на вопросы учитель демонстрирует соответствующие слайды.

- Единичный отрезок Слайд

- Равные отрезки Слайд

- Отрезки разной длины Слайд

- Длина отрезка с недостатком, с избытком, с округлением; Знак приближённо Слайд

- Как сравнить отрезки? (наложением, демонстрация слайдов)

- С помощью каких инструментов измеряют отрезки, расстояния?


  1. - Выполните следующие задания в тетради самостоятельно (задания на слайдах).

  2. Организовывает детей на физкультминутку.

  3. - Ребята, встаньте со своих мест. Выполним следующие упражнения. Внимание на экран.




  1. - Как найти длину длину отрезка, если отрезок разбит точкой на два отрезка и известны длины его частей? (см. слайд)

- Как найти длину части отрезка, если известны длины всего отрезка и второй части? (см. слайд)


Работа с учебником. Выполнение заданий №367, №369.

Вызывает к доске сильного ученика для записи своего решения, затем предлагает учащимся сравнить свои ответы с ответом на доске, предлагает ученикам пояснить затруднения, оценить ответ ученика у доски и аргументировать поставленную оценку.


Контролирует выполнение заданий.



  1. Выполнение практических заданий. Организует выполнение практических заданий.

- А теперь, ребята, каждый из вас выполнит следующие практические задания:


  1. 1) Измерьте длину и ширину тетради с точностью до 1 см:

а) с недостатком;

б) с избытком;

в) с округлением.

2) Измерьте высоту школьного стола и высоту школьного стула и сравните полученные результаты с нормами СанПиН ( .


Задает домашнее задание и проводит инструктаж по домашнему заданию.

Работа с учебником п. 2.2 с. 81,82, № 363, 364, 373(устно), № 368, №370, №376(письменно)


Учитель предлагает вопросы:

- Ребята, давайте вспомним тему урока и цели;

- Достигли ли мы целей?

- Что было трудным?

- В чем требуется помощь?

- Что интересного было на уроке?

- Чему учились?

- Что повторяли?

Организует заполнение карточек самооценки учащимися.

- Ребята, а теперь заполните свои карточки самооценки, поставив соответствующую оценку напротив каждого вопроса.

- Ниже таблицы нарисуйте смайлик, соответствующий вашему отношению к уроку.


- Урок окончен. Спасибо за внимание!

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.
















Выполняют задания устно по слайду.

Отвечают на вопросы учителя.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


- Нет, неправильно. Отрезок – это часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.

Обозначается отрезок двумя заглавными латинскими буквами.


Записывают дату, выполняют практическое задание в тетрадях под руководством учителя, осуществляют самопроверку, оценивают себя.





Выдвигают варианты ответов и обосновывают их.











Записывают тему урока, формулируют цель.


- Измерение отрезков.















- Выяснить, что такое единичный отрезок, научиться измерять отрезки, узнать, с помощью каких инструментов измеряют отрезки, научиться сравнивать отрезки.




Самостоятельно изучают материал пункта учебника и отвечают на поставленные вопросы.

















































Учащиеся выполняют задание в тетради. Задают вопросы учителю.




Учащиеся выполняют упражнения физкультминутки.







- Сложить длины его частей.




- Из длины всего отрезка вычесть длину известной части.



Один ученик выходит к доске.

Учащиеся выполняют задания в тетрадях, сравнивают свои решения с решением на доске.















Учащиеся самостоятельно выполняют практические задания в тетрадях.


















Записывают домашнее задание.









Учащиеся отвечают на вопросы учителя.


















Учащиеся заполняют карточки самооценки, рисуют смайлик.

 Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания.















Личностные:

Выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать что-то новое, проявлять активность.

Познавательные:

ориентироваться в своей системе знаний;

структурировать знания, логическое выдвижение.

Ликвидация пробелов

Коммуникативные:

договариваться о правилах поведения и об­щения, следовать им; оформ­лять свои мысли в устной форме


Регулятивные: самопроверка





Личностные: мыслеобразование, мотивация учения.

Регулятивные: высказывать свои предположения, осознавать то, что еще подлежит усвоению.

Познавательные: уметь ори­ентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учи­теля, преобразовывать ин­формацию из одной формы в другую).

Выявление проблемы

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной грамотной речи, обосновывать свои ответы

Личностные:

проявляют интерес к способам решения познавательных задач.

Регулятивные: выдвижение гипотез, целеполагание

Коммуникативные:

способность с помощью вопросов добывать недостаю­щую информацию (познавательная инициативность), формулировка проблемы в устной речи


Познавательные: сформулировать проблему

Личностные:

дают адекватную оценку своей учебной деятельности.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных действий с учетом конкретного результата; планирование.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, обсуждение в парах


Познавательные: преобразование текста

































Личностные:

понимать личную ответственность за результат работы, проявлять интерес к творческой работе, значимость применения нового материала

Регулятивные:

применять новые знания на практике; работа по плану, планирование

ставить перед собой учебную задачу, предполагать результат и уровень усвоения материала.

Познавательные:

добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); синтез, анализ

Коммуникативные:

слушать и понимать речь других.






Личностные:

выражают положительное отношение к процессу познания.

Регулятивные:

определение последовательности промежуточных действий с учетом конкретного результата; планирование, взаимооценка

Коммуникативные:

способность с помощью вопросов добывать недостающую информацию


Познавательные: применение нового знания








Личностные:

осуще­ствлять самооценку учебной деятельности, отношение к изучаемому материалу

Регулятивные:

прого­варивать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват­ной ретроспективной оценки.

рефлексия

Коммуникативные:

формулировать и обосновывать свои успехи или неудачи.

Формулировка своих мыслей в устной речи

 



















Учащиеся имеют навыки устного счета, работают в группе
















Учащиеся выполняют самопроверку выполненной самостоятельной работы






















Учащиеся умеют формулировать тему урока, ставить цели




























Учащиеся умеют работать самостоятельно с учебником, добывать новые знания
















































Учащиеся умеют применять новые знания при решении практических заданий





















Учащиеся умеют применять новые знания при решении задач, выполнять самопроверку















Учащиеся умеют пользоваться измерительными инструментами, применяют полученные новые знания, умения, навыки при выполнении практической работы



















Учащиеся подводят итог урока, осуществляют анализ своей работы, выделяют свои успехи и неудачи, делают выводы



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!