СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики «Решение задач способом составления уравнения». 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для формирования умения решения задач с помощью уравнения.

Задачи урока:

-выявить   основные правила решения задач способом составления уравнений,

-познакомить с алгоритмом решения задач способом составления уравнений;

-содействовать развитию навыков сотрудничества, самоконтроля;

-совершенствовать навыки решения уравнений;

-развивать умение анализировать и рассуждать;

-закреплять вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Просмотр содержимого документа
«Урок математики «Решение задач способом составления уравнения». 4 класс»

Урок математики «Решение задач способом составления уравнения». 4 класс

Цель урока: создать условия для формирования умения решения задач с помощью уравнения.

Задачи урока:

-выявить   основные правила решения задач способом составления уравнений,

-познакомить с алгоритмом решения задач способом составления уравнений;

-содействовать развитию навыков сотрудничества, самоконтроля;

-совершенствовать навыки решения уравнений;

-развивать умение анализировать и рассуждать;

-закреплять вычислительные навыки.

Планируемые результаты:

Знать алгоритм решения задач с помощью уравнений.

Формирование УУД:

Личностные: использовать усвоенные приёмы работы для решения учебной задачи, осуществлять самоконтроль при выполнении заданий,

Осознать необходимость самосовершенствования, положительного отношения к процессу познания, применять правила сотрудничества

Регулятивные: планировать и принимать   учебную задачу, составлять план действий, оценивать и корректировать свои действия

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге, воспринимать различные точки зрения, сотрудничать с учащимися и

учителем, выражать свою точку зрения, работать в паре и группе

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, находить дополнительную информацию, обсуждать проблемные вопросы, сформировать умения при решении задач и уравнений работать со схемой

Оборудование: ПК, проектор, интерактивная доска, презентация, карточки, экран настроения, экран успеха, жетоны-цветы, памятка с алгоритмом.

Дата проведения: 7 апреля 2015 г

Этап урока

Методическая характеристика этапа: задачи, методы создания развивающей среды.

Деятельность педагога.

Деятельность обучающихся, направленная на реализацию каждого компонента образовательной компетенции.

1.Психологический настрой на урок.

Цель: создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

УУД: личностные (вызвать интерес и готовность к учебной деятельности)

Коммуникативные   (планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися)

Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок.

— Откройте тетради и запишите дату, классная работа.

Сегодня 7 апреля Всемирный день здоровья. Я надеюсь вы все сделали утреннюю зарядку?

А сейчас мы проведём математическую зарядку. Не случайно на доске вы видите запись высказывания М.Калинина «Математика – это гимнастика ума».

Как  вы думаете, какой вид математических заданий позволяет в большей степени развивать логическое мышление, способствует развитию сообразительности, смекалки и так же позволяет ответить на многие жизненные вопросы?

Предлагаю вам решить несколько задач, применяя свою смекалку, логику, сообразительность.  

Тройка лошадей пробежала 90 км. Сколько км пробежала каждая лошадь?

На камине горело 7 свечей, 5 из них погасли. Сколько свечей осталось?

На перемене в класс забежало 7 человек. Это четвертая часть класса. Сколько всего в классе человек?

Молодцы! У многих из вас хорошо развита смекалка, сообразительность.

— Постарайтесь на уроке работать быстро, все расчёты производить точно и, самое главное, дружно!

Проверка готовности к уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи

 

 

 

 

 

90 км

 

5 свечей

 

 

 

28 человек

2. Актуализация познавательной деятельности.

3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

4. Решение учебной задачи (выдвижение и проверка гипотез).

Цель: организоватьактуализацию изученных способов действий, достаточных для проблемного изложения нового материала

УУД: регулятивные (целеполагание, планирование) Познавательные (поиск и выделение необходимой информации, логическое построение цепи рассуждений, доказательств).

Цель: 1)Зафиксировать причину затруднения 2)Организовать диалог по проблемному вопросу 3)создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс

УУД: личностные: действие смыслообразования, установление связи между целью и ее мотивом. Регулятивные: целеполагание, планирование

Познавательные: постановка и формулирование проблемы

Цель: добиться открытия детьми нового способа действия, научить выделять из конкретно практической задачи общую учебную задачу

(УДД – регулятивные:

формировать умение высказывать своё предложение , умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать умение на основе анализа делать выводы.

Коммуникативные: формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

– Ребята! Над какой проблемой мы работали на предыдущих уроках математики?

Все справились с домашним заданием?

У кого были трудности? (Ответы детей).

— Трудностей нет. Значит, мы можем продолжать работать дальше?

-Сегодня на уроке вы выступите в роли учёных. А учёные, как известно, проводят эксперименты, делают научные открытия, проверяют на практике свои открытия. Сегодня мы все вместе попробуем пройти   эти этапы и открыть новые знания.

Но,  чтобы открыть что-то новое, давайте вспомним те знания, которые помогут нам сегодня на уроке.

— Посмотрите на экран.

— Чем похожи все записи?

-Что такое уравнение?

-Что значит решить уравнения?

— Найдите корни уравнений. (устно)

Х*70=630         5400:х=90     х:80=80   200+х=310

Х=9                   х=60               х=6400      х=110

Х- 40=140     х*30=300

Х=180           х=10

Ответы на карточках.

9


60


6400


110


180


10


— Расположите корни уравнений в порядке возрастания.

-Прочитайте слово, которое у вас получилось.

— Как могут быть связаны уравнения и задачи?

— Назовите тему урока.

— Какую учебную

задачу будем решать на уроке?

— Какие задачи поставим перед собой? Посмотрим совпали ли ваши задачи с моими?

На доске записаны задачи урока для учащихся:

  1. Освоить новый приём решения задач.

  2. Совершенствовать умения в решении задач, уравнений.

-Давайте проведём эксперимент и попробуем, используя наши знания, решить задачу №278 способом составления уравнения.

— Почему не справились с задачей?

— Каких знаний не хватает, чтобы справиться с возникшей проблемой?

— Как будем решать задачу?

Нарисуем схему к задаче. Обозначим детей занимающихся немецким языком – х. Составим уравнение. Найдём корень уравнения. Запишем ответ.

— Давайте составим памятку – алгоритм для решения задач способом составления уравнений. (прочитать, обозначить неизвестное х, записать ответ, составить уравнение, решить уравнение, записать краткую запись)

— Какое открытие мы сделали?

1. Выполнение   задания   № 283.(работа в парах)

Учащиеся анализируют тексты задач и делают вывод, что для данной схемы соответствуют задачи ( 4, 5).

Уравнения: 342 – x = 285 и 285 + x = 342.

– Решите составленные уравнения по вариантам. Первый вариант 1 уравнение, второй -2 уравнение. (двое у доски)

– Запишите ответ на вопрос каждой задачи.

 

 

Учились решать уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Это уравнения.

-Уравнения это запись с неизвестным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

з


а


д


ч


а


а




 

 

 

 

 

 

-Решать задачи способом составления уравнений.

 

Научиться решать задачи способом составления уравнения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Х+12=34

 

 

 

 

 

  1. Прочитать задачу

  2. Записать краткую запись

  3. Составить уравнение (?-х)

  4. Решить уравнение

  5. Записать ответ

 

— Нашли способ решения задач с помощью уравнений.

5. Физминутка.

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся (сбережение здоровья)

— Для здоровья, для порядка

Дружно делаем зарядку!


6. Работа по теме урока. Отработка способа действия.

Цель: Формирование умений соблюдать последовательность действий при выполнении учебной задачи.

УУД личностные: вызвать интерес и готовность к учебной деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися.

— Как вы считаете, нужно ли упражняться в решении сложных уравнений?

— Давайте потренируемся.

-Как будем работать?

а). Работа с учебником № 281

 

— Сравни свой способ решения со способом соседа.

— А теперь на волшебной линеечке оцените друг друга. (Приложение № 3).

— Какой вывод можно сделать?

— Да.

— Сделаем в паре.

(У доски работают три пары, решают по алгоритму).

Дети дают оценку работы каждой

пары.

(выслушиваются мнения детей)

— Надо ещё потренироваться.

7. Конкретизация сконструированного способа в новых условиях.     Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.Тестовая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Итог урока. Рефлексия.

Цель: закреплять полученные новые знания, формировать рефлексию

УУД: познавательные: моделирование, воспроизведение изученного материала, рефлексия, контроль и оценка;

личностные: осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов;

регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора.

Цель: организовать выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действий

УУД: познавательные: рефлексия, контроль и оценка), коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: проводить работу по плану, оценить правильность выбора)

Цель: способствовать формированию рефлексии.

УУД: коммуникативные;

личностные (осуществить самоконтроль, достигнуть положительных результатов)

— А сейчас хотите проверить себя, как вы научились решать задачи с помощью уравнения?

— Поработайте в группах и решите задачи. Постарайтесь заработать как можно больше баллов. Готовы?

Работа в группах (карточки).

– По данному условию и схеме задачи, составьте уравнение и решите его.

1-я группа.

В нашей школе 777 учащихся. В средних классах учатся 339 учащихся, а в начальных классах 368 учащихся. Сколько учащихся учится в старших классах?

2-я группа.

В июне в школьном лагере отдыхало 70 ребят. Из них 25 девочек, остальные – мальчики. Сколько отдыхало мальчиков?

3-я группа.               

В нашем классе 24 учащихся занимаются в спортивных секциях из них 15 мальчиков, а остальные девочки. Сколько девочек занимаются спортом?

-Что объединяет все задачи?

Проверка: — Сравните с ответами.                         На доске ответы к задачам.

— Что можете сказать про эти числа?

-Ребята! 9 мая весь наш народ будет отмечать 70 лет великой победы разгрома советскими войсками   немецко-фашистских захватчиков   в ВОВ в 1945 году. В честь   ветеранов – победителей, праздничный салют!

 

Тест «Решение уравнений» 1 вариант

1.Решите уравнение: m+27=43

1) 94     2) 26   3) 70      4)   60

2. Решите уравнение: 45- а=29

1) 16   2) 26    3) 74    4) 64

3. Решите уравнение:  х-29=94

1) 65    2) 123       3) 75     4) 11

4. Делимое находится так:

а) Частное прибавить делитель;

б) Частное разделить на делитель;

в) Частное умножить на делитель.

5. Решением какого уравнения является число 25?

а)65-х=50; б)х:3 = 75; в)75:л:=3.

Тест «Решение уравнений» 2 вариант

1.Решите уравнение: m — 27=43

1) 94     2) 26   3) 70      4)   60

2. Решите уравнение:  а + 45=129

1) 16   2) 26    3) 84    4) 64

3. Решите уравнение:  х — 39=104

1) 65    2) 123       3) 75     4) 11

4. Делитель находится так:

а) Частное прибавить делимое;

б) Частное разделить на делимое;

в) Делимое разделить на частное.

5. Решением какого уравнения является число 5?

а)65+х=70; б)х:3 = 75; в)75:х=3.

 

— Какую учебную задачу ставили?

— Что для вас сегодня было открытием?

-Сегодня мы с вами раскрыли ещё один секрет математики.

— Всем ли было легко?

— Значит надо ещё потренироваться?

— Над какой же проблемой будем работать на следующем уроке?

— Давайте подведём итог урока, закончив предложения:

— Оцените свои знания на волшебной линеечке цветом. У вас на столах цветы.   Если на уроке всё понятно – жёлтый цветок, если были трудности, сомнения – красный цветок, а если не совсем разобрались или вам было неинтересно – синий цветок.

На доске получился праздничный букет из жёлтых и красных цветов.

— Это подарок нашим дорогим ветеранам. С наступающим праздником!

Дети решают задачи способом составления уравнения.

(Выступление каждой группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверка с тетрадью у доски 3 учащихся.

9 45 70

 

Ответы детей на поставленные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Продолжить работу по решению сложных уравнений.

Карточка у каждого ученика:

Я сегодня научился…..

                                                                                                             Я узнал…….           

                                                                                                           Больше всего мне понравилось….

 


10. Домашнее задание

Цель: закрепление нового знания УУД: познавательные (моделирование, рефлексия, контроль и оценка).

№ 277. Придумать задачу, чтобы решалась уравнением.

-Спасибо всем за урок!

Записывают задание.


 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!