Филиал Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Покрово-Пригородная средняя общеобразовательная школа»
Предмет, класс, программа | Математика, 2 класс УМК: “Перспектива”, учебник Г.В.Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Б. Бука |
Тип урока | Урок открытия нового знания. |
Цель урока | Создание условий для открытия переместительного закона умножения и его использования при вычислениях выражений. |
Планируемые результаты Предметные | Понимать, что такое “переместительное свойство умножения”. Закрепить смысл умножения. Уметь решать текстовые задачи, читать математические выражения, равенства. |
Метапредметные | Регулятивные УУД: определение и формулирование учебной задачи в диалоге с учителем и одноклассниками; оценка своей работы по заданным критериям; соотнесение своей оценки с оценкой учителя; отметка изменений в своих действиях, сравнение своих достижений (во времени). | Коммуникативные УУД: построение простого речевого высказывания; использование специальных знаков при организации коммуникации между учащимися, математической терминологии в устной и письменной речи; умение в рамках совместной учебной деятельности слушать других. | Познавательные УУД: обучение высказываний своих предположений; ориентиров в учебнике; анализ, сравнение выражений, выявление и выражение в речи признаков их сходства; выделение, формулирование проблемы, отличие неизвестного от уже известного в способе действия. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. Самоопределение к деятельности. | -Ребята, сегодня в мою почту пришло письмо с таким текстом: «Без сомнения, без волнения Открыть важное свойство умножения». Попробуйте угадать, кто автор письма. ( Звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино») На урок к нам попали герои мультфильма кот Матроскин и пес Шарик. Они смотрят, как вы, ребята, готовы к уроку. Проверка готовности к уроку Слайд 1. | Дети приветствуют учителя, организуют рабочее место, осознанно включаются в пространство учебной деятельности. | Личностные: самостоятельное определение и высказывание самых простых, общих для всех людей правил поведения. Регулятивные: определение цели деятельности с помощью учителя, принятие и выполнение практических задач; способность отличать новое знание от уже известного. Коммуникативные: представление цели и задачи конкретного содержания в устной речи с помощью учителя, пошаговое их выполнение; следование психологическим принципам общения, овладение адекватным межличностным восприятием. Познавательные: выделение, формулирование познавательных задач, выбор наиболее эффективных способов их решения; умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу; расширение понятийной базы и использование новых понятий.
Личностные: осознание ответственности за общее дело. |
2. Актуализация знаний. | 1.-Откройте тетради. - Запишите число. 2. Задания кота Матроскина: 1)Прочитайте слова. Слагаемое, множитель, произведение, слагаемое, множитель, сумма. Прочитайте выражения: 2+3=5, 2*3=6. Слайд 2. Как назвать первое число (первый компонент), второе число (второй компонент), результат в выражении? (2+3=5, 2*3=6,) Слайд 3. 2) Как называется это свойство 2+3=3+2? Слайд 4. 3.Рассмотрите выражения. Как можно их назвать? 7 + 7 + 7 + 7 2 + 2 + 2 + 2 + 2 3 + 3 + 3 + 3 + 3+ 3 Слайд5. - Можно ли заменить действие сложение умножением? - Замените сложение умножением. - Что показывает 1 множитель? 2 множитель? 7*4 2*5 3*6 Слайд 6. 4. Задание Шарика. Как назвать эти выражения 6*4, 8*3, 9*2? Замените их суммой. Слайд 7. | Записывают число.
Называют компоненты и результаты действий сложения и умножения. Переместительное. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется. Суммы.
Да.
Первый множитель показывает, какое слагаемое мы берём, а второй множитель показывает, сколько раз мы берём это слагаемое. Произведение. 6+6+6+6, 8+8+8 9+9 |
3. Постановка проблемной ситуации. | Задание Дяди Федора. (работа в паре по карточке) Найди значения произведений, заменяя их суммой. Сначала выполните 2 примера. Слайд 8 15 · 2 10 · 3. Аналогично замените суммой 3 и 4 примеры. 2 · 25 4 · 15. - Какая возникла проблема? Слайд 9 Можно ли как-то посчитать по-другому? Можно ли утверждать, что полученные выражения равны? Знаем ли мы такое правило? - Что нам нужно сделать? - Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Какую цель мы поставим? Слайд 10. |
15+15 10+10+10 Выявляют проблему - B 3 и 4 примерах много слагаемых. 25*2 -Не знаем правила.
-Переместительное свойство умножения. -Научиться находить значение произведения, используя переместительное свойство умножения. |
4. Открытие нового знания. | Выполним задание на карточках в группах по предложенному алгоритму. 1 и 2 группа 1. Раскрась кувшины с молоком в первом столбике. 2. Сколько таких столбиков? 3. Запиши сколько всего кувшинов с молоком? (с помощью умножения). Раскрась все кувшины (по столбикам). 3 и 4 группа 1. Раскрась кувшины с молоком в первой строчке. 2. Сколько таких строчек? 3. Запиши сколько всего кувшинов с молоком? (с помощью умножения). Раскрась все кувшины (по строчкам). - Представители от группы, прошу вас со своими листочками выйти к доске. - Какое было задание? - 1 и 3 группы, покажите ваш результат. Назовите решение. Слайд.11. - Ребята, что вы заметили? Какой вывод можно сделать? - Каким свойством умножения мы сейчас пользовались? |
Работают в группе.
3*5=15 и 5*3=15 От перемены мест множителей, результат не меняется. Переместительным свойством умножения. |
5. Первичное закрепление. | - А сейчас давайте посмотрим, подтвердит ли учебник наше открытие? Работаем на стр. 84. -Прочитайте правило. - Мы оказались правы? Решение задачи, вызвавшей затруднение: -Bернемся к примерам, которые мы не смогли решить. Слайд 12. -Как решим? 2 · 25 = 4 · 15 = |
Читают правило.
Bоспользуемся переместительным свойством умножения: 25 · 2 = 25 + 25 = 50, 15 · 4 = 15 + 15 +15 +15 = 60. | Познавательные: освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделения информации, содержащей существенные признаки. Регулятивные: решение задачи методом поиска способов (по образцу и заданным правилам), используя информацию из учебника. |
6.Физминутка | Музыкальная физкультминутка. | Bыполняют упражнения. | Личностные: понимание важности проявления заботы о своем здоровье, профилактических действий по снятию усталости и утомления. Коммуникативные: соблюдение норм общения во время игры. |
| Работа с учебником. -Переходим к заданию № 3 на стр.84 учебника. Поставьте нужный знак. Запишите решение в тетрадь. -Какой знак поставили в первом выражении, во втором? Сравните со слайдом. Слайд13. | Bыполняют самостоятельно №3 на стр.84 , записывая решение в тетрадь. =,=. Сверяют с решением на слайде. | Коммуникативные: овладение навыками речевого отображения содержания совершаемых действий, способностью с помощью вопросов, материалов учебника добывать и использовать недостающую информацию. |
7. Закрепление изученного. Систематизация знаний. | Решение задачи (работа в паре). Текст задачи на слайде. - Почтальон Печкин пришел рассудить спор между Матроскиным и Шариком. Они ходили по огороду и что-то считали. Поможем? Слайд 14. Дядя Федор разделил прямоугольный огород на квадраты. Сколько в нем квадратов? Матроскин посчитал так: 3*4=12 (кв.) Шарик вычислил по-другому: 4*3= 12 (кв.) Расскажи, как рассуждал каждый герой. Запиши одно решение и ответ. - Почему результат умножения одинаков и в том, и в другом случае? -Самостоятельная работа по карточкам в двух вариантах. Заполни пропуски такими числами, чтобы записи были верными. I вариант. 5*4=…*5, 2*…=8*2, 1*9=9*…, 4*3=…*4 II вариант. 6*4=…*6, 2*…=7*2, 1*8=8*…, 4*6=…*4 Слайд 15. Проверим по слайду. Слайд 16. Реши задачи на нахождение периметра (по рисункам). Слайд 17. Запись на доске и в тетрадях. |
Объясняют решение задачи. Матроскин считал по 3 квадрата в 4 столбиках. Будет 12. Шарик считала по 4 квадрата в 3 строчках. Будет 12. Множители переставлены местами, но значение произведения не изменяется.
Работают в карточках самостоятельно.
Решают задачи на нахождение периметра. | Познавательные: построение осознанного и произвольного речевого высказывания в устной форме; освоение навыков рефлексии; контроля и оценки способов и результатов деятельности с помощью учителя. Регулятивные: осуществление познавательной и личностной рефлексии.
|
8. Подведение итогов урока. | -Какую цель ставили в начале урока? Слайд18. - Вы достигли поставленной цели? - Какое открытие сделали на уроке? -Это свойство пригодится в дальнейшем изучении таблицы умножения. Слайд 19 . | - Научиться находить значение произведения, используя переместительное свойство. - Переместительное свойство умножения.
| Познавательные: осознанное и произвольное построение высказывания; освоение элементов рефлексорного действия с помощью учителя. Регулятивные: определение эмоциональной оценки своей деятельности и деятельности класса, успешности выполнения заданий. |
9. Рефлексия | -Оценим свою работу на уроке. Кто считает, что у него сегодня все получилось, он справился с заданиями – поднимите солнышко. А кому было трудно на уроке – поднимите тучки. - Герои мультфильма с удовольствием побывали у вас в гостях и прощаются до следующей встречи. Слайд 20. | Дают оценку своей деятельности и состоянию на уроке.
|
10. Домашнее задание | - Домашнее задание - рабочая печатная тетрадь стр.82 № 1,2.Слайд 21. | Получают домашнее задание. |