2.Рефлексия | | Перед вами лестница знаний, для чего она нужна? Давайте вспомним, какие открытия совершили при работе с задачей. Еще есть ступеньки, зачем? | Не забывать, что прошли, какие открытия совершили. - определяли процессы(все 4); -выделяли в задаче отношения величин; -создавали модели этих отношений(матрица, схема); -сформулировали алгоритм работы над задачей. Будут еще открытия. |
3. формулировка задачи урока | | Какую задачу мы ставили на предыдущем уроке? Мы продолжим работу по моделированию, но предлагаю с помощью следующего задания скорректировать задачу сегодняшнего урока, и определить для какого вида задач будем составлять модели (слайд: примеры на разн и крат сравнение). Результаты задания занесите в оценочный лист. Какого вида были примеры? Кто сформулирует задачу урока? | Научиться моделировать условие задачи. Самопроверка (по слайду), самооценка. На сравнение(разн и кратное) Будем создавать модели условий к задачам на разн и крат сравнение и составлять оценочный лист, для того чтобы понять умею ли я моделировать и готов ли к проверочной работе. |
4. моделирование | | Работа по учебнику с.40 №731(1) Как будем работать с задачей? -О чем говорится в задаче? -Определите процесс - выделите величины -сколько объектов в задаче - какую модель выберете матричную или схематичную? почему? Занесите данные условия в таблицу Разбор задачи от вопроса - какова цель задачи? - что нужно знать. Чтобы ответить на главный вопрос задачи? - возможно ли узнать значение 1 части? -решение (1 ученик у доски) Согласие-несогласие .оценивание Переходим к следующей задаче №731(3) Будем придерживаться алгоритма 1-6 пункты аналогично Разбор от данных 7- для модели снова выбрали таблицу. Матрица как мы знаем состоит из строк и столбцов. Обратите внимание на 1 строку. Какую возможность дает нам знание значения пути и времени? А что нам даст значение скорости теплохода? Решение (1 ученик у доски) поверка, оценивание ФИЗМИНУТКА | По алгоритму. - ученик читает текст -составление целого из частей -Ц КЧ Зн 1 Ч -2 - удобнее, поможет сразу найти правильный способ решения. - сравнить во ? раз мешок гречки тяжелее мешка муки и на сколько кг тяжелее. - значение 1 части Да, т.к известно целое и кол-во частей Самооценка(оценочная линейка) - сможем найти скорость теплохода - сможем найти скорость катера, что и позволит нам ответить на главный вопрос задачи Самооценка учащихся в оцен листе |
Ситуация «разрыва» | | Я предлагаю «прочитать» схему - О чём она вам сообщает? (Схема показывает, что в задаче 2 объекта.) (Между объектами заданы отношения.) (Разное значение величин- первая величина а, вторая на b больше.) (Есть требование, вопрос.) - О чём схема не «рассказала»? (О сюжете.) - Каким будет сюжет задачи? (Сюжет может быть любым.) - Придумайте по этой схеме задачу про яблоки и груши, которые собирали дети в саду. Проверяем. - К доске выходят… - Согласны ли вы с таким текстом задачи к данной схеме? - У кого получился другой текст? - Что скажете? (Оба текста одинаковые по смыслу.) (Второй текст более краткий.) - Составьте по схеме уравнения, в форме решения. Запишите в оценочный лист. - Проверяем. У кого не так? -Допишите то уравнение, которого у вас нет. -Какое из решений рациональное? Почему? - Подумайте, а можно ли придумать ещё задачу с тем же сюжетом к данной схеме. Обсуждаем это задание в парах. - Кто готов? -У кого другой текст? - Сравните задачи. Чем они похожи? - Как определили, что решение второй задачи такое же? Мы же её ещё не решали? - Чем отличаются? - Как называются такие задачи? (Схема для обеих задач была одна и та же.) - Какой можно сделать вывод? - Как же быть в такой ситуации, когда схема задачи не показывает форму (прямую или косвенную) заданных отношений между величинами? - Над чем же будем работать на следующем уроке? Карточку с ? прикрепить на лесенке знаний | -Работа в парах Парная работа- один ученик читает придуманный текст, делая паузы, а другой синхронно показывает по схеме ( Дети в саду собирали яблоки ( пауза – показ) и груши ( пауза – показ). Яблок собрали а (пауза – показ), а груш на b больше (пауза – показ). Сколько всего яблок и груш собрали дети (пауза – показ)?) Возможен и такой вариант: Дети в саду яблок собрали а (пауза – показ), а груш на b больше (пауза – показ). Сколько всего яблок и груш собрали дети (пауза – показ)?) х = а + ( а + b) х = а + а + b х = 2а + b (Рациональное решение третье, потому что применили действие умножение) Один ученик читает текст задачи по частям. Другой синхронно показывает по схеме. Дети в саду собрали а яблок, их оказалось на b меньше. Сколько всего яблок и груш собрали дети?) В обеих задачах одинаковый сюжет – дети собирали яблоки и груши.) (Одинаковые объекты – яблоки и груши.) (Одинаковыми буквами заданы величины – а,b.) (Одинаковое требование – сколько всего яблок и груш собрали дети.) (Одинаковое решение.) (Если схема к задачам одна и та же, то и решение будет одним и тем же.) (Отличаются заданными отношениями между величинами.) (В первом тексте сказано, что «груш на b больше», во втором о грушах ничего не сказано, сказано о яблоках- «яблок -а, их на b меньше, чем груш.) (Первая задача – «прямая», вторая задача – «косвенная».) «косвенная» - та задача, в которой об одной и той же величине даётся несколько сообщений. (Схема не показывает, в какой форме – прямой или косвенной- заданы отношения между величинами в задаче.) (Надо придумать , создать новую модель, которая « расскажет» нам о том, какая из задач «прямая», а какая « косвенная».) (Будем создавать новую модель к задаче вместо схемы.) |
5 итоговая рефлексия | | Итак, какие модели использовали на уроке? К какому виду задач моделировали условие? Пришло время оценить свои умения . оценочный лист 4 и 5 столбцы (+-) Кто считает, что умеет моделировать условие задачи? Кто считает, что не готов к проверочной работе по данной теме? Почему? Как помочь? Кого хотели бы поблагодарить за работу , почему? Как? Спасибо за урок! | - таблицу и схему Задачи на кратное и разностное сравнение Сигнальные карточки Похлопаем или другие варианты детей. |