СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики 4 класс система Эльконина-Давыдова

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение частных задач. Моделирование и преобразование модели.

Просмотр содержимого документа
«Урок математики 4 класс система Эльконина-Давыдова»

Урок математики 4 класс

Учитель: Норбоева Т.В. МАОУ «СОШ №57 г.Улан-Удэ имени А.Цыденжапова»

Математика» 4 класс (1-4) авторы В.В. Давыдов, С.Ф. Горбов, Г.Г. Микулина, О.В. Савельева (издательство Вита - Пресс, Москва, 2013 г.)

Тема раздела: Моделирование условий задач, включающих несколько разных отношений величин.

Урок 2. Решение задач на разностное и кратное сравнение.

Тип урока: Решение частных задач. Моделирование и преобразование модели.

Цель: сформировать умение выделять в задаче отношения величин и моделировать эти отношения с целью нахождения правильных способов решения задач на кратное и разностное сравнение.

Задачи: - развивать теоретическое , логическое мышление при работе с задачей;

- закрепить способы решения задач арифметическим и алгебраическим способами;

- способствовать развитию коммуникативных навыков: умение работать в паре, участвовать в диалоге, в дискуссии.

Форма и принцип КРДе: «учитель-класс», «ученик-ученик»,принцип индивидуальных вкладов, принцип обмена позициями

Проект урока

Этапы

Цель

Инициирующие реплики и вопросы учителя

Предполагаемые результаты и объяснения (версии)детей

1.Орг. часть

Настрой учащихся на продуктивную работу

Что нам нужно, чтобы урок прошёл успешно?


(Быть внимательными на уроке.)

(Быть активными.)

(Уметь выслушивать друг друга, а не только учителя.)

(Уметь исправлять и дополнять ответ товарища, чтобы его не обидеть.) (Работать быстро, дружно.)

2.Рефлексия


Перед вами лестница знаний, для чего она нужна?


Давайте вспомним, какие открытия совершили при работе с задачей.






Еще есть ступеньки, зачем?

Не забывать, что прошли, какие открытия совершили.


- определяли процессы(все 4);

-выделяли в задаче отношения величин;

-создавали модели этих отношений(матрица, схема);

-сформулировали алгоритм работы над задачей.

Будут еще открытия.

3. формулировка задачи урока


Какую задачу мы ставили на предыдущем уроке?

Мы продолжим работу по моделированию,

но предлагаю с помощью следующего задания скорректировать задачу сегодняшнего урока, и определить для какого вида задач будем составлять модели (слайд: примеры на разн и крат сравнение). Результаты задания занесите в оценочный лист.

Какого вида были примеры?

Кто сформулирует задачу урока?

Научиться моделировать условие задачи.






Самопроверка (по слайду), самооценка.


На сравнение(разн и кратное)

Будем создавать модели условий к задачам на разн и крат сравнение и составлять оценочный лист, для того чтобы понять умею ли я моделировать и готов ли к проверочной работе.

4. моделирование


Работа по учебнику с.40 №731(1)

Как будем работать с задачей?

-О чем говорится в задаче?

-Определите процесс

- выделите величины

-сколько объектов в задаче

- какую модель выберете матричную или схематичную? почему?

Занесите данные условия в таблицу

Разбор задачи от вопроса

- какова цель задачи?



- что нужно знать. Чтобы ответить на главный вопрос задачи?

- возможно ли узнать значение 1 части?


-решение (1 ученик у доски)

Согласие-несогласие .оценивание

Переходим к следующей задаче №731(3)

Будем придерживаться алгоритма

1-6 пункты аналогично

Разбор от данных

7- для модели снова выбрали таблицу. Матрица как мы знаем состоит из строк и столбцов. Обратите внимание на 1 строку. Какую возможность дает нам знание значения пути и времени?

А что нам даст значение скорости теплохода?


Решение (1 ученик у доски) поверка, оценивание


ФИЗМИНУТКА


По алгоритму.

- ученик читает текст

-составление целого из частей

-Ц КЧ Зн 1 Ч

-2

- удобнее, поможет сразу найти правильный способ решения.



- сравнить во ? раз мешок гречки тяжелее мешка муки и на сколько кг тяжелее.

- значение 1 части


Да, т.к известно целое и кол-во частей


Самооценка(оценочная линейка)








- сможем найти скорость теплохода


- сможем найти скорость катера, что и позволит нам ответить на главный вопрос задачи


Самооценка учащихся в оцен листе

Ситуация «разрыва»


Я предлагаю «прочитать» схему


- О чём она вам сообщает?

(Схема показывает, что в задаче 2 объекта.)

(Между объектами заданы отношения.)

(Разное значение величин- первая величина а, вторая на b больше.)

(Есть требование, вопрос.)

- О чём схема не «рассказала»?

(О сюжете.)

- Каким будет сюжет задачи?

(Сюжет может быть любым.)

- Придумайте по этой схеме задачу про яблоки и груши, которые собирали дети в саду.

Проверяем.

- К доске выходят…

- Согласны ли вы с таким текстом задачи к данной схеме?











- У кого получился другой текст?

- Что скажете?

(Оба текста одинаковые по смыслу.)

(Второй текст более краткий.)

- Составьте по схеме уравнения, в форме решения. Запишите в оценочный лист.

- Проверяем. У кого не так?

-Допишите то уравнение, которого у вас нет.

-Какое из решений рациональное? Почему?


- Подумайте, а можно ли придумать ещё задачу с тем же сюжетом к данной схеме. Обсуждаем это задание в парах.

- Кто готов?


-У кого другой текст?

- Сравните задачи. Чем они похожи?












- Как определили, что решение второй задачи такое же? Мы же её ещё не решали?

- Чем отличаются?







- Как называются такие задачи?






(Схема для обеих задач была одна и та же.)

- Какой можно сделать вывод?




- Как же быть в такой ситуации, когда схема задачи не показывает форму (прямую или косвенную) заданных отношений между величинами?


- Над чем же будем работать на следующем уроке?

Карточку с ? прикрепить на лесенке знаний















-Работа в парах



Парная работа- один ученик читает придуманный текст, делая паузы, а другой синхронно показывает по схеме

( Дети в саду собирали яблоки ( пауза – показ) и груши ( пауза – показ). Яблок собрали а (пауза – показ), а груш на b больше (пауза – показ). Сколько всего яблок и груш собрали дети (пауза – показ)?)



Возможен и такой вариант: Дети в саду яблок собрали а (пауза – показ), а груш на b больше (пауза – показ). Сколько всего яблок и груш собрали дети (пауза – показ)?)


х = а + ( а + b) х = а + а + b х = 2а + b



(Рациональное решение третье, потому что применили действие умножение)


Один ученик читает текст задачи по частям. Другой синхронно показывает по схеме.

Дети в саду собрали а яблок, их оказалось на b меньше. Сколько всего яблок и груш собрали дети?)


В обеих задачах одинаковый сюжет – дети собирали яблоки и груши.)

(Одинаковые объекты – яблоки и груши.)

(Одинаковыми буквами заданы величины – а,b.)

(Одинаковое требование – сколько всего яблок и груш собрали дети.)

(Одинаковое решение.)

(Если схема к задачам одна и та же, то и решение будет одним и тем же.)


(Отличаются заданными отношениями между величинами.)

(В первом тексте сказано, что «груш на b больше», во втором о грушах ничего не сказано, сказано о яблоках- «яблок -а, их на b меньше, чем груш.)

(Первая задача – «прямая», вторая задача – «косвенная».)

«косвенная» - та задача, в которой об одной и той же величине даётся несколько сообщений.



(Схема не показывает, в какой форме – прямой или косвенной- заданы отношения между величинами в задаче.)

(Надо придумать , создать новую модель, которая « расскажет» нам о том, какая из задач «прямая», а какая « косвенная».)

(Будем создавать новую модель к задаче вместо схемы.)


5 итоговая рефлексия


Итак, какие модели использовали на уроке?

К какому виду задач моделировали условие?

Пришло время оценить свои умения . оценочный лист 4 и 5 столбцы (+-)

Кто считает, что умеет моделировать условие задачи?

Кто считает, что не готов к проверочной работе по данной теме? Почему? Как помочь?


Кого хотели бы поблагодарить за работу , почему?

Как?


Спасибо за урок!

- таблицу и схему


Задачи на кратное и разностное сравнение



Сигнальные карточки








Похлопаем или другие варианты детей.













ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

1

2

3

4

5



Оцен

линейка

Я умею моделировать условие задачи

Я готов(а) к проверочной работе

1 задание






2 задание №731 (1)















3 задание 731 (3)
















4 задание











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!