СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок сопровождается презентацией, разработка содержитт приложения к каждому этапу урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина"»

Тема Родины в лирике С.А.Есенина

Подготовила Москаленко Г.В., учитель русского языка и литературы

МБОУ «Солнечнодолинская средняя общеобразовательная школа»

городского округа Судак

Открытый урок в 9 классе

Тема урока.  Образ Родины в ранней лирике С.А.Есенина

Цели урока:

-расширить знания учащихся о личности С. А. Есенина и его творчестве;

-показать, что тема родины – ведущая в творчестве поэта;

-развивать интерес к личности и творчеству С. А. Есенину, навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта, образное мышление и познавательную активность учащихся;

- воспитывать интерес к поэзии, любовь к Родине.

Тип урока: комбинированный

Метод, приемы: слово учителя, выразительное чтение, элементы анализа поэтического текста, элементы исследовательской работы.

Оборудование: портрет поэта, выставка книг, презентация с включением видеороликов https://www.youtube.com/watch?v=I-CjyXKRr6g ; https://www.youtube.com/watch?v=ejgf64RGcCg; https://www.youtube.com/watch?v=Dt_fStP1_bI



Ход урока:

I. Организационный момент- 1 мин.

1.Приветствие учащихся.

II. Вступительное слово учителя о С.А.Есенине. (слайд 1)

Сегодня на уроке мы снова побываем в гостях у Сергея Есенина, совершив путешествие в художественный мир этого замечательного русского поэта.

Есенин прожил короткую, но яркую жизнь, в которой было все: всеобщее восхищение талантом и резкая критика, ошеломляющая любовь и горькие разочарования. Такие же необыкновенные и звучные стихи поэта, в которых мы видим чудесные картины русской природы, слышим голоса крестьянской Руси, познаем народную душу. На мой взгляд, о чем бы ни писал поэт, под его пером рождаются ни с чем несравнимые образы.

Ведь его ранние стихи – это целая страна «березового ситца», которая живёт, движется, переливается всеми цветами радуги. «Сергей Есенин – то не просто имя - России стихотворная душа».

III.Актуализация опорных знаний3мин.

1.Повторение ранее изученного.

Учитель:- Ребята, дома вы прочитали статью учебника о жизни и творчестве поэта, дополнительный материал о поэте и его стихи.

- Каким вы увидели Есенина-человека и поэта? (Приложение №1-ответы 2-3 учащихся)

- Предлагаю провести «поэтическую перекличку», чтобы вспомнить стихи Есенина, изученные ранее и прочитанные самостоятельно

( Приложение №2 - учащиеся читают отрывки из стихотворений «Береза», «Пороша», «С добрым утром», Черемуха», «Зима», «Вечер, как сажа…» и др.)

- Что объединяет прочитанные вами отрывки из стихотворений Есенина? (тема природы родного края, родной земли, «малой родины»)

- «Малая родина Есенина – это…? (Константиново, что на Рязанщине, «страна березового ситца»

IV. Объявление темы и цели урока5 мин.

1.Видеоролик (https://www.youtube.com/watch?v=I-CjyXKRr6g ).

Песня «Константиново» , слова Ю.Погорельского, музыка В.Плешака, исполняет С.Зыков (слайд 2)

Учитель: - Увиденное и услышанное подсказывает нам тему сегодняшнего урока (тема родины).

– Какие цели стоят на сегодняшнем уроке? (прочитать стихи поэта, дать идейно-художественный анализ, постараться дать развернутое определение есенинской родине).

2. Тема урока на доске и слайде: « Тема Родины в лирике С.А.Есенина» (слайд 3)

Учитель: Родина долгое время оставалась единственной любовью Есенина, он объясняется в любви не женщине, а благодатной России. Как он сам писал об этом, подскажут слова эпиграфа:

Моя лирика жива одной большой любовью – любовью…(к Родине)

С.Есенин

(слайд 4-5)



3.Запись темы урока на доске и в тетради (слайд 6)

4.Учитель:



- Какой же образ Родины вам видится в лирике Есенина?



На этот вопрос ,надеюсь, вы ответите в конце урока. (слайд 7)

V. Изучение нового материала- 15 мин.

1. Выступление групп.

Учитель:

Жизнь писателя или поэта – в его произведениях. Мы сегодня прочтем и проанализируем несколько стихотворений, и я буду рада, если вас заинтересует творчество этого поэта.

1группа: чтение и анализ стихотворения «Вот уж вечер. Роса…» (слайд 8)

2 группа: чтение и анализ стихотворения « Край ты мой заброшенный…»

(слайд 9)

3 группа: чтение и анализ стихотворении « Гой ты, Русь, моя родная…»

( слайд 10)

Учитель: - Что же такое для поэта родина? (родные поля, леса, долины, дом, околица, деревня, край, река, болота…)

VI. Физкультминутка (https://www.youtube.com/watch?v=Dt_fStP1_bI)

2мин.

VII. Практикум по поэзии С. Есенина 5 мин.

Учитель: - Итак, образ родины в лирике поэта неотделим от образа природы. Даже в звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее!

-Как же создается образ родины в творчестве поэта?

Дома вы должны были перелистать страницы есенинских сборников и понаблюдать, какие цвета, звуки, запахи, преобладают в его стихотворениях (Приложение № 3).

1 группа, какими цветами наполнены стихотворения Есенина? (Синий, розовый, алый, малиновый, золотой, медный)

-Что они символизируют? (Жизнь, любовь, красоту, юность, зрелость)

-Какой цвет преобладает во всех прочитанных вами стихотворениях? (Синий, золотой)

-Как вы думаете, почему?(Цвет неба, солнца –символ вечной жизни, бесконечной красоты, совершенства)

-Какое средство художественной выразительности передает яркую цветопись в стихотворениях? (эпитет)

-Приведите примеры! («Синий вечер», «алый свет», «золотая листва», «розоватая вода» , « пожар голубой»)

2 группа, какими запахами и звуками наполнены стихотворения С. Есенина? (мед, смола, сосна, дым, травы, яблоки)

-Почему стихотворения наполнены именно этими запахами? (Все эти запахи передают атмосферу с деревенской жизни, простого крестьянского быта, который так дорог был поэту )

-Какой предстает природа у Есенина? (Живой)

-Как называется такое средство выразительности, когда природа наделяется свойствами живого человека? (Олицетворение)

Учитель: - Молодцы, услышали так много звуковых образов Родины, увидели удивительную цветопись есенинских стихов, почувствовали запах трав, деревьев, воды « страны березового ситца» (Приложение №4).



VIII .Исполнение романса «Отговорила роща золотая»

(https://www.youtube.com/watch?v=ejgf64RGcCg) – 3 мин.



Учитель: - Немало стихотворений Есенина положены на музыку.

Послушайте один из лучших романсов в исполнении народной аристки России Надежды Кадышевой.

Учитель: -Какие чувства вас охватили? (светлой грусти, нежности, любви, щемящей тоски)



IX. Подведение итогов. Рефлексия.



Слово учителя: - Итак, сегодня мы с вами попытались проникнуть в поэтический мир С.Есенина и увидеть тот образ России, который он рисует. И теперь мы с вами должны ответить на вопрос, поставленный в начале урока:

- Какой же образ Родины вам видится в лирике Есенина?

-Творческое задание: написать сочинение-миниатюру: или поделитесь впечатлениями, какой представляется родина в стихотворениях С. Есенина, с помощью следующего задания. Продолжите предложение: «Есенинская Русь – это русская деревня, крестьянская изба…» (Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России).

(5-7 минут)

- Чтение 2-3 сочинений

- Слово учителя: Темы Родины в поэзии созвучна нашему времени, и поэтому есенинские строки стали нам близки. Я хочу, чтобы наши души были тронуты чувством любви поэта ко всему родному, удивили добротой стиха, заставили размышлять о необходимости понимания любви. Сегодня на уроке мы попытались разобраться в секретах мастерства поэта. Я уверенна, что С.Есенин побудил нас задуматься над своей жизнью, жизнью наших близких. Хорошо, если вы сегодня почувствовали обнажившееся сердце поэта. Если случилось, значит мы действительно услышали голос С. Есенина. X. Оценивание - 1 мин.

Домашнее задание: выучить стихотворение С. Есенина ( по выбору учащихся), анализ стихотворения или написать эссе « «Малая Родина» Есенина: какая она?»









































Приложение №1

Сочинение- миниатюра «Каким я увидел(-а) Есенина- человека и поэта»

Сергей Есенин – поэт и человек

1. Есенин на всех производил чарующее впечатление: в его внешности было что-то легкое и ясное. Многие современники видели во внешнем облике Есенина черты русской природы. Внимательный, зоркий взгляд сине-голубых глаз, которые современники сравнивали с васильками во ржи, копна золотистых волос цвета спелой пшеницы. По воспоминания современников Есенина, в 20 лет он был красив «девической красотой».



2.Есенин как человек характеризовался необычайной добротой, необычайной мягкостью, чуткостью и повышенной деликатностью. Очень эмоциональный, легко ранимый. В душе - мечтатель и романтик.



3.Сергей Есенин – личность яркая и выдающаяся. Таковы и его стихи. Они очень выразительные, красноречивые, музыкальные. Стихи Есенин посвящал и природе, и любви и родине. Все они, несомненно, очень задушевные.



5.Прекрасны строки, посвященные им родной земле. Он не променял бы ее ни на что и, даже в разлуке с ней, проявляется тоска в стихах. В одном из стихотворений Есенин пишет, что даже если бы ему предложили жить в раю, он бы отказался от него, предпочтя свою родину. Он настоящий патриот.

















Приложение №2

Береза


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

2. Черемуха


Черемуха душистая
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри, завила.
Кругом роса медвяная
Сползает по коре,
Под нею зелень пряная
Сияет в серебре.

За горами, за желтыми долами…


За горами, за желтыми долами
Протянулась тропа деревень.
Вижу лес и вечернее полымя,
И обвитый крапивой плетень.

"Покраснела рябина..."

Покраснела рябина,

Посинела вода

Месяц, всадник унылый,

Уронил повода.

Снова выплыл из рощи

Синим лебедем мрак.

Чудотворные мощи

Он принес на крылах.





Приложение №2

Край любимый! Сердцу снятся

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных.
Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.

В том краю, где желтая крапива…


В том краю, где желтая крапива
И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,
В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
До сибирских гор.

Несказанное, синее, нежное…


Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя — поле безбрежное —
Дышит запахом меда и роз.

О Русьмалиновое поле


О Русь, малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.



Закружилась листва золотая...


Закружилась листва золотая.

В розоватой воде на пруду

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду.



Приложение №2

Пороша

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.



Синее небо, цветная дуга...


Синее небо, цветная дуга,

Тихо степные бегут берега,

Тянется дым, у малиновых сел

Свадьба ворон облегла частокол.

Снова я вижу знакомый обрыв

С красною глиной и сучьями ив,

Грезит над озером рыжий овес,

Пахнет ромашкой и медом от ос.



Сыплет черемуха снегом...


Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы,—

Я одурманен весной.











Приложение №3

Практическая работа с элементами исследования на тему «Роль цвета, звука и запаха в лирике С.А.Есенина»

Цвет

Примеры

Художественное средство

Что символизирует













Вывод:








Звук

Примеры

Художественное средство

Что символизирует













Вывод:








Запах

Примеры

Художественное средство

Что символизирует













Вывод:








Приложение № 4

Практическая работа с элементами исследования

«Роль цвета, звука и запаха в лирике Есенина»


Исследование 1: Какие цвета преобладают в стихах Есенина?


Цель исследования:

  1. Определить значение использования С.А.Есениным цветов в создании поэтических образов в лирических стихотворениях.


Белый цвет…

«Белая береза под моим окном…» («Береза»)

«Словно белою косынкой

Подвязалася сосна». («Пороша»)

«Как снежинка белая, в просини я таю…» («Матушка в Купальницу по лесу ходила…»)

«В роще по березкам белый перезвон». («Троицыно утро, утренний канон…»)

«Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной». («Я снова здесь, в семье родной…»)

«Вот оно, глупое счастье

С белыми окнами в сад!»  («Вот оно, глупое счастье…»)

«Нежная девушка в белом…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Хороша ты, о белая гладь!» («Я по первому снегу бреду…»)

«Все пройдет, как с белых яблонь дым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Я вернусь, когда раскинет ветви

По-весеннему наш белый сад». («Письмо матери»)

«Заметает пурга

Белый путь… » («Заметает пурга»)

 

Синий…

«Только видно, на кочках и впадинах,

Как синеют кругом небеса» («Русь»)

«Я смотрел из окошка на синий платок…» («Подражанье песне»)

«Там в полях, за синей гущей лога…» («В том краю, где желтая крапива…»)

«Пусть порой мне шепчет синий вечер…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)
«Стелется синею рясою
С поля ночной холодок…» («Вот оно, глупое счастье…»)
«Только синь сосет глаза…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось». («Нивы сжаты, рощи голы…»)

«… И синь упавшая в реку…» («Запели тесаные дроги…»)

«Вечер синею свечкой звезду

Над дорогой моей засветил». («Я по первому снегу бреду…»)

«Синий сумрак как стадо овец…» («Закружилась листва золотая…»)

«И тебе в вечернем синем мраке…» («Письмо матери»)

 

Золотой…

«Золотыми звездами в снег». («Песнь о собаке»)

«Звени, звени, златая Русь…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«Здравствуй, златое затишье…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«Треплет ветер под облачной кущей

Золотую его дугу».  («Разбуди меня завтра рано…»)

«Идет в златой ряднине

Твой Алексей Кольцов». («О Русь, взмахни крылами…»)

«Закружилась листва золотая…» («Закружилась листва золотая…»)

«Догорит золотистым пламенем

Из телесного воска свеча…» («Я последний поэт деревни…»)

«Увяданья золотом охвачены

Я не буду больше молодым». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком…» («Отговорила роща золотая»)

«Золотой лягушкою луна

Распласталась на тихой воде» («Я покинул родимый дом…»)

И горят снежинки
В золотом огне. («Береза»)

 

Красный, алый

«Выткался на озере алый свет зари». («Выткался на озере алый свет зари»)

«Я молюсь на алы зори…» («Я пастух, мои палаты…»)

«С алым соком ягоды на коже…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Заря молитвенником красным…» («О верю, верю, счастье есть!»)

«По пруду лебедем красным…» («Вот оно, глупое счастье…»)

«И игриво взмахнет кобылица

Над равниною красным хвостом». («Разбуди меня завтра рано…»)

 

Голубой цвет…

«У голубого водопоя…» («Весна на радость не похожа…»)

«По голубой долине,

Меж телок и коров…» («О Русь, взмахи крылами…»)

«На тропу голубого поля…» («Я последний поэт деревни…»)

«О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом» («Отговорила роща золотая»)

«Я покинул родимый дом,
Голубую оставил Русь…» («Я покинул родимый дом…»)
 

Розовый

«На закат ты розовый похожа…» («Не бродить, не мять в кустах багряных…»)

«Глупое, милое счастье,

Свежая розовость щек!» («Вот оно, глупое счастье…»)

«В розоватой воде на пруду…» («Закружилась листва золотая…»)

«Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне». («Не жалею, не зову, не плачу»)

«Мир осинам, что, раскинув ветви,

Загляделись в розовую водь». «Мы теперь уходим понемногу…»

Зеленый…

«На приволь зеленых лех…» («Гой ты, Русь, моя родная…»)

«По горам зеленым – скаты…» («Я пастух, мои палаты…»)

«Светят зелено в сутемы

Под росою тополя». («Я пастух, мои палаты…»)

«Зеленая прическа…» («Зеленая прическа…»)

 

Вывод:

  1. В стихах Есенина преобладают белый, золотой, синий, красный цвета, розовый

 

Природа у Есенина цветная, красочная. Любимые цвета – синий, белый, золотой и голубой, с которыми у поэта связаны определенные ассоциации. Эти цвета символизируют широкие просторы России: «вечером синим, вечером лунным», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»; выражают чувство любви и нежности: «заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза».














Исследование 2:

«Запахи в лирике Сергея Есенина»

Цель исследования:

  1. Определить значение использования С.А.Есениным звуков и запахов в создании поэтических образов в лирических стихотворениях.

Есенинский пейзаж не только свеж и ярок, он ещё и пахнущий и звучащий. Запахи и звуки у поэта так же вещественны, как и краски.

Есенин в своих стихах описывает :

запахи цветов:

1) пахнет ромашкой и мёдом от ос (стихотворение «Синее небо, цветная дуга»);

2) Несказанное, синее, нежное…

Тих мой край после бурь, после гроз,

И душа моя – поле безбрежное –

Дышит запахом меда и роз. (Стихотворение «Несказанное, синее, нежное..»)

запахи травы:

1) Укропом вялым пахнет огород.

На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет. (Стихотворение «Голубень»);

2) Липким запахом веет полынь.

Спит черёмуха в белой накидке (Стихотворение «Синий май»).

запахи деревьев:

  1. Суховатой липой

Пахнет от колес (Стихотворение «Топи да болота»);

2)Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые,

Что кудри завила. (Стихотворение «Черемуха»).

Стоит отметить, что запах меда наиболее часто встречается в стихах Есенина. Мед – это дар природы, мед – это один из символов христианства («Медовый спас»), при этом и элемент славянского язычества («бескровный дар богам»). Для Есенина мед, как сочетание христианского и языческого верования в совокупности с запахом природы становитсясимволом родного и дорого ему:

Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук.

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук. (Стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных»).

Интересны запахи и из библейских мотивов. Эта группа ароматов присуща верующему человеку, который соблюдает церковные обряды и не понаслышке знает запах фимиама.

  1. Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас (Стихотворение «Гой, ты Русь…»);

2) Запах ладана от рощи ели льют,

Звонки ветры панихидную поют (Стихотворение «Зашумели над затоном тростники»).



Исследование 3: «Звуки в лирике Сергея Есенина»

Доступны поэту и оттенки звука, которые недоступны обычному слуху:

«Звенит, как колос, с земли растущий снег», «звон надломленной осоки». В поэзии Есенина есть и тихие звуки: молитва, «шелест тростника», «говор кроткий», «тягучий вздох», и громкие, если так можно выразиться, звуки: свист, гудение, крик, песня и множество других звуковых образов:

«Гой ты» - песенное восклицание; «звонко чахнут тополя»; «весёлый пляс», «прозвенит девичий смех»; «рать святая» крикнет.

Часто цвет и звук соединяются в одном образе: «звонкий мрамор белых лестниц», «хвойной позолотой взвенивает лес», «в синюю высь звонко глядела она, скуля», «синий лязг подков», «красный звон», «стозвонные зеленя». Созданные однажды, поэтические образы получают в лирике С. Есенина самостоятельную жизнь, перекликаются друг с другом: «звенит девичий смех», раздаётся «белый перезвон» берёз, вызванивают ивы, звенят удила, «со звоном плачут глухари», заливаются бубенцы, слышится «дрёмная песня» рыбаков, играет тальянка.

Какой же можно сделать вывод?

Цвет. Запах. Звук. Живая, празднично-яркая, сверкающая цветами всех переливов русская жизнь – всё это Есенин принёс с собой в поэзию, как бы олицетворив то самое «стремление к разрыву с отвлечённым». Прекрасная лирика Есенина дарит читателю наслаждение её красотами. Она наполнена высоким душевным патриотизмом и безграничной любовью к родному краю. Стихи Есенина не оставили меня равнодушным, уверен, что и моих одноклассников они глубоко тронут своей искренностью.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!