СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "Скитальческая судьба Гоголя" (жизнь и творчество)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок изучения жизни и творчества Н.В.Гоголя. В данной разработке представлена презентация и конспект урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок по литературе Скитальческая судьба Гоголя»

МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»






Урок по литературе

в 9 классе


«Скитальческая судьба Гоголя»


(жизнь и творчество Н. В. Гоголя)




Учитель русского языка

и литературы Крючкова Г.А.










Цели: 1. познакомить учащихся с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя, его связью с Калужским

краем;

2. активизировать интерес учащихся к творчеству Н.В.Гоголя;

3. воспитывать любовь к творчеству Н.В.Гоголя и потребность в чтении его произведений.


Задача: 1. обучение восприятию чувств автора через изучение его биографии.


Оборудование: 1. портрет Н.В.Гоголя;

2. эпиграф урока;

3. презентация «Скитальческая судьба Н.В.Гоголя»;

4. выставка произведений Н.В.Гоголя;

5. иллюстрации и картины к произведениям Н.В.Гоголя;


План: I. Вступление.

1).Эпиграф. Современники и потомки о Гоголе.

2). Н.В.Гоголь о своем творчестве.

II. Лекция по теме с использованием слайдов презентации

1). Детство и юность Гоголя (слайды 2-5).

2). Жизнь в Петербурге. Первые литературные произведения (слайды 6-11).

3). Н.В.Гоголь за границей. Полемика вокруг «Мертвых душ» (слайды 12-13)

4). Последние годы жизни. (слайды 14-16)

5). Гоголь и Калужский край (слайд 17)

III. «Портретный вернисаж Гоголя»

IV. Обобщение.

1). Обращение к выставке книг Н.В.Гоголя, к иллюстрациям и картинам к его

произведениям.

V. Заключение.




Ход урока.


«…Давно уже не было в мире писателя, который был бы

так важен для своего народа, как Гоголь для России»

Н.Г.Чернышевский


I. Вступление.

Сегодня речь пойдет о великом русском писателе Н.В.Гоголе, очень странном человеке и чрезвычайно трудном художнике. О его героях и об их приключениях, всегда замысловатых, запутанных, а то и просто невероятных. Попытаемся ответить на вопрос: «Кем был Гоголь по той общественной роли, которую он играл в современной ему России?»

- Как же смотрели на творчество Гоголя его современники и потомки?

(Чтение эпиграфа и анализ)

«Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья» Н.А.Некрасов.

Сам Гоголь предрекал себе такую славу:

«Ни я сам, ни сотоварищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочинениях, не думали,

что мне придется быть писателем комическим и сатирическим…» Н.В. Гоголь «Авторская

исповедь»


II. Лекция по теме с использованием слайдов презентации

1). Детство и юность Гоголя (слайды 3-6).

20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье помещиков среднего достатка Василия Афанасьевича и Марии Ивановны Гоголь-Яновских родился сын Николай.

Два дня спустя младенец был крещен в местной Спасо-Преображенской церкви. Детство будущего писателя прошло в Васильевке, небольшом имении Гоголей-Яновских.

Родители, мелкопоместные дворяне, не имели средств, чтобы дать сыну разностороннее домашнее образование. У будущего писателя не было ни гувернеров-иностранцев, ни образованных русских учителей. Всем наукам мальчика обучал семинарист, который не «докучал моралью строгой» своему воспитаннику, предоставлял ему полную свободу.

Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед его по отцовской линии был священником, дед закончил Киевскую духовную академию, а отец – Полтавскую семинарию. Мария Ивановна отличалась глубокой набожностью.

В 1821 году Гоголя определили в Гимназию высших наук, только что открывшуюся в городе Нежине.

Застенчивый и скрытный от природы, мальчик долгое время держался в стороне от гимназистов, которые высмеивали «мужицкие» привычки «грубоватого хуторянина».

«Он искал сближения лишь с людьми, себе равными, например со своим «дядькою», прислугою вообще и с базарными торговцами на рынке Нежина в особенности, - вспоминал товарищ Гоголя по гимназии.- Это сближение его с людьми простыми, не претендующими на изящество манер, изысканность речи и на выбор предмета беседы, очевидно, давало ему своего рода наслаждение в жизни, удовлетворяло его эстетические потребности и вызывало в нем поэтическое настроение. Так, по крайней мере, мы это замечали потому, что он после каждого такого нового знакомства где-либо подолгу запирался в своей комнате и заносил на бумагу свои впечатления».

Гоголь много и напряженно занимался. В письме к родным он сообщал, что работает «целый день с утра до вечера, ни одна праздная минута не прерывает глубоких занятий».

Нежинская гимназия - одно из лучших учебных заведений того времени. Многие преподаватели следили за достижениями современной им науки и давали гимназистам основательные знания. Общим любимцем был профессор Белоусов, ученик и последователь знаменитого Куницына, воспетого Пушкиным. Белоусов читал курс юридических наук. В своих лекциях профессор развивал прогрессивные взгляды, близкие идеям Радищева и декабристов. Недаром его обвинили в вольнодумстве. Гоголь, допрошенный членами следственной комиссии, дал показания в пользу Белоусова, умолчав о том, что профессор в своих лекциях порицал социальное неравенство и не раз намекал на необходимость уничтожения самодержавия.

Гимназисты пополняли своё образование усиленным чтением. Бедная казенная библиотека не удовлетворяла их духовные запросы. Возникла частная библиотека. Гимназисты сообща выписывали многие журналы и книги. В собирании библиотеки

Гоголь принимал самое активное участие. Его любимыми писателями были Пушкин и поэты-декабристы. Он переписывал полюбившиеся произведения Пушкина. «Не знаю, что было бы со мною,- писал он матери,- ежели бы я еще не мог чувствовать от этого (от чтения) радости, я бы умер от тоски и скуки». Он то и дело просит родных прислать «несколько книжек на прочет».

Не менее страстно Гоголь увлекался театром. Он был душой школьной труппы:

выполнял обязанности режиссера, художника-декоратора, превосходно играл комические роли. По словам очевидца, «у него был громадный сценический талант и все данные для игры на сцене: мимика, гримировка, переменчивый голос и полнейшее перерождение в роли, какие он играл. Думается, что Гоголь затмил бы и знаменитых комиков-артистов, если бы вступил на сцену». «Гоголь был истинно неподражаем, особенно в комедии Фонвизина «Недоросль», в роли госпожи Простаковой»,- вспомнил писатель Н. В. Кукольник, школьный товарищ Гоголя.

К нежинскому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя. Его ранние

произведения, к сожалению, не сохранились. Можно предполагать, что это были яркие

сатирические зарисовки быта и нравов Нежина. Одно из произведений называлось так: «Нечто о

Нежине, или Дуракам закон не писан».

На последнем курсе гимназии, готовясь к самостоятельной жизни, Гоголь «перебирал в уме все состояния, все должности в государстве и остановился на одном, на юстиции», как писал он родным. Юноша наивно верил, что если честно относиться к государственной службе, не допускать нарушения законов, то можно облегчить жизнь народа. «Неправосудие, величайшее в свете несчастие, более всего» его сердце. Гоголь «пламенел неугасимою ревностью сделать жизнь свою нужною для блага государства». Уезжая в Петербург, он сказал одной из своих знакомых: «Вы, конечно, или обо мне не услышите, или услышите что-нибудь весьма хорошее».


2). Жизнь в Петербурге. Первые литературные произведения (слайды 7-11). (Выступление учащегося)

Восторг, вызванный приездом в столицу, быстро сменялся горьким разочарованием. «Петербург мне показался вовсе не таким, каким я думал», - сообщал Гоголь матери. Радужные надежды, юношеские иллюзии столкнулись с суровой действительностью. Он мечтал о «светлой комнатке окнами на Неву», а вынужден был поселиться в мрачном доме на Гороховой улице, где ютились мелкие чиновники и мастеровые. Снять хорошую квартиру не позволяли весьма скудные средства. « Жить здесь не по – свински, то есть иметь раз в день щи да кашу, несравненно дороже, нежели предполагали», - сообщал Гоголь родным. В другом письме он сетовал на то, что «принуждён отказаться от лучшего своего удовольствия – видеть театр».

Гоголь затратил немало сил и времени, чтобы поступить на службу. Чиновники не желали разговаривать с юношей, у которого не было влиятельных покровителей. Чтобы иметь хоть какой – то заработок, он решил стать актёром, но и здесь потерпел неудачу. Его экзаменовал инспектор императорских театров, убеждённый в том, что для актёра необходимы «протяжное чтение стихов, декламация, дикие завывания и неизбежные всхлипывания, или, как тогда выражались, драматическая икота». Гоголь же читал просто, без «икоты», и не произвёл должного впечатления на инспектора, поклонника ложноклассической школы. Он «сам почувствовал неуспех своего испытания и не явился за ответом», - вспоминал секретарь директора императорских театров.

Только через год Гоголю удалось получить жалкое место переписчика бумаг с мизерным жалованьем. В удушающей атмосфере чиновничьей среды он убедил в несбыточности своей мечты о службе высокого государственного значения. Одарённый юноша не хотел всю жизнь тянуть чиновничью лямку, «не означив своего имени ни одним прекрасным делом».

Первые художественные произведения.

Гоголь втайне надеялся на литературный труд. Ещё в Нежине он написал романтическую поэму «Ганс Кюхельгартен». В 1829 году Гоголь публикует своё творение отдельным изданием под псевдонимом «В. Алов». Критики отозвались о поэме отрицательно. Автор «бросился со своим верным слугой Якимом по книжным лавкам, отобрал у книготорговцев экземпляры, нанял номер в гостинице и сжёг всё до одного», - рассказывает биограф писателя.

В сумрачном, казённом Петербурге Гоголю, измученному борьбой за существование, терпящему неудачу за неудачей, вспоминалась родная солнечная Украина. Возник замысел «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Гоголь обращается к матери с просьбой подробно описать ему одежду крестьян, рассказать о свадебных обрядах, о различных духах «с их названиями и делами».

В начале 1830 года в журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Повесть была встречена критикой хорошо. Но Гоголь недолго сотрудничал в «Отечественных записках». Издатель журнала примыкал к реакционному лагерю, вместе с Булгариным и Гречем нападал на Пушкина и его друзей. Уже в начале творческого пути Гоголь смотрел на труд писателя как на подвиг во имя общества, народа, поэтому не мог остаться в лагере реакционных журналистов. Порвав с «Отечественными записками», он вновь оказался без средств к существованию. «Зато, какая теперь тишина в моём сердце! Какая неуклонная твёрдость и мужество в душе моей!» - писал Гоголь.

В кругу друзей Пушкина.

Сотрудничая в «Отечественных записках», начинающий писатель познакомился с А. А. Дельвигом, поэтом, издателем «Литературной газеты» и альманаха «Северные цветы», а затем с В. А. Жуковским и П. А. Плетневым. Это были друзья Пушкина. Позднее, будучи уже прославленным литератором, Гоголь писал Жуковскому : «Вот уже скоро двадцать лет с тех пор, как я, едва вступивший в свет юноша, пришёл в первый раз к тебе, уже совершившему полдороги на этом поприще… Ты подал мне руку и так исполнился желанием помочь будущему сподвижнику!.. Что нас свело, неравных годами? Искусство». Жуковский и Плетнев помогли Гоголю получить место преподавания истории в одном из учебных заведений. «Вместо 42 часов в неделю я занимался теперь 6, между тем как жалованье даже немного более…» - сообщал Гоголь матери. Располагая свободным временем, он завершает «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Весной 1831 года сбылась заветная мечта Гоголя : на вечере у Плетнева он познакомился с Пушкиным. «Всё лето я прожил в Павловске и Царском Селе… - писал Гоголь своему другу А. С. Данилевскому. – Почти каждый вечер собирались мы : Жуковский, Пушкин и я. О, если бы ты знал, сколько прелестей вышло из – под пера сих мужей!» В это время Пушкина работал над сказками «О царе Салтане», «О попе и о работнике его Балде», а Гоголь с упоением трудился над повестями из народной жизни.


3). Н.В.Гоголь за границей. Полемика вокруг «Мертвых душ» (слайды 13-14) (Выступление учащегося)

В апреле 1836 года в Петербурге стоялось первое представление комедии Гоголя «Ревизор». Демократически настроенные критики приняли комедию восторженно.

Нападки реакционной критики Гоголь воспринял болезненно. «Грустно; когда видишь, в каком еще жалком состоянии находится у нас писатель,— жалуется он в письме к одному литератору.— Все против него, и нет никакой сколько-нибудь равносильной стороны за него. Гоголь не увидел и понял того, что вся прогрессивная Россия была на его стороне, что травлю возглавляли разобла- чаемые им высокопоставленные чиновники и крепостники.

С выходом в свет «Ревизора» связано начало духовного кризиса Гоголя, трагическая развязка которого наступила в конце жизни Потрясенный резкими отзывами о «Ревизоре», летом 1836 года писатель покинул Россию. «Еду за границу,— сообщал он друзьям,— там размыкаю ту тоску, которую наносят мне ежедневно мои соотечественники. Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне».

Гоголь поселился в Италии, в Риме. Но все мысли его были обращены к горячо любимой родине. «Ни одной строки не мог посвятить я чуждому,— писал он.— Непреодолимою цепью прикован я к своему... И я ли после этого могу не любить своей отчизны?»

В начале 1837 года до Гоголя дошла весть о гибели Пушкина.

«Все наслаждение моей жизни, все мое высшее наслаждение исчезло вместе с ним,— писал он другу трагически погибшего поэта.— ...Боже! нынешний труд мой, внушенный им, его создание... я не в силах продолжать его. Несколько раз принимался я за перо — и перо падало из рук моих. Невыразимая тоска!» И все же Гоголь работал над «Мертвыми душами», ибо считал это произведение «священным завещанием» Пушкина, так как Пушкин отдал Гоголю свой собственный сюжет.

В то же время анекдотический случай, положенный в основу произведения, носил жизненный характер. Факты скупки «мертвых душ» были достаточно распространены и могли быть известны Гоголю и ранее.

В конце 1841 года Гоголь возвращается в Россию для напечатания первого тома «Мертвых душ».

Полемика вокруг Мертвых душ». Как только «Мертвые души» вышли из печати, вокруг поэмы вспыхнули страстные споры. «Публику можно было разделить на три части,— вспоминает писатель С. Т. Аксаков, близкий друг и поклонник таланта Гоголя.— Первая, в которой заключалась вся образованная молодежь и все люди, способные понять высокое достоинство Гоголя, приняла его с восторгом. Вторая часть состояла... из людей озадаченных, которые... не могли вдруг понять глубокого и серьезного значения его поэмы; они находили в ней много карикатуры... Третья часть читателей обозлилась на Гоголя. Она узнала себя в разных лицах поэмы и с остервенением вступилась за оскорбление целой России».

Мнение публики отражала критика. «Обозлилась на Гоголя» критика, идейно защищавшая

самодержавие и крепостничество. Булгарин, Греч, Полевой и другие утверждали, что Гоголь

клевещет на Россию, показывает русскую жизнь в искаженном виде. «Нет ни одного порядочного, не говорим уже честного и благородного, человека. Это какой-то особый мир негодяев, который никогда не существовал и не мог существовать»,--- возмущался Греч.

Сатирическое содержание «Мертвых душ» озадачило и некоторых друзей Гоголя. Так, К. С. Аксаков (сын С. Т. Аксакова) не отрицал жизненной правдивости «Мертвых душ», он видел «жизнь всюду, в каждой строке», но истолковывал это по-своему. Хотя Гоголь и показал темные стороны русской действительности, но они, по мнению критика, незначительны и не заслуживают сколько-нибудь серьезного внимания. Пафос произведения Гоголя не в обличении помещиков и чиновников, а в лирических отступлениях, прославляющих величие России и русского народа. В описаниях помещиков и их усадеб, утверждал К. С. Аксаков, Гоголь показывает не столько отрицательные, сколько положительные начала жизни. Пример тому — Манилов, которого читатель воспринимает положительно, «без всякого смеха, даже с участием».

Такие критики, считавшие себя ценителями и поклонниками Гоголя, лишь па словах принимали «Мертвые души», на деле же отвергали обличительный пафос его бессмертного творения.

Белинский и Герцен вели борьбу с открытыми врагами Гоголя и с его мнимыми друзьями. В статье «Объяснение на объяснение» Белинский высмеивал К. Аксакова, увидевшего в характерах помещиков, выведенных в «Мертвых душах», положительные, исконно русские черты. «Все эти Маниловы и подобные им забавны только в книге,— пишет он,— в действительности же избави боже с ними встречаться...» В отличие от К. Аксакова, который увидел в «Мертвых душах» оправдание существующих порядков, Белинский ценил произведение Гоголя как «творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности». Критик справедливо говорил, что «Мертвые души» наполнили «шумом своего появления целую эпоху». И этот «шум и все эти крики» есть результат «столкновения старых начал с новыми», это «битва двух эпох».

Огромен был интерес русских читателей к великому творению Гоголя.

«Мертвые души» читали и перечитывали, переписывали и выучивали наизусть многие страницы. «Тогдашний восторг от Гоголя ни с чем не сравним. Его повсюду читали точно запоем»,— вспоминал один из литераторов.

«Мертвые души» оставили глубокий след в русской художественной литературе и общественной мысли. Они явились связующим звеном между творчеством Пушкина и творчеством писателей-реалистов второй половины ХIХ века. Работая над «Мертвыми душами», Гоголь творчески использовал опыт Пушкина, расширил и углубил критику крепостнического общества. Гоголь сатирически изображал все то, что сковывало творческие силы народа.

В 40-е годы Гоголь занял ведущее место среди русских писателей. По мнению Белинского, «Гоголь — великий талант, гениальный поэт и первый писатель современной России». Н. Г. Чернышевский отмечал, что Гоголю принадлежит заслуга «прочного введения в русскую изящную литературу… критического направления».

Сатира «Мертвых душ» получила качественно новое развитие в творчестве Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина и других писателей. «Мертвые души» сыграли значительную роль в развитии русской прогрессивной общественной мысли. Они воспитывали читателей того времени в духе непримиримости к самодержавно-крепостническому строю.


4). Последние годы жизни. (слайды 15-16) (Выступление учащегося).

Раздираемый душевными противоречиями, Гоголь пишет второй том «Мёртвых душ», стремясь показать перерождение отрицательных героев первого тома, но чутьем великого художника понимает, что замысел его книги фальшив. В 1845 году он сжигает рукопись второго тома поэмы. Последующие редакции также не удовлетворяют тонкого, правдивого художника. Гоголь вторично уничтожает своё произведение незадолго до смерти.

Духовный кризис Гоголя отразился в его книге «Выбранные места из переписки с друзьями». Книга явно служила реакции. Сатирик, художественные произведения которого подрывали основы самодержавия и крепостничества, стал проповедником религии, защитником царя и помещиков. «Выбранные места…» вызвали негодование в различных кругах образованной части общества. Только наиболее реакционные критики и общественные деятели расточали похвалы автору.

От лица прогрессивных литераторов и читателей выступил Белинский. В подцензурной статье ему приходилось говорить осторожно, с оглядкой. И всё-таки он дал понять читателям, что

содержание «Выбранных мест...» реакционно.

Гоголь не согласился с критикой Белинского и в письме к нему назвал его «рассерженным человеком». Письмо Гоголя застало Белинского в Германии, где он лечился. В бесцензурных условиях критик высказал всё, что думал о «Выбранных местах…», дал резкую, беспощадную оценку этого произведения в известном письме к Гоголю.

Резкие выступления прогрессивных критиков против «выбранных мест…» убедили Гоголя в том, что он жестоко ошибся, став на пути примирения с самодержавием и крепостниками. «Я размахнулся в моей книге таким Хлестаковым, что не имею духа заглянуть в неё», - писал он Жуковскому.

Гоголь решил возвратиться в Россию. Больной, состарившийся, с глубокой грустью в глазах, он производил тяжелое впечатление на людей, хорошо знавших молодого, жизнерадостного и остроумного Гоголя. Писатель поселился в Москве. Ему хотелось увидеть своими глазами Россию, поездить по её необозримым просторам. Но на поездки не было ни средств, ни физических сил.

Последние годы Гоголь жил одиноко, редко встречался с друзьями. Физические и творческие силы покидали его. Им всё больше и больше овладевали религиозные настроения. Он изнурял себя чтением церковных книг, постами и молитвами.

Гоголь скончался 21 февраля 1852 года. Царское правительство запретило писать о его смерти. И. С. Тургеневу всё же удалось напечатать небольшой некролог. «Гоголь умер! Какую русскую душу не потрясут эти два слова?! – писал он. - …Да, он умер, этот человек, которого мы теперь имеем право, горькое право, данное нам смертью, - называть великим; человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы». Тургенев был немедленно арестован и выслан из Петербурга.

«Знаю, - говорил Гоголь, - что моё имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слёз, произнесут примирение моей тени».

Творчество Гоголя объективно служило делу освобождения народа от гнева помещиков и чиновников самодержавно-крепостнического государства. Как мы уже знаем, Гоголь стремился острой сатирой, беспощадным смехом исправить общество крепостников и чиновников-бюрократов. Но высмеянные им городничие, «значительные лица», помещики-крепостники, чиновники, продажные журналисты восстали против сатирика.

Потомки поняли духовную трагедию героя. Чернышевский отмечал, что Гоголь «первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими. И что бы напоследок ни сделала из этого великого человека жизнь, не он был виноват в том. И если чем смутил нас он, всё это миновалось, а бессмертны, остаются заслуги его».

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря, а в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.


5). Гоголь и Калужский край (слайд 17-18) (Выступление учащегося)

Н.В.Гоголь связан с нашим Калужским краем. По приглашению А.О.Россет-Смирновой, жены губернатора, он несколько раз посещал Калугу, Оптину Пустынь, был в Полотняном Заводе.

Козельская Введенская Оптина Пустынь стала к середине ХIХ века одним из центров духовной жизни России благодаря старчеству, процветавшему в ее Иоанно-Предтеченском скиту. Слух о благодатных Оптинских старцах начал привлекать в монастырь всю верующую Россию от простого крестьянина до государственного деятеля, искавших духовного утешения и наставления, а также ответа на жизненно важные вопросы. Приезжали туда и русские писатели-мыслители — Федор Достоевский, Лев Толстой, Константин Леонтьев. Первым в этом ряду был Гоголь, который трижды посетил обитель: в июне 1850 года и в июне и сентябре 1851 года.

По всей вероятности, в Оптину Гоголя направил Иван Киреевский, духовный сын преподобного Макария, он как никто другой понимал значение старчества.

В июне 1850 года Гоголь проездом на юг, в Малороссию, заезжает в Оптину Пустынь.

13 июня писатель выехал из Москвы. Первую ночь он провел в Подольске, где встретил поэта Алексея Степановича Хомякова с супругой и провел вечер в дружеской беседе с ними. 15 июня Гоголь ночевал в Малоярославце, утром отстоял молебен в Николаевском монастыре.

16 июня Гоголь провел в Калуге, а днем обедал у Александры Осиповны Смирновой, супруги калужского губернатора, давней приятельницы Гоголя. Здесь в присутствии известного поэта

графа Алексея Константиновича Толстого Николай Васильевич говорил о своем намерении «проездиться по России».

Из Калуги Гоголь отправился в Оптину Пустынь. Последние две версты до монастыря он прошел пешком, как и полагается паломнику. По дороге встретил девочку с мисочкой земляники и хотел купить у нее ягоды. Но та, видя, что он человек дорожный, не захотела взять с него денег и отдала землянику даром со словами: «Как можно брать со странных людей». «Пустынь эта распространяет благочестие в народе, — сказал Гоголь, умиленный этим явлением. — И я не раз замечал подобное влияние таких обителей».

В Оптиной Гоголь, по воспоминаниям иноков, присутствовал на всенощном бдении, во время которого «молился весьма усердно и с сердечным умилением», затем посетил старцев. 19 июня он уехал в имение Ивана Киреевского Долбино, находившееся в сорока верстах от монастыря, возле города Белева.

Именно в первый свой приезд Гоголь познакомился со столпами оптинского монашества — преподобными игуменом Моисеем и старцем Макарием. Почти несомненно, что в беседе со старцем речь зашла и о «Выбранных местах из переписки с друзьями». В библиотеке Оптиной Пустыни хранился экземпляр книги, переписанный рукой преподобного Макария. Неизвестно, каким путем этот отзыв попал в Оптину; возможно, его привез сам Гоголь.

Гоголь был едва ли не единственным русским светским писателем, творческую мысль которого могли питать святоотеческие творения. В один из приездов в Оптину (возможно, и в первый) он прочитал рукописную книгу на церковнославянском языке преподобного Исаака Сирина, ставшую для него откровением. В монастырской библиотеке хранился экземпляр первого издания «Мертвых душ» с пометами Гоголя.

Посещение Оптиной произвело на Гоголя глубокое впечатление. Спустя три недели он писал графу Толстому из Васильевки: «Я заезжал на дороге в Оптинскую Пустынь и навсегда унес о ней воспоминание. Нигде я не видал таких монахов. С каждым из них, мне казалось, беседует все небесное. Я не расспрашивал, кто из них как живет: их лица сказывали сами все. Вы постарайтесь побывать в этой обители...»

Во второй раз Гоголь был в Оптиной Пустыни проездом с юга в Москву в июне 1851 года. Об этом посещении известно из записи в дневнике оптинского иеромонаха Евфимия (Трунова) от 2 июня 1851 года: «Пополудни прибыл проездом из Одессы в Петербург известный писатель Николай Васильевич Гоголь. С особенным чувством благоговения отслушал вечерню, потом всенощное бдение в соборе. Гоголь оставил в памяти нашей обители примерный образец благочестия».

Третий и последний раз Гоголь посетил святую обитель в сентябре 1851 года. 22 сентября он выехал из Москвы в Васильевку на свадьбу сестры Елизаветы Васильевны, намереваясь оттуда проехать в Крым и остаться там на зиму. Однако, доехав до Калуги, он отправился в Оптину, а потом неожиданно для всех вернулся в Москву.

24 сентября Гоголь был у старца Макария в скиту и на другой день обменялся с ним записками, из которых видно, что Гоголь пребывал в нерешительности — ехать или не ехать ему на родину. Он обратился к старцу за советом. Тот, видя подспудное желание Гоголя возвратиться в Москву, и посоветовал ему это. Но Гоголь продолжал сомневаться. Тогда отец Макарий предложил все-таки поехать в Васильевку. Очевидно, мысль о дальнем путешествии испугала Гоголя, и старец, в полном недоумении, оставил решение за ним самим.

Вероятно, во время последней встречи Гоголя со старцем Макарием между ними состоялся какой-то разговор, содержание которого нам неизвестно. Возможно, Гоголь имел намерение остаться в монастыре.

Старец Макарий отнесся к желанию Гоголя с определенной осторожностью: «Неизвестно, заходил ли раньше у Гоголя с батюшкой Макарием разговор о монашестве, неизвестно, предлагал ли ему старец поступить в монастырь. Очень возможно, что батюшка Макарий и не звал его, видя, что он не понесет трудностей нашей жизни».


III. «Портретный вернисаж Гоголя».

Литературные посвящения. Учащиеся по очереди задают друг другу вопросы, читая характеристику герою).


1). «Мы посторонились, и пошел хрен вывертывать ногами по всему гладкому месту, которое было возле грядки с огурцами. Только что дошел, однако ж, до половины и хотел разгуляться и выметнуть ногами на вихорь какую-то свою штуку,- не подымаются ноги, да и только!»

(Дед, «Заколдованное место»)


2). «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как у наших свиней, кругленьким пятачком, ноги были очень тонки… Последняя ночь осталась шататься ему по белому свету и выучивать грехам добрых людей. Завтра же, с первыми колоколами к заутрене, побежит он без оглядки, поджавши хвост в свою берлогу.»

(Черт, «Ночь перед Рождеством»)


3). «…Свежее, живое в детской юности лицо с блестящими черными очами и невыразимо приятной усмешкой, прожигавшей душу, …черные косы, …как длинные змеи, перевелись и обвелись вокруг головы…»

(Оксана, «Ночь перед Рождеством»)


4). «…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно быть хорошею в такие года. Однако ж она умела причаровать к себе самых степенных казаков…»

(Солоха, «Ночь перед Рождеством»)


5). «…Сидел на полу по-турецки, перед небольшою кадушкою, на которой стояла миска с галушками. Эта миска стояла, как нарочно, наравне с его ртом. Не подвинувшись ни одним пальцем, он наклонил слегка голову к миске и хлебал жижу, схватывая по временам зубами галушки»

(Пузатый Пацюк, «Ночь перед Рождеством»)


6). «Бедная старушка, привыкшая уже к таким поступкам своего мужа, печально глядела, сидя на лавке. Она не смела ничего говорить; но услыша о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез; взглянула на детей своих, с которыми угрожала ей такая скорая разлука,- и никто бы не мог описать всей безмолвной силы ее горести, которая, казалось, трепетала в глазах ее и в судорожно сжатых губах.»

(Мать, «Тарас Бульба»)


7). «…весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне. Он считал себя законным защитником Православия.»

(Тарас Бульба, «Тарас Бульба»)


8). «Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Он одет в мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженные, с проседью.»

(Городничий, «Ревизор»)


9). «Молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький, несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове,- один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения»

(Хлестаков, «Ревизор»)


10). «Оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Один немного выше и сурьезнее, но другой развязнее и живее.»

(Бобчинский и Добчинский, «Ревизор»).


IV. Обобщение.

Мы попытались заглянуть в судьбу писателя Гоголя. Он принадлежит к числу замечательных русских писателей. Подобно Пушкину и Лермонтову, Гоголь оказал сильное воздействие на развитие всего русского искусства. На сюжеты его произведений русские композиторы писали оперы. (М.П.Мусоргский «Сорочинская ярмарка», П.И.Чайковский «Черевички» и др.)

1). Обращение к выставке книг Н.В.Гоголя, к иллюстрациям и картинам к его

произведениям.

V. Заключение.

Потомки поняли духовную трагедию гения. Чернышевский отмечал, что Гоголь «первый научил нас знать наши недостатки и гнушаться ими. И чтобы напоследок ни сделала из этого великого человека жизнь, не он был виноват в том. И если чем смутил нас он, все это миновалось, а бессмертны остаются заслуги его».

«Знаю,- говорил Гоголь,- что мое имя после меня будет счастливее меня, и потомки тех же земляков моих, может быть, с глазами, влажными от слез, произнесут примирение моей тени»



Литература.

1. Н.И. Громов. Русская литература. М., «Просвещение»,1980.

2. В.В.Воропаев. Николай Васильевич Гоголь (1809-1852). Предисловие к книге

Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки. Миргород» М., Дрофа. 2002.

3. И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., 1987.

4. В.Н.Турбин. Герои Гоголя. М., «Просвещение», 1983.

5. Н.В.Гоголь. Собрание сочинений в восьми томах. М., «Правда», 1984.

6. Н.В.Гоголь. Ревизор. М., «Детская литература», 1979.

7. Н.В.Гоголь. Ночь перед Рождеством. М., «Детская литература», 1981.

8. Н.В.Гоголь. Тарас Бульба. М., «Детская литература», 1948.


Просмотр содержимого презентации
«Скитальческая судьба Гоголя»

«Скитальческая судьба Гоголя» (жизнь и творчество Н.В.Гоголя)

«Скитальческая судьба Гоголя»

(жизнь и творчество Н.В.Гоголя)

«…Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»  Н.Г.Чернышевский

«…Давно уже не было в мире писателя, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России»

Н.Г.Чернышевский

Большие Сорочинцы В этом доме, в местечке Большие (Великие) Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине родился Н.В. Гоголь.

Большие Сорочинцы

В этом доме, в местечке Большие (Великие) Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии на Украине родился Н.В. Гоголь.

Семья Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Семья

Отец писателя, Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825), служил при Малороссийском почтамте, в 1805 г. уволился с чином коллежского асессора и женился на Марии Ивановне Косяровской (1791-1868), происходившей из помещичьей семьи. По преданию, она была первой красавицей на Полтавщине. Замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей.

Имение родителей  Яновщина-Васильевка Миргородского уезда Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя. Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести

Имение родителей

Яновщина-Васильевка Миргородского уезда

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Быт родового имения Гоголь изобразил позднее в повести "Старосветские помещики". Неподалеку от Васильевки находилась Диканька, с именем которой связан цикл ранних повестей Гоголя.

Детские годы Гоголь провел в имении родителей Васильевке

Нежинская гимназия В XVIII-XIX веках Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году была основана Нежинская Гимназия высших наук, которая по уставу приравнивалась к университету. В мае 1821г. Гоголь поступил туда учиться. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-оформитель и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Тогда же пишет сатиру

Нежинская гимназия

В XVIII-XIX веках Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 году была основана Нежинская Гимназия высших наук, которая по уставу приравнивалась к университету. В мае 1821г. Гоголь поступил туда учиться. Здесь он занимается живописью, участвует в спектаклях - как художник-оформитель и как актер, причем с особенным успехом исполняет комические роли. Тогда же пишет сатиру "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан" (не сохранилась).

Жизнь в Петербурге В мечтах Гоголя Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми человеческими благами, где они делают великие дела - и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как быстро опустошается кошелек. С 1831 до 1836 года Гоголь почти сплошь прожил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. Он в эти годы выпустил «Вечера на хуторе, близ Диканьки», подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мертвых душ».

Жизнь в Петербурге

В мечтах Гоголя Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми человеческими благами, где они делают великие дела - и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде, как быстро опустошается кошелек.

С 1831 до 1836 года Гоголь почти сплошь прожил в Петербурге. Это время было периодом его самой усиленной литературной деятельности. Он в эти годы выпустил «Вечера на хуторе, близ Диканьки», подарил нам такие произведения, как «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Женитьба», «Ревизор», первые главы «Мертвых душ».

Первое художественное произведение В июне 1829г. Гоголь в Петербурге издает первое романтическое произведение «Ганц Кюхельгартен», потратив на это большую часть родительских денег. Книга была опубликована под «говорящим» псевдонимом В. Алов , намекавшим на большие надежды автора. Однако, отзывы были отрицательными. Потрясенный Гоголь уехал в Германию, но предварительно забрал в книжных лавках все экземпляры книги и сжег их. Литературный дебют оказался неудачным, а самолюбивый дебютант впервые проявил то отношение к неудачам, которое потом будет проявляться всю жизнь: сожжение рукописей и бегство за границу после очередного «провала».

Первое художественное произведение

В июне 1829г. Гоголь в Петербурге издает первое романтическое произведение «Ганц Кюхельгартен», потратив на это большую часть родительских денег. Книга была опубликована под «говорящим» псевдонимом В. Алов , намекавшим на большие надежды автора. Однако, отзывы были отрицательными. Потрясенный Гоголь уехал в Германию, но предварительно забрал в книжных лавках все экземпляры книги и сжег их. Литературный дебют оказался неудачным, а самолюбивый дебютант впервые проявил то отношение к неудачам, которое потом будет проявляться всю жизнь: сожжение рукописей и бегство за границу после очередного «провала».

Сотрудничество с «Отечественными записками» В февральской и мартовской книжках «Отечественных записок» за 1830 г. Была опубликована повесть Гоголя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Это одна из повестей его будущего цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». На этот раз критика оказалась благосклонной к Гоголю.

Сотрудничество с «Отечественными записками»

В февральской и мартовской книжках «Отечественных записок» за 1830 г. Была опубликована повесть Гоголя «Басаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала». Это одна из повестей его будущего цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки». На этот раз критика оказалась благосклонной к Гоголю.

В кругу друзей Постепенно к Гоголю приходит литературная известность. Он знакомится сначала с В.А.Жуковским, а затем на вечере у П.А.Плетнева - с А.С. Пушкиным. Жизнь Гоголя проходит теперь под впечатлением встреч с Пушкиным и Жуковским, он делится с ними своими творческими планами. Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживает Гоголя, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею»Ревизора» и «Мертвых душ» подал Гоголю Пушкин.

В кругу друзей

Постепенно к Гоголю приходит литературная известность. Он знакомится сначала с В.А.Жуковским, а затем на вечере у П.А.Плетнева - с А.С. Пушкиным. Жизнь Гоголя проходит теперь под впечатлением встреч с Пушкиным и Жуковским, он делится с ними своими творческими планами. Пушкин, в свою очередь, всячески поддерживает Гоголя, подсказывает темы новых работ. Так, известно, что идею»Ревизора» и «Мертвых душ» подал Гоголю Пушкин.

Абрамцево. Имение Аксаковых. Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры. Чаще других здесь бывал Николай Васильевич Гоголь, знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 года. Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года. Оно полюбилось ему.

Абрамцево. Имение Аксаковых.

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры. Чаще других здесь бывал Николай Васильевич Гоголь, знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 года. Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 года. Оно полюбилось ему. "Гоголь много гулял у нас по рощам и забавлялся тем, что, находя грибы, собирал их и подкладывал мне на дорожку, по которой я должен был возвращаться домой", - рассказывает С.Т.Аксаков

Литературное наследие Н.В.Гоголь в кругу друзей-писателей читает свою комедию «Ревизор»

Литературное наследие

Н.В.Гоголь в кругу друзей-писателей читает свою комедию «Ревизор»

Отъезд за границу. Италия. Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волкон-ской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского. Памятник Н.В.Гоголю в Риме. Не удовлетворившись игрой актеров в постановке «Ревизор», Н.В.Гоголь решает уехать за границу, в Италию. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над

Отъезд за границу. Италия.

Н.В. Гоголь на террасе виллы З.А. Волкон-ской в Риме. Рисунок В.А. Жуковского.

Памятник Н.В.Гоголю в Риме.

Не удовлетворившись игрой актеров в постановке «Ревизор», Н.В.Гоголь решает уехать за границу, в Италию. Здесь в феврале 1837 г., в разгар работы над "Мертвыми душами", он получает потрясшее его известие о гибели Пушкина.

В декабре 1838 года в Рим приехал Жуковский, сопровождавший наследника (Александра II). Гоголь был чрезвычайно обрадован приездом поэта, показывал ему Рим, рисовал с ним виды.

Возвращение в Москву В апреле 1848г. после паломничества в Святую землю (Иерусалим) Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии. В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850гг. Гоголь читает отдельные главы 2-го тома

Возвращение в Москву

В апреле 1848г. после паломничества в Святую землю (Иерусалим) Гоголь окончательно возвращается в Россию, где большую часть времени проводит в Москве, бывает наездами в Петербурге, а также в родных местах - Малороссии. В середине октября Гоголь живет в Москве. В 1849-1850гг. Гоголь читает отдельные главы 2-го тома "Мертвых душ" своим друзьям. Всеобщее одобрение и восторг воодушевляют писателя, который работает теперь с удвоенной энергией.

Дом №7 на Никитском бульваре. Здесь Гоголь прожил свои последние пять лет

Смерть Гоголя Могила Гоголя у стен Свято-Донского монастыря Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище Гоголь умер в феврале 1852 года. Смерть писателя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. Его похоронили на кладбище Свято- Донского монастыря. В 1931 г. останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Смерть Гоголя

Могила Гоголя у стен Свято-Донского монастыря

Могила Гоголя на Новодевичьем кладбище

Гоголь умер в феврале 1852 года. Смерть писателя вызвала потрясение в русском обществе. Тысячи людей участвовали в похоронной процессии. Его похоронили на кладбище Свято- Донского монастыря. В 1931 г. останки писателя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Памятники Гоголю Андреев Н.А. Памятник Н.В.Гоголю в Москве на Никитском бульваре

Памятники Гоголю

Андреев Н.А. Памятник Н.В.Гоголю в Москве на Никитском бульваре

Н. В. Гоголь и Калужский край Н.В. Гоголь был связан с Калужским краем благодаря А.О. Россет-Смирновой. Сначала он долго переписывался с ней, затем получил приглашение посетить Калугу. Приехав, Гоголь поселился в Загородном саду (ныне – парк им. К.Э. Циолковского), во флигеле, рядом с дачей губернатора Смирнова. Писатель гулял по берегам Оки, ходил в село Ромоданово, бывал в Лаврентьевском монастыре, любовался Калугой.

Н. В. Гоголь и Калужский край

Н.В. Гоголь был связан с Калужским краем благодаря А.О. Россет-Смирновой. Сначала он долго переписывался с ней, затем получил приглашение посетить Калугу. Приехав, Гоголь поселился в Загородном саду (ныне – парк им. К.Э. Циолковского), во флигеле, рядом с дачей губернатора Смирнова. Писатель гулял по берегам Оки, ходил в село Ромоданово, бывал в Лаврентьевском монастыре, любовался Калугой.

Оптина Пустынь Козельская Введенская Оптина Пустынь к середине XIX века стала одним из центров духовной жизни России. Н.В.Гоголь был одним из первых русских писателей, которые посетили святую обитель. Он трижды бывал в Оптиной Пустыни: в июне 1850 года и в июле и сентябре 1851 года. Тут Гоголь познакомился со старцем Макарием, от которого получил благословение на сочинительство.

Оптина Пустынь

Козельская Введенская Оптина Пустынь к середине XIX века стала одним из центров духовной жизни России. Н.В.Гоголь был одним из первых русских писателей, которые посетили святую обитель. Он трижды бывал в Оптиной Пустыни: в июне 1850 года и в июле и сентябре 1851 года. Тут Гоголь познакомился со старцем Макарием, от которого получил благословение на сочинительство.

Источники 1.И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., 1987. 2. В. Вересаев. Гоголь в жизни. 3. http://ru. wikipedia.org/wiki/ 4. http:// gogol. lit-info.ru/images/gogol/gogol_05.jpg 5. http:// gogol. lit-info.ru/images/gogol/gogol_10.jpg 6. http:// m-nekropol.narod.ru

Источники

1.И. Золотусский. Поэзия прозы. Статьи о Гоголе. М., 1987.

2. В. Вересаев. Гоголь в жизни.

3. http://ru. wikipedia.org/wiki/

4. http:// gogol. lit-info.ru/images/gogol/gogol_05.jpg

5. http:// gogol. lit-info.ru/images/gogol/gogol_10.jpg

6. http:// m-nekropol.narod.ru

Благодарю за внимание! Презентацию подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»  Крючкова Галина Анатольевна

Благодарю за внимание!

Презентацию подготовила

учитель русского языка и литературы МКОУ «Кудринская средняя общеобразовательная школа»

Крючкова

Галина

Анатольевна


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!