Сравнительная характеристика литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»
(Урок литературы с использованием информационно- коммуникационных технологий в 8 классе)
Цели урока:
познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;
сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.
Ход урока
Повторение: сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.
Схема композиции сочинения-сравнения.
Слайд № 1
1. Обоснование сравнения.
2. Определение общего. Параллельное рассмотрение.
3. Определение различного. Параллельное рассмотрение.
4. Выводы по рассмотрению.
(Содержание слайда комментирует учитель)
II. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.
Вспомним эпиграф ко всей повести.
С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с её главной мыслью№
Какова же идея повести?
(Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)
Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?
Кто пренебрегает понятиями долга и чести?
(Ответы учащихся)
III. Учитель. Итак, Гринёв и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдём вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определённые трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.
Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.
Слайды:
1. Сцена дуэли (слайд № 2)
2. Взятие Белогорской крепости (слайд № 3)
3. Отношение к Маше Мироновой (слайд № 4)
IV. Учитель. Мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему. Преобладающий тип речи в нём – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.
Вспомним логический принцип организации текста сочинения.
Слайд № 5
А – суждение.
Б – доказательство суждения.
V. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.
Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. (Напоминаю, что что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим её. Честь – это верность долгу.)
Вопрос. Какие у вас будут предложения? Могут быть и ещё варианты.
Слайд № 6
Честь – это поэзия долга.
А. Виньи
Честь дороже жизни.
Ф. Шиллер
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не согласен, чтоб пострадала честь.
П. Корнель
VI. Теперь мы должны составить план основной части сочинения, в которой эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести « Капитанская дочка» - Гринёва и Швабрина.
Слайд № 7. План
Вступление. Обоснование сравнения: место Гринёва и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести. Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).
Гринёв и Швабрин – два противоположных характера.
Искренность и порядочность Гринёва и ложь и коварство Швабрина.
Верность воинскому долгу Гринёва и предательство Швабрина.
Глубина, искренность чувства Гринёва и низменный характер этого чувства у Швабрина.
Отношение автора к своим героям.
Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.
Слайд № 8
Словарь:
Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.
Низменный характер – подлый, бесчеловечный.
VII. Коллективное составление вступления.
Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.
В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринёва и Швабрина. (Не раз ставя их в перед серьёзным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности.)
VIII. Учитель. Теперь остаётся проделать небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»); логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», «это подтверждает», «вот отчего», а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если…то…напротив…», 2оба они…», «и тот, и другой…», и др.
Запишите эти речевые формулы в тетрадь. Они представлены на слайде.
IX. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»