СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе с использованием компьютерно- коммуникационной технологии " Сравнительная характеристика литературных героев. Гринёв и Швабрин"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке показаны этапы работы обучения написанию сравнительной характеристики литературных героев.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе с использованием компьютерно- коммуникационной технологии " Сравнительная характеристика литературных героев. Гринёв и Швабрин"»

Сравнительная характеристика литературных героев. Гринёв и Швабрин в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

(Урок литературы с использованием информационно- коммуникационных технологий в 8 классе)

Цели урока:

  • познакомить учащихся с особенностями построения сравнительной характеристики двух литературных героев;

  • сформировать умение писать такие сочинения, совершенствовать полученные ранее навыки связной речи.

Ход урока

Повторение: сложный план к сочинению на литературную тему, цитирование, логические переходы.

  1. Схема композиции сочинения-сравнения.

Слайд № 1

1. Обоснование сравнения.

2. Определение общего. Параллельное рассмотрение.

3. Определение различного. Параллельное рассмотрение.

4. Выводы по рассмотрению.

(Содержание слайда комментирует учитель)



II. Беседа с классом по вопросам, помогающим выявить сущность каждого из героев, определить и сформулировать главную мысль сочинения.

  1. Вспомним эпиграф ко всей повести.

  2. С чем связан этот эпиграф: с темой повести или с её главной мыслью№

  3. Какова же идея повести?

(Верность долгу перед Родиной, перед близкими, верность данному слову – это и есть путь чести. И это самое важное в человеке.)

  1. Кто из героев верен долгу и идёт дорогой чести?

  2. Кто пренебрегает понятиями долга и чести?

(Ответы учащихся)

III. Учитель. Итак, Гринёв и Швабрин – герои-антиподы. Сравнивая их друг с другом, мы с вами пойдём вслед за автором. В этой повести мудрый автор убедительно показывает, как жизнь постоянно ставит человека перед проблемой выбора: поступить в соответствии с понятиями чести и долга, то есть обречь себя на определённые трудности, или совершить низость, а то и предательство, чтобы спасти свою жизнь или получить желаемое.

Итак, давайте вспомним эпизоды повести, когда проблема выбора решается героями по-разному.

Слайды:

1. Сцена дуэли (слайд № 2)

2. Взятие Белогорской крепости (слайд № 3)

3. Отношение к Маше Мироновой (слайд № 4)

IV. Учитель. Мы собираемся писать сочинение на морально-этическую тему. Преобладающий тип речи в нём – рассуждение. В качестве доказательств должны выступать факты в поведении героев (мы их вспомнили), а как аргументы – ссылки на текст, цитаты.

Вспомним логический принцип организации текста сочинения.



Слайд № 5



А – суждение.

Б – доказательство суждения.



V. Давайте теперь выберем эпиграф к сочинению.

Это могут быть строчки из произведения, или высказывания великих людей, или народная мудрость. (Напоминаю, что что эпиграф должен быть связан с основной мыслью сочинения. Давайте повторим её. Честь – это верность долгу.)

Вопрос. Какие у вас будут предложения? Могут быть и ещё варианты.

Слайд № 6

Честь – это поэзия долга.

А. Виньи

Честь дороже жизни.

Ф. Шиллер

Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не согласен, чтоб пострадала честь.

П. Корнель





VI. Теперь мы должны составить план основной части сочинения, в которой эта идея будет раскрываться и доказываться при помощи сравнения поведения героев повести « Капитанская дочка» - Гринёва и Швабрина.

Слайд № 7. План

  1. Вступление. Обоснование сравнения: место Гринёва и Швабрина в раскрытии проблемы чести и долга в повести. Общее в героях (офицеры из дворян, оба любят Машу).

  2. Гринёв и Швабрин – два противоположных характера.

  1. Искренность и порядочность Гринёва и ложь и коварство Швабрина.

  2. Верность воинскому долгу Гринёва и предательство Швабрина.

  3. Глубина, искренность чувства Гринёва и низменный характер этого чувства у Швабрина.

  4. Отношение автора к своим героям.

  1. Выводы из сравнения. Нравственные уроки повести.





Слайд № 8

Словарь:

Коварство – злонамеренность, прикрытая доброжелательством.

Низменный характер – подлый, бесчеловечный.







VII. Коллективное составление вступления.

Своеобразным отражением русской жизни 70-х годов XVIII века является повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка». В ней решаются вопросы не только исторические, но и глубоко нравственные: об обязанностях дворян перед народом, государством, вопросы долга, чести, истинного благородства.

В решении этих проблем особенно важна роль двух героев повести – Гринёва и Швабрина. (Не раз ставя их в перед серьёзным выбором, автор утверждает мысль о том, что дорога чести – это дорога верности долгу, дорога совести и глубокой порядочности.)



VIII. Учитель. Теперь остаётся проделать небольшую речевую работу. Поскольку сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина построена в основном на контрастах, целесообразно использовать вводные слова («наоборот», «напротив»); логичность выводов может быть передана с помощью слов и словосочетаний («так как», «доказательством этого служит», «это подтверждает», «вот отчего», а также вводных слов («значит», «таким образом», «итак», «наконец»), уместны и выражения, с помощью которых можно сравнивать параллельно («если…то…напротив…», 2оба они…», «и тот, и другой…», и др.

Запишите эти речевые формулы в тетрадь. Они представлены на слайде.

IX. Домашнее задание. Написать сочинение «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!