Конспект урока литературы в 7-ом классе. Учитель: Колиниченко М.А.
ТЕМА: “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. И.А. Крылов «Ларчик» Критика мудреца и хвастуна».
Цели.
1.1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове;
2) продолжить знакомство с художественным жанром басней повторить сведения о жанровом своеобразии басни;
3) развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся.
2.1) Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.
3.1)воспитывать в учениках интерес к басне
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение басен.
Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.
Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений,
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Обобщение ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.
- Сегодня на уроке мы вспомним один из жанров литературы, с которым вы начли знакомство в прошлом году.
Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)
-Какое слово получилось? (Басня)
-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать? (Слайд 1)
-Давайте вспомним, что такое басня?(Басня – краткий рассказ нравоучительного характера) ( Слайд 2)
-Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).
-Как называют человека, который пишет басни? (Баснописец).
- Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.
- Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.
На экране портрет И.А. Крылова. (Слайд 3)
- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.
Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»)
- Кто главные герои его басен? (Животные)
- Кто подразумевается под героями басен? (Люди)
- Сделаем вывод: (Слайд 4)
Басня – это короткий рассказ нравоучительного характера, в котором действуют животные, а подразумеваются люди.
– Через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности.
- Вспомните, как называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)
-Из скольких частей состоит басня? (Из двух)
-Назовите их. (Основная часть и мораль) (Слайд 6)
-А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни) (Слайд 7)
- Восстановите деформированный текст (Слайд 8)
Басня – это короткий ___________, в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________.
В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________
___________________________________________.
Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.
III. Физминутка.
IV. Изучение нового материала.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ларчик».
- Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)
1). Прослушивание ф/хрестоматии
- Послушайте чтение басни актерами.
- Понравилось вам актерское прочтение басни?
2) - У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышаетсяá, интонация понижаетсяâ. (Приложение1)
- Причитайте текст басни самостоятельно.
Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике
Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)
4) Анализ басни
- О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)
- Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)
«Вот за Ларец принялся он:
Вертит его со всех сторон
И голову свою ломает;»
«Механик пуще, рвется.
Потел, потел; но наконец устал..»
- Найдите главную часть басни – мораль.
-Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)
- Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)
- Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.
- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения). (Слайд 10)
- Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)
V. Домашнее задание.
Выразительное чтение басни
VI. Итог урока.Оценивание деятельности учащихся.
Итак, какую басню сегодня мы с вами читали и разбирали? (Басню «Ларчик»)
- Кто автор Басни? (И.А. Крылов)
-Что такое басня? (Это краткий нравоучительный рассказ)