СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме“Басня И. А. Крылова “Ларчик”. И.А. Крылов «Ларчик» Критика мудреца и хвастуна».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы  в 7-ом классе. Учитель: Колиниченко М.А.

ТЕМА: “Басня И. А. Крылова “Ларчик”. И.А. Крылов «Ларчик» Критика мудреца и хвастуна».

Цели.

1.1) обобщить знания учащихся о И.А.Крылове; 2) продолжить знакомство с художественным жанром басней повторить сведения о жанровом своеобразии басни; 3) развивать навык выразительного чтения басен, развивать творчество учащихся. 2.1) Развитие слухового и зрительного внимания, кратковременной памяти, абстрактного и логического мышления.

3.1)воспитывать в учениках интерес к басне

Методические приемы: рассказ учителя, беседа, чтение басен.

Теория: басня, аллегория, мораль, иносказание.

Оборудование: учебник, портрет И.Крылова, компьютер, иллюстрация к басне, конверты с заданиями, иллюстрации к басням, кроссворд, карточки с именами героев, строчками из басен, названиями произведений,

Ход урока.

I.        Организационный момент.

II.   Обобщение ранее изученного материала. Подготовка к восприятию нового.

- Сегодня на уроке мы вспомним один из жанров  литературы, с которым вы начли знакомство в прошлом году.

Как называется этот жанр вы сможете узнать, если восстановите лесенку из букв. (на карточке с обратной стороны)  

 

-Какое слово получилось?   (Басня)

-Как называется жанр литературы над которым сегодня будем работать?  (Слайд 1)

-Давайте вспомним, что такое басня?(Басня – краткий рассказ нравоучительного характера) ( Слайд 2)

-Как называют человека, который пишет стихотворения? (Поэт).

-Как называют человека, который пишет басни?  (Баснописец).

- Сегодня мы с вами познакомимся с баснями замечательного русского баснописца начала 19 века- Ивана Андреевича Крылова.

- Ребята, мы еще в прошлом году познакомились с творчеством этого замечательного писателя. Надеюсь, сегодня мы с ним встретимся как со старым знакомым, а старых знакомых надо знать в лицо.

На экране портрет И.А. Крылова. (Слайд 3)

- Какие басни Крылова вы знаете, назовите их.

Ученики перечисляют известные басни И.А.Крылова (« Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»)

- Кто главные герои его басен? (Животные)

- Кто подразумевается под героями басен? (Люди)

- Сделаем вывод: (Слайд 4)

Басня – это  короткий рассказ нравоучительного характера,  в котором действуют животные, а подразумеваются люди.

– Через животных, через растения автор передаёт человеческие поступки, говорит о человеческих пороках: лени, лжи, жадности. 

- Вспомните, как называется такой литературный прием? (Иносказание или аллегория) (Слайд 5)

-Из скольких частей состоит басня?  (Из двух)

-Назовите их. (Основная часть и  мораль) (Слайд 6)

-А что такое мораль? (Это нравоучительная часть басни)  (Слайд 7)     

- Восстановите деформированный текст (Слайд 8)

Басня – это  короткий ___________,  в котором действуют ___________________________, а подразумеваются _______________.

В баснях высмеиваются __________________ людей: _____________

___________________________________________.

Басня содержит две части: ___________________ часть и _______.

III.   Физминутка.

IV.  Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова « Ларчик».

- Откройте тетради. Запишите в тетрадь тему урока. (Слайд 9)

1). Прослушивание ф/хрестоматии

- Послушайте чтение басни актерами.

- Понравилось вам актерское прочтение басни?

2) - У вас на столе лежит текст со специальными пометками. Слова, на которые нужно сделать ударение выделены, паузы обозначаются знаком /, интонация повышаетсяá, интонация понижаетсяâ. (Приложение1) - Причитайте текст басни самостоятельно.

3) Словарная работа.

- Какие слова вам непонятны?

Объяснение слов:

Ларчик – искусно сделанный украшенный ящичек для хранения драгоценностей

Механики мудрец – умный человек, который разбирается в механике

Исподтишка (смеяться) – скрыто (смеяться)

4) Анализ басни

- О чем эта басня? (критика мнимого мастера, хвастуна)

- Почему нам смешно? (Механик старается, а ничего у него не получается)

«Вот за Ларец принялся он:

Вертит его со всех сторон

И голову свою ломает;»

«Механик пуще, рвется.

Потел, потел; но наконец устал..»

- Найдите главную часть басни – мораль.

-Кто прочитает мораль этой басни? (А ларчик просто открывался)

- Кого высмеивает И.А.Крылов? (хвастливых людей)

- Басни Крылова написаны замечательным русским языком. Названия, отдельные строки и герои остаются в памяти, воспринимаются как народные поговорки, пословицы, крылатые слова.

- Что такое крылатые слова? (Слова и выражения, которые вошли в речь народа отдельно от самого произведения). (Слайд 10)

- Строка «А ларчик просто открывался» стала для всех крылатым выражением. Так говорят о  понятном, не требующем долгих раздумий деле. (Слайд 11)

V.    Домашнее задание.

Выразительное чтение басни

VI.  Итог урока.Оценивание деятельности учащихся.

Итак, какую басню сегодня мы с вами читали и разбирали? (Басню «Ларчик»)

- Кто автор Басни? (И.А. Крылов)

-Что такое басня? (Это краткий нравоучительный рассказ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!