СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе "М. Ю. Лермонтов «Мцыри» («А душу ль можно рассказать?..»)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством М.Ю.Лермонтова и его поэмой, с её особенностями; проанализировать поэму, применить навыки критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе "М. Ю. Лермонтов «Мцыри» («А душу ль можно рассказать?..»)»

Предмет – литература Класс 8

Тема: М. Ю. Лермонтов «Мцыри» («А душу ль можно рассказать?..»)

Цель: знание особенностей творчества Лермонтова, поэмы «Мцыри», термина «поэма», умение работать с информацией, текстом, воспитание толерантности, чувства прекрасного, интерес к поисковой работе.

Ожидаемый результат: познакомятся с творчеством Лермонтова и его поэмой, узнают особенности поэмы, выработать навыки определения характера главного героя поэмы "Мцыри», проанализируют поэму; применят навыки критического мышления, проявят чувство товарищества и взаимопомощи.


Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оценивание

Ресурсы, оборудование

Мотивационно - целевой

1. Эмоциональный настрой.

Деление на группы

3 мин

Эмоциональный настрой (В одном странном городе жили странные люди и здоровались они по-странному: спинками, локоточками, коленочками, ушками, носиками)

Деление Лидерство

Выполняют разминку - настрой,

делятся на группы: 3 лидера набирают себе команду по очереди


Видео


2. Актуализация знаний

3 Вызов

4. Целеполагание

6 мин

1. Притча «Три Я»

2. Тема, цели урока

О ком мы будем сегодня говорить? (о Мцыри)

Что нас будет интересовать больше всего? К чему стремился Мцыри всю свою жизнь? (быть свободным)

3. Эпиграф

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

М.Ю. Лермонтов

4. Правила работы в группе

Слушают притчу и делают вывод о важности разума, сердца и души человека.

Определяют тему и ставят цели урока.


Лидеры получают оценочные листы и заполняют их в течение урока.

наблюдение

Фрагмент

презентация

Познавательно - обобщающий

5. Формирование новых знаний и умений

Осмысление

Защита работ

10 мин






2мин

10 м

2 мин




















3 мин

1 мин

3мин

1. Шесть шляп БОНО

Для того чтобы рассмотреть образ Мцыри мы вернёмся к началу поэмы и проследим основные этапы жизни героя. Поразмышлять, дать характеристику Мцыри, объяснить выбор жизненного пути, помогут шесть шляп, потому что мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

2. Групповая работа по инструктивным картам

Физминутка «Австралийский дождь»

3. Защита групп (по две шляпы от группы)

4. Проблемный вопрос

Почему Лермонтов избрал форму исповеди?

    Она помогает поэту психологически правдоподобно раскрыть внутренний мир Мцыри в системе образов – переживаний. Чтобы понять характер Мцыри, необходимо всё пережить вместе с ним: монастырскую неволю, радость свободы, упоение от боя с барсом, отчаяние от того, что не попал в родную страну; безнадёжность, когда вновь возвращается к своей тюрьме. Исповедь Мцыри занимает почти всё текстовое пространство поэмы (она лишь прерывается краткой авторской справкой) и обращена к определённому персонажу – старому монаху, которого Мцыри называет сначала отчуждённо-враждебно «старик», затем по-христиански – «отец». Точка зрения автора на происходящее не представлена, она исчезает после краткой экспозиции. Старый монах не произносит ни слова в ответ на исповедь Мцыри. Таким образом, читатель видит всё происходящее с героем только его глазами, что способствует характерной для романтического повествования субъективности. Исповедь является важным сюжетообразующим элементом.

5. Тестовая работа

6. Взаимопроверка

7. Горячий стул (от группы по два вопроса)

Работают в группе по опорному материалу и тексту.

Защищают, дают оценку группам и себе (в листах оценивания)



Отвечают на проблемный вопрос.


Решают тест.


Один выходит и садится на стул, а от групп задают вопросы на понимание текста.

Наблюдение

Формативное оценивание

Учебник

Произв. Тетради, презентация,

Рефлексивно - оценочный

6. Обратная связь. Рефлексия

5 м

Мы говорили сегодня с вами о душе Мцыри. К сожалению, душу человека нельзя потрогать, пощупать. Вспоминая притчу, с которой мы начали урок, хотелось бы, чтобы разум, сердце и душа человека были едины. А объединиться они могут в добром сердце. У вас на столах осколки сердца Мцыри, не нашедшего путь к свободе. Давайте напишем на этих осколках черты характера героя и скрепим это сердце хотя бы на три счастливых дня его побега.

Рефлексия – Сердце (Душа)

Ф. Алиева «Душа»

Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,

Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути, 
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко простертых крыльях.

Я пожелаю вам, ребята, чтобы вы всегда слушали своё сердце, не совершали безрассудных поступков, всегда оставались людьми.

Обратная связь «Сэндвич»

Собирают разрезанные осколки сердца с чертами характера Мцыри и крепят на доску.



Слушают стихотворение

Высказывают свое мнение об уроке, что получилось (зеленый), что нет (красный) на стикерах (по два от группы) и укладывают из них сэндвич на закрепленную тарелку.

Подведение суммарных результатов (оценка группы, оценка соседней группы, за тест –итоговая)

итоговое


7. Домашнее задание

2 мин

Эссе « В чем загадка Мцыри?»







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие файлы

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!