СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 6 классе по творчеству А.А. Блока

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока - обучение анализу лирического произведения.

Просмотр содержимого документа
«Схема анализа стихотворения»

Схема анализа стихотворения


1.Историко-биографически материал_____________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

2. Место стихотворения в творчестве поэта________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3. Ведущая тема_______________________________________________________________________

4. Лирический сюжет__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Проблемы__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Композиция________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Лирический герой___________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Преобладающее настроение, его изменение_____________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Жанр______________________________________________________________________________

10. Строфа___________________________________________________________________________

11. Основные образы__________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Лексика__________________________________________________________________________

13. Изобразительные средства__________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Поэтический синтаксис_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Звукопись_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

16. Размер____________________________________________________________________________

17. Ритм и рифма_____________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Просмотр содержимого документа
«Урок литер. А. Блок, 6 кл.»

Урок литературы, 6 класс

Тема. А. А. Блок. «Летний вечер»

Цели:

- углубление представлений учащихся о творчестве А. А. Блока;

- обучение анализу лирического произведения;

- развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

- учащиеся должны уметь находить в стихотворении тропы, определять ритм, размер, узнавать рифму и т.д.;

- формирование умения осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, портрет поэта, рабочие листы.

Ход урока

1. Организационный момент

Артикуляционная разминка

Чтобы наша речь была выразительной, чёткой и понятной, работаем над скороговоркой. Послушайте её:

С мышами во ржи подружились ежи.

Ушли в камыши — и во ржи не души. (Слайд 1)

1. Медленно читаем скороговорку. Обращаем внимание на ударения.

2. Плавно проговариваем строчку, словно пропеваем.

3. Читаем скороговорку коллективно: голос учителя — ведущий.

4. Несколько детей по очереди ритмично, но не спеша читают скороговорку целиком.

5. Вместе проговариваем, не глядя на записанный текст.

6. Дети проговаривают скороговорку наизусть без учителя несколько раз, постепенно увеличивая темп.

2. Мобилизация внимание учащихся. Эмоциональный настрой. Создание проблемной ситуации.

- Ребята, посмотрите, что у нас сегодня есть на уроке на столах (стихи А.Блока, рисунки детей, листы с рабочими материалами)

- Да, действительно, вы всё перечислили правильно.

Как вы думаете, что мы будем с этим делать?

(Читать выразительно, узнавать что-то новое, отвечать на вопросы и т.д.)

- Правильно, всё то, что вы перечислили, мы будем делать. Называется это анализом. Зачем нужно анализировать стихотворение? (Ответы учащихся)

3. Слово учителя

Ребята, мы изучаем раздел «РОДНАЯ ПРИРОДА В СТИХОТВОРЕНИЯХ ПОЭТОВ XX ВЕКА» (Слайд 2)

Александр Александрович Блок – русский поэт 19 века. Всё его поэтическое творчество проникнуто удивительными лирическими пейзажами, в которых автор описывал красоту родного края. Поэт видел в природе бескрайние просторы, манящие своим величием и неповторимостью. (Слайд 3)

- Что вы знаете о жизни и творчестве поэта?

Индивидуальные сообщения учащихся о жизни и творчестве А.А. Блока (Слайды 4,5,6)

4. Первичное знакомство с текстом произведения

Стихотворение «Летний вечер» написано в 1898 году спустя несколько месяцев после того, как Блок благополучно закончил гимназию и был зачислен в ряды студентов Петербургского университета. Лето поэт провел в Подмосковье, где располагалось родовое имение Шахматово. Воспоминания об этой безмятежной поре оказались настолько сильными и яркими, что уже в Санкт-Петербурге, незадолго до Нового года, было написано стихотворение «Летний вечер», которое поражает своей легкостью, изысканностью и простотой.

- Прочитайте стихотворение "Летний вечер"(ознакомительное чтение про себя) Работа с учебником

- Слушание в исполнении мастера художественного слова (аудиозапись)

(Слайд 7)

5. Беседа

*Какое настроение охватывает вас? Почему?

• Какое время года рисует поэт? Лето в разгаре или подходит к концу? (Слайд 7)

• Какой месяц лета запечатлён в стихотворении? Объясните свой выбор.

- Словарная работа. Значение слов межа, жница (Слайд 8)

Межа – граница земельных владений в виде узкой полосы необрабатываемой земли

Жница – та, которая жнёт (убирает) в поле рожь

- Какое время суток рисует поэт?

- Укажите приметы вечера (последние лучи заката, засыпающее поле, вечерняя тишина, диск луны, навстречу ночи, дремотой розовой, красный диск луны)

- Какими красками нарисована картина природы? (Красный, розовый, желтый)

- Одно из самых выразительных средств поэтической речи – эпитеты. Найдите в тексте цветовые эпитеты. Какие чувства будят в вас эти цвета?

- В каких строках чувство тревоги особенно заметно? (И замирает песня жницы среди вечерней тишины)

- Почему автор передаёт нам чувство тревоги?

- Прочтите внимательно последнюю строфу. Меняется ли настроение?

(Да, появляется ощущение радости, полёта, свободы)

- Как называется такой приём? (Антитеза)

В этой элегии (грустном стихотворении) Блок ярко и красочно описывает тихий вечер тёплого лета, когда «ни ветерка, ни крика птицы…». Умиротворенность заполняет собою всё вокруг: и «…поле сжатой ржи…», и « траву некошеной межи». Полная тишина, которая присутствует в этом стихотворении, не один раз отмечается автором: «ни ветерка, ни крика птицы», «и замирает песня жницы среди вечерней тишины».

В заключение поэт призывает забыть « заботы и печали» и умчаться

«…без цели на коне

В туман и в луговые дали,…»

Возможно, в мире чудесной и бескрайной природы откроются невидимые нити Вселенной, которые покажут путь «навстречу ночи и луне».

6. Динамическая пауза

Гимнастика для глаз

7. Выразительное чтение стихотворения

Повторение основных компонентов интонации.

Интонация включает в себя мелодику (повышение или понижение основного тона), интенсивность (громкость речи), логическое ударение (выделение голосом главных по смыслу слов), паузы (остановки, перерывы в звучании, их наличие и длительность определяются смыслом); тембр речи (звуковая окраска, придающая речи эмоциональный оттенок); темп и ритм («темпоритм» по Станиславскому, участвующий в создании определённой интонации); темп может быть медленным, средним, ускоренным, быстрым, ритм связан с равномерностью дыхательных циклов, чередование речи и пауз, усиление и ослабление голоса. Невербальные средства – мимика, телодвижения, жесты, позы (дополнительные средства воздействия на слушателей).

Интонация – это проявление внутреннего состояния человека, его мыслей, чувств. В поэтическом тексте интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора.

Не забывайте соблюдать правильное дыхание, использовать силу голоса, следить за ясностью и чёткостью произношения.

8. Заполнение схемы анализа (рабочие листы)

9. Итоги

10. Оценка работы учащихся и домашнее задание

Д/з: выучить стихотворение "Летний вечер" наизусть

11. Рефлексия

• Что нового вы сегодня узнали о творчестве А. Блока?

• Опишите своё настроение



















Просмотр содержимого презентации
«Блок 6»

С мышами во ржи подружились ежи. Ушли в камыши — и во ржи ни души.

С мышами во ржи подружились ежи.

Ушли в камыши — и во ржи ни души.

Поэты XX века о родной природе Александр Блок «Летний вечер»

Поэты XX века о родной природе

Александр Блок

«Летний вечер»

Александр   Александрович  Блок  1880-1921

Александр

Александрович

Блок

1880-1921

Последние лучи заката Лежат на поле сжатой ржи. Дрем о той розовой объята Трава некошеной меж и. Ни ветерка, ни крика птицы, Над рощей – красный диск луны, И замирает песня жн и цы Среди вечерней тишины. Забудь заботы и печали, Умчись без цели на коне В туман и луговые дали, Навстречу ночи и луне!

Последние лучи заката

Лежат на поле сжатой ржи.

Дрем о той розовой объята

Трава некошеной меж и.

Ни ветерка, ни крика птицы,

Над рощей – красный диск луны,

И замирает песня жн и цы

Среди вечерней тишины.

Забудь заботы и печали,

Умчись без цели на коне

В туман и луговые дали,

Навстречу ночи и луне!

Жница Межа

Жница Межа


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!