СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 11 классе "«Культурный ренессанс» России: о Серебряном веке русской поэзии. Жизнь и творчество В.Я.Брюсова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одна из любимейших тем старшеклассников - "Поэзия Серебряного века".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 11 классе "«Культурный ренессанс» России: о Серебряном веке русской поэзии. Жизнь и творчество В.Я.Брюсова"»



«Культурный ренессанс» России: о Серебряном веке русской поэзии.

Жизнь и творчество В.Я.Брюсова

Урок литературы в 11-А классе, 19 декабря 2012 г.

Цель урока:

Формирование представления о сущности Серебряного века русской поэзии; представление новых имен в литературе, искусстве; развитие умения ориентироваться в различных направлениях литературы и искусства конца 19-начала 20 веков; развитие навыков отбора информации, составления конспекта, выразительного чтения и комментирования стихотворений на примере творчества В.Я. Брюсова.

Ход урока:

  1. Организационный момент: создание атмосферы литературной среды конца 19 века при помощи условных атрибутов литературного кафе «Бродячая собака».

  2. Постановка целей и задач.

  3. Актуализация знаний, проверка опережающего д/з: фронтальный опрос.

  4. Составление конспекта со слов учителя, раскрывающего понятия Серебряного века русской поэзии.

  5. Проверка усвоения материала: викторина.

  6. Работа в группах: обсуждение сведений о жизни и творчестве

В.Я Брюсова.

  1. Подведение итогов работы в группах, дополнение конспекта.

  2. Выразительное чтение стихотворений В.Брюсова, комментирование прочитанного.

  3. Домашнее задание.

  4. Подведение итогов урока: рефлексия.







  1. Организационный момент: создание атмосферы литературной среды конца 19 века при помощи условных атрибутов литературного кафе «Подвал бродячей собаки» на фоне музыки С.Рахманинова



Арт- кафе “Подвал Бродячей Собаки", памятник культуры Серебряного века и достопримечательность Санкт-Петербурга, был открыт в канун нового 1912 года. Славу арт- кафе, легендарную и скандальную, формировало удивительное сочетание скромности помещения и высочайшей концентрации блистательных талантов, там собирался цвет русской поэзии "Серебряного века": А. А. Блок, А. Белый, В. Я. Брюсов, А. А. Ахматова, Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский, В. В. Хлебников, режиссер В. Э. Мейерхольд, драматург и критик Н. Н. Евреинов, художники Ю. П. Анненков, Н. Н. Сапунов.

 В кафе у входа лежала огромная книга, переплетенная в кожу синего цвета (так называемая «Свиная книга»), в которой оставляли свои имена, автографы и отзывы известные посетители. Мы к ней еще вернемся.



Здесь устраивались театральные представления, лекции, поэтические и музыкальные вечера. При открытии подвала было решено проводить заседания в "Бродячей собаке" по средам и по субботам.



2.Постановка целей и задач

Тема урока: «Культурный ренессанс» России: о Серебряном веке русской поэзии. Жизнь и творчество В.Я.Брюсова», сегодня мы раскроем понятие Серебряного века, к изучению поэзии которого мы еще обратимся на последующих уроках, узнаем о литературных течениях модернизма, познакомимся с творчеством В.Я. Брюсова, у некоторых из вас будет возможность показать свое умение выразительного чтения стихотворений, анализа поэтического текста. Письменный анализ стихотворения – будет вашим домашним заданием. А на сегодня вы должны были познакомиться с информацией нашего учебника по теме урока.

3. Актуализация знаний, проверка опережающего д/з: фронтальный опрос.

- Что сказал Николай Бердяев о культуре начала 20 века в России?

- А как выразил понимание Серебряного века А.Блок?

- Какие три явления в русской поэзии этого периода раскрываются в статье учебника?

- Что является важной категорией в эстетике символизма? При помощи чего отображали реальность символисты?

- Представители какого литературного течения обращались к реальности, земным ценностям?

- В основе названия какого литературного течения лежит латинское слово futurum – будущее?

4. Работа с конспектом

Серебряный век… Какие ассоциации возникают в вашем сознании?

Музыка А. Бородина «Ноктюрн»

Вслушайтесь в эту чудесную музыку. Она движется мощным потоком, то замедляя, то ускоряя ход. В истории культуры тоже были периоды неспешного торжественного течения. Потом наступали периоды, поражающие своей динамикой и бурной взрывчатостью. Первая половина 19 века - это золотой век русской культуры. А.Пушкин и М.Глинка, М.Лермонтов и К. Росси, Н.Гоголь и К. Брюллов – это только некоторые из имен золотого века. На рубеже 19-20 вв., по словам русского философа Н.Бердяева, наступил Серебряный век русской культуры. Длился он совсем недолго, но оставил яркий след в русской и мировой культуре.

Первое десятилетие XX века вошло в историю русской культуры под названием «Серебряного века». Это было время небывалого расцвета всех видов творческой деятельности, рождения новых направлений в искусстве, появления плеяды блестящих имен, ставших гордостью не только русской, но и мировой культуры.

Художественная культура рубежа веков - важная страница в культурном наследии России. Идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это был период обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления, «всеобщей переоценки ценностей», по выражению М. В. Нестерова. В русской художественной культуре конца XIX - начала XX в. получило распространение «декадентство», обозначающее такие явления в искусстве как отказ от гражданских идеалов и веры в разум, погружение в сферу индивидуалистических переживаний. Само слово обозначает «упадок, обреченность». Эти идеи были выражением социальной позиции части художественной интеллигенции, которая пыталась «уйти» от сложностей жизни в мир грез, ирреальности, а подчас и мистики. Но и таким образом она отражала в своем творчестве кризисные явления тогдашней общественной жизни.

Модернизм в переводе с французского означает «современный, новейший В начале XX в. существовало множество литературных направлений. Это и символизм, и футуризм, и даже эгофутуризм Игоря Северянина. Все эти направления очень разные, имеют разные идеалы, преследуют разные цели, но сходятся они в одном: работать над ритмом, словом, довести игру звуками до совершенства.

Футуризм напрочь отказался от старых литературных традиций, «старого языка», «старых слов», провозгласил новую форму слов, независимую от содержания, т.е. пошло буквально изобретение нового языка.

Работа над словом, звуками становилась самоцелью, тогда как о смысле стихов совершенно забывалось. Взять, например, стихотворение В. Хлебникова «Перевертень»:

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап ...

Смысла в этом стихотворении никакого, но оно замечательно тем, что каждая строчка читается и слева направо, и справа налево.

Появлялись, изобретались, сочинялись новые слова. Из одного лишь слова «смех» родилось целое стихотворение « Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешек надсмеяльных - смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно сих надсмейных смеячей!

Смейво, смейво,

Усмей, осмей, смешки, смешки,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь, смехачи.

5. Викторина

6. Работа в группах

А сейчас вы разделитесь на группы. Прочитав информацию(1, 2 группа), которая взята из интернета, информацию учебника(3 группа) вы выберете главное, и каждая из групп за 3 минуты должна будет представить самое важное, чем мы и дополним конспект.

Время для работы : 7 минут

7. Подведение итогов работы в группах

8.9. Чтение и комментарии стихотворений

- «Сумерки» - комментарии к стихотворению

-«Сонет к форме» - д/з – проанализировать стихотворение, ответив на вопросы:

1.Вспомните, что такое сонет.

2.Определите тему и основную мысль стихотворения.

3.Произведения символистов строятся на образах-символах, найдите символы в стихотворении.

4. Что для поэта важнее: содержание или форма?

5.Отметьте изобразительные средства, которые автор использует в стихотворении.

Стр.147 – 150 – читать, анализировать, отвечать на вопросы.

-«Я»

10. Оценивание. Подводим итог (Свиная книга: отзывы)

Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап ...



Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап ...



Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап ...



Кони, топот, инок.

Но не речь, а черен он.

Идем молод, долом меди.

Чин зван мечем навзничь.

Голод чем меч долог?

Пал а норов худ и дух ворона лап ...


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!