СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 10 классе по роману И.С.Тургенева "Отцы и дети"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является заключительным и отражает смысл эпилога в романе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы 10 класс»

Открытый урок литературы в 10 классе

Тема «Финал романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Авторская позиция и способы её выражения»

Цели:

  • подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;

  • высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;

  • формировать умение работать с текстом;

  • научить отстаивать свою точку зрения;

  • развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;

  • расширять кругозор учащихся, привить любовь к художественному слову.

Ход урока.


  1. Орг. момент.

  • Добрый день, ребята. Меня зовут Кононова Дарья Александровна. Очень рада видеть вас. И сегодня урок литературы проведу у вас я. На нашем уроке присутствуют гости. Прошу вас быть вежливыми, повернитесь к нашим гостям и кивком головы поприветствуйте их. Спасибо, присаживайтесь.

  • Скажите, кто-нибудь из вас увлекается игрой в шахматы?

Очень, хорошо, тогда, наверное, вы знаете, что такое шахматный этюд.

У: Это шахматная задача.

  • Верно. Обратите внимание на экран.


Шахматный этюд  - задача с небольшим количеством фигур (не более 7-ми), но при этом не указывается число ходов, за которое его необходимо осуществить. Играющему необходимо найти первые несколько ходов, ведущих к правильному решению. Играющему необходимо найти первые несколько ходов, ведущих к правильному решению:

«ничья»;

«выигрыш»;

«мат в два хода».

  • Как вы думаете, кто бы из героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» мог себя назвать шахматным этюдом?

У: Я считаю, что это Евгений Базаров.

  • (Спросить еще трех). А ты как считаешь?

  • Объясните свой выбор.

  • У: Он загадка.

  • Загадка для себя или для других? Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, давайте вспомним, как представляется Евгений сам и что о нем думают другие? Смотрим на экран.

(Видео «Базаров»).

  • Кто такой Базаров, по словам Аркадия?

У: Аркадий называет его нигилистом. Н.П. и П.П его не понимают и не разделяют его принципов. Базаров-нигилист – загадка для них.

  • Только ли для старшего поколения Кирсановых Евгений является загадкой, как вы считаете?

У: Базаров и для Одинцовой загадка. Ее просто поразило его высказывание о человеке и людях.

  • Согласна. Обратимся к (гл. 16). Слайд № 4.

  • Какое впечатление произвел на Одинцову. Слайд № 5.

  • Как Базаров сам себя оценивает? Обратимся к главе 17. Слайд № 6.

Одинцова и Базаров.

  • А теперь перейдем к главе 18. Слайд № 7.

  • Почему Одинцова думает, что Базаров не такой, как все?

  • А теперь обратимся к главе 19 романа. Что говорит Базаров о себе после признания в любви Одинцовой? Слайд № 8.

  • Как характеризует Базарова Аркадий в разговоре с отцом Евгения? Глава 21. Слайд № 9.

  • Что думает Базаров о себе? Глава 22. Слайд 10.

  • Дети, какой личностью представляется вам Базаров?

У: Герой – личность загадочная. Образ его необычен, мы открываем для себя что-то новое, интересное и занимательное. 
Одевается он просто, его не связывает условный этикет. Базаров легко сходится с простыми людьми. “Мой дед землю пахал!” - с гордостью говорил он. Базаров выступает против дворянских условностей, он смеется над традициями. Базаров не признает никаких авторитетов. Он увлечен своим делом, его цель - перепроверить известные истины на собственном опыте. Проявления чувств у человека он считает ненужными.

  • Обратимся вновь к шахматному этюду. Как он заканчивается для Евгения Базарова?

У: «Мат в два хода». Базаров умер от тифа, которым заразился при вскрытии.

У: С самого начала, с первых часов заражения он как бы смирился со своей участью. Какова причина такой оплошности? Каждый видит её по своему. Мне кажется, что любовь к Одинцовой перечеркнула его нигилистические убеждения, дуэль с Павлом Кирсановым тоже внесла свою лепту. Он, наверное, разочаровался, потерялся, зашел в тупик.

  • Обратимся к последним страницам романа. Смотрим на экран. Слайд № 11, 12

  • Каким предстает Базаров перед лицом смерти?

В этот момент проявились лучшие качества нигилиста Базарова. Сила воли, мужество, любовь к родителям, готовность исполнить их просьбу причаститься. Больше того, Базаров сам просит родителей помолиться за него. Нельзя сказать, что он обрел веру, но он и не отрицает силу религии. Главное – Евгений перестал отрицать и любовь. Базаров находит в себе силы вновь встретиться с Анной Сергеевной Одинцовой и признаться ей в любви. Нет чувства мести за то, что она когда-то его отвергла. Есть восхищение любимой женщиной.

  • Изменил ли Базаров своим убеждениям, изменился ли сам?

Скорее всего, Евгений и был таким, каким мы его увидели перед лицом смерти (смерть знает решение). Нигилизм – nihil – ничего не значит. Это все было наносное, искусственное, что мешало жить, любить. Разрушая «старое», расчищая место для нового, отрицая непреходящие ценности, Базаров проиграл, разрушил себя.

  • Но почему И.С. Тургенев приводит Базарова к гибели, не давая шанса проявить ему свою истинную сущность?

Может быть, это урок молодому поколению следовать наказам «отцов», тем самым воплощая связь поколений, в которой кроется великая жизненная сила.

А может, И.С. Тургенев подобным образом заявляет о своей авторской позиции, о своем несогласии с идеями нигилистов

- Современники И.С. Тургенева предполагали, что автор не знал, каким могло быть будущее нигилиста Базарова. Писательский кризис побудил его завершить роман гибелью главного героя. Действительно ли, у Базарова нет будущего? А как думаете вы? На этот вопрос-сомнение Тургенев отвечает в эпилоге: И.С.Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной…» Слайд № 13

  • В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении. В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. «Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись»,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за него. Слайд № 14

  • Базаров умирает, но умирает красиво и гордо. Нужен ли России Базаров, как вы считаете?

  • А как считают критики, мы проследим на следующем уроке.

Слайд № 15 Домашнее задание. Читать статью Д.Писарева «Базаров», критические статьи М.Антоновича, Н.Страхова.






















Источники информации:

  1. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Михайлова Т.И. Поурочные разработки по литературе XIX в.: 10 класс, I полугодие. – М.: ВАКО, 2009.

  2. http://standart.edu.ru/

  3. http://ilibrary.ru/text/96/index.html

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/64433/шахматы

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к уроку»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10» Урок литературы в 10 классе. Кононова Дарья Александровна Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10 с. Покровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 10»

Урок литературы в 10 классе.

Кононова Дарья Александровна

Учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ № 10

с. Покровское

Шахматный этюд   - это загадка, задача с небольшим количеством фигур (не более 7-ми), но при этом не указывается число ходов, за которое его необходимо осуществить. Играющему необходимо найти первые несколько ходов, ведущих к правильному решению:

Шахматный этюд   - это загадка, задача с небольшим количеством фигур (не более 7-ми), но при этом не указывается число ходов, за которое его необходимо осуществить. Играющему необходимо найти первые несколько ходов, ведущих к правильному решению:

  • «ничья»;
  • «выигрыш»;
  • «мат в два хода».
«Финал романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» Цели: •  подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове; •  высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь; •  формировать умение работать с текстом; •  научить отстаивать свою точку зрения; •  развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя; •   расширять кругозор учащихся, привить любовь  к художественному слову.

«Финал романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

Цели:

• подвести итог размышлениям о романе, о главном герое Базарове;

• высказать свою точку зрения на поступки главного героя, оценить его взгляды на жизнь;

• формировать умение работать с текстом;

• научить отстаивать свою точку зрения;

• развивать эстетический вкус, внимание к слову писателя;

• расширять кругозор учащихся, привить любовь

к художественному слову.

Кто такой Базаров?

Кто такой Базаров?

Глава 16. Базаров о человеке и людях. «… доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

Глава 16. Базаров о человеке и людях.

«… доложу вам, изучать отдельные личности не стоит труда. Все люди друг на друга похожи как телом, так и душой; у каждого из нас мозг, селезенка, сердце, легкие одинаково устроены; и так называемые нравственные качества одни и те же у всех: небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди, что деревья в лесу; ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой»

Мнение Одинцовой о Базарове: «Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна». «Странный человек этот лекарь?» «Странный этот лекарь!»

Мнение Одинцовой о Базарове:

«Базаров ей понравился — отсутствием кокетства и самою резкостью суждений. Она видела в нем что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна».

«Странный человек этот лекарь?»

«Странный этот лекарь!»

Глава 17. Базаров о себе. «Расклеилась машина». «Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

Глава 17.

Базаров о себе.

«Расклеилась машина».

«Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может, а он еще сам придумывает себе всякие неприятности, портит свою жизнь».

Глава 18. Базаров о себе.  «— Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно. — Это почему? — Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею. — Вы напрашиваетесь на любезность, Евгений Васильевич. — Это не в моих привычках. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так  дорожите?»

Глава 18. Базаров о себе. «— Да что мне сказать вам? О людях вообще жалеть не стоит, а обо мне подавно.

— Это почему?

— Я человек положительный, неинтересный. Говорить не умею.

— Вы напрашиваетесь на любезность, Евгений Васильевич.

— Это не в моих привычках. Разве вы не знаете сами, что изящная сторона жизни мне недоступна, та сторона, которою вы так

дорожите?»

Глава 19. Базаров после признания в любви Одинцовой. « – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы? – Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я... – Да, кто вы? – Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь»

Глава 19. Базаров после признания в любви Одинцовой.

« – Послушайте, я давно хотела объясниться с вами. Вам нечего говорить, – вам это самим известно, – что вы человек не из числа обыкновенных; вы еще молоды – вся жизнь перед вами. К чему вы себя готовите? какая будущность ожидает вас? Я хочу сказать – какой цели вы хотите достигнуть, куда вы идете, что у вас на душе? Словом, кто вы, что вы?

– Вы меня удивляете, Анна Сергеевна. Вам известно, что я занимаюсь естественными науками, а кто я...

– Да, кто вы?

– Я уже докладывал вам, что я будущий уездный лекарь»

Аркадий о Евгении: « Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий… – Я уверен…что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи»

Аркадий о Евгении:

« Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий… – Я уверен…что сына вашего ждет великая будущность, что он прославит ваше имя. Я убедился в этом с первой нашей встречи»

Что думает Базаров о себе?

Что думает Базаров о себе?

Болезнь Базарова

Болезнь Базарова

Прощание с Одинцовой.

Прощание с Одинцовой.

Эпилог романа. И.С.Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни  бесконечной…»

Эпилог романа.

И.С.Тургенев пишет: «Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами; не об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни

бесконечной…»

Эпилог романа  В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении . В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» ,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за  него.

Эпилог романа

В последних строчках звучит проникновенный голос автора. Так можно говорить только о дорогом человеке. Не о борьбе, не о бунте Базарова говорит автор, а о примирении . В конце романа Тургенев любит своего героя, сочувствует ему, скорбит о нем. « Когда я писал заключительные строки, я принужден был отклонять голову, чтобы слезы не капали на рукопись» ,- писал Тургенев. Если в начале романа автор был жесток и беспощаден к своему герою, то в конце он не чувствует права судить Базарова, потому что это жизнь делает за

него.

Рефлексия

Рефлексия

  • Уходя с урока, я хочу сказать…
  • Уходя с урока, я хочу всем пожелать…
  • Уходя с урока, я хотел бы поблагодарить…
  • Было бы хорошо, если бы…
  • Мне очень жаль…
  • К жизни надо относиться…
Домашнее задание И зучить критические статьи Д.Писарева «Базаров», Н.Страхова, М.Антоновича.

Домашнее задание

И зучить критические статьи Д.Писарева «Базаров», Н.Страхова, М.Антоновича.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!