Морозова И.Е.,
заместитель директора по воспитательной работе,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»
муниципального образования
городской округ Симферополь Республики Крым
Урок литературы в 5 классе по теме
«Удивительный мир Андерсена»
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Модель: личностная.
Цель:
учить постигать нравственные проблемы и эстетическую ценность сказок Андерсена;
развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста;
воспитывать нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям.
Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, выставка рисунков, «модель» рабочего стола сказочника (свечи, чернильница с пером, книги – сказки, Библия, сверток чистой бумаги).
Эпиграф: «Я бродячий поэт... Мое единственное занятие – делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих близких…» (Г. Х. Андерсен)
Ход урока
Звучит запись песни «Чудеса»
I.Постановка целей и задач.
-Ребята, а как вы думаете, что было бы на свете без волшебников?
-Мир изменился бы, не было бы чудес…(Волшебники дарят людям чудеса, радость…/Чудеса раскрывают жизнь, а без них она стала бы скучной, неинтересной…)
-Сказка – это чудо. А кто сочиняет чудо?
-Сказочника можно назвать волшебником…(Его волшебство в том, что он дарит людям радость, переносит в страну чудес…)
Звучит фрагмент песни «Чудеса»
-Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом – со сказкой. Мы перенесемся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, вспомним наши любимые сказки писателя, перечитаем любимые строки…, заглянем в его творческую лабораторию
II.Работа над темой урока.
(Учитель обращает внимание ребят на литературный эпиграф, помещенный на доске)
-Как вы понимаете это признание сказочника?
-Андерсен писал сказки и дарил их людям…(Сказки писателя приносят людям радость, помогают увидеть удивительный мир. /Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…)
-Итак, представьте: ночь, у ворот останавливается запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице… Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе (учитель зажигает свечи в подсвечнике), садится у ярко пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко… О чем думает писатель?
-Вспоминает свое детство. (В его голове проносится вся жизнь. /Задумывает новую сказку.)
(Учитель зачитывает строки из воспоминаний Андерсена: «Огонь трещит в печке, приходит моя муза, рассказывает множество сказок и историй, приводит ко мне героев из обыденной, окружающей нас среды. Она говорит мне: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить».)
-Давайте вспомним детство, жизненный путь Андерсена… Что привело Андерсена в удивительный мир сказки?
-Он слышал сказки в детстве, запоминал их, записывал, а потом придумывал свои истории.. (В детстве он создал свой кукольный театр, придумывал песни, хотел стать автором…/Первые сказки он рассказал своему любимому коту.../
Часто Андерсен убегал от всех окружающих подальше, любовался природой, постигал окружающий мир…/Он любил путешествовать, знакомиться с людьми. Это помогало ему придумывать сказки, давало новые впечатления…)
-Почему Андерсен назвал себя «поэтом»? Какие черты свойственны поэту?
(Учащиеся отвечают на вопрос, используя в ответах опорную речевую схему)
Образ поэта Воображение Жизнерадостность Удивление Удивительный Неожиданный Таинственный | Фантазия Наблюдательность Задумчивость Сказочный мир Заманчивый Увлекательный |
-Писатель К. Паустовский был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен «…были закадычными друзьями – и, встречаясь, хлопали друг друга по плечу и смеялись…». Как вы к этому предположению относитесь?
-Это вполне могло быть, ведь все сказочники, наверное, чем-то похожи… (Пушкин и Андерсен могли бы обменяться историями… /И Пушкин и Андерсен узнали первые сказки в детстве от родных. Они записывали народные сказки, перерабатывали их… /Оба эти человека были настоящими поэтами. Они смотрели на мир необычно…)
-Что же объединяет сказочников и, вообще, писателей? Где истоки их творчества? Давайте обратимся к схеме, обозначим взаимосвязи…
(Учащиеся при помощи стрелки обозначают взаимосвязи)
Народная сказка----------------------------Андерсен
-Итак, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «Шведский соловей» и которую Андерсен безнадёжно любил. Как вы думаете, какую сказку нашёптывала муза писателю в эту ночь?
-Сказку «Соловей».
-С чего начинается сказка?
-С описания чудесного сада императора.
-Давайте перенесёмся туда…
Звучит запись музыки «Звуки природы» - пение птиц, шелест листвы, журчание ручья
III. Беседа по вопросам сказки «Соловей»:
-Какие чувства вызвала у вас сказка?
-Какова интонация сказки, меняется ли она? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь «словариком настроений».
-Интонация грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная, восторженная…
-Как автор относится к героям, к происходящему?
(Учитель обращает внимание детей на плакат, помогающий строить высказывания)
-Автор то иронизирует, то сочувствует…Герой то смешон и жалок, то беззащитен…
-Как мы понимаем отношение автора к происходящему, его точку зрения?
-Через художественные средства.
Звучит запись музыки «Звуки природы»
IV.Работа с текстом сказки.
-Давайте прочитайте строки, описывающие дворец и сад императора.
(Звучит выразительное чтение учащихся)
-С помощью каких средств автор передаёт свое отношение?
-Ирония, гипербола.
(При работе с текстом ученики пользуются опорной схемой, освоенной на предыдущих уроках.)
Ирония Эпитет Сравнение | Деталь Символ Гипербола |
-Над чем иронизирует Андерсен?
-Над самодовольством, погоней зам модой, невежеством…
-Вспомним строки, описывающие пение соловья. Как назвал соловья сказочник, какие ключевые слова вы выделили?
-Замечательная птица, удивительная птица, крылатый певец, серебряное горлышко, с лавная птичка.
-А с чем сравнивает Андерсен пение соловья?
-Со звучанием серебряных колокольчиков.
-Какие художественные средства использует автор?
-Эпитеты, сравнения.
-Писатели неравнодушны к тому, о чем пишут, поэтому используют яркие образы, слова для передачи чувств, ощущений. Читая строки, мы чувствуем, почему всех так прельщает пение соловья.
-Ребята, какие вопросы вы предложили бы читателям сказки «Соловей»?
(Учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными заранее.)
Вот некоторые из них:
Как узнали во дворце о соловье?
Почему все вокруг стали восхищаться соловьем?
Случайно ли, что механический соловей сломался?
Когда император понял, что он был не прав?
Почему соловей отказался от награды императора?
«Соловей» - печальная сказка или смешная?
(В ходе беседы учащиеся приходят к мысли о том, что в сказке ставятся серьезные вопросы, важные и для человека.)
-Это сказка о судьбах искусства, о чувствах подлинных и изображенных, об искренности и фальши. (Это серьезная сказка, в ней есть и смешные и печальные моменты.)
-А каково настроение этой сцены?
(Звучит фрагмент сказки «Соловей» - встреча императора со смертью: «Слезы» - драгоценная награда для сердца певца».)
-Почему? Как вы понимаете эти строки?
-А какие еще постоянные детали, образы, ставшие символами, встречаются в сказке?
-Соловей, цветок и девочка.
-А как закончилась сказка? Вспомним последнюю фразу.
-Здравствуйте!
-Как вы понимаете такой финал?
-Как приглашение в новую жизнь… (Император раскаялся и понял свою ошибку. /Истинное искусство восторжествовало…)
-Да, так хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, недостатки; люди раскаются в своих заблуждениях.
-В чем смысл сказки?
(В ходе рассказа учащиеся подходят к мысли, что человеку нужнее искусство подлинное, живое общение, что искусство сильнее смерти: оно должно быть свободным.)
-А взрослым нужно читать сказки?
-Да, взрослым полезно перечитывать сказки, чтобы они не забывали, что тоже были детьми и чтобы обратить внимание на то, что жизнь удивительна.
-Я согласна с вами. И ведь недаром Андерсен говорил: «Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только детям, но и для взрослых».
V. Итог урока.
-Прошли годы, столетия, но дети и взрослые с таким увлечением читают сказки Андерсена, постигая его удивительный мир.
-Давайте напоследок заглянем в его комнату…что стоит на его рабочем столе?
-Свечи, чернильница с пером, розы в горшке, книги со сказками, Библия…
(Ученики перечисляют предметы и объясняют причину появления на столе именно этих предметов. Учитель обращает внимание учеников на сверток бумаги, перевязанный лентой. Что в нем? Учитель разворачивает лист, обнаруживает, что он пуст.)
-Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символическое приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, именно ваша удивительная история…
VI.Домашнее задание.
-Это будет вашим домашним заданием – написать сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах окружающих нас.
-Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы.