СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "Удивительный мир Андерсена"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе по теме «Удивительный мир Андерсена» учит постигать нравственные проблемы и эстетическую ценность сказок Андерсена, развивает навыки выразительного чтения, анализа художественного текста; воспитывает нравственные качества личности, приобщает к общечеловеческим духовным ценностям.

Ученики получат символическое приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, их удивительные истории…

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Удивительный мир Андерсена"»

Морозова И.Е.,

заместитель директора по воспитательной работе,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 22»

муниципального образования

городской округ Симферополь Республики Крым


Урок литературы в 5 классе по теме

«Удивительный мир Андерсена»


Тип урока: повторительно-обобщающий.

Модель: личностная.

Цель:

  1. учить постигать нравственные проблемы и эстетическую ценность сказок Андерсена;

  2. развивать навыки выразительного чтения, анализа художественного текста;

  3. воспитывать нравственные качества личности, приобщать к общечеловеческим духовным ценностям.


Оборудование: магнитофон, музыкальные записи, выставка рисунков, «модель» рабочего стола сказочника (свечи, чернильница с пером, книги – сказки, Библия, сверток чистой бумаги).


Эпиграф: «Я бродячий поэт... Мое единственное занятие – делать людям маленькие подарки и совершать легкомысленные поступки, лишь бы они радовали моих близких…» (Г. Х. Андерсен)


Ход урока


Звучит запись песни «Чудеса»

I.Постановка целей и задач.

-Ребята, а как вы думаете, что было бы на свете без волшебников?

-Мир изменился бы, не было бы чудес…(Волшебники дарят людям чудеса, радость…/Чудеса раскрывают жизнь, а без них она стала бы скучной, неинтересной…)

-Сказка – это чудо. А кто сочиняет чудо?

-Сказочника можно назвать волшебником…(Его волшебство в том, что он дарит людям радость, переносит в страну чудес…)

Звучит фрагмент песни «Чудеса»

-Итак, сегодня мы вновь встретимся с чудом – со сказкой. Мы перенесемся в удивительный мир Андерсена, чтобы ощутить его прелесть, неповторимость, вспомним наши любимые сказки писателя, перечитаем любимые строки…, заглянем в его творческую лабораторию

II.Работа над темой урока.

(Учитель обращает внимание ребят на литературный эпиграф, помещенный на доске)

-Как вы понимаете это признание сказочника?

-Андерсен писал сказки и дарил их людям…(Сказки писателя приносят людям радость, помогают увидеть удивительный мир. /Андерсен смотрел на мир по-своему, видел необычное, любил путешествовать…)

-Итак, представьте: ночь, у ворот останавливается запоздалый экипаж… Слышите? Шаги на лестнице… Это Андерсен. Вот он входит, зажигает свечи на столе (учитель зажигает свечи в подсвечнике), садится у ярко пылающего камина, мысли его уносят далеко-далеко… О чем думает писатель?

-Вспоминает свое детство. (В его голове проносится вся жизнь. /Задумывает новую сказку.)

(Учитель зачитывает строки из воспоминаний Андерсена: «Огонь трещит в печке, приходит моя муза, рассказывает множество сказок и историй, приводит ко мне героев из обыденной, окружающей нас среды. Она говорит мне: «Погляди на этих людей, ты их знаешь, нарисуй их, они должны жить».)

-Давайте вспомним детство, жизненный путь Андерсена… Что привело Андерсена в удивительный мир сказки?

-Он слышал сказки в детстве, запоминал их, записывал, а потом придумывал свои истории.. (В детстве он создал свой кукольный театр, придумывал песни, хотел стать автором…/Первые сказки он рассказал своему любимому коту.../
Часто Андерсен убегал от всех окружающих подальше, любовался природой, постигал окружающий мир…/Он любил путешествовать, знакомиться с людьми. Это помогало ему придумывать сказки, давало новые впечатления…)

-Почему Андерсен назвал себя «поэтом»? Какие черты свойственны поэту?

(Учащиеся отвечают на вопрос, используя в ответах опорную речевую схему)


Образ поэта

Воображение

Жизнерадостность

Удивление

Удивительный

Неожиданный

Таинственный

Фантазия

Наблюдательность

Задумчивость

Сказочный мир

Заманчивый

Увлекательный



-Писатель К. Паустовский был почему-то уверен, что Пушкин и Андерсен «…были закадычными друзьями – и, встречаясь, хлопали друг друга по плечу и смеялись…». Как вы к этому предположению относитесь?

-Это вполне могло быть, ведь все сказочники, наверное, чем-то похожи… (Пушкин и Андерсен могли бы обменяться историями… /И Пушкин и Андерсен узнали первые сказки в детстве от родных. Они записывали народные сказки, перерабатывали их… /Оба эти человека были настоящими поэтами. Они смотрели на мир необычно…)

-Что же объединяет сказочников и, вообще, писателей? Где истоки их творчества? Давайте обратимся к схеме, обозначим взаимосвязи…

(Учащиеся при помощи стрелки обозначают взаимосвязи)


Народная сказка----------------------------Андерсен


-Итак, воспоминания детства, события проносятся в голове у Андерсена. Сегодня он вернулся домой поздней ночью, очень устал, но счастлив, весь вечер наслаждался пением Пенни Линд, которую называли «Шведский соловей» и которую Андерсен безнадёжно любил. Как вы думаете, какую сказку нашёптывала муза писателю в эту ночь?

-Сказку «Соловей».

-С чего начинается сказка?

-С описания чудесного сада императора.

-Давайте перенесёмся туда…

Звучит запись музыки «Звуки природы» - пение птиц, шелест листвы, журчание ручья

III. Беседа по вопросам сказки «Соловей»:

-Какие чувства вызвала у вас сказка?

-Какова интонация сказки, меняется ли она? При ответе на этот вопрос воспользуйтесь «словариком настроений».

-Интонация грустная, ироничная, переменчивая, задумчивая, печальная, восторженная…

-Как автор относится к героям, к происходящему?

(Учитель обращает внимание детей на плакат, помогающий строить высказывания)

-Автор то иронизирует, то сочувствует…Герой то смешон и жалок, то беззащитен…

-Как мы понимаем отношение автора к происходящему, его точку зрения?

-Через художественные средства.

Звучит запись музыки «Звуки природы»

IV.Работа с текстом сказки.

-Давайте прочитайте строки, описывающие дворец и сад императора.

(Звучит выразительное чтение учащихся)

-С помощью каких средств автор передаёт свое отношение?

-Ирония, гипербола.

(При работе с текстом ученики пользуются опорной схемой, освоенной на предыдущих уроках.)


Ирония

Эпитет

Сравнение

Деталь

Символ

Гипербола


-Над чем иронизирует Андерсен?

-Над самодовольством, погоней зам модой, невежеством…

-Вспомним строки, описывающие пение соловья. Как назвал соловья сказочник, какие ключевые слова вы выделили?

-Замечательная птица, удивительная птица, крылатый певец, серебряное горлышко, с лавная птичка.

-А с чем сравнивает Андерсен пение соловья?

-Со звучанием серебряных колокольчиков.

-Какие художественные средства использует автор?

-Эпитеты, сравнения.

-Писатели неравнодушны к тому, о чем пишут, поэтому используют яркие образы, слова для передачи чувств, ощущений. Читая строки, мы чувствуем, почему всех так прельщает пение соловья.

-Ребята, какие вопросы вы предложили бы читателям сказки «Соловей»?

(Учащиеся обмениваются вопросами, подготовленными заранее.)

Вот некоторые из них:

  • Как узнали во дворце о соловье?

  • Почему все вокруг стали восхищаться соловьем?

  • Случайно ли, что механический соловей сломался?

  • Когда император понял, что он был не прав?

  • Почему соловей отказался от награды императора?

  • «Соловей» - печальная сказка или смешная?

(В ходе беседы учащиеся приходят к мысли о том, что в сказке ставятся серьезные вопросы, важные и для человека.)

-Это сказка о судьбах искусства, о чувствах подлинных и изображенных, об искренности и фальши. (Это серьезная сказка, в ней есть и смешные и печальные моменты.)

-А каково настроение этой сцены?

(Звучит фрагмент сказки «Соловей» - встреча императора со смертью: «Слезы» - драгоценная награда для сердца певца».)

-Почему? Как вы понимаете эти строки?

-А какие еще постоянные детали, образы, ставшие символами, встречаются в сказке?

-Соловей, цветок и девочка.

-А как закончилась сказка? Вспомним последнюю фразу.

-Здравствуйте!

-Как вы понимаете такой финал?

-Как приглашение в новую жизнь… (Император раскаялся и понял свою ошибку. /Истинное искусство восторжествовало…)

-Да, так хочется надеяться, что волшебная сила искусства исправит все пороки, недостатки; люди раскаются в своих заблуждениях.

-В чем смысл сказки?

(В ходе рассказа учащиеся подходят к мысли, что человеку нужнее искусство подлинное, живое общение, что искусство сильнее смерти: оно должно быть свободным.)

-А взрослым нужно читать сказки?

-Да, взрослым полезно перечитывать сказки, чтобы они не забывали, что тоже были детьми и чтобы обратить внимание на то, что жизнь удивительна.

-Я согласна с вами. И ведь недаром Андерсен говорил: «Я всегда имел в виду, что пишу сказки не только детям, но и для взрослых».

V. Итог урока.

-Прошли годы, столетия, но дети и взрослые с таким увлечением читают сказки Андерсена, постигая его удивительный мир.

-Давайте напоследок заглянем в его комнату…что стоит на его рабочем столе?

-Свечи, чернильница с пером, розы в горшке, книги со сказками, Библия…

(Ученики перечисляют предметы и объясняют причину появления на столе именно этих предметов. Учитель обращает внимание учеников на сверток бумаги, перевязанный лентой. Что в нем? Учитель разворачивает лист, обнаруживает, что он пуст.)

-Ребята, перед вами чистый лист бумаги. Это, наверное, символическое приглашение попробовать силы, получив урок у великого мастера. Кто знает, что появится на этом чистом листе бумаги? Может быть, именно ваша удивительная история…

VI.Домашнее задание.

-Это будет вашим домашним заданием – написать сказку в стиле Андерсена о «неодушевленных» предметах окружающих нас.

-Я задуваю свечи, великий сказочник покидает нас, но ненадолго, ведь его духом будут пронизаны ваши творческие работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!