Урок литературы в 12 класс по теме «Деревенская» проза 60-80-х годов.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока: учащиеся закрепляют сведения по теории литературы, знакомятся с жизнью и творчеством писателей-деревенщиков.
Задачи:
создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики «деревенской» прозы посредством её анализа;
развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;
формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);
воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству писателей –деревенщиков и читательский вкус к литературе; уважение к их ценностям.
Оснащение урока:
Тексты произведений В.Белова «Привычное дело», «Калуны» ,«Лад», Б. Можаева «Мужики и бабы», Ф.Абрамова «Две зимы и три лета, «Последний старик деревни», А.Солженицына «Матренин двор»,В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», ; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point).
Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:
- эвристическая беседа;
- «тонкие и толстые вопросы»;
- работа с ключевыми словами;
- групповая работа «совместный поиск»;
- прогнозирование.
Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов.
В процессе проведения урока обучающиеся получают знания:
- особенностей «деревенской» прозы;
-содержания изученных произведений;
обретут умения:
- анализировать эпизоды прозаического произведения;
- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;
- выявлять авторскую и читательскую позицию;
сформируют навыки:
- монологической устной речи обучающихся; - выразительного чтения.
Ход урока.
1. Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.
Вызов (актуализация опорных знаний, работа со словом)
Вступ.слово учителя.
Учитель обращает внимание на 1эпиграф урока «Я вырос в деревне. Она меня вскормила ,и рассказать о ней-моя обязанность» (Презентация Microsoft Power Point слайд 1)
В.Распутин.
-Как вы думаете ,о чем пойдет речь на нашем уроке?
2.Сообщение темы урока( Презентация Microsoft Power Point слайд 2)
Слово учителя.
Понятие деревенская проза появилось в начале 60-х годов .Это одно из плодотворных направлений в нашей отечественной литературе .Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» Владимира Солоухина, «Привычное дело», «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина,Евгения Носова,повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова ,романы Федора Абрамова и Бориса Можаева.В литературу пришли сыновья крестьян.
3. Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.
Вызов (расширение и углубление знаний)
Задание.
-Внимательно прочитайте высказывание С.Залыгина и подумайте,на какие вопросы мы должны сегодня ответить.
« Я чувствую корни своей нации именно там-в деревне, в пашне, в хлебе насущном. Видимо, наше поколение-последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад,из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока-кто же скажет?»
С.Залыгин «Интервью у самого себя»слайд 3
4.Осмысление содержания (погружение в проблему)
(1.О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х? Что особо дорого им? 2.Какие проблемы поднимали в своих произведениях?
3.Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящее изменение деревни?) (Презентация Microsoft Power Point слайд 4)
5. Организация работы по анализу художественного текста.
Осмысление содержания (посредством погружения в текст).
Работа в группах :
1 группа работает с фрагментами произведений В.Белова «Привычное дело»,Б. Можаева «Мужики и бабы», В.Белова «Лад» (О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х?Что особо дорого им?)
2 группа работает с фрагментами произведений Ф.Абрамова «Две зимы и три лета, А.Солженицына «Матренин двор»,В.Белов «Калуны» (Какие проблемы поднимали в своих произведениях?)
3 группа работает с фрагментами произведений В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», «Последний старик деревни» Ф.Абрамова. (Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящие изменения деревни?)
6.Ответ групп на ключевые вопросы урока строится в форме беседы. Вопросы задает учитель.
Вопросы (1 группа) О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х?Что особо дорого им?
-Что является для писателей самым сокровенным?
-Что писатель связывает с понятием «зов земли»?
-Что радует писателей и чем они восхищаются?
Вопросы (2 группа) Какие проблемы поднимали в своих произведениях?
Почему первоплановым героем «деревенской» прозы стал человек «трудолюбивой души»? Что тревожит , беспокоит его?
-Что особо беспокоило писателей-деревенщиков?
-Кто виновен в негативных изменениях деревни?
Вопросы (3 группа) Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящие изменения деревни?
-Каков мотив произведений В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», «Последний старик деревни» Ф.Абрамова?
-Почему «деревенская «проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончается сознанием великой утраты?
7. Рефлексия.
-Какие вопросы задают себе и нам ,читателям, герои Абрамова, Астафьева, Распутина ?
-Какие нравственные проблемы нашли отражение в «деревенской» прозе? Выразите свое отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт).
8. Подведение итогов урока.
9. Домашнее задание.