СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме «Деревенская» проза 60-80-х годов.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: учащиеся закрепляют сведения по теории литературы, знакомятся с жизнью и творчеством писателей-деревенщиков.

Задачи:

создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики «деревенской» прозы посредством её анализа;

развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;

формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству писателей –деревенщиков и читательский вкус к литературе; уважение к их ценностям. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по теме «Деревенская» проза 60-80-х годов.»

Урок литературы в 12 класс по теме «Деревенская» проза 60-80-х годов.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Цель урока: учащиеся закрепляют сведения по теории литературы, знакомятся с жизнью и творчеством писателей-деревенщиков.

Задачи:

создать условия, необходимые для оптимального усвоения знаний по теме урока, обнаружения особенностей проблематики «деревенской» прозы посредством её анализа;

развить умение обучающихся самостоятельной работы с художественным текстом, анализа прозаического произведения;

формировать образное и ассоциативное мышление обучающихся; стимулировать воссоздающее воображение; развивать эмоциональную сферу восприятия обучающимися художественного текста; совершенствовать коммуникативные навыки (монологическая устная речь обучающихся, выразительное чтение);

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к творчеству писателей –деревенщиков и читательский вкус к литературе; уважение к их ценностям.

Оснащение урока:

Тексты произведений В.Белова «Привычное дело», «Калуны» ,«Лад», Б. Можаева «Мужики и бабы», Ф.Абрамова «Две зимы и три лета, «Последний старик деревни», А.Солженицына «Матренин двор»,В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», ; мультимедийное сопровождение (презентация Microsoft Power Point).

Методические приемы: организация работы с прозаическим текстом посредством его анализа:

- эвристическая беседа;

- «тонкие и толстые вопросы»;

- работа с ключевыми словами;

- групповая работа «совместный поиск»;

- прогнозирование.

Методическая цель: формирование филологической и коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы по анализу разных видов художественных текстов.

В процессе проведения урока обучающиеся получают знания:

- особенностей «деревенской» прозы;

-содержания изученных произведений;

обретут умения:

- анализировать эпизоды прозаического произведения;

- раскрывать общечеловеческое содержание литературного произведения;

- выявлять авторскую и читательскую позицию;

сформируют навыки:

- монологической устной речи обучающихся; - выразительного чтения.



Ход урока.

1. Включение в со-деятельность. Определение цели и задач урока.

Вызов (актуализация опорных знаний, работа со словом)

Вступ.слово учителя.

Учитель обращает внимание на 1эпиграф урока «Я вырос в деревне. Она меня вскормила ,и рассказать о ней-моя обязанность» (Презентация Microsoft Power Point слайд 1)

В.Распутин.

-Как вы думаете ,о чем пойдет речь на нашем уроке?

2.Сообщение темы урока( Презентация Microsoft Power Point слайд 2)

Слово учителя.

Понятие деревенская проза появилось в начале 60-х годов .Это одно из плодотворных направлений в нашей отечественной литературе .Оно представлено многими самобытными произведениями: «Владимирские проселки» Владимира Солоухина, «Привычное дело», «Плотницкие рассказы» Василия Белова, «Матренин двор» Александра Солженицына, «Последний поклон» Виктора Астафьева, рассказы Василия Шукшина,Евгения Носова,повести Валентина Распутина и Владимира Тендрякова ,романы Федора Абрамова и Бориса Можаева.В литературу пришли сыновья крестьян.

3. Организация работы по подготовке восприятия художественного текста.

Вызов (расширение и углубление знаний)

Задание.

-Внимательно прочитайте высказывание С.Залыгина и подумайте,на какие вопросы мы должны сегодня ответить.

« Я чувствую корни своей нации именно там-в деревне, в пашне, в хлебе насущном. Видимо, наше поколение-последнее, которое своими глазами видело тот тысячелетний уклад,из которого мы вышли без малого все и каждый. Если мы не скажем о нем и его решительной переделке в течение короткого срока-кто же скажет?»

С.Залыгин «Интервью у самого себя»слайд 3

4.Осмысление содержания (погружение в проблему)

(1.О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х? Что особо дорого им? 2.Какие проблемы поднимали в своих произведениях?

3.Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящее изменение деревни?) (Презентация Microsoft Power Point слайд 4)

5. Организация работы по анализу художественного текста.

Осмысление содержания (посредством погружения в текст).

Работа в группах :

1 группа работает с фрагментами произведений В.Белова «Привычное дело»,Б. Можаева «Мужики и бабы», В.Белова «Лад» (О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х?Что особо дорого им?)

2 группа работает с фрагментами произведений Ф.Абрамова «Две зимы и три лета, А.Солженицына «Матренин двор»,В.Белов «Калуны» (Какие проблемы поднимали в своих произведениях?)

3 группа работает с фрагментами произведений В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», «Последний старик деревни» Ф.Абрамова. (Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящие изменения деревни?)

6.Ответ групп на ключевые вопросы урока строится в форме беседы. Вопросы задает учитель.

Вопросы (1 группа) О чем рассказывало поколение писателей –деревенщиков 60-80-х?Что особо дорого им?

-Что является для писателей самым сокровенным?

-Что писатель связывает с понятием «зов земли»?

-Что радует писателей и чем они восхищаются?

Вопросы (2 группа) Какие проблемы поднимали в своих произведениях?

Почему первоплановым героем «деревенской» прозы стал человек «трудолюбивой души»? Что тревожит , беспокоит его?

-Что особо беспокоило писателей-деревенщиков?

-Кто виновен в негативных изменениях деревни?

Вопросы (3 группа) Каково мнение писателей –деревенщиков на происходящие изменения деревни?

-Каков мотив произведений В.Астафьева «Последний поклон»,В.Распутина «Прощание с Матерой», «Последний старик деревни» Ф.Абрамова?

-Почему «деревенская «проза, начавшаяся с поэтизации детства и природы, кончается сознанием великой утраты?

7. Рефлексия.

-Какие вопросы задают себе и нам ,читателям, герои Абрамова, Астафьева, Распутина ?

-Какие нравственные проблемы нашли отражение в «деревенской» прозе? Выразите свое отношение (при ответе опирайтесь на свой жизненный опыт).

8. Подведение итогов урока.

9. Домашнее задание.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!