СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по теме "Адресаты любовной лирики С.Есенина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку литературы в 9,11 классах по теме «Адресаты любовной лирики С. Есенина». В представленном уроке-исследовании рассматривается любовная лирика разных лет поэта, с его жизненными переживаниями, судьбой. В центре внимания образы есенинских женщин, с которыми пытался связать свою судьбу поэт и которые оказали влияние на его поэтическое творчество. На данном уроке дети самостоятельно исследуют и изучают новый материал, знакомятся со стихами поэта, анализируют результат.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока»

Автор: Плютова Наталья Васильевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение: МКОУ «Тегульдетская СОШ» Томской области

Предмет – литература

Класс – 9,11 класс

Тема урока «Адресаты любовной лирики С. Есенина»

Цель: познакомить учащихся с поэтическими любовными посланиями С. Есенина и их адресатами.

Задачи:

Обучающая: показать динамику развития любовной темы в лирике С. Есенина, помочь учащимся увидеть своеобразие любовной лирики С. Есенина, которая характеризуется открытостью лирического героя, повествующего о своей нелегкой судьбе.

Развивающая: развивать активное, творческое, ассоциативное мышление; развивать навыки анализа поэтического текста; совершенствовать навыки выразительного чтения.

Воспитательная: пробудить интерес к произведениям русской литературы, стремление открывать глубину чувств лирического героя в поэзии.

Авторский медиаресурс:

Среда: программа для создания - текстовый редактор Microsoft Word

Вид медиаресурса: наглядная презентация учебного материала Microsoft PowerPoint

Структура медиаресурса – технологический сценарий занятия: покадровое представление медиапродукта (по щелчку) и последовательная взаимосвязь кадров. Медиаприложение: текст в редакторе Word.

План занятия.

Структурные элементы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.

Организационный момент. Стадия вызова.

Пробуждение познавательного интереса. Сообщение темы, цели, задач урока

Восприятие разъяснений учителя. Включение в творческий процесс.

2.

Изучение нового материала. Стадия погружения.

Демонстрация слайдов

Работа с таблицей, художественное чтение стихотворений подготовленными учениками

3.

Закрепление полученных знаний. Стадия осмысления.

Обобщение полученных новых знаний.


Делают вывод по таблице, желающие читают вслух.

4.

Стадия рефлексии

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой каждого учащегося.

Заполняют листы самооценки

Учитель листает своеобразный устный журнал (презентацию). После представления учащимся информации о каждой женщине, которые окружали Есенина, подготовленный ученик читает стихотворение, посвященное Музе или имеющее отношение к ней. (см. приложение 1). В течение урока учащиеся заполняют таблицу (см. приложение 2), которая наглядно поможет учащимся увидеть своеобразие любовной лирики С. Есенина, проследить глубину чувств лирического героя и понять, что в есенинских стихах звенит, радуется, тоскует, мечется, «ходит по мукам» сама русская душа. Она страдает, истязает себя, а затем находит очищение в исповеди. 



Самооценка. Каждый ученик заполняет и сдает учителю свой лист самооценки. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я внимательно слушал учителя – 1 2 3 4 5.

Я задавал вопросы – 1 2 3 4 5.

Я читал стихи – 1 2 3 4 5.

Я самостоятельно заполнил таблицу – 1 2 3 4 5.

Я получил новые знания – 1 2 3 4 5.

Мое настроение – 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше.



Список литературы и Интернет-ресурсов


  • http://esenin.niv.ru/esenin/people/avgusta-miklashevskaya.htm

  • history-ryazan.ru/node/6236 о з. райх

  • http://www.stihi.ru/2012/05/22/9973

  • http://dnevnik.bigmir.net/groups/article/46063

  • журнал "Западная Двина" № 2(15), 2010г., стр. 66-71

  • https://yandex.ru/images



Приложение 1

Анна Алексеевна Сардановская, (слайд 6)

* * *

За горами, за желтыми долами

Протянулась тропа деревень.

Вижу лес и вечернее полымя,

И обвитый крапивой плетень.


Там с утра над церковными главами

Голубеет небесный песок,

И звенит придорожными травами

От озер водяной ветерок.


Не за песни весны над равниною

Дорога мне зеленая ширь -

Полюбил я тоской журавлиною

На высокой горе монастырь.


Каждый вечер, как синь затуманится,

Как повиснет заря на мосту,

Ты идешь, моя бедная странница,

Поклониться любви и кресту.


Кроток дух монастырского жителя,

Жадно слушаешь ты ектенью,

Помолись перед ликом Спасителя

За погибшую душу мою.

1916

Мария Парменовна Бальзамова (слайд 7)

* * *

Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.


С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.


Зерна глаз твоих осыпались, завяли,

Имя тонкое растаяло, как звук,

Но остался в складках смятой шали

Запах меда от невинных рук.


В тихий час, когда заря на крыше,

Как котенок, моет лапкой рот,

Говор кроткий о тебе я слышу

Водяных поющих с ветром сот.


Пусть порой мне шепчет синий вечер,

Что была ты песня и мечта,

Всё ж, кто выдумал твой гибкий стан и плечи -

К светлой тайне приложил уста.


Не бродить, не мять в кустах багряных

Лебеды и не искать следа.

Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда.

1915-1916


Лидия Ивановна Кашина (слайд 8)


* * *

Не напрасно дули ветры,

Не напрасно шла гроза.

Кто-то тайный тихим светом

Напоил мои глаза.


С чьей-то ласковости вешней

Отгрустил я в синей мгле

О прекрасной, но нездешней,

Неразгаданной земле.


Не гнетет немая млечность

Не тревожит звездный страх.

Полюбил я мир и вечность

Как родительский очаг.


Все в них благостно и свято,

Все тревожное светло.

Плещет рдяный мак заката

На озерное стекло.


И невольно в море хлеба

Рвется образ с языка:

Отелившееся небо

Лижет красного телка.

1917


Анна Романовна Изряднова (слайд 9)

Гаснут красные крылья заката...


Гаснут красные крылья заката,

Тихо дремлют в тумане плетни.

Не тоскуй, моя белая хата,

Что опять мы одни и одни.


Чистит месяц в соломенной крыше

Обоймённые синью рога.

Не пошел я за ней и не вышел

Провожать за глухие стога.


Знаю, годы тревогу заглушат.

Эта боль, как и годы, пройдет.

И уста, и невинную душу

Для другого она бережет.


Не силен тот, кто радости просит,

Только гордые в силе живут.

А другой изомнет и забросит,

Как изъеденный сырью хомут.


Не с тоски я судьбы поджидаю,

Будет злобно крутить пороша.

И придет она к нашему краю

Обогреть своего малыша.


Снимет шубу и шали развяжет,

Примостится со мной у огня...

И спокойно и ласково скажет,

Что ребенок похож на меня.

1916


Зинаида Николаевна Райх (слайд 11)


Письмо к женщине

Вы помните,

Вы всё, конечно, помните,

Как я стоял,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

И что-то резкое

В лицо бросали мне.

Вы говорили:

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

А мой удел -

Катиться дальше, вниз.

Любимая!

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму -

Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу

Лица не увидать.


Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь -

Корабль в плачевном состояньи.

Земля - корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.


Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.


Тогда и я,

Под дикий шум,

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.


Тот трюм был -

Русским кабаком.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.


Любимая!

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Что не пойму,

Куда несет нас рок событий...


Теперь года прошли.

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

Сегодня я

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

И вот теперь

Я сообщить вам мчусь,

Каков я был,

И что со мною сталось!


Любимая!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,

Кем был тогда.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Простите мне...

Я знаю: вы не та -

Живете вы

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Живите так,

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

С приветствием,

Вас помнящий всегда

Знакомый ваш

Сергей Есенин.

Надежда Давыдовна Вольпин (слайд 14)



Шаганэ ты моя, Шаганэ!..

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.


Потому что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?


Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.


Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.


Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне...

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

1924


Галина Артуровна Бениславская (слайд 16)

* * *

Не криви улыбку, руки теребя,-

Я люблю другую, только не тебя.


Ты сама ведь знаешь, знаешь хорошо -

Не тебя я вижу, не к тебе пришел.


Проходил я мимо, сердцу все равно -

Просто захотелось заглянуть в окно.

4/5 октября 1925

Айседора Дункан (слайд 17)

* * *

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы пляшут твои вполукруг.
Захлебнуться бы в этом угаре,
Мой последний, единственный друг.

Не гляди на ее запястья
И с плечей ее льющийся шелк.
Я искал в этой женщине счастья,
А нечаянно гибель нашел.

Я не знал, что любовь — зараза,
Я не знал, что любовь — чума.
Подошла и прищуренным глазом
Хулигана свела с ума.

Пой, мой друг. Навевай мне снова
Нашу прежнюю буйную рань.
Пусть целует она другова,
Молодая, красивая дрянь.

Ах, постой. Я ее не ругаю.
Ах, постой. Я ее не кляну.
Дай тебе про себя я сыграю
Под басовую эту струну.


Шаганэ Нерсесовна Тальян (слайд 20)


* * *

Руки милой - пара лебедей -

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.


Пел и я когда-то далеко

И теперь пою про то же снова,

Потому и дышит глубоко

Нежностью пропитанное слово.


Если душу вылюбить до дна,

Сердце станет глыбой золотою.

Только тегеранская луна

Не согреет песни теплотою.


Я не знаю, как мне жизнь прожить:

Догореть ли в ласках милой Шаги

Иль под старость трепетно тужить

О прошедшей песенной отваге?


У всего своя походка есть:

Что приятно уху, что - для глаза.

Если перс слагает плохо песнь,

Значит, он вовек не из Шираза.


Про меня же и за эти песни

Говорите так среди людей:

Он бы пел нежнее и чудесней,

Да сгубила пара лебедей.

1925

Августа Леонидовна Миклашевская (слайд 21)

Заметался пожар голубой...

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.

Был я весь - как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Мне бы только смотреть на тебя,
Видеть глаз злато-карий омут,
И чтоб, прошлое не любя,
Ты уйти не смогла к другому.

Поступь нежная, легкий стан,
Если б знала ты сердцем упорным,
Как умеет любить хулиган,
Как умеет он быть покорным.

Я б навеки забыл кабаки
И стихи бы писать забросил.
Только б тонко касаться руки
И волос твоих цветом в осень.

Я б навеки пошел за тобой
Хоть в свои, хоть в чужие дали...
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить

1923

Софья Андреевна Толстая (слайд 22)

Какая ночь! Я не могу.

Не спится мне. Такая лунность.

Еще как будто берегу

В душе утраченную юность.


Подруга охладевших лет,

Не называй игру любовью,

Пусть лучше этот лунный свет

Ко мне струится к изголовью.


Пусть искаженные черты

Он обрисовывает смело,-

Ведь разлюбить не сможешь ты,

Как полюбить ты не сумела.


Любить лишь можно только раз,

Вот оттого ты мне чужая,

Что липы тщетно манят нас,

В сугробы ноги погружая.


Ведь знаю я и знаешь ты,

Что в этот отсвет лунный, синий

На этих липах не цветы -

На этих липах снег да иней.


Что отлюбили мы давно,

Ты не меня, а я - другую,

И нам обоим все равно

Играть в любовь недорогую.


Но все ж ласкай и обнимай

В лукавой страсти поцелуя,

Пусть сердцу вечно снится май

И та, что навсегда люблю я.

30 ноября 1925

Приложение 2

Название произведения

Дата написания

Адресаты

(кому посвящены)

Образ возлюбленной представлен

Чувства лирического героя
























































Вывод:










Приложение 3

Самооценка. Каждый ученик заполняет и сдает учителю свой лист самооценки. Каждую характеристику своей работы он должен оценить по пятибалльной шкале.

Я внимательно слушал учителя – 1 2 3 4 5.

Я задавал вопросы – 1 2 3 4 5.

Я читал стихи – 1 2 3 4 5.

Я самостоятельно заполнил таблицу – 1 2 3 4 5.

Я получил новые знания – 1 2 3 4 5.

Мое настроение – 1 2 3 4 5.

По результатам такой самооценки ученик может осознать, в каком направлении ему развиваться дальше.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!