СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы по повести А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация поможет познакомить обучающихся с произведением А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы по повести А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"»

«В прекрасном и яростном мире» Талант мастера в рассказе А.Платонова

«В прекрасном и яростном мире»

Талант мастера в рассказе А.Платонова

Цель: показать чувства автора, вложенные в изображение героев; выявить нравственный смысл произведения.

Цель:

показать чувства автора, вложенные в изображение героев; выявить нравственный смысл произведения.

План: 1. Тайна таланта мастера Мальцева («Он скучал от своего таланта, как от одиночества»). 2. Последняя поездка машиниста Мальцева («Дальше ты поведешь машину, я ослеп»). 3. Следствие по делу Мальцева («Мальцева отдали под суд»). 4. Неудачный эксперимент («Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?»). 5. Ученик спасает учителя («Ощущение машины было блаженством», «Ты видишь теперь весь свет!»).

План:

1. Тайна таланта мастера Мальцева («Он скучал от своего таланта, как от одиночества»).

2. Последняя поездка машиниста Мальцева («Дальше ты поведешь машину, я ослеп»).

3. Следствие по делу Мальцева («Мальцева отдали под суд»).

4. Неудачный эксперимент («Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?»).

5. Ученик спасает учителя («Ощущение машины было блаженством», «Ты видишь теперь весь свет!»).

Аналитическая беседа

Аналитическая беседа

Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева?

Как Платонов показывает талант машиниста Мальцева?

(Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста». В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей... привлекал взор Мальцева...» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»). В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).)

(Во-первых, автор прямо утверждает, что машинист талантлив: Мальцев был еще молод – ему было лет тридцать, «но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда», «Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним».

Во-вторых, Платонов показывает талант машиниста, приравнивая его к таланту «вдохновенного артиста».

В-третьих, талант просвечивает в деталях: автор пишет о глазах Мальцева: «как пустые», но тут же добавляет: «я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу, – даже воробей... привлекал взор Мальцева...» Обратим внимание на возвышенную лексику, которая способствует утверждению мысли автора о таланте героя («отважный», «вдохновенный», «властвующий», «взор»).

В-четвертых, доказательством таланта Мальцева служит и последний эпизод первой главы: (читаем от слов: «И правда, мы не могли понять его умения»).)

Как вы понимаете эти слова? “ Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...”

Как вы понимаете эти слова?

“ Глаза Александра Васильевича глядели отвлечённо, как пустые, но я знал, что он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся ему навстречу, – даже воробей привлекал взор Мальцева, и он поворачивал на мгновенье голову за воробьём...”

профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.

профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство, словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него.

Каково авторское отношение к труду машинистов?

Каково авторское отношение к труду машинистов?

(Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость... – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Для рассказчика дело машиниста, паровозы вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.)

(Рассказчик любуется паровозом как произведением искусства, машина, вызывает «чувство воодушевления», «особую растроганную радость... – столь же прекрасную, как в детстве при первом чтении стихов Пушкина». Для рассказчика дело машиниста, паровозы вызывают восторг. Но при этом рассказчик только любуется машинами, талант же принадлежит избранному – Мальцеву.)

Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним?

Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверял помощникам, был равнодушен к ним?

«Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта...».

«Он чувствовал свое превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта...».

Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?

Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?

Каждый решает для себя сам

Каждый решает для себя сам

Что значит выражение «скучал от своего таланта»?

Что значит выражение «скучал от своего таланта»?

Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.

Машинист Мальцев чувствовал, что лучше него никто не водит поезда, что больше него никто не любит паровозы. Поэтому он был одинок – ведь никто не мог понять его таланта, не мог разделить с ним радости единения с машиной, «ему было грустно с нами», «скучал от своего таланта» – то есть чувствовал свою избранность, невозможность найти себе равного.

 Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля?

Каким мы видим Мальцева в роковой день 5 июля?

(Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».)
  • (Мальцева увлекало зрелище грозы вдалеке. «Он понимал, что работа и мощность нашей машины могли идти в сравнение с работой грозы, и, может быть, гордился этой мыслью». Мальцев изображен могущественным, подобным какому-то языческому божеству: «Глаза его, привыкшие к дыму, огню и пространству, блестели сейчас воодушевлением». Воодушевление Мальцева разделяет и рассказчик: «Мы бешено мчались к той дальней земле, спеша на ее защиту».)
 Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?

Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.

Молния, поразившая Мальцева, кажется ударом высших сил, дерзкий вызов которым бросил машинист. Это борьба равных, но Мальцев в результате ослеп. Он вел поезд «на автомате», чувствуя, но не видя окружающее. Тем самым Мальцев допустил целый ряд нарушений: прошел мимо желтого светофора, красного, сигналов путевых обходчиков, из-за него взорвались петарды. Костя догадался, что Мальцев ослеп от близкого разряда молнии.

 Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?

Подумайте, случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?

«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня  я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”

«…я был ожесточён против роковых сил, случайно и равнодушно уничтожающих человека: я почувствовал тайный, неуловимый расчёт этих сил – в том, что они губили именно Мальцева, а, скажем, не меня я видел, что происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”

Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева?

Когда и при каких обстоятельствах мы узнаем имя помощника Мальцева?

Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда в критический момент понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.

Когда Мальцев называет его по имени, просит вести паровоз. Когда в критический момент понимает, что ослеп, что стал обычным, смертным человеком. Когда нужны становятся человеческое понимание и участие.

Как автор изображает следователя?

Как автор изображает следователя?

Следователь изображен недоверчивым, равнодушным человеком. Он не верит ни Мальцеву, ни его помощнику: «Он... заскучал от меня, как от глупца».

Следователь изображен недоверчивым, равнодушным человеком. Он не верит ни Мальцеву, ни его помощнику: «Он... заскучал от меня, как от глупца».

Как ведёт себя Мальцев во время следствия?

Как ведёт себя Мальцев во время следствия?

он почти не защищается Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват”

он почти не защищается Приговор встречает смиренно, хотя в конфиденциальной беседе с помощником и утверждает, что “прав, а не виноват”

Как анализируют случившееся Костя и Мальцев?

Как анализируют случившееся Костя и Мальцев?

Мальцев видел мир в своем воображении. Следователю же нужны факты. Формально следователь прав. И Костя, и сам Мальцев соглашаются с этим. Поэтому закономерным является заключение Мальцева в тюрьму.

Мальцев видел мир в своем воображении. Следователю же нужны факты. Формально следователь прав. И Костя, и сам Мальцев соглашаются с этим. Поэтому закономерным является заключение Мальцева в тюрьму.

 Если все законно, почему Костя не успокаивается, думает о происшествии с Мальцевым?

Если все законно, почему Костя не успокаивается, думает о происшествии с Мальцевым?

Костя оказался неравнодушным человеком: он пытался помочь своему учителю-машинисту, защищал Мальцева перед следователем, сам расследовал причины происшествия, нашел способ доказать невиновность обвиняемого .

Костя оказался неравнодушным человеком: он пытался помочь своему учителю-машинисту, защищал Мальцева перед следователем, сам расследовал причины происшествия, нашел способ доказать невиновность обвиняемого .

Как вы считаете, прав ли следователь, обвинивший Костю в том, что он «дал плохой совет»?

Как вы считаете, прав ли следователь, обвинивший Костю в том, что он «дал плохой совет»?

 (Возможна дискуссия: «что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?» Следователь чувствует свою вину в слепоте Мальцева: «Это слишком дорогая цена».)
  • (Возможна дискуссия: «что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?» Следователь чувствует свою вину в слепоте Мальцева: «Это слишком дорогая цена».)
 Как расстаются Костя и следователь?

Как расстаются Костя и следователь?

Костя успокаивает следователя: «Тут действовали факты внутри человека, а вы искали их только снаружи. Но вы сумели понять свой недостаток и поступили с Мальцевым как человек благородный. Я вас уважаю». На это следователь отвечает: «Я вас тоже». Взаимное уважение возникает у людей, не побоявшихся взять на себя ответственность за свои и даже чужие поступки. Оба рисковали ради истины, ради человека, и готовы нести ответственность за последствия этого риска.

Костя успокаивает следователя: «Тут действовали факты внутри человека, а вы искали их только снаружи. Но вы сумели понять свой недостаток и поступили с Мальцевым как человек благородный. Я вас уважаю». На это следователь отвечает: «Я вас тоже». Взаимное уважение возникает у людей, не побоявшихся взять на себя ответственность за свои и даже чужие поступки. Оба рисковали ради истины, ради человека, и готовы нести ответственность за последствия этого риска.

Почему Мальцев отталкивает Костю, не принимает его сочувствия?

Почему Мальцев отталкивает Костю, не принимает его сочувствия?

Ему не нужна жалость. Он «осунулся и постарел», хотя ему только около тридцати лет и «жил он в достатке». Он худел «от постоянного горя», и никто ему в его горе помочь не мог. Он лишился смысла жизни.

Ему не нужна жалость. Он «осунулся и постарел», хотя ему только около тридцати лет и «жил он в достатке». Он худел «от постоянного горя», и никто ему в его горе помочь не мог. Он лишился смысла жизни.

Зачем Костя взял Мальцева на паровоз?

Зачем Костя взял Мальцева на паровоз?

Костя видел, что «происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Он «решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – ...чувствовал свою особенность человека... пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать».

Костя видел, что «происходят факты, доказывающие существование враждебных, для человеческой жизни гибельных обстоятельств, и эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей». Он «решил не сдаваться, потому что чувствовал в себе нечто такое, чего не могло быть во внешних силах природы и в нашей судьбе, – ...чувствовал свою особенность человека... пришел в ожесточение и решил воспротивиться, сам еще не зная, как это нужно сделать».

Как передает автор ощущения Мальцева, когда он снова оказался на паровозе?

Как передает автор ощущения Мальцева, когда он снова оказался на паровозе?

«Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».

«Он сосредоточился, забыл свое горе слепца, и кроткая радость осветила изможденное лицо этого человека, для которого ощущение машины было блаженством».

Что помогло Мальцеву снова прозреть?

Что помогло Мальцеву снова прозреть?

Волнение, которое он испытал при возвращении к делу своей жизни. Волнение, которое передалось Косте: «Я промолчал, волнуясь всем сердцем»

Волнение, которое он испытал при возвращении к делу своей жизни. Волнение, которое передалось Косте: «Я промолчал, волнуясь всем сердцем»

Какой смысл вложен в слова Кости: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!»?

Какой смысл вложен в слова Кости: «Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты теперь видишь весь свет!»?

Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Он прозрел и потому, что поверил в дружескую поддержку, в неравнодушие человека. Это прозрение «внутреннее» – обретение веры. Всегда спокойный, суровый Мальцев заплакал, Костя в ответ поцеловал его. И хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо. Так проявился у Кости талант человека. Эта его особенность внушила Косте уверенность в возможностях своих и своего учителя. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева «как родного сына», хотя сам сначала чувствовал себя младшим и по возрасту, и по способностям.

Мальцев видит мир новыми, прозревшими глазами. Он прозрел и потому, что поверил в дружескую поддержку, в неравнодушие человека. Это прозрение «внутреннее» – обретение веры. Всегда спокойный, суровый Мальцев заплакал, Костя в ответ поцеловал его. И хотя Костя «не был другом Мальцева», но желание «защитить его от горя судьбы» совершило чудо. Так проявился у Кости талант человека. Эта его особенность внушила Косте уверенность в возможностях своих и своего учителя. Благодаря таланту человека, Костя чувствует Мальцева «как родного сына», хотя сам сначала чувствовал себя младшим и по возрасту, и по способностям.

«Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова?

«Надо относиться к людям по-отцовски». Как вы понимаете эти слова А. П. Платонова?

Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости

Сам автор чувствует любовь к людям, ответственность за них, и это «отцовское» чувство выразил в образе Кости

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

Написать сочинение-миниатюру

на одну из тем:

«Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?» «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте) (на литературном материале и по жизненным впечатлениям); «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе»
  • «Как вы понимаете смысл названия рассказа “В прекрасном и яростном мире”?»
  • «Быть человеком – значит быть борцом» (И.-В. Гёте)

(на литературном материале и по жизненным впечатлениям);

  • «Тема нравственной слепоты и духовного прозрения в рассказе»
Предполагаемый ответ Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.

Предполагаемый ответ

Мир прекрасен, потому что несет радость творчества, радость ощущений, красоту природы. Яростен, потому что враждебен человеку, не допускает власти человека над собой, сокрушает «избранных, возвышенных людей». Против Мальцева были и гроза, и его беспомощность слепца, и равнодушие людей. Но «яростный» мир дает возможность человеку проявить себя, утвердить свою силу в борьбе, почувствовать радость преодоления. Только так можно понять и красоту мира.

Писатель В. Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к Платонову и его героям?

Писатель В. Лидин пишет о Платонове: «Андрей Платонов глубоко проник мне в душу каким-то своим сердечным, необычайно нежным и мудрым отношением к людям, которые стали героями его рассказов…» Каково ваше отношение к Платонову и его героям?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!