Тема: Эволюция прозы писателя: от Чехонте к А.Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч») Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ вв. и на языке других искусств.
Цель урока: Изучение особенностей творчества и жанрового своеобразия сатирических произведений А.П.Чехова.
Задачи:
Работая с текстом учебника, выяснить особенности произведений Чехова разных периодов его творчества; рассмотреть тематику и жанровое своеобразие сатирических произведений, широту образов, показанных автором в его произведениях; Развивать аналитические навыки, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом; Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере личности писателя, воспитанию активной жизненной позиции.
Оборудование: рабочие листы учащихся, электронная презентация к уроку, листы самооценки учащихся, раздаточный материал для проверки биографии писателя и для групповой работы
Ход урока.
Оргмомент.
Эпиграф к уроку
«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались.»
А. П. Чехов – А. Н. Плещееву. 1888
Проверка домашнего задания.
«Восстанови текст» по биографии писателя:
1. «1860» 4+1 гимназия разорение «Заика» 1877 медицина «Сказки Мельпомены» болезнь «Новое время» - «Пёстрые рассказы» - А.Чехонте (А.Чехов) Сахалин 10000 заграница Мелихово Ясная Поляна клиника Московский Художественный театр О.Л.Книппер 1900 тайное венчание 1904
Тест по творчеству Чехова с самопроверкой
Работа по новому материалу: «От Чехонте к А.Чехову». (с использованием электронной презентации)
Детство .- «В детстве у меня не было детства». Таганрог.- «Таганрогская гимназия - враг свободы.» Медицинский факультет. – «А.Чехов как-то писал Суворину: "Медицина - моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, ночую у другой".» Псевдонимы Чехова. – «Известно свыше 50 чеховских псевдонимов.» Переход в область серьёза.
Работа по группам с текстами произведений:
1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.
2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.
3 группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
Выводы по своеобразию творчества Чехова. Основные темы и образы. Д/ з – чтение пьесы «Вишнёвый сад» Обратная связь:
«Моё святая святых – это .................................................................................» (чеховские ценности) Ценности сегодняшнего урока ................................................................................................
Задания для групп:
1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.
В чём проявлялась «футлярность» главного героя рассказа «Человек в футляре»? Как тема «футлярности» проявляется в композиции рассказа (приём обрамления) ? Что стало причиной смерти Беликова? Составьте «идеальный циркуляр» для чиновника по образцу :
Чиновник, помни:
Несущий государеву службу чиновник на службу должен являться _______________ ___________________________________________________________________________
Также он должен соблюдать особые правила:
Внешний вид его должен_____________________________________________________
Речь и поведение:___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Во избежание неприятностей и «как бы чего не случилось», чиновнику, находящемуся на государевой службе, строго запрещается:
А) _________________________________________________________________________
В) _________________________________________________________________________
С) _________________________________________________________________________
Е) __________________________________________________________________________
2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.
Расскажите о главной мечте жизни мечта Николая Иваныча Чимши-Гималайского. В чём несостоятельность этой мечты? Дайте портретную характеристику главного героя. В чём проявляется сатира автора при описании такого «положительного», гостеприимного хозяина усадьбы. В чём трагизм жизни Николая Иваныча Чимши-Гималайского?
группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
Проанализируйте поведение, речь, отношение к людям Дмитрия Старцева в течение произведения:
по приезде в С.
через год
в конце рассказа
Внешний вид
Речь Старцева, его манеры, поведение
Отношение к работе
Интересы, занятия
Обращение с посетителями
Отношение к Туркиным:
а) к лакею;
б) к отцу семейства;
в) к матери Катерины Ивановны;
г) к Катерине Ивановне
Просмотр содержимого документа
«урок литературы "От Чехонте к А.П.Чехову"»
Урок № 38
Тема: Эволюция прозы писателя: от Чехонте к А.Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч») Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ вв. и на языке других искусств.
Цель урока: Изучение особенностей творчества и жанрового своеобразия сатирических произведений А.П.Чехова.
Задачи:
Работая с текстом учебника, выяснить особенности произведений Чехова разных периодов его творчества; рассмотреть тематику и жанровое своеобразие сатирических произведений, широту образов, показанных автором в его произведениях;
Развивать аналитические навыки, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом;
Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере личности писателя, воспитанию активной жизненной позиции.
Оборудование: рабочие листы учащихся, электронная презентация к уроку
Ход урока.
Оргмомент.
Эпиграф к уроку
«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались.»
А. П. Чехов – А. Н. Плещееву. 1888
Проверка домашнего задания.
«Восстанови текст» по биографии писателя:
1. «1860» 4+1 гимназия разорение «Заика» 1877 медицина «Сказки Мельпомены» болезнь «Новое время» - «Пёстрые рассказы» - А.Чехонте (А.Чехов) Сахалин 10000 заграница Мелихово Ясная Поляна клиника Московский Художественный театр О.Л.Книппер 1900 тайное венчание 1904
Тест по творчеству Чехова с самопроверкой
Работа по новому материалу: «От Чехонте к А.Чехову». (с использованием электронной презентации)
Детство .- «В детстве у меня не было детства».
Таганрог.- «Таганрогская гимназия - враг свободы.»
Медицинский факультет. – «А.Чехов как-то писал Суворину: "Медицина - моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, ночую у другой".»
Псевдонимы Чехова. – «Известно свыше 50 чеховских псевдонимов.»
Переход в область серьёза.
Работа по группам с текстами произведений:
1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.
2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.
3 группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
Выводы по своеобразию творчества Чехова.
Основные темы и образы.
Д/ з – чтение пьесы «Вишнёвый сад»
Обратная связь:
«Моё святая святых – это .................................................................................» (чеховские ценности)
Ценности сегодняшнего урока ................................................................................................
Задания для групп:
1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.
В чём проявлялась «футлярность» главного героя рассказа «Человек в футляре»? Как тема «футлярности» проявляется в композиции рассказа (приём обрамления) ?
Что стало причиной смерти Беликова?
Составьте «идеальный циркуляр» для чиновника по образцу :
Чиновник, помни:
Несущий государеву службу чиновник на службу должен являться _______________ ___________________________________________________________________________
Также он должен соблюдать особые правила:
Внешний вид его должен_____________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Речь и поведение:___________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Во избежание неприятностей и «как бы чего не случилось», чиновнику, находящемуся на государевой службе, строго запрещается:
А) _________________________________________________________________________
В) _________________________________________________________________________
С) _________________________________________________________________________
Д)__________________________________________________________________________
Е) __________________________________________________________________________
2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.
Расскажите о главной мечте жизни мечта Николая Иваныча Чимши-Гималайского. В чём несостоятельность этой мечты?
Дайте портретную характеристику главного героя. В чём проявляется сатира автора при описании такого «положительного», гостеприимного хозяина усадьбы. В чём трагизм жизни Николая Иваныча Чимши-Гималайского?
группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя
Проанализируйте поведение, речь, отношение к людям Дмитрия Старцева в течение произведения:
| по приезде в С. | через год | в конце рассказа |
Внешний вид | | | |
Речь Старцева, его манеры, поведение | | | |
Отношение к работе | | | |
Интересы, занятия | | | |
Обращение с посетителями | | | |
Отношение к Туркиным: а) к лакею; б) к отцу семейства; в) к матери Катерины Ивановны; г) к Катерине Ивановне | | | |
| | |
| | |
| | |