СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы "От Чехонте к А.П.Чехову"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Эволюция прозы писателя: от Чехонте к  А.Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных  ценностей в творчестве писателя («Ионыч») Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ вв. и на языке других искусств.

Цель урока: Изучение особенностей творчества  и жанрового  своеобразия  сатирических произведений А.П.Чехова.

Задачи:

Работая  с текстом учебника, выяснить особенности  произведений Чехова разных периодов его творчества; рассмотреть тематику  и жанровое своеобразие сатирических произведений, широту образов, показанных автором в его произведениях; Развивать аналитические навыки, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом; Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере личности писателя, воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: рабочие листы учащихся, электронная презентация к уроку, листы самооценки учащихся, раздаточный материал для проверки биографии писателя и для групповой работы

Ход урока.

Оргмомент.

Эпиграф к уроку

 «Моё святая святых – это   человеческое тело, здоровье,  ум, талант,  вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались.»

А. П. Чехов – А. Н. Плещееву. 1888

Проверка домашнего задания.

«Восстанови текст» по биографии  писателя:

1. «1860»  4+1   гимназия   разорение   «Заика»   1877   медицина   «Сказки Мельпомены»   болезнь   «Новое время» - «Пёстрые рассказы» - А.Чехонте (А.Чехов)  Сахалин   10000 заграница   Мелихово   Ясная Поляна     клиника    Московский Художественный театр  О.Л.Книппер   1900   тайное венчание   1904

Тест по творчеству Чехова с самопроверкой

Работа по новому материалу: «От Чехонте к  А.Чехову». (с использованием электронной презентации)

Детство .- «В детстве у меня не было детства». Таганрог.- «Таганрогская гимназия  - враг свободы.» Медицинский факультет. – «А.Чехов  как-то писал Суворину: "Медицина - моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, ночую у другой".» Псевдонимы Чехова. – «Известно свыше 50 чеховских псевдонимов.» Переход в область серьёза.

Работа по группам с текстами произведений:

1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.

2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.

                     3 группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных  ценностей в творчестве писателя

Выводы по своеобразию творчества Чехова. Основные темы и образы. Д/ з – чтение  пьесы «Вишнёвый сад» Обратная связь:

 «Моё святая святых – это   .................................................................................» (чеховские ценности) Ценности сегодняшнего урока ................................................................................................

 

 

Задания для групп:

1 группа - «Человек в футляре»:  русская  интеллигенция  в  изображении  Чехова.

 

В чём проявлялась «футлярность» главного героя рассказа «Человек в футляре»?  Как  тема «футлярности» проявляется в композиции рассказа (приём обрамления) ? Что стало причиной смерти Беликова? Составьте «идеальный циркуляр» для чиновника по образцу :

Чиновник, помни:

     Несущий государеву службу чиновник  на службу должен являться _______________  ___________________________________________________________________________

    Также он должен соблюдать особые правила:

Внешний вид его должен_____________________________________________________

Речь и поведение:___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Во избежание неприятностей и «как бы чего не случилось»,  чиновнику, находящемуся на государевой  службе, строго запрещается:

А) _________________________________________________________________________

В) _________________________________________________________________________

С) _________________________________________________________________________

Е) __________________________________________________________________________

 

 

 

2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.

 

Расскажите о главной мечте жизни мечта Николая Иваныча Чимши-Гималайского. В чём несостоятельность этой мечты? Дайте портретную характеристику главного героя. В чём проявляется сатира  автора при описании такого «положительного», гостеприимного  хозяина усадьбы. В чём трагизм жизни Николая Иваныча Чимши-Гималайского?

 

группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных  ценностей в творчестве писателя

 

Проанализируйте поведение, речь, отношение к людям Дмитрия Старцева в течение произведения:

 

 

 

 

по приезде в С.

через год

в конце рассказа

Внешний вид

 

 

 

 

 

 

Речь Старцева, его манеры, поведение

 

 

 

Отношение к работе

 

 

 

 

 

 

Интересы, занятия

 

 

 

 

 

Обращение с посетителями

 

 

 

 

 

 

Отношение к Туркиным:

а) к лакею;

 

 

б) к отцу семейства;

 

 

 

в) к матери Катерины Ивановны;

 

 

г) к Катерине Ивановне

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«урок литературы "От Чехонте к А.П.Чехову"»

Урок № 38

Тема: Эволюция прозы писателя: от Чехонте к А.Чехову. Жанровое своеобразие. Основные темы и образы. Русская интеллигенция в изображении Чехова. Трагизм обыденной жизни. Проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя («Ионыч») Проблема нравственной ответственности. Сюжетное мастерство писателя. Его проза в оценках писателей, критиков, литературоведов XIX и ХХ вв. и на языке других искусств.

Цель урока: Изучение особенностей творчества и жанрового своеобразия сатирических произведений А.П.Чехова.

Задачи:

  1. Работая с текстом учебника, выяснить особенности произведений Чехова разных периодов его творчества; рассмотреть тематику и жанровое своеобразие сатирических произведений, широту образов, показанных автором в его произведениях;

  2. Развивать аналитические навыки, монологическую речь учащихся, навыки самостоятельной работы с литературоведческим материалом;

  3. Способствовать воспитанию высоких нравственных качеств личности на примере личности писателя, воспитанию активной жизненной позиции.

Оборудование: рабочие листы учащихся, электронная презентация к уроку

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Эпиграф к уроку

«Моё святая святых – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние ни выражались.»

А. П. Чехов – А. Н. Плещееву. 1888

  1. Проверка домашнего задания.

  1. «Восстанови текст» по биографии писателя:

1. «1860» 4+1 гимназия разорение «Заика» 1877 медицина «Сказки Мельпомены» болезнь «Новое время» - «Пёстрые рассказы» - А.Чехонте (А.Чехов) Сахалин 10000 заграница Мелихово Ясная Поляна клиника Московский Художественный театр О.Л.Книппер 1900 тайное венчание 1904

  1. Тест по творчеству Чехова с самопроверкой

  1. Работа по новому материалу: «От Чехонте к А.Чехову». (с использованием электронной презентации)

  1. Детство .- «В детстве у меня не было детства».

  2. Таганрог.- «Таганрогская гимназия - враг свободы.»

  3. Медицинский факультет. – «А.Чехов как-то писал Суворину: "Медицина - моя законная жена, а литература – любовница. Когда надоест одна, ночую у другой".»

  4. Псевдонимы Чехова. – «Известно свыше 50 чеховских псевдонимов.»

  5. Переход в область серьёза.

  1. Работа по группам с текстами произведений:

1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.

2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.

3 группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя

  1. Выводы по своеобразию творчества Чехова.

  2. Основные темы и образы.

  3. Д/ з – чтение пьесы «Вишнёвый сад»

  4. Обратная связь:

  1. «Моё святая святых – это .................................................................................» (чеховские ценности)

  2. Ценности сегодняшнего урока ................................................................................................





Задания для групп:

1 группа - «Человек в футляре»: русская интеллигенция в изображении Чехова.



  1. В чём проявлялась «футлярность» главного героя рассказа «Человек в футляре»? Как тема «футлярности» проявляется в композиции рассказа (приём обрамления) ?

  2. Что стало причиной смерти Беликова?

  3. Составьте «идеальный циркуляр» для чиновника по образцу :

Чиновник, помни:

Несущий государеву службу чиновник на службу должен являться _______________ ___________________________________________________________________________

Также он должен соблюдать особые правила:

Внешний вид его должен_____________________________________________________

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Речь и поведение:___________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Во избежание неприятностей и «как бы чего не случилось», чиновнику, находящемуся на государевой службе, строго запрещается:

А) _________________________________________________________________________

В) _________________________________________________________________________

С) _________________________________________________________________________

Д)__________________________________________________________________________

Е) __________________________________________________________________________







2 группа – «Крыжовник»: трагизм обыденной жизни.



  1. Расскажите о главной мечте жизни мечта Николая Иваныча Чимши-Гималайского. В чём несостоятельность этой мечты?

  2. Дайте портретную характеристику главного героя. В чём проявляется сатира автора при описании такого «положительного», гостеприимного хозяина усадьбы. В чём трагизм жизни Николая Иваныча Чимши-Гималайского?



  1. группа – «Ионыч»: проблема истинных и ложных ценностей в творчестве писателя



  1. Проанализируйте поведение, речь, отношение к людям Дмитрия Старцева в течение произведения:








по приезде в С.

через год

в конце рассказа

Внешний вид







Речь Старцева, его манеры, поведение




Отношение к работе







Интересы, занятия






Обращение с посетителями







Отношение к Туркиным:

а) к лакею;



б) к отцу семейства;




в) к матери Катерины Ивановны;



г) к Катерине Ивановне





































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!