СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы. 11 класс. Тема: Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научиться определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики; развивать умение  посредством анализа стихотворений определять их тематику и проблематику; воспитывать эстетику восприятия поэтического слова.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы. 11 класс. Тема: Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой.»

Урок литературы. 11 класс.

Тема: Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой.

Цель: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научиться определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики; развивать умение посредством анализа стихотворений определять их тематику и проблематику; воспитывать эстетику восприятия поэтического слова.

Используемые технологии: технология критического мышления.

Методические приёмы: маркировочная таблица, приём «Инсерт», упражнение «Синквейн».

Оборудование: презентация, портреты А.Ахматовой, карточки со стихотворениями А.Ахматовой, песня на слова А.Ахматовой «Бессонница».

Тип урока: урок усвоения новых знаний.



Ход урока

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. Эпиграф урока.

Нечеловечески-мила

Её дремота.

От ангела и от орла

В ней было что-то.

М.Цветаева.

Вопрос: Почему такое странное соединение хрупкости и властности? (Объясняется сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников).

Как черный ангел на снегу

Ты показалась мне сегодня,

И утаить я не могу –

Есть на тебе печать Господня, –

О.Мандельштам.

Вопрос: Какие чувства испытывает лирический герой О.Мандельштама? (Потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову).

III. Актуализация знаний.

1. Построение в тетрадях маркировочной таблицы (работа в парах).


«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»



IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Просмотр презентации.

В  автобиографии  1965  года  –  «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни (комментарии к презентации).

  • Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.

  • «Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:

Ворон криком прославил

Этот призрачный мир…

А на розвальнях правил

Великан-кирасир.

  • Отрочество и юность Ахматовой – это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.

  • Среди  отмеченных  Ахматовой  в  автобиографии событий жизни – учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.

  • И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.

  • Помните?  1911 год.  В  «башне»-квартире  Вячеслава  Иванова – очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение – редкость.

  • Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.

  • Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:

И для кого эти бледные губы

Станут смертельной отравой?

Негр за спиною, надменный и грубый,

Смотрит лукавою.

  • Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?

  • А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.

  • Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с правой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

Я обманут моей унылой,

Переменчивой «злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой…»

Это песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

  • На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.

  • Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту.Потом  встает,  подходит  к  Ахматовой,целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе». Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.

  • 27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче». Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.

Он любил три вещи на свете

За вечерней пенье, белых павлинов

И стертые карты Америки.

Не любил, когда плачут дети,

Не любил чая с малиной

И женской истерики

…А я была его женой.

  • С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент. В 1944 году она вернулась в Ленинград.

  • «Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил  меня,  что  я  описала  эту  мою  с  ним  встречу  в  прозе.  Тогда  же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.»

  • В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводов.

  • О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях. Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета. Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.

  • «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.»

  • Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.

V. Первичная проверка понимания.

1. Работа со статьёй учебника об Анне Ахматовой.

Прием «Инсерт»

Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:

«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.

VI. Первичное закрепление.

1. Работа в группах.

Развитие навыка анализа лирического произведения.

Задание следующее: попробуйте найти в этих стихотворениях 2 общие особенности, характерные черты лирики. (3 мин).

- Пусть каждая группа назовет одну особенность лирики А.Ахматовой, ту, которую смогли определить.

I группа.

Где-то кошки жалобно мяукают, Забудут? - вот чем удивили!

Звук шагов я издали ловлю... Меня забывали сто раз,

Хорошо твои слова баюкают: Сто раз я лежала в могиле,

Третий месяц я от них не сплю. Где, может быть, я и сейчас.


II группа.

Ты опять, опять со мной, бессонница! А Муза и глохла и слепла,

Неподвижный лик твой узнаю. В земле истлевала зерном,

Что, красавица, что, беззаконница, Чтоб после, как Феникс из пепла,

Разве плохо я тебе пою? В эфире восстать голубом.

1957

III группа.

Окна тканью белою завешены,

Полумрак струится голубой...

Или дальней вестью мы утешены?

Отчего мне так легко с тобой?

1912

В тетрадях запись:

Особенности лирики: простота, лаконизм, психологизм, сюжетность, диалогичность разговорность.

2. Словарная работа.

Обратите внимание на последние строчки первой строфы стихотворения «Бессонница»:

Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю.

- Какой прием используется в них? (Оксюморон)

VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Выучить наизусть стихотворение (по выбору) Ахматовой, подготовить анализ (устно):

«Песня последней встречи…»;

«Сжала руки под темной вуалью…»;

«Мне ни к чему одические рати…»;

«Мне голос был, он звал утешно…»;

«Родная земля»;

«Я научилась просто, мудро жить…»;

«Приморский сонет».

VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)

1. Беседа.

Анна Ахматова на протяжении многих лет была очень востребована разными художниками. Посмотрите на портреты поэта и выберите тот, который максимально соответствует вашему представлению о нем.

На каждый слайд отводится ровно 15 секунд, без комментариев. После просмотра задается вопрос:

- Какой портрет вам понравился больше всего и почему?

- Какие ощущения остались после урока?

- Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?

2. Синквейн: итоговый вывод — впечатление об Анне Ахматовой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!