СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные поступки ребят по рассказу М.М. Пришвина "Ребята и утята"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект с презентацией и музыкальным сопровождением

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Нравственные поступки ребят по рассказу М.М. Пришвина "Ребята и утята"»

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: Нравственный смысл поступков.

М. Пришвин «Ребята и утята».

Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".

1 Личностные:

формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

2 Регулятивные:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

3 Познавательные:

- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.

- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:

(умение давать характеристику героям с опорой на текст).

- Поиск необходимой информации с использованием учебника:

(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)

4 Коммуникативные:

- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

- строить понятные для партнеров высказывания;

- задавать вопросы, контролировать действия партнера.

Оборудование:

- Тема, задачи урока; портрет М. М. Пришвина;

- Книжная выставка ( разные издания рассказов М. М. Пришвина: о природе, охотничьи рассказы, рассказы для детей).

- Презентация (слайды)

Ход урока

I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности

Учитель.

Вот звонок нам дал сигнал: 

Поработать час настал. 

Так что время не теряем 

И работать начинаем.

II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.

Учитель.

1). Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)

а) Чтение скороговорки (Слайд 1)

Стала утка на пруду учить своих утят, 
Утята плавать на виду у мамы не хотят. 
Ужасно утка мучится: 
"Ну что из них получится?" 
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. (Слайд 2) Звучит мелодия и видеозаставка передачи "В мире животных"

- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")

- Кто они наши «меньшие братья»? /птицы, рыбы, звери…/

- Что нас связывает с ними общее? /жизнь/

- Какое правило жизни нам напоминает Николай Сладков? /Не навреди!/

2) Проверка домашнего задания (Чтение детьми наизусть стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок») оценивание и комментирование оценок.

Учитель. (Слайд 3)

Но сначала вспомним правила делового сотрудничества. на доске

Учащиеся.

- Уважать чужое мнение;

- быть внимательными;

- соблюдать тишину (работать вполголоса);

- слушать и слышать друг друга.

Учитель. - К какому жанру относится эти произведение?

- Кто главные герои этого стихотворения?

- Как относятся животные к своим детёнышам?

III. Физминутка (Танец маленьких утят) (Слайд 4)

IV. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель.- Как называется танец? Совершенно верно. Утка - дикое или домашнее животное? (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)

1 Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. (Слайд 5)

Какого человека можно назвать неравнодушным?

–Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. (Слайд 6)

– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина «Ребята и утята».

Послушайте внимательно задачи, которые я вам предлагаю выполнить за урок

Задачи урока: (Слайд № 7)

1 Закреплять знания об особенностях жанра рассказа;

2 Учиться составлять характеристику героев рассказа с опорой на текст;

3 Учиться использовать задания в учебнике и тетради для поиска необходимой информации;

4 Учиться выразительно читать произведение М. М. Пришвина «Ребята и утята».

V. Работа над новой темой.

1. Первичное чтение рассказа (Слайд 8) аудиозапись

откройте учебники на С. 132-133, возьмите в руки карандаши и отмечайте незнакомые вам слова.

После прослушивания ответите на вопрос:

-Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?

-Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?

2. Словарная работа.(Слайд № 9)

– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.

Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(Слайд 10)

Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.(Слайд 11)

Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле - поле, засеянное овсом. (Слайд 12)

Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.(Слайд 13)

VI. Физминутка

Вышли уточки на луг,

Вышли уточки на луг

Кря-кря-кря! (Шагаем.)

Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)

Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)

Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)

Ш-ш-ш

И опять настала тишь.(Сели)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа в тетради.

-Ребята, сейчас мы определим жанр произведения. С.43 (Слайд 14)

Рассказ:

повествовательное произведение небольшого объема,

малое количество действующих лиц,

одно главное событие.

- Понравился ли вам рассказ? Какие вызвал чувства? Почему?

-Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину.

Устно опишите путь уточки с утятам к озеру.

2. Самостоятельное чтение рассказа вполголоса.

3. Анализ и выборочное чтение произведения.

- От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/

– Сколько надо было идти до озера? (3 версты)

– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)

– Это много или мало для человека? (Мало)

– А для маленькой уточки? (Много)

– Как шла утка с утятами в опасных местах? Докажите строчками из произведения.

– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.

– А какое чувство пережили утята?

– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения.

– Кто помешал мальчишкам?

– Смогли ли они объяснить свой поступок?

– Какое приказание дал им взрослый? Докажите строчками из произведения.

– Как повела себя утка, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения.

– Как шла уточка-мать в начале рассказа?

– А почему сейчас она побежала впереди?

4. Работа в парах. Составление характеристики мальчиков (карточки)


В начале При встрече В конце

рассказа с автором рассказа

жестокие, трусливые, испуганные, весёлые,

добрые, глупые, беззаботные, несмышлёные


- Давайте проверим ваши ответы. 1 ученик у доски

- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят?

Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные, добрые, трусливые, испуганные Докажите.(Слайд 15)

-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?

-Смогли ли ребята понять свой поступок?

-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?

- Почему уточка так далеко устроила гнездо?

- Зачем мальчики стали ловить утят?

- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?

- Испугались ли мальчики?

- Что автор приказал сделать?

- Что он закричал вслед утятам?

VII. Проверка Усвоения нового материала.

Учитель.

- Какие испытывали чувства при чтении и слушании? (Работа в группах)

С.44 тетрадь (Слайд 16)

План. Чувства

  1. Путешествие к озеру. Спокойствие

  2. Не выпускать из виду. Тревожность

  3. В величайшем волнении. Страх, волнение

  4. Живо возвратите утят! Негодование

  5. До свидания, утята! Радость

Выборочное чтение.

- Читая какое предложение вы стали волноваться?

- Найдите предложения, которые надо читать с тревогой? Сердито? Радостно?

- Почему радостно?

5. Работа с пословицами. (Слайд 17)

– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина.

Умел ошибиться – умей и поправиться.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Добрый пример лучше ста слов.

– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?

– Почему?

Кто скоро помог, тот дважды помог

– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?

– А кто нет? Почему?

- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?

VIII. Рефлексия урока.

-Что нового узнали на уроке?

-За что вы похвали бы себя?

-Что у вас особенно получилось?

- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.

Мне очень грустно, я не всё понял

IX. Итог урока

- Какой рассказ читали? Кто его автор?

- (развлекательный, познавательный, поучительный)

- Почему вы так считаете?

- Какую ошибку совершили дети?

- Кто помог им исправить ошибку?

- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?

- Чему научил вас этот рассказ?

Чему он учит нас. /Нас М.М.Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. Он писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее./

Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!