Урок литературного чтения во 2 классе
Тема урока: Нравственный смысл поступков.
М. Пришвин «Ребята и утята».
Цель урока: познакомить с произведением М.М.Пришвина "Ребята и утята".
1 Личностные:
формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию; развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
2 Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
3 Познавательные:
- Развивать представление о жанре рассказа, о слове как средстве создания художественного образа.
- Развивать умение устанавливать причинно – следственные связи:
(умение давать характеристику героям с опорой на текст).
- Поиск необходимой информации с использованием учебника:
(развивать внимание к позиции автора и его отношению к героям произведения; формирование умения определять средства выражения этого отношения с помощью учителя; формирование умения находить в тексте рассказа ответы на вопросы, помещенные в учебнике)
4 Коммуникативные:
- развитие умения работать в паре, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- строить понятные для партнеров высказывания;
- задавать вопросы, контролировать действия партнера.
Оборудование:
- Тема, задачи урока; портрет М. М. Пришвина;
- Книжная выставка ( разные издания рассказов М. М. Пришвина: о природе, охотничьи рассказы, рассказы для детей).
- Презентация (слайды)
Ход урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности
Учитель.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
II. Актуализация знаний. Мотивация к деятельности.
Учитель.
1). Речевая разминка. Прочитайте стихотворение скороговоркой (медленно, с ускорением, сердито, весело, с удивлением)
а) Чтение скороговорки (Слайд 1)
Стала утка на пруду учить своих утят,
Утята плавать на виду у мамы не хотят.
Ужасно утка мучится:
"Ну что из них получится?"
Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника. (Слайд 2) Звучит мелодия и видеозаставка передачи "В мире животных"
- Кто догадался, почему именно это видео вы посмотрели? (Изучаем раздел "О братьях наших меньших")
- Кто они наши «меньшие братья»? /птицы, рыбы, звери…/
- Что нас связывает с ними общее? /жизнь/
- Какое правило жизни нам напоминает Николай Сладков? /Не навреди!/
2) Проверка домашнего задания (Чтение детьми наизусть стихотворения Валентина Берестова «Кошкин щенок») оценивание и комментирование оценок.
Учитель. (Слайд 3)
Но сначала вспомним правила делового сотрудничества. на доске
Учащиеся.
- Уважать чужое мнение;
- быть внимательными;
- соблюдать тишину (работать вполголоса);
- слушать и слышать друг друга.
Учитель. - К какому жанру относится эти произведение?
- Кто главные герои этого стихотворения?
- Как относятся животные к своим детёнышам?
III. Физминутка (Танец маленьких утят) (Слайд 4)
IV. Первичное усвоение новых знаний.
Учитель.- Как называется танец? Совершенно верно. Утка - дикое или домашнее животное? (Утки бывают не только домашние, но и дикие.)
1 Сегодня мы познакомимся с произведением автора, который стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался её красотой. Это был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде. (Слайд 5)
–Какого человека можно назвать неравнодушным?
–Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. В рассказе, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, что это был за человек. Мир вокруг нас огромен, прекрасен, удивителен. А М.Пришвин старался передать красоту мира словами, чтобы люди, прочитав его рассказы, тоже начали видеть и чувствовать эту красоту. Тогда они становятся лучше. (Слайд 6)
– Давайте и мы попробуем увидеть красоту природы и попытаемся стать лучше, познакомившись с новым произведением М.Пришвина «Ребята и утята».
Послушайте внимательно задачи, которые я вам предлагаю выполнить за урок
Задачи урока: (Слайд № 7)
1 Закреплять знания об особенностях жанра рассказа;
2 Учиться составлять характеристику героев рассказа с опорой на текст;
3 Учиться использовать задания в учебнике и тетради для поиска необходимой информации;
4 Учиться выразительно читать произведение М. М. Пришвина «Ребята и утята».
V. Работа над новой темой.
1. Первичное чтение рассказа (Слайд 8) аудиозапись
откройте учебники на С. 132-133, возьмите в руки карандаши и отмечайте незнакомые вам слова.
После прослушивания ответите на вопрос:
-Почему автор назвал рассказ « Ребята и утята»?
-Почему ребята обрадовались приказу спасти утят?
2. Словарная работа.(Слайд № 9)
– В тексте встретились незнакомые слова. Попробуем объяснить их значение.
Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.(Слайд 10)
Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.(Слайд 11)
Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов. Овсяное поле - поле, засеянное овсом. (Слайд 12)
Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.(Слайд 13)
VI. Физминутка
Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
VI. Закрепление изученного материала
1. Работа в тетради.
-Ребята, сейчас мы определим жанр произведения. С.43 (Слайд 14)
Рассказ:
повествовательное произведение небольшого объема,
малое количество действующих лиц,
одно главное событие.
- Понравился ли вам рассказ? Какие вызвал чувства? Почему?
-Прочитайте начало рассказа и представьте себе эту картину.
Устно опишите путь уточки с утятам к озеру.
2. Самостоятельное чтение рассказа вполголоса.
3. Анализ и выборочное чтение произведения.
- От чьего лица ведется повествование? /от лица автора/
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека? (Мало)
– А для маленькой уточки? (Много)
– Как шла утка с утятами в опасных местах? Докажите строчками из произведения.
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? Докажите строчками из произведения.
– А какое чувство пережили утята?
– Утята пойманы, что собираются делать ребята? Докажите строчками из произведения.
– Кто помешал мальчишкам?
– Смогли ли они объяснить свой поступок?
– Какое приказание дал им взрослый? Докажите строчками из произведения.
– Как повела себя утка, когда её детей отпустили? Докажите строчками из произведения.
– Как шла уточка-мать в начале рассказа?
– А почему сейчас она побежала впереди?
4. Работа в парах. Составление характеристики мальчиков (карточки)
В начале При встрече В конце
рассказа с автором рассказа
жестокие, трусливые, испуганные, весёлые,
добрые, глупые, беззаботные, несмышлёные
- Давайте проверим ваши ответы. 1 ученик у доски
- Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят?
Какие они: весёлые, жестокие, глупые, несмышлёные, беззаботные, добрые, трусливые, испуганные Докажите.(Слайд 15)
-А как поступили бы вы на месте автора: стали бы их ругать, или объяснили им, как труден путь утят к озеру? А может быть, ещё как-то по-другому?
-Смогли ли ребята понять свой поступок?
-Что можно сказать о человеке, от имени которого ведётся рассказ?
- Почему уточка так далеко устроила гнездо?
- Зачем мальчики стали ловить утят?
- Что сказал им автор, когда увидел, что они делают?
- Испугались ли мальчики?
- Что автор приказал сделать?
- Что он закричал вслед утятам?
VII. Проверка Усвоения нового материала.
Учитель.
- Какие испытывали чувства при чтении и слушании? (Работа в группах)
С.44 тетрадь (Слайд 16)
План. Чувства
Путешествие к озеру. Спокойствие
Не выпускать из виду. Тревожность
В величайшем волнении. Страх, волнение
Живо возвратите утят! Негодование
До свидания, утята! Радость
Выборочное чтение.
- Читая какое предложение вы стали волноваться?
- Найдите предложения, которые надо читать с тревогой? Сердито? Радостно?
- Почему радостно?
5. Работа с пословицами. (Слайд 17)
– Прочитайте пословицы, найдите из них, которые подходят к рассказу М.М.Пришвина.
Умел ошибиться – умей и поправиться.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
– Добрый пример лучше ста слов.
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
– Почему?
Кто скоро помог, тот дважды помог
– Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица? Кто именно?
– А кто нет? Почему?
- Какими ребята были в начале рассказа? При встрече с автором? Какими стали в конце рассказа?
VIII. Рефлексия урока.
-Что нового узнали на уроке?
-За что вы похвали бы себя?
-Что у вас особенно получилось?
- Я хорошо работал на уроке и мне понравилось, я всё понял и смогу помочь другим.
Мне очень грустно, я не всё понял
IX. Итог урока
- Какой рассказ читали? Кто его автор?
- (развлекательный, познавательный, поучительный)
- Почему вы так считаете?
- Какую ошибку совершили дети?
- Кто помог им исправить ошибку?
- Как бы вы поступили при встрече с уточкой и утятами?
- Чему научил вас этот рассказ?
Чему он учит нас. /Нас М.М.Пришвин учит быть добрыми, остерегает от совершения глупых, жестоких, легкомысленных поступков. Он писал рассказы простые и мудрые как сама жизнь. Они согревают нас своей добротой, делая мудрее./
Учитель: Теперь мне хочется познакомить вас с замечательными словами, которые сказал Михаил Михайлович Пришвин. (Слайд 18)
“Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища сохранять, – их надо открывать и показывать. Для рыб нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину”.