СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения во 2 классе «Айога» (Нанайская сказка)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задачи: познакомить учащихся с нанайской народной сказкой «Айога»;                                                   

              создать условия для развития устной речи путем постановки  и ответов на вопросы,

              развивать   способности учащихся анализировать поступки героев,

              воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная , фронтальная, в парах  и  в группах.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения во 2 классе «Айога» (Нанайская сказка)»



ГУ «Аксайская средняя школа отдела образования Есильского района»



Урок литературного чтения

во 2 классе

Нанайская сказка «Айога»



Провела учитель начальных классов

Шаникова Т.В.



Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: «Айога» (Нанайская сказка)

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цель: знакомство учащихся с новым произведением, восприятие и осмысление нового учебного материала

Задачи: познакомить учащихся с нанайской народной сказкой «Айога»;

создать условия для развития устной речи путем постановки и ответов на вопросы,

развивать способности учащихся анализировать поступки героев,

воспитывать любовь к матери, к труду, умение работать в коллективе

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная , фронтальная, в парах и в группах.

Ресурсы: учебник «Литературное чтение 2 класс» автор К.Х. Жаданова, Е.Д. Бражникова Алматы, «Алматыкітап», 2013,

конспект, флипчарт, ЦОР, источники дополнительной информации (энциклопедия. толковый словарь),

раздаточный дидактический материал, оценочные листы, схемы-опоры, карточки со словарными словами, карточки с

пословицами, стикеры

План урока

  1. Вызов

  • Эмоционально-психологический настрой «Солнышко».

  • Проверка домашнего задания в парах (Оценочный лист)

  • Коллективная работа: «Мозговой штурм»

  • Целеполагание.

  • Тренинг «Мостик дружбы»

  • Инсценировка

  1. Осмысление

  • Индивидуальная работа «Расшифруй слово»

  • Работа в группах: исследовательская работа, словарная работа

  • Первичное ознакомление с содержанием сказки

  • Физминутка

  • Работа в группах: Составление вопросов низкого и высокого порядка по данному отрывку из текста, «Карусель»

3. Применение

  • Составление синквейна

  • Работа с пословицами «Найди соответствие»

4.Рефлексия

  • Вывод: Можно ли гордиться красотой?


  • Дифференцированное домашнее задание

  • Приём «Туча, солнце, дождик»


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули

1.Вызов

  • Эмоционально-психологический настрой «Солнышко».










  • Проверка домашнего задания в парах (Оценочный лист)













  • Актуализация знаний

Коллективная работа: «Мозговой штурм»


































  • Тренинг «Мостик дружбы»


1














5









2




















2












1









5

Эмоционально-психологический настрой «Солнышко»

Закройте глаза, вытяните руки ладонями вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики тепло идет по всей руке. Руки успокоились, опустились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают наши ножки, стопы. Дышим легко и свободно. Представьте, что ваш живот это шарик или мячик. При вдохе шарик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным.

Глазки тихо открываем, Поморгаем, поморгаем…

Улыбнёмся друг другу глазами

И вперёд за новыми знаниями!

У вас на партах Листы оценивания. Сейчас вы в парах проверите выполнение домашнего задания по критериям оценивания.

  • Чтение казахской народной сказки «Лиса и Муравей» -3 балла

  • Пересказ – 4 балла

  • Диаграмма Венна – 5 баллов

Коллективная работа Постановка учебной задачи.

- Перед вами солнышко. Посмотрите на него и попытайтесь выбрать, чем бы вы хотели заняться на этом уроке?

На доске солнышко, в центре которого размещено слово «хочу» и ряд слов:

*читать

*слушать

*играть

*составлять и отвечать на вопросы

*сравнивать



*исследовать

*инсценировать

*петь

*прыгать

*спать

- Давайте попробуем поставить учебную задачу на урок, связав ее  с темой «Сказки».

(Наша задача узнать новое о сказках, уточнить то, что уже знаем)

Тренинг «Мостик дружбы» Деление на группы.



Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д.

Итак, мы образовали группы. У каждой группы на столах необходимые ресурсы. Вспомните правила работы в группах. Распределите роли.

Побуждение

Инсценировка диалога (подготовленные дети)

- Бабушка, расскажи мне сказку.

- А какую хочешь сказку, внучек?

- Бабушка, а разве сказки бывают разные?



- А как вы считаете?

- Я думаю, что сказки бывают разные


Работа в группах. Составление постера «Сказки»

Защита, выступление спикеров.



СКАЗКИ

/ \

народные авторские

/ \ \

волшебные о животных бытовые

ВЫВОД:

Сказки - это один из жанров устного народного творчества.



Они бывают народные и авторские, волшебные, бытовые, а также сказки о животных.


Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность






Подписывают листы оценивания. Повторяют критерии оценивания

Проверка домашнего задания в парах

Слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении постановки задач на урок




Социометрия, креативность

мышления



Распределились на группы. Вспомнили правила работы в группе. Обязанности каждого.

Выступление подготовленных детей




Составление постера «Сказки»

Презентация


Формулировка вывода

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Новые подходы в обучении.



Оценивания для обучения (ОдО)

Новые подходы в обучении.











Управление и лидерство в обучении.


Новые подходы в обучении.


Обучение талантливых и одарённых учеников


Обучение критическому мышлению


Использование ИКТ в преподавании и обучении.


  1. Осмысление

  • Индивидуальная работа

«Расшифруй слово»








  • Целеполагание.





  • Исследовательская работа














  • Пополнение и активизация словаря учащихся












  • Первичное ознакомление.






  • Работа над содержанием сказки







  • Физминутка





























  • Работа в группах

Составление вопросов низкого и высокого порядка.
























































1
















3
















2












5





1










1















5

Сообщение темы урока

Прочитайте вопрос. Выскажите своё мнение. Можно гордиться красотой?

Индивидуальная работа

Используя знаки под буквами, расшифруйте слово. (Айога)




- Литературное произведение, с которым мы сегодня будем работать называется Айога.

- К какому жанру относится это произведение? (сказка)

- Верно, это нанайская народная сказка.

- Знаете ли вы что-нибудь о нанайском народе? (нет).

Какие источники информации могут нам помочь? Энциклопедии, интернет, интервью.

Исследовательская работа. Поиск информации.

Нана́йцы — коренной малочисленный народ Дальнего Востока, проживающий по берегам Амура Слово «нанай» растолковывается как «на» — земля, «най» — человек, человек земли.

Общая численность нанайцев — 12,2 тыс. человек. В прошлом нанайцы имели только имена; отчеств и фамилий не было и т.д.

- Что вы узнали о нанайском народе?

Подготовка к восприятию текста. Словарная работа.

В тексте нам встретятся новые слова, значение которых нам неизвестно. Кто знает значение этих слов?
Очаг – устройство для разведения и поддержания огня.


Покоробятся – искривятся, станут неровными.
Мялкой разомну – мялка – приспособление, чтобы мять кожу.


Первичное слушание текста сказки

Почему это произведение называется сказкой?

Аудио прослушивание сказки «Айога»



Первичное восприятие сказки

Проверка понимания прочитанного

(Диалог «Учитель-ученик»)

- Понравилась ли вам сказка?

- Почему это произведение сказка?

- К какой группе сказок ее можно отнести?

- Что вам понравилось в сказке?

-Что удивило?

-Чем вы огорчились?

Физкультминутка.

«Ах как долго мы читали (поморгать глазами)

Глазки у ребят устали

Посмотрели все в окно(глаза посмотрели в окно, голову не поворачивать)

Ах как солнце высоко! (вверх)

Мы глаза сейчас закроем, (закрывают ладошками)

В небе радугу построим. (посмотреть по дуге)

Вверх по радуге пойдем (вверх и влево)

Влево, вправо повернем.

А потом скатимся вниз (посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись! (зажмуриться, открыть глаза, поморгать ими)

Творческая работа.

Чтение сказки учениками по частям. Придумайте «тонкие» и «толстые» вопросы. Запишите по одному вопросу . Перед вами таблицы – помощницы для составления вопросов





1 группа – 1 часть (до слов …всё любуется собой)



2 группа – 2 часть (до слов … и принесла воды, сколько надо)



3 группа - 3 часть (до слов …и отдала соседской



девочке)

4 группа - 4 часть (до конца сказки)





Тонкие

Толстые

Кто…

Что…

Когда…

Может…

Будет…

Мог ли…

Как звали…

Было ли…

Согласны ли вы…

Дайте объяснение, почему…

Почему вы думаете…

Почему вы считаете…

В чем разница…

Предположите, что будет, если…

Что, если…


































Дети высказывают своё мнение, рассуждают





Дети расшифровывают слово «Айога»

















Пользуются дополнительными источниками информации: энциклопедией, интернетом, вопрос взрослым (телефонный звонок)

Осуществляют поиск нужной информации







Объяснение лексического значения слов













Аудиопрослушива

ние, следят по учебнику







Диалоговая беседа

Учитель-ученик

Отвечают на вопросы



- Эта сказка бытовая





Выполняют движения





























.




Поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста.


Учатся составлять «тонкие» и «толстые" вопросы и отвечать на них предложениями.


Задают свои вопросы другой группе по кругу


Диалоговая беседа ученик-ученик








Обучение критическому мышлению















Использование ИКТ в преподавании и обучении
















Обучение талантливых и одарённых учеников











Использование ИКТ в преподавании и обучении





Новые подходы в обучении.

(диалоговое обучение)









Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями



















Новые подходы в обучении.

(диалоговое обучение)

























Обучение талантливых и одарённых учеников.















  1. Применение

  • Составление синквейна







  • Найди соответствие. Докажи.




3








1

Составьте синквейн
1. Айога
2. Самовлюбленная, ленивая.
3. Любуется, восхищается собой, не помогает родным.


4. Айога считает себя красивой.
5. Ленивица


Из частей пословиц соберите целые и подумайте,  какая из них точнее выражает главную мысль    рассказа?

  • Каков мастер … люби и саночки возить.

  • Любишь кататься,… а по делам смотри.

  • Не по виду суди, ... такова и работа.

Дети формулируют собственное мнение, учатся владеть монологической речью



Работают в группе

Аргументируют свой выбор




Обучение критическому мышлению















Обучение критическому мышлению


  1. Рефлексия




  • Связь с реальной жизнью






  • Информация по домашнему заданию









  • Рефлексия





2








2





2


2

Коллективная работа

Определение основной мысли сказки.
- Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»? Можно ли гордиться красотой?

Вывод: В сказке Айога превращается в гуся, а в реальной жизни, что ждет человека, который не видит кроме себя никого и ничего (Одиночество)?

Домашнее задание (дифференцированное)

  • Перескажи сказку «Айога» от лица соседской девочки (мальчика)

  • Напиши письмо Айоге

  • Придумай своё продолжение сказки.



«Туча, солнце, дождик»


Оценки за урок по листу оценивания.


Переносят вымышленные события в реальную жизнь.

Делают выводы.




Выбор домашнего задания




Прикрепить на доске стикер под солнцем, тучкой дождиком



Обучение критическому мышлению

Обучение талантливых и одарённых учеников.

Новые подходы в обучении.

Оценивание обучения (ОО)





Приложение.



Лист оценивания.



Ф.И. _________________________________________





№ задания

Название задания

Баллы

Дополнительные баллы

Должно быть

Заработал

1

Домашнее задание по казахской народной сказке «Лиса и Муравей»




Чтение сказки

1



Пересказ сказки

2



Диаграмма Венна «Лиса» и «Муравей»

3



2

Постер «Сказки»

2



3

Расшифруй слово

1



4

Исследовательская работа

1



5

Словарная работа

1



6

Составление «тонких» и «толстых» вопросов

2



7

Ответы на вопросы

1



8

Синквейн

2



9

Пословицы

1





Критерии оценивания



14-13 баллов – «5»

12-10 баллов – «4»

9-7 баллов – «3»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!