Литературное чтение 4 в класс Ниятова К.Ш.
ТЕМА:Николай Рубцов «Березы».
Педагогическая цель | Создать условия для знакомства с творчеством Н. Рубцова на материале стихотворения «Берёзы», для развития умения умение находить в тексте средства художественной выразительности. Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.
|
Тип урока | ознакомление с новым материалом |
Планируемые результаты (предметные) | Слушают вопросы по содержанию произведения, ответы одноклассников , умеют слушать стихотворения о природе русских поэтов; • воспитывают в себе чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта; • умеют выражать своё отношение к прослушанному произведению. |
.Личностные результаты | Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, желание больше узнать. |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Познавательные:моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвижение гипотез, сравнение. Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; вести поиск средств её осуществления. Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог. |
Основное содержание темы, понятия, термины | Н. Рубцов «Берёзы » высказывать своё отношение к прослушанному произведению; • называть стихотворение, определять тему; • выразительно читать отрывок из стихотворения. |
Ход урока.
1.Организационный момент.
-
- Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».
II. Актуализация, мотивация, целеполагание.
Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».
2). Исследовательская работа (фронтальная работа)
- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? ( о березе)
- Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке,, живописи и конечно, поэзии.
- Что вы видите на картине?
-Как вы думаете, нравится ли картина автору?
- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.
III. Вступительное слово учителя.
- А сколько стихов о ней сложено!
- Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)
-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.
- Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем рубцовым.
(фото Николая Рубцова)
- Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.
IV. Первичное восприятие произведения.
- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (Чтение учителем)
Я люблю, когда шумят березы,
Когда листья падают с берез.
Слушаю - и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез.
Все очнется в памяти невольно,
Отзовется в сердце и в крови.
Станет как-то радостно и больно,
Будто кто-то шепчет о любви.
Только чаще побеждает проза,
Словно дунет ветер хмурых дней.
Ведь шумит такая же береза
Над могилой матери моей.
На войне отца убила пуля,
А у нас в деревне у оград
С ветром и дождем шумел, как улей,
Вот такой же желтый листопад...
Русь моя, люблю твои березы!
С первых лет я с ними жил и рос.
Потому и набегают слезы
На глаза, отвыкшие от слез...
V. Беседа. Эмоциональный настрой.
- Какие чувства хотел передать поэт?
-Понравилось ли вам стихотворение?
-А что вам понравилось?
-Ну, если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.
VI. Словарная работа.
- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?
- ОГРАД, (ПРОЗА, НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)
-Кто может объяснить значение этого слова?
-Давайте обратимся к словарю. (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).
VII. Физминутка.
VIII. Анализ содержания стихотворения.
- Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.
- О чем оно?
Только ли тема березы затронута в стихотворении?
- О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.
- О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.
- О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.
- А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).
- А какие слова украшают это стихотворение?
(ЭПИТЕТЫ- На слайде
Олицетворения – на слайде
Сравнения – на слайде)
- Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)
- Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)
- Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение? (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он)
- Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.
-Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.
IX . Работа над выразительным чтением.
- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.
- От чьего имени написано это произведение?
- Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.
- Как мы должны читать это стихотворение? (Плавно, мелодично)
- А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).
- А что такое рифма?
- Назовите рифмующиеся слова в этом произведении.
- Я предлагаю провести конкурс чтецов. ( 2 человека)
- Молодцы, ребята, вы были выразительны.
X. Работа в П.Т.
XI. Рефлексия.
Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.
А сейчас заполните, пожалуйста, ваши листы самооценки, нарисуйте себя в обрезе человечка и поставьте на ту ступеньку, которой вы достигли на уроке по вашему мнению.
(заполнение листов самооценки)
XII. Домашнее задание.
Дома попробуйте выучить стихотворение «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.
XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.
-Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?
Урок окончен.
Урок литературного чтения. Н.М. Рубцов. Стихотворение "Тихая моя Родина" (4-й класс, УМК "Начальная школа XXI века")
Разделы: Начальная школа
Цель: продолжить знакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, с литературоведческими терминами; учить выразительно читать и понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла; развивать и воспитывать эмоционально-чувствительное отношение к родной природе, родным местам, родным людям.
Оборудование: портрет писателя, интерактивная доска, учебники, тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель: Стихотворение какого поэта мы читали на прошлом уроке?
Дети: Мы читали стихотворение Николая Михайловича Рубцова “Береза”.
Учитель: Вспомним это стихотворение. (Дети выразительно читают стихотворение Н.М.Рубцова наизусть или с листа).
3. Постановка проблемного вопроса.
Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Н.М.Рубцова.
– Как вы думаете, почему авторы учебника нас снова обращают к поэзии Н.М.Рубцова?
Дети: Чтобы узнать, что любил поэт, чем восхищался. Каким он был.
На доске запись: Каким был поэт Н.М.Рубцов?
4. Работа по теме урока.
– Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию и выскажите свое предположение, на какую тему будет произведение.
Дети: Стихотворение Н.М.Рубцова будет о Родине.
– Что же такое Родина? Отечество? Отчизна?
– Как связаны эти слова?
На доске:
Родина – род, родной, родственник.
Родина – мать.
Отечество – отец.
Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
– Какое место вызывает у вас приятные воспоминания, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть наша маленькая родина.
– Бывает ли человек без Родины?
– Как вы думаете, а поэт Н.М.Рубцова, что считает своей родиной? (Свою деревню). (Слайд 1). Приложение
Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с ее деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.
(Учащиеся читают стихотворение молча)
Опрос после чтения.
– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?
– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?
– Что вспоминает с улыбкой?
– Как бы вы прочитали это стихотворение? (Чтение вслух)
– Какова главная мысль этого стихотворения? (Ответы ребят)
– Разгадайте ребус и вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения? (Слайд 2)
Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.
Ответ: “Нет земли краше, чем Родина наша”.
5. Работа с каждой строфой.
Алгоритм:
Чтение строфы, словарная работа.
Наблюдение за ритмом, рифмой.
Выделение выразительных средств.
(Эпитетов: тихая родина, жгучая связь;
сравнений: “ Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!”).
Тренировочные упражнения в выразительном чтении молча и вслух.
6. Выразительное чтение вслух всего стихотворения.
Сначала дети пробуют читать выразительно, затем свой вариант выразительного чтения предлагает учитель.
7. Сравнение стихотворений Н.М.Рубцова “Тихая моя родина” и “Березы” (Слайд 3).
Фамилия автора | Заголовок | Тема | Рифма | Строфа | Чувства |
Н.М.Рубцов | “Тихая моя родина” | Детство родина | перекрестные | четверостишие | Печаль радость |
Н.М.Рубцов | “Березы” | Родина Природа | перекрестные | четверостишие | Грусть Любовь |
8. Работа в печатных тетрадях.
Поиск ответа на проблемный вопрос.
Текст с пробелами:
Н.М.Рубцов был _______________ и _____________ человеком.
Он ____________природу, __________ и _______________. В его стихах слышится __________.____________.__________________.
Слова для справок (слайд 4):
(Эмоциональный, творческий, злым, любящий, активный, знающий, любил, ненавидел, уважал, понимал, ценил, животные, люди, цветы, призыв, уверенность, любовь, щедрость души, восторг, восхищение, радость, гордость).
Учащиеся зачитывают свои выводы.
9. Рефлексия.
– Хорошим ли был человеком поэт Н.М.Рубцов? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Кому понравился урок и он доволен своей работой на уроке – покажите зеленый сигнал, а кто считает, что он мог и лучше сегодня работать – покажите красный сигнал.
10. Домашнее задание.
Задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам три варианта.
I вариант: выучить стихотворение наизусть.
II вариант: придумать вопросы к стихотворению.
III вариант: нарисовать рисунок и подтвердить его словами текста.