СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 4 классе "Николай Рубцов.Берёзы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогическая цель

Создать условия для знакомства с творчеством  Н. Рубцова  на материале стихотворения «Берёзы», для развития умения умение находить в тексте средства художественной выразительности. Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.  

Просмотр содержимого документа
«урок литературного чтения в 4 классе "Николай Рубцов.Берёзы"»

Литературное чтение 4 в класс Ниятова К.Ш.

ТЕМА:Николай Рубцов «Березы».



Педагогическая цель

Создать условия для знакомства с творчеством Н. Рубцова на материале стихотворения «Берёзы», для развития умения умение находить в тексте средства художественной выразительности. Развивать у учащихся поэтический вкус и образное мышление.

Тип урока

ознакомление с новым материалом

Планируемые результаты (предметные)

Слушают вопросы по содержанию произведения, ответы одноклассников , умеют слушать стихотворения о природе русских поэтов;

• воспитывают в себе чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

• умеют выражать своё отношение к прослушанному произведению.


.Личностные результаты

Выражают положительное отношение к процессу познания; проявляют внимание, желание больше узнать.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные:моделирование обложки книги; работа со схемой; чтение, заполнение таблицы, выдвиже­ние гипотез, сравнение.

Регулятивные: овладевают способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; вести поиск средств её осуществления.

Коммуникативные: умение задавать вопросы, вести диалог.


Основное содержание темы, понятия, термины

Н. Рубцов «Берёзы » высказывать своё отношение к прослушанному произведению;

• называть стихотворение, определять тему;

• выразительно читать отрывок из стихотворения.




Ход урока.


1.Организационный момент.

-

- Нам сегодня предстоит удивительная встреча с прекрасным миром поэзии, а сопровождать нас будут музыка и живопись. Работать нужно внимательно, потому что в конце урока вы будете заполнять «лестницу достижений».


II. Актуализация, мотивация, целеполагание.

Картины-слайды о березе, последняя картина Левитана «Березовая роща».

2). Исследовательская работа (фронтальная работа)


- Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь? ( о березе)

- Да, березка – это милое, очаровательное дерево, одно из самых красивых деревьев нашей Родины, ее издавна считают символом России. Воспета она в музыке,, живописи и конечно, поэзии.

- Что вы видите на картине?

-Как вы думаете, нравится ли картина автору?

- Да, я согласна, художник написал картину с большой любовью, восхищением перед красотой русской природы и русской березы.


III. Вступительное слово учителя.



- А сколько стихов о ней сложено!

- Какие стихи о березе вы помните? Тогда я вам помогу (отрывок стих-я на слайде)


-Да, ребята, береза вдохновила на творчество, не только художников и музыкантов, но и простого мальчишку, ставшего впоследствии известным русским поэтом.

- Многие знают его имя! Я думаю, что и вы знакомы с Николаем Михайловичем рубцовым.

(фото Николая Рубцова)

- Простой деревенский мальчишка, воспитывавшийся в детском доме в трудное послевоенное время. Яркими впечатлениями, которые запали запали в душу маленького Николая, были простые русские березки под его окном. И даже через много лет эти воспоминания его не оставили. Береза у Рубцова – символ связи времен, символ родного дома. Так и появилось стихотворение «Березы». Это тема нашего урока. Мы познакомимся с произведением и раскроем его идею и смысл.



IV. Первичное восприятие произведения.

- Послушайте стихотворение и попробуйте понять, какие чувства хотел передать поэт? (Чтение учителем)


Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю - и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.


Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.


Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.


На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

С ветром и дождем шумел, как улей,

Вот такой же желтый листопад...


Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез...


V. Беседа. Эмоциональный настрой.


- Какие чувства хотел передать поэт?

-Понравилось ли вам стихотворение?

-А что вам понравилось?

-Ну, если понравилось, то прочитаем его еще раз и отметим слова, значение ко-торых не понятны.

VI. Словарная работа.


- Какие незнакомые слова вам встретились в тексте?

- ОГРАД, (ПРОЗА, НЕВОЛЬНО, ОЧНЕТСЯ)

-Кто может объяснить значение этого слова?

-Давайте обратимся к словарю. (Работа со словарем и зачитывание значение слов оград и невольно).


VII. Физминутка.


VIII. Анализ содержания стихотворения.


- Ребята, а сейчас у меня просьба – прочитайте еще раз это произведение и я задам вам вопросы, поэтому читайте вдумчиво.


- О чем оно?

Только ли тема березы затронута в стихотворении?

- О РОДИНЕ….. Найдите слова в тексте.

- О ДЕТСТВЕ……Найдите в тексте.

- О ГИБЕЛИ ОТЦА…. Найдите в тексте.

- А при помощи чего автор сумел передать красоту родной природы? ( При помощи слов).

- А какие слова украшают это стихотворение?

(ЭПИТЕТЫ- На слайде

Олицетворения – на слайде

Сравнения – на слайде)


- Так какие воспоминания пробуждают березы? (вспоминает детство, берёзу над могилой матери, гибель отца на войне)

- Почему при виде берез у поэта набегают слезы? Как поэт сам отвечает на этот вопрос? (с первых лет я с ними жил и рос)

- Как вы думаете, что хотел показать поэт, создавая стихотворение? (Хотел пробудить в наших душах самые сокровенные нежные струны, умение сопереживать, видеть красоту природы, сострадание, любить свою Родину так, как любил её он)

- Правильно, ребята, даже тот момент, который вызвал у вас чувство жалости, говорит о том, что вы – вы солидарны с автором.

-Рубцов часто возвращался в минуты творческого вдохновения к острым душевным переживаниям и стремился запечатлеть их в поэтической форме.




IX . Работа над выразительным чтением.


- Поэтическое слово эмоционально, выразительно и наша задача – научиться читать это стихотворение так, чтобы передать душевное состояние.

- От чьего имени написано это произведение?

- Да, ребята, это грустный рассказ лирического героя о себе.

- Как мы должны читать это стихотворение? (Плавно, мелодично)

- А почему оно плавно и мелодично? (Потому что использованы рифмы).

- А что такое рифма?

- Назовите рифмующиеся слова в этом произведении.

- Я предлагаю провести конкурс чтецов. ( 2 человека)

- Молодцы, ребята, вы были выразительны.



X. Работа в П.Т.



XI. Рефлексия.


  • Ребята, мы познакомились с произведением Н. Рубцова «Березы». Береза – прекрасное, исконно русское дерево. Поделитесь вашими ощущениями от урока.

  • А сейчас заполните, пожалуйста, ваши листы самооценки, нарисуйте себя в обрезе человечка и поставьте на ту ступеньку, которой вы достигли на уроке по вашему мнению.


(заполнение листов самооценки)


XII. Домашнее задание.

Дома попробуйте выучить стихотворение «Березы» наизусть или выразительно прочитать и нарисовать иллюстрацию.


XIII. Стихотворение Рубцова «Березы» затронуло самые сокровенные струны моего сердца.

-Приложите свою ладошку на грудь, послушайте… А вашего?

Урок окончен.



















Урок литературного чтения. Н.М. Рубцов. Стихотворение "Тихая моя Родина" (4-й класс, УМК "Начальная школа XXI века")

  • Ромащенко Марина Николаевнаучитель начальных классов

Разделы: Начальная школа

Цель: продолжить знакомить учащихся с поэзией Н.М.Рубцова, с литературоведческими терминами; учить выразительно читать и понимать смысл произведения, проникать в глубину его замысла; развивать и воспитывать эмоционально-чувствительное отношение к родной природе, родным местам, родным людям.

Оборудование: портрет писателя, интерактивная доска, учебники, тетради.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Стихотворение какого поэта мы читали на прошлом уроке?
Дети: Мы читали стихотворение Николая Михайловича Рубцова “Береза”.
Учитель: Вспомним это стихотворение. (Дети выразительно читают стихотворение Н.М.Рубцова наизусть или с листа).

3. Постановка проблемного вопроса.

Сегодня мы продолжим знакомиться с произведениями Н.М.Рубцова.
– Как вы думаете, почему авторы учебника нас снова обращают к поэзии Н.М.Рубцова?
Дети: Чтобы узнать, что любил поэт, чем восхищался. Каким он был.
На доске запись: Каким был поэт Н.М.Рубцов?

4. Работа по теме урока.
– Прочитайте название произведения, рассмотрите иллюстрацию и выскажите свое предположение, на какую тему будет произведение.
Дети: Стихотворение Н.М.Рубцова будет о Родине.
– Что же такое Родина? Отечество? Отчизна?
– Как связаны эти слова?
На доске:
Родина – род, родной, родственник.
Родина – мать.
Отечество – отец.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.
– Какое место вызывает у вас приятные воспоминания, где вы стремитесь бывать как можно чаще? Это и есть наша маленькая родина.
– Бывает ли человек без Родины?
– Как вы думаете, а поэт Н.М.Рубцова, что считает своей родиной? (Свою деревню). (Слайд 1). Приложение

Николай Рубцов родился в глухой вологодской деревне и рано остался сиротой. Главное в его стихах – родная природа, которую он ощущал как тайну. Несмотря на то, что поэт уехал в город, стал городским жителем, его родина – это деревня, и его стихи – это повествование о глухом, нетронутом уголке России, это рассказ о земле с ее деревенскими жителями, о широком, необъятном просторе.
(Учащиеся читают стихотворение молча)

Опрос после чтения.
– С каким чувством поэт говорит о своей “тихой родине”?
– О чем он вспоминает с грустью, с тоской?
– Что вспоминает с улыбкой?
– Как бы вы прочитали это стихотворение? (Чтение вслух)
– Какова главная мысль этого стихотворения? (Ответы ребят)
– Разгадайте ребус и вы узнаете, какая народная половица выражает главную мысль и настроение стихотворения? (Слайд 2)

Справка: Каждому числу соответствует буква в той же ячейке.

Ответ: “Нет земли краше, чем Родина наша”.

5. Работа с каждой строфой.

Алгоритм:

  1. Чтение строфы, словарная работа.

  2. Наблюдение за ритмом, рифмой.

  3. Выделение выразительных средств. 
    (Эпитетов: тихая родина, жгучая связь; 
    сравнений: “ Словно ворона веселая, Сяду опять на забор!”).

  4. Тренировочные упражнения в выразительном чтении молча и вслух.

6. Выразительное чтение вслух всего стихотворения.

Сначала дети пробуют читать выразительно, затем свой вариант выразительного чтения предлагает учитель.

7. Сравнение стихотворений Н.М.Рубцова “Тихая моя родина” и “Березы” (Слайд 3).

Фамилия автора

Заголовок

Тема

Рифма

Строфа

Чувства

Н.М.Рубцов

“Тихая моя родина”

Детство
родина

перекрестные

четверостишие

Печаль
радость

Н.М.Рубцов

“Березы”

Родина
Природа

перекрестные

четверостишие

Грусть
Любовь

8. Работа в печатных тетрадях.

Поиск ответа на проблемный вопрос.
Текст с пробелами:

Н.М.Рубцов был _______________ и _____________ человеком.

Он ____________природу, __________ и _______________. В его стихах слышится __________.____________.__________________.

Слова для справок (слайд 4):
(Эмоциональный, творческий, злым, любящий, активный, знающий, любил, ненавидел, уважал, понимал, ценил, животные, люди, цветы, призыв, уверенность, любовь, щедрость души, восторг, восхищение, радость, гордость).

Учащиеся зачитывают свои выводы.

9. Рефлексия.

– Хорошим ли был человеком поэт Н.М.Рубцов? Почему?
– Хотели бы вы иметь такого друга?
– Кому понравился урок и он доволен своей работой на уроке – покажите зеленый сигнал, а кто считает, что он мог и лучше сегодня работать – покажите красный сигнал.

10. Домашнее задание.

Задание каждый выберет себе сам. Я предлагаю вам три варианта.

I вариант: выучить стихотворение наизусть.
II вариант: придумать вопросы к стихотворению.
III вариант: нарисовать рисунок и подтвердить его словами текста.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!