СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения в 3 классе " Стальное колечко. Моя малая Родина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе . Тема "Стальное колечко. Моя малая Родина". К Паустовского. Урок по системе Л.В.Занкова. 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3 классе " Стальное колечко. Моя малая Родина"»

Урок литературного чтения в 3 « Г» классе по системе Л.В.Занкова

Тема:«Рассказ о родной стороне. К.Паустовский « Стальное колечко»

Цели:

1.Образовательные:

-создать условия для формирования активной читательской позиции, которая помогает увидеть внутренний мир героя;

-формировать собственное суждение и высказывания по теме;

-раскрыть нравственный смысл произведения;

-обогащать словарный запас.

2.Развивающие:

-развивать умения самостоятельно работать с книгой, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений;

-развивать устную речь учащихся, умения слушать ;

-развивать образное и логическое мышление, умение анализировать, обобщать, сопоставлять;

-способствовать развитию творческих способностей детей.

3.Воспитательные:

-показать через образ Вари положительную героиню, любящую свою родину и людей, способную прийти на помощь и помочь;

-воспитывать любовь к Родине;

-желание и умение совершать добрые поступки;

- общаться через работу в паре, группе.

Личностные универсальные учебные действия:

интерес к миру чувств и мыслей Варюши;

основы эмоционального сопереживания прочитанному художественному произведению;

эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам Варюши;

начальные понятия (основы)об ответственности человека о близких, о внимании, заботе, чувстве любви.

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать учебную задачу, отбирать способы ее решения;

оценивать результаты работы себя и своих одноклассников;

видеть ошибку и исправлять ее с помощью взрослого.

Познавательные универсальные учебные действия:

отличать художественный текст от научного и научно-популярного;

находить в тексте ответ на заданный вопрос;

искать информацию, представлять найденную информацию.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

-проявлять устойчивый интерес к общению и групповой работе;

участвовать в учебном диалоге;

принимать участие в коллективном выполнении заданий.

Формы работы учащихся: коллективная, групповая.


Орг. момент.

- Всем здравствуйте! Ребята к нам на урок сегодня пришли гости. Давайте их поприветствуем. Приятно общаться с человеком веселым, доброжелательным.

- А теперь возьмитесь за руки и улыбнитесь.

Привет, сосед, улыбнись мне в ответ

Я желаю, чтоб ты не грустил

И по теме урока со мной говорил.

- Нам сегодня необходимо показать, как вы умеете читать, рассуждать и дружно работать. Прежде чем начать давайте повторим правила работы в группе.( Слайд)

Актуализация знаний.

1 слайд. Портрет К. Паустовского.

« Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной странички из новой книги».

К. Паустовский

-О чем просит вас автор?

- О ком писал Паустовский? ( Всю свою любовь писатель отдавал трем основным темам – людям, искусству и природе) в своих книгах он рассказывал о людях мужественных, добрых, трудолюбивых, любящих свою родину и способных ради нее совершить героический подвиг.

- Чего хотел К.Паустовский ? ( он хотел чтобы, все люди были счастливы)

Цель его творчества – чтобы сделать людей лучше, добрее, научить их любить жизнь, понимать красоту природы, искусства.

Есть у русского человека одно слово, самое дорогое, важное. Это слово Родина. Его можно заменить другим, не менее важным словом: родная сторона. У каждого человека есть свой маленький уголок – улица, дом, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких разных уголков и состоит наша общая Родина. Страна, где человек родился”

Постановка цели урока.

-Как вы думаете, почему я прочитала вам эти строки?

-(Мы сегодня будем говорить о Родине, о родной стороне.

Цели:

1. Провести анализ художественного произведения.

2. Какую роль играет родная сторона в произведении?

- Что для этого нужно? (Ответы детей. Они определяют задачи).

Задачи:

1.хорошо знать содержание;

2. быть читателем внимательным, вдумчивым, читателем-критиком;

3.понять точку зрения автора. 

- Сегодня на уроке мы постараемся показать, что автор в рассказе о конкретных людях, их жизни и переживаниях затрагивает тему любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живут. При этом вам надо быть очень внимательными. 

- А что для вас означает слово “Родина?” (ответы детей)

- Эпиграфом к нашему уроку будут вот такие слова. Прочитайте.

Слайд 2.«Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей.

- Что обозначают эти строки?


Работа с текстом..

- Вчера мы познакомились с произведением Паустовского “Стальное колечко”.

- Вам понравилось это произведение? Чем понравилось?

- Кто из персонажей понравился вам больше всех?

- Дома вы были в роли читателей.

- Поднимите руку, кто считает, что дома был внимательным
читателем?

- Проверим. Мини тест "Самый внимательный".  Рядом с предложениями напиши да или нет.(листочки раздать)

  1. Дед Данил и Варюша жили в деревушке Моховое. (да)

  2. В субботу Варюша пошла за махоркой в соседнее село Переборы. (Нет)

  3. На платформе девочка встретила двух бойцов. (да)

  4. Боец попросил подарить ему махорки. (нет)

  5. Боец отсыпал в карман шинели добрую горсть махорки. (Да)

  6. Боец надел Варюше на средний палец маленькое серебряное колечко.(нет)

Слайд.

Проверка с доски: Да, нет, да, нет, да, нет. Найдите ошибки.

Повторное восприятие текста.

  1. С чего начинается история? (со вступления)

- Найдите и прочитайте его. Это первый эпизод, в котором мы в первый раз встречаемся с Варюшей.

- Какой вы ее представили? Как автор относится к нашей героине?

(возраст, внешние данные)

2. Что идет дальше? ( Завязка – это начало события). Прочитайте.

-Как вы думаете почему Варюша пошла посмотреть на поезда, какая это девочка? (любопытная)

-Как развивались события дальше? ( читают)

- А вы догадались какие события происходили в стране в это время?( Шла ВОВ. Паустовский был на южном фронте, работал военным корреспондентом).

- Что подарил солдат Варюше?

- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (доверчивая)

- Какие чудеса можно было совершить с помощью волшебного колечка?

Средний палец – здоровье

Безымянный – большущая радость

Указательный палец – посмотреть белый свет со всеми ее чудесами

Игра « Колечко»

- Повторите названия пальцев. На правой, потом на левой.

- поставьте руку на локоток, называем пальчик и соответствующее чудо, которое может произойти.

Средний- здоровье

Безымянный –большущая радость

Указательный – увидишь весь мир

- А как вы думаете, почему именно кольцо он подарил, а не что- то другоe?

3. А что происходит на вершине этого треугольника? Кульминация.

- Варюша потеряла кольцо, а потом искала его.

- Найдите в тексте эпизод, в котором говорится о том , что сделала Варюша, чтобы запомнить место, где она потеряла кольцо.

- Какая она была?

4. Развязка.

Так прошла холодная зима… И вот однажды …

- Что же увидела Варя?

- Назовите черты характера Варюши?( она доверчивая, сообразительная.

Самооценка.

Кластер – заботливая, добрая, доверчивая, любопытная, любит свою землю.

Физминутка-Релаксация.

-Каким себе вы представляете добро?

-Нарисуйте его мысленно, используйте только яркие краски. Оно как солнышко нам светит. А теперь поднимите руки вверх и потянитесь к добру. Но что это? На вашем пути вдруг выросли густые заросли, колючие кустарники. Вам необходимо преодолеть все препятствия и прикоснуться к добру. Вот оно. Такое нежное, ласковое, теплое, как руки мамы. Все дотянулись? Возьмите его в руки. Приятно держать добро в руках? А теперь медленно опустите руки, прижмите их к сердцу и откройте глаза. Пусть добро навсегда поселится в вашем сердце и никогда не охладится. Побеждайте зло добром.

Слайд : Правила работы

Работа в группе.

- Как надо работать в группе? (ответы детей)

- А теперь вы будете работать самостоятельно. С последней частью.

1 задание:

- Докажите, приводя цитаты из текста, что произведение К.Паустовского повествует не только о жизни Варюши и деда Кузьмы, но и о красоте природы, о родном крае.

10 минут.

- Скажите принесло ли колечко Варюше счастье, радость? (да, Нашла свое счастье на родине. Ей нравится жить в родной деревне, рядом с дедом Кузьмой, заботиться о нем. Она способна тонко чувствовать и любить природу, родную землю)

-Так бывают ли чудеса на свете? Кто творит чудеса?

- Почему Варюша не захотела покинуть свой край?

2 задание.

-Составить Синквейн (Варюша).

Итог урока. Рефлексия.

- О чем важном хотел нам сказать автор этим произведением ?

( добре, о вере, заботе о ближних, любви к родине)

В произведении выражена мысль о том, что не надо далеко ходить за счастьем: счастье – оно рядом, надо просто уметь его разглядеть: надо воспитывать глаз и развивать душу, чтобы уметь наслаждаться красотой мира, который окружает тебя.

- Кому было на уроке легко и комфортно?

- Посмотрите на доске вазу. Если вам все понравилось то положите в вазу розовые цветочки, а если не понравилось – желтые.

Д/з. Написать сочинение « Моя малая Роди












-С помощью текста подтвердим черты характера героини ( любит свою землю ,отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли) и будем дописывать их по ходу анализа текста.

1группа – подтвердите текстом, что Варюша добрая, щедрая, отзывчивая, заботливая

2 группа –найдите в тексте образные выражения, которыми называет Варюшу боец.

- Какой художественный прием использован в этих прозвищах?(сравнение . метафора)

- можно ли по этим словам определить как автор относится к Варюше?

3 группа –Найдите в тексте глаголы, которые помогают определить эмоциональное настроение Варюши.

4 группа -

Синквейн.(Родина, Варюша, колечко, природа)





























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!