СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения. Тема: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения на тему: "Крылов. Стрекоза и Муравей", 2 класс. Использована технология продуктивного чтения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения. Тема: "И.А.Крылов. Стрекоза и Муравей"»

Чтение, 2 класс

Тема: И. А, Крылов «Стрекоза и Муравей» (басня).

Цель: знакомить с творчеством И. А. Крылова; учить детей понимать смысл басни, выразительно читать, изобразительными средствами передавать характер героев;

развивать навыки выразительного и правильного чтения, обогащать активный словарь детей образными словами и выражениями;

воспитывать у детей интерес к басням, любовь к богатому и образному русскому языку.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, книги для выставки, таблицы с пословицами.


Ход урока.

  1. Оргмомент.


  1. Вводная беседа.

- На уроках чтения мы знакомимся с лучшими произведениями для детей и с различными литературными жанрами. Какие жанры вы знаете? А вот умеете ли их различать, мы сейчас проверим.

Небольшая викторина «Угадай, что это?»


1) «Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка» (Рассказ – «Музыкант» В. Бианки).


2) «Лиса с журавлём подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля и пошла звать его к себе в гости:

- Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!» (Сказка – «Лиса и журавль»)


3) «Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима» (Стихотворение Пушкина).


4) «Когда в товарищах согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука» (Басня Крылова «Лебедь, Рак и Щука»).


  1. Постановка темы и учебной задачи урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством великого русского баснописца – Ивана Андреевича Крылова.



  1. Вступительное слово о жизни и творчестве И. А. Крылова.

- Посмотрите на его портрет. По каким признакам можно определить, что жил он давно? (1769 – 1844) Перед нами человек уже немолодой, проживший большую жизнь. Открытое лицо, добрые и проницательные глаза, внимательный взгляд выдают человека несомненно умного, мудрого, человека, которому есть что сказать своим читателям.

О чем он думает? Может быть, на закате жизни вспоминает своё нелегкое детство?

Родился Крылов в семье офицера. Ему было 10 лет, когда умер отец. Семья, и без того небогатая, осталась без всяких средств к существованию. И мальчик вынужден был пойти работать. А дома самостоятельно изучал французский и итальянский языки, математику и русскую литературу. Непрерывное самообразование сделало его одним их саамы просвещенных людей своего времени.

Приехав в Петербург, Крылов сначала стал журналистом, а потом очень долго, почти 30 лет работал в публичной библиотеке.

Крылов писал произведения для театра, журнальные статьи, прозу. Но знаменит он своими баснями. Всего он написал 205 басен.


- Что вы запомнили о жизни и творчестве Крылова?


Что такое басня?


Басня – это небольшое, чаще всего стихотворное произведение, в котором высмеиваются разные пороки, недостатки людей – ложь, хитрость, жадность, глупость и др.

В басне обязательно есть поучение, совет или насмешка над дурным поступком. В баснях Крылова обычно действуют не люди, а звери, но ведут они себя по-человечьи – спорят, ссорятся, мирятся. Многие слова и выражения из его басен стали «крылатыми», т. е. со страниц книг перешли в нашу речь. Например, если несколько человек взялись за одно дело, но договориться не смогли, только спорили и ссорились, а дело не сдвинулось с места, - какую строчку Крылова мы вспоминаем? («Да только воз и ныне там»).


Выставка книг.


- В этих книгах помещены одни из самых известных басен Крылова. (Беседа по книгам).


- А какую басню Крылова читали вы?

(«Лебедь, Рак и Щука» - наизусть)


- А знаете ли вы, ребята, что каждая новая басня требовала огромного труда? Кроме того, Крылов неустанно продолжал работать и над своими старыми, давно уже написанными баснями. Он безжалостно выбрасывал целые строфы. Написав басню в 60 строк, Иван Андреевич доводил ее потом до 50, до 40. Чем меньше строк оставалось, тем труднее было сокращать басню. Но Иван Андреевич не унимался, не жалел времени и труда. Так рождались его удивительные краткие басни в 10-16 строк.


Цель. Сегодня мы прочитаем одну из этих замечательных басен – «Стрекоза и Муравей».


  1. Словарная работа.

В этой басне так же, как и в других баснях Крылова, есть трудные, устаревшие или непонятные слова.

Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка их можно заменить.

вешние – весенние

удручена – огорчена

мурава – молодая трава.


  1. Работа над басней.


  1. Чтение басни учителем. Обмен впечатлениями.


- Понравилась ли история, рассказанная героями?

- Поделитесь своими мыслями о героях басни.


  1. Самостоятельное чтение с заданием:

прочитать самостоятельно, подготовиться к чтению вслух. Подумать, на какие две части можно разделить басню?


  1. Чтение по частям и разбор.


1часть.

- Что значит «лето красное»? (Хорошее, яркое, светлое, красивое)

- Как Стрекоза провела лето?

- Как понимаете выражение: «Оглянуть не успела, как зима катит в глаза»? (Зима наступила неожиданно для неё.)

- Какие изменения произошли в природе с наступлением зимы?

- Что значит «под каждым ей листком был готов и стол и дом»? (Под каждым листком Стрекоза могла спрятаться от непогоды, спать ночью, питаясь нектаром цветов и пить росу).

- Как изменился образ жизни стрекозы? Почему она «уж не поёт»?



2 часть.

- Какой же выход нашла Стрекоза? (Обратиться к Муравью).

- Как вы думаете, почему именно к Муравью обратилась Стрекоза?

- Как понимаете выражение: «Злой тоской удручена»?

Тоска – душевная тревога, уныние.

(Стрекоза пришла в уныние, подавлена, можно сказать, что она ползет к Муравью унылая, злая).

- Как обращается Стрекоза к Муравью, как она называет его? (Кум милый).

- Ползет унылая, злая, а обращается ласково. Что можно о ней сказать? (Неискренняя, хитрая, льстивая, унижается)

- Как надо читать слова Стрекозы? (Не только ласково, а с унижением).

- Передайте это интонацией.


- Что на это ответил Муравей?

- Почему Муравей не отвечает сразу отказом или согласием покормить? (Хочет узнать, как Стрекоза готовилась к зиме).

- Да, трудолюбивый Муравей задает ей главный вопрос, как Стрекоза готовилась к зиме. Прочитайте вопрос Муравья с соответствующей интонацией.

- Прочитайте ответ Стрекозы. Как вы понимаете выражение «голову вскружило»? (Сильно увлекло, лишило возможности рассуждать.

- Муравей начал отвечать, но Стрекоза перебила его. Как вы думаете, что хотел сказать Муравей? («А, так ты»… веселилась, не готовилась к зиме, перестала думать…)

Без души – всей душой, от всей души.

- Прочитайте последние две строки басни и скажите, как вы понимаете ответ Муравья?

- Муравей говорит: «Ты все пела, это дело». Действительно ли он считает пение делом? Когда поют, пляшут, отдыхают? (Когда поработали, сделали дело).

- Как надо читать эти слова? (С усмешкой).

- Передайте это при чтении.

- «Так поди же попляши» - то есть продолжай веселиться.


- Одинаковое ли чувство вызывает у вас Стрекоза в начале басни и в конце?

- На чьей стороне автор? Жалеет ли он Стрекозу? А вы?


Работа с иллюстрацией (Найти соответствующие строки)


Работа с пословицей.


  1. Словарная работа

- Посмотрим, насколько хорошо вы поняли язык басни Крылова. Я буду читать фразы, а вы должны отыскать в тексте соответствующие по смыслу слова и выражения.

  • Неожиданно быстро наступила зима.

  • Поле стало мертвым, всё убрали, ничего не растёт.

  • Голодный человек не может веселиться.

  • Подавлена, впала в уныние.

  • Поработала – отдохни.


  1. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям (вопрос № 5).


  1. Обобщающая беседа.

Итак, И. А. Крылов в своих баснях дал нам советы, как жить. Он хотел, чтобы люди, которые прочитают его басни, а значит и мы с вами, стали умнее, добрее и лучше. И когда Крылов смеется над недостатками в поступках животных, в действительности смеется над недостатками людей.

Подумайте, какой недостаток людей высмеивается в этой басне? Для чего Крылов рассказал нам эту историю?

(Крылов был добрым человеком, честным, мудрым. Он изобразил Муравья тружеником, которому непонятно безделье, легкомыслие, беспечность. А Стрекоза показана ветреной, легкомысленной, «Лето красное пропела». Помощь может быть оказана тому, кто сам трудился, но по каким-то, независящим от него причинам, испытал нужду. Автор не сочувствует Стрекозе, он полностью на стороне Муравья).


- Какие слова и выражения басни стали крылатыми?

«Попрыгунья Стрекоза» - о ветреной, легкомысленной девушке.

«Ты все пела? это дело: так поди же, попляши!»



  1. Итог урока. Рефлексия.

- С каким произведением познакомились на уроке? Кто автор?

- Закончите предложение:

Сегодня на уроке я узнал …

Теперь я могу …

Я могу похвалить себя за …


  1. Домашнее задание. Выучить наизусть.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!