СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 3 класс «Святое правое дело – защищать родную землю» (на материале русских былин)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. Обобщающий урок в разделе «Устное народное творчество»

Тема урока: «Святое правое дело – защищать родную землю» (на материале русских былин)

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 3 класс «Святое правое дело – защищать родную землю» (на материале русских былин)»

3 сыныпта әдеби оқу сабағының конспектісі

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

Обобщающий урок в разделе «Устное народное творчество»

Тема урока: «Святое правое дело – защищать родную землю» (на материале русских былин)

В соответствии с темой определены следующие цели урока:

  1. Читая произведение художника, учить осмысливать и анализировать изученный материал; обогащать словарный запас учащихся.

  2. Развивать навыки монологической речи, творческое воображение учащихся, умение работать в группе.

  3. Воспитывать любовь к слову, предмету, уважение к культурному наследию.

  4. Создавать благоприятную психологическую обстановку для всех учащихся.

Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Сообщение темы урока
    -_ Сегодня у нас урок литературного чтения, урок словесности. Тема его представлена на слайде. Прочитайте тему урока и ответьте на вопрос:
    Чье это дело – защищать Родину?
    (ответы детей: богатырей, воинов, солдат).
    Защищать родную землю – это дело только воинов? (ответы детей: нет, это может сделать даже простой человек).

О чем вы будете говорить сегодня на уроке? (ответы детей: о защитниках родины, о богатырях, о былинах)

  1. Актуализация знаний
    - Вспомните, что такое былина (определение из учебника)
    карточка – информатор №1 (Первушина)
    БЫЛИНА – фольклорная эпическая песня, жанр, характерный для русской традиции. Основой сюжета былины является героическое событие либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины – «старина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идет речь, имело место в прошлом). Термин «былина» в научный обиход был введен в 40-х годах 19 в. фольклористом И.П.Сахаровым (1807–1863).

-Кто рассказывал былины? (гусляры, сказители) карточка – информатор № 2 (Панков)
В стародавние времена складывал народ былины. Их исполняли народные сказители под аккомпанемент старинного струнного инструмента, который называется гусли, позже былины исполнялись речитативом. Для былин характерен особый тонический былинный стих (в основе которого лежит соизмеримость строк по количеству ударений, чем и достигается ритмическое единообразие). Хотя сказители использовали при исполнении былин всего несколько мелодий, они обогащали пение разнообразием интонаций, а также меняли тембр голоса.

-А кто такие богатыри? (ответы детей, слайд) карточка – информатор №3, 4 (Харлова, Мокин)
Происхождение слова «богатырь»

Откуда происходит слово «богатырь»? Есть мнение, что оно заимствовано из тюркских языков, где является в различных формах - багхатур, багадур, батур, батыр, батор.

Ученые (Щепкин, Буслаев) прямо выводили «богатырь» из «Бог» через посредство «богатый»

Образы богатырей – народный эталон мужества, справедливости, патриотизма и силы. Недаром один из первых русских самолетов, обладавший исключительной по тем временам грузоподъемностью, был назван - «Илья Муромец»

-Какими вы представляете себе богатырей? (ответы детей)

4. Беседа по картине В.М. Васнецова «Богатыри»

- Посмотрите на доску. На слайде представлена самая знаменитая картина В.М. Васнецова «Богатыри». Цель нашего сегодняшнего урока – «прочитать картину», используя ваши знания о былинах, их персонажах, переосмыслить их и составить сочинение.

-О картине и художнике нам расскажут ребята . Карточка- информатор № 5,6 (Бурхарт, Баймуратов)

«Богатыри» - самая знаменитая картина Васнецова. Он писал её более 20 лет и закончил в 1898 году.

С образом богатырей у него ассоциировались мощные дубы, росшие в парке имения Абрамцево. Он не раз любовался «кряжистыми великанами». Невольно пришла на ум мысль: «Это ведь наша Матушка – Русь… Её, как и дубы, голыми руками не возьмешь. Не страшны ей ни метели, ни ураганы, ни пронёсшиеся столетия»



Да и сам Васнецов, по воспоминаниям современников, был человек бесконечно сильный, застенчивый и простодушный. Савва Морозов говорил: «Если бы ты не был художником, то из тебя вышел бы талантливый молотобоец».

-Работать вы будете по карточке – вопроснику, которая лежит у вас на парте. Вопросы карточки читаете про себя, думаете и отвечаете

1 Кто изображен на картине? Реальны ли эти персонажи?



2 Как на картине передается тревожность, «былинность» времени? (ответы детей) Карточка – информатор № 7 (Цветкова)

В Древней Киевской Руси во времена князя Владимира были поставлены богатырские заставы. Зорко стерегли на них врага храбрые воины. Нужно было охранять Родину от хазар, печенегов, половцев, которые тревожили Русь опустошительными набегами.

Картина Васнецова отражает то беспокойное время

3 Кто герои картины? (ответы детей : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)



4 Внимательно всмотритесь в лица богатырей. Не наложила ли война отпечаток жестокости на их лица?

(ответы детей : нет, не наложила. Они серьезные, но не жестокие)

5 Каковы они в обычной жизни? (простые, умные, добрые, честные, веселые)

6 Почему на переднем плане у ног богатырских коней художник нарисовал маленькие сосенки и елочки (это прием гиперболизации, чтобы подчеркнуть величину богатырей)



7 Но каждый из них индивидуален, докажите это.





Илья Муромец Добрыня Никитич Алеша Попович

? ? ?

Илья Муромец

Илья из Мурома

Черниговцы : «Избавитель ты наш, Почему такое различие в

Славный, русский богатырь обращении к Илье Муромцу?

Князь Владимир: «добрый молодец»

«мужик – деревенщина»

1 Как называют Илью Муромца в былинах

2 Докажите: под стать Илье Муромцу его конь и богатырское снаряжение.

3 Какими подвигами прославился Илья Муромец?

4 Богатырская сила Ильи Муромца в его действиях (найдите глаголы в тексте)

Добрыня Никитич (от греческого «победитель»)

«Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

1 Осмыслите название. Почему такое уважительное отношение к героям (имя, отчество у каждого), хотя они – враги?

2 Чем объяснить подробное описание внешнего вида, характера Добрыни Никитича и отсутствие описания Ильи Муромца?

Молодой Алеша Попович (прозвище)

(«защитник»)

1 Опишите по картине характер Алеши Поповича?


2 Послушайте его описание в былине. Какие черты его характера подчеркиваются?



5. Работа в группах. Подготовьте в группах устный рассказ о богатыре, отвечая на вопросы карточки и вспоминая все, что вы читали о них в былинах, смотря на картину по плану.

План ответа:

  1. Откуда родом богатырь? Его происхождение.

  2. Внешний вид (по картине)

  3. Снаряжение, описание коня.

  4. Основные черты характера (по былинам).

  5. Какие подвиги совершил?

  6. Кто были его враги?

  7. Какой образ удалось создать художнику на картине?

6. Рассказы детей о богатырях (демонстрация слайдов)

Все богатыри – КРЕСТОВЫЕ БРАТЬЯ. Они заключили договор побратимства, обменявшись нательными крестами, условились о согласии в действиях, поклялись помогать и служить друг другу.

Чем важно такое единство? Что оно символизирует?

7. Итог урока: Чему научил вас сегодняшний урок? Какие выводы вы сделали? Где полученные сегодня знания вам могут пригодиться в дальнейшем

8. Д\з Написать сочинение, используя знания , полученные на уроке.

Оценивание.

19





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!