СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения 2 кл. Л.Пантелеев Две лягушки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомства с литературным прозведения.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения 2 кл. Л.Пантелеев Две лягушки.»

Сравнительная характеристика героев в произведении

Л.Пантелеева «Две лягушки»

Цели урока:

Обучающие:

1) познакомить детей с биографией и с творчеством Л. Пантелеева; совершенствовать навыки чтения (правильность, беглость, осознанность, выразительность);

2) обогащать словарный запас учащихся;

3) формировать умение самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые автор использует для характеристики героев.

Развивающие:

1) развивать умения анализировать характер героев с опорой на сюжет, понять мотивацию поведения.

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества характера (настойчивость, трудолюбие, воля); формировать понятие, что в любой ситуации можно найти выход.



Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска SMART Board.



Дидактический материал учителя: презентация в программе PowerPoint (на слайдах- фото лягушек, портрет автора, непонятные слова, задания в тетради, тест).



Методы обучения:

объяснительно-иллюстративный

поисково-исследовательский.



Предполагаемые результаты:

Литературный анализ рассказа на основе предложенных учебных задач.

Сравнительная характеристика героев.

Подведение итогов и выводов по теме.



I. Организационный момент.

- Приветствие, проверка готовности к уроку.



II. Постановка целей урока.

- Посмотрите на доску и определите, о ком мы будем сегодня читать? (О лягушках).

- Что вы знаете об этих животных?

- Лягушки - удивительные животные, они земноводные. Земноводных называют амфибиями. Рождаются они в воде, и первую часть жизни живут в воде, а потом выходят на сушу. Это безвредные животные.

- Чем они питаются? (Комарами)

- В средней полосе России встречаются всего четыре вида лягушек: озерная и прудовая (зеленой окраски), а так же травяная и остромордая (коричневой окраски). Их длина достигает 17 см.



III. Знакомство с биографией и с творчеством Л. Пантелеева.

- Прочитайте имя автора, с произведением которого мы будем сегодня знакомиться. Посмотрите на его портрет на доске.

- Л.Пантелеев - это псевдоним, т.е. вымышленное имя или фамилия, которым подписывают некоторые писатели свои произведения в печати. Этот псевдоним принадлежит Алексею Ивановичу Еремееву - бывшему беспризорнику, воспитаннику Петроградской школы для трудновоспитуемых ребят.

Самые яркие произведения автора: "Буква "Ты", "Честное слово", "Гвардии-рядовой на ялике", автобиографическая повесть "Ленька Пантелеев", соавтор книги "Республика Шкид" Г.Белых.



- Какое из этих произведений вам уже знакомо? (Рассказ "Буква "Ты" изучался в первом классе.)



IV. Изучение нового материала.

Сегодня мы прочитаем произведение «Две лягушки» Л. Пантелеева.

1.Чтение текста учителем, по ходу чтения выясняется значение непонятных слов.

-Что означает слово ПОБУЛТЫХАЛАСЬ? (Бултыхаться – падать, бросаться, плескаться о стенки сосуда, находясь в жидкости).

-Что означает слово БАРАХТАТЬСЯ? (Барахтаться – делать беспорядочные движения, находясь в жидкости).

-Это слова синонимы.

-Погреб – помещение ниже уровня земли для хранения припасов.



2. Беседа по первым впечатлениям.

-К какому литературному жанру относится это произведение? (Авторская сказка о животных).

-Какая лягушка вам понравилась и чем?



3.Повторное чтение сказки цепочкой.

Подготовительная работа-выполнение упражнений, расположенных перед текстом.

ПО-БУЛ-ТЫ-ХА-ЛАСЬ - ПОБУЛТЫХАЛАСЬ

БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ – БАРАХТАТЬСЯ

ЗА-ХЛЕБ-НУ-ЛАСЬ – ЗАХЛЕБНУЛАСЬ

ДО-ГА-ДА-ЛАСЬ – ДОГАДАЛАСЬ

ПО-ГРЕБ – ПОГРЕБ

КА-НА-ВА – КАНАВА



4. Работа по содержанию.

- Где жили две лягушки-подружки? (Они жили в одной канаве.)

- Почему именно про ленивую лягушку автор говорит, что она родилась в городском парке? Чем жизнь в городском парке отличается от жизни в лесу?

-Что случилось однажды с лягушками?

-Как они оказались в горшке со сметаной?

- Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

- Что происходит со сметаной, когда ее долго взбивают?

- Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

- Как уговаривала себя лесная лягушка, когда чувствовала, что силы уже на исходе?

-Какие слова лягушки были самыми главными, они помогли ей выжить? (Пока силы есть, буду бороться).

- В каких словах содержится главная мысль сказки? (… пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить).



5. Составление характеристики героев. Анализ произведения.

- На протяжении всей сказки автор сравнивает лягушек друг с другом.

- Какая по характеру была настоящая лесная лягушка? Найдите в тексте и прочитайте.

- А как называют людей с таким характером. (Оптимист).

- Что случилось с трусливой лягушкой? (Она утонула).

- А другая лягушка, как она рассуждала? (Все равно утону, не верила в лучшее) (Таких людей называют пессимист.)

- А что случилось с храброй лягушкой. (Вторая старалось, не хныкала и выбралась).

-Что можно сказать о лягушке, которая спаслась?

-Как относится автор к ней?

-Чему учит эта история? ( Быть терпеливым, храбрым, старательным, стремиться справиться с трудностями).



6. Сравнительная характеристика героев в произведении Л.Пантелеева «Две лягушки». Подберите подходящие слова-характеристики для каждой лягушки.

-Какими были лягушки по характеру (рабочая тетрадь).

1 лягушка - веселая, настойчивая, храбрая, сильная, волевая, бодрая

2 лягушка – засоня, лентяйка, трусиха, безвольная, унылая



V. Обобщение.

- Итак, мы проанализировали сказку «Две лягушки» Л. Пантелеева.

-Какая главная мысль прочитанной сказки? (Пока силы есть, буду бороться. Я ведь ещё живая – значит, надо жить).

-Можно ли второй лягушке дать совет «Не падай духом!»?

-Какой вывод ты для себя сделал? (Никогда не сдаваться перед трудностями.)



VI. Контроль усвоенных знаний. (Работа выполняется устно).

Тест

1. Где жили лягушки?

а) в болоте,

б) в канаве,

в) в городском парке.

2. Когда лягушки пошли погулять?

а) вечером,

б) ночью,

в) на рассвете.

3. Куда лягушки забрались?

а) в кухню,

б) в погреб,

в) в сарай.

4. Что из перечисленного НЕ любят лягушки?

а) плесень,

б) мох,

в) сметану.

5. Куда они свалились?

а) в горшок со сметаной,

в) в бутылку с кефиром,

б) в блюдце с молоком.

6. О чем НЕ подумала ленивая лягушка?

а) «Пока есть силы, буду барахтаться»,

б) «Только время даром тратить»,

в) «Уж лучше я сразу утону».

7. О чем думала лесная лягушка?

а) «Все равно мне отсюда не вылезти»,

б) «Что ж я буду напрасно барахтаться»,

в) «Нет, не сдамся».

8. Какое выражение употребила лесная лягушка в своих мыслях?

а) «Шалишь, лягушачья смерть»,

б) «Балуешься, лягушачья смерть»,

в) «Озорничаешь, лягушачья смерть».

9. Что случилось со сметаной?

а) она высохла,

б) из нее получился сыр,

в) из нее сбилось масло.

10. В каких словах выражена главная мысль сказки?

а) «Не падай духом!»,

б) «Откуда взялось масло?»,

в) «А там – что будет».



VII. Итог урока. Рефлексия.

- Могла ли сказка закончиться по-другому? Как?

- Какой конец вам больше нравится?

- Для чего автор придумал эту сказку? О чем он заставил вас задуматься?

- Какие черты характера будете воспитывать в себе?

- Повторите главную мысль сказки.

-Литературные произведения создаются не только для того, чтобы радовать нас, доставлять удовольствие во время чтения, но и для того, чтобы нас чему-то научить, рассказать о качествах человеческого характера.



VIII. Домашнее задание.

Подготовить подробный пересказ прочитанной сказки: от лица автора, как и написана сказка, а также от лица храброй, сильной, веселой лягушки .



.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!