Урок по поэме М.Ю.Лермонтова « Мцыри»
«Вся жизнь»
Цели:
Образовательные: познакомить учащихся с поэмой ”Мцыри”,
Развивающие: развивать эмоциональную восприимчивость, навыки выразительного чтения лирического стихотворения, продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы. Для того, чтобы учащиеся могли почувствовать особенности лермонтовского отношения к жизни, к свободе, им предлагается сравнить финал поэмы Дж.Байрона « Шильонский узники финал поэмы М.Ю. Лермонгова . На работу отводится з часа.
Воспитывающие: воспитывать интерес к творчеству поэта.
Тип урока: формирование знаний и умений.
Ход урока
Нарисуйте как по-вашему, выглядит СВОБОДА.
Слайд 1 ( портрет М.Ю. Лермонтова)
Учитель:
В 1839 году двадцатилетний Михаил Юрьевич Лермонтов, воодушевленный путешествием по Кавказу, написал поэму « Бэри» . С незначительными изменениями поэма была опубликована в книге « Стихотворения М.Лермонтова» под названием « Мцыри»
Чтение учителем
Слайды 2,3,4,5.
Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
Теперь один старик седой,
Развалин страж полуживой,
Людьми и смертию забыт,
Сметает пыль с могильных плит,
Которых надпись говорит
О славе прошлой — и о том,
Как, удручен своим венцом,
Такой-то царь, в такой-то год,
Вручал России свой народ.
И божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
Мцыри- имя главного героя поэмы, молодого послушника, который шестилетним ребенком попал в православный монастырь . По тексту поэмы:
Однажды русский генерал
Из гор к Тифлису проезжал;
Ребенка пленного он вез.
Тот занемог, не перенес
Трудов далекого пути;
Мы можем догадаться , что мальчик этот принадлежал к какому-то воинственному горскому племени. Скорее всего, мусульманского вероисповедания, что родные его погибли в сражении с русскими войсками. Мцыри вырос в монастыре, среди монахов и воспитанный монахами, но сохранил в душе воспоминания о родителях, об отчем доме, о родной стороне. И вот накануне того дня, когда ему предстояло постричься в монахи и навсегда отречься от мира, Мцыри бежит из монастыря. Три дня он скитается на воле, его безуспешно ищут, пока наконец не возвращают в монастырь, страшно изможденного, израненного.В келью к умирающему Мцыри приходит старый, седой монах. Который когда-то принял его ребенком из рук русского генерала и спас от смерти, и Мцыри исповедуется ему. Собственно, почти вся поэма- это исповедь Мцыри о том, что случилось с ним за эти три дня вольной жизни, жизни вне монастырских стен.
Слайд 7
Прочитайте, как описывает Мцыри свою жизнь на воле, и подчеркните ключевые слова и словосочетания, которыми он объясняет, что для него свобода и как она выглядит
Чтение учениками строф 3,4,5
Проверить, что выписали
Чтение учениками строф 6,7,8.
Учащиеся продолжают подчеркивать, а дополнительно делают « рисунки на полях»
Посмотреть рисунки, объяснить, почему возникли такие образы
Чтение строф 9,10,11
Какой цвет лучше всего передает ощущения и состояние Мцыри? Закрасьте этим цветом лист бумаги.
Чтение строф 12, 13. Покажите при помощи пантомимы состояние Мцыри, описанное в этих строфах
Самостоятельное чтение « про себя « строф 14, 15. Пересказать коротко то, что случилось с Мцыри.
Чтение учеником строфы 16 Какова основная мысль этой строфы?
Чтение учителем строф 17,18. Для чего поэт вводит этот эпизод?
Чтение хором 19 строфы
Выпишите слова и словосочетания, которые вы подчеркнули в монологе Мцыри
Есть ли среди этих слов и словосочетаний такие, которые таят в себе угрозу? Если есть. То подчеркните их. 2 мин.
Слайд 8
Мцыри не размышляет о том, что такое свобода. Он просто рассказывает, что увидел и пережил за три дня свободной жизни, а вот вы, опираясь на опыт лермонтовского героя, попробуйте поразмышлять о свободе . Напишите, используя выписанные вами из монолога Мцыри слова и словосочетания, что значит « быть свободным», что делает человека свободным. И еще6 попробуйте высказаться о том, совпадает ли ваше представление о свободе с тем образом свободы, который создан в поэме М.Ю. Лермонтова.
Прочитайте друг другу в группах тексты, которые у вас получились
Урок второй
Слайд 9
Портрет Байрона
В 1816 году, когда Пушкин, хоть уже и отметился на поэтическом поприще, но еще учился в лицее, а Лермонтову исполнилось только два года, Джордж Гордон Байрон
( 1788-1824) написал поэму « Шильонский узник» в которой попытался выразить мысли и чувства человека, проведшего долгие годы в тюрьме замка Шильон. Герой поэмы Байрона, от лица которого ведется повествование, рассказывает, как погибла в борьбе с тираном его семья, отец и двое братьев., как оставшиеся два других его брата умерли в заключении буквально у него на руках, сломленные неволей физически и духовно.
Слайд 10
Прочитайте окончание поэмы Байрона « Шильонский узник» и подчеркните те слова и словосочетания, которые выражают состояние главного героя и те перемены, которые произвела в нем тюрьма.
Чтение 11 ,12,13, 14 строф « Шильонский узник» самостоятельно.
Слайд 11
Как вы думаете, может ли человек сожалеть о приобретенной свободе, желать неволи, вздыхать по тюрьме: Не противоестественно ли это? Объясните свою точку зрения.
Слайд 12
В левую колонку выпишите слова и словосочетания ,которые вы подчеркнули в тексте « Шильонского узника»
Слайд 13
Узник замка Шильон Мцыри
В 1822 году поэму Байрон « The Prisoner of Chillon” перевел на русский язык Василий Андреевич Жуковский . скорее всего, при том пристальном внимании с которым Лермонтов относился к творчеству и личности Байрона, он читал поэму в переводе Жуковского И нетрудно заметить, что поэма « Мцыри» похожа и некоторыми сюжетными коллизиями, и приемом повествования от первого лица, и ритмом на « Шильонского узника» . Но так ли уж действительно велико сходство?
Слайд 14
Прочитайте теперь окончание поэмы Лермонтова « Мцыри» и подчеркните в нем слова и словосочетания, которые выражают душевное состояние и стремление лермонтовского героя- тот жизненный итог, к которому он приходит перед смертью.
Самостоятельное чтение 24, 25, 26 строф поэмы « Мцыри»
Слайд 15
Выпишите подчеркнутые вами слова и словосочетания в правую колонку таблицы.
Слайд 16
Сравните лексические ряды , которые выражают душевное состояние шильонского узника, с одной стороны, и Мцыри- с другой. Опираясь на это сравнение, дайте характеристику лермонтовскому герою. Чем он отличается от героя Байрона? Кто из них вам более симпатичен и почему?
Почему урок назван ВСЯ ЖИЗНЬ?
Третий урок
Используя весь накопленный материал, напишите, в чем вы видите смысл поэмы М.Ю.Лермонтова « Мцыри»? Для чего она, с вашей точки зрения, была написана Лермонтовым и какое лично на вас она произвела впечатление?
Может быть домашним заданием.