СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в Х классе "Анализируя рассказы Чехова"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок нацелен на анализ двух произведений - рассказов "Попрыгунья" и "Человек в футляре"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в Х классе "Анализируя рассказы Чехова"»

Урок русской литературы в Х классе «Анализируя рассказы Чехова»

Цели: организовать деятельность учащихся по выявлению идейного и художественного своеобразия рассказов Чехова; развитие аналитического мышления; воспитание нравственности и жизненной позиции подростков.



Ход урока

  1. Выявление читательских впечатлений

– Вы прочитали два рассказа – «Попрыгунья» и «Человек в футляре». Какой из них произвёл на вас большее впечатление?

- Кто из героев вызвал уважение? А кто пренебрежение? Объясните своё отношение.

  1. Вступительное слово учителя

Сегодня нам предстоит еще одна встреча с А. П. Чеховым, с героями его рассказа «Попрыгунья». Но прежде чем начать разговор, непосредственно связанный с этим произведением, я хочу предложить вам два мнения, две цитаты. Одна из них принадлежит современнику Чехова, поэту и литературному критику Владиславу Ходасевичу: «Из кого бы ни состояла будущая Россия – из чеховских героев она состоять не будет. В жизни они явятся только большими исключениями, в литературе их разлюбят, потому что перестанут понимать… Вторая – нашему современнику прекрасному писателю Чингизу Айтматову: «Чехов – это своеобразный «код общения». Если я встречаю человека и узнаю, что он любит Чехова, значит, я нашел друга». Наверно, неправильно задавать вопрос: «А на чьей вы стороне?» - потому что по-настоящему искренний ответ на него возможен только наедине с самим собой. Но можно задать другой вопрос – два незаконченных предложения ( запись на доске):

Ложные ценности – это всѐ то, что…?

Истинные ценности всегда там, где …?

В конце урока мы должны будем в совместном поиске найти завершение этих двух предложений и сопоставить их с суждениями самого А. П. Чехова.

  1. История создания рассказа

Впервые рассказ Антона Павловича Чехова «Попрыгунья» был напечатан в петербуржском журнале «Север» за 1892 г., №№ 1,2. Судя по переписке Чехова с редактором журнала Тихоновым, писатель долго затруднялся в выборе названия для рассказа. Вот фрагмент из его письма редактору: «… относительно названия я ничего еще не придумал. Если уж так нужно, то назовите просто «Рассказ» или же «Обыватели». Однако позже, посылая Тихонову эту, по его словам, «чувствительную историю для семейного чтения», Чехов все-таки дал рассказу название «Великий человек». Тем не менее уже в следующем письме заметил: «Великий человек» мне совсем не нравится. Надо назвать как-нибудь иначе — это непременно. Назовите так — «Попрыгунья»». Следует отметить, что рассказ представляет собой редкое в чеховском наследии произведение, где прототипы персонажей были сразу же узнаны современниками. Так, в героине «Попрыгуньи» Ольге Ивановне угадывались черты художницы Софьи Петровны Кувшинниковой, хозяйки известного в Москве литературно-артистического салона, угадывался стиль ее дома, характер отношений с мужем. Узнав себя в Ольге Ивановне, Кувшинникова обиделась. Обиделся и добрый друг Антона Павловича художник Левитан, посчитав, что Чехов задел его, изобразив в Рябовском. Чехов был огорчен этим и замечал: «Только писатель может понять, как преломляются и комбинируются впечатления от виденной и слышанной жизни в жизнь творчества. По праву художника, берущего краски, какие ему нужно и где только можно, я взял только черточки из внешней обстановки, только отдельные штрихи из портрета…» Таким образом, все, отмеченные в данном сообщении факты явно говорят об одном – о жизненной достоверности рассказа, о подлинном мастерстве писателя. Вопрос классу: Почему Чехову не понравился первый вариант названия рассказа «Великий человек?» Почему полушутя, полусерьезно Чехов определил жанр рассказа как «чувствительную историю для семейного чтения»?

  1. Аналитическая работа

Вопросы классу:

Любила ли Ольга Ивановна своего мужа?

 Была ли она сама талантливым человеком?

 Еѐ отношения с художником Рябовским – это любовь?

 Чем занята Ольга Ивановна в тот день, когда ее муж не пошел на службу, не вышел к завтраку, лежал с высокой температурой?

 Верите ли вы, что после смерти Дымова Ольга Ивановна изменится в лучшую сторону? Попутное замечание: Л.Н. ТОЛСТОЙ не верил. Вот строки из его письма: «С таким тонким юмором написано . Превосходно, превосходно! Есть юмор сначала, а потом эта серьезность… И как чувствуется, что после его смерти она опять будет точно такая же»

Задание классу: Определим в форме однородного ряда систему ценностей Ольги Ивановны: яркие наряды, знакомство со «знаменитостями»…

Самостоятельное завершение первого предложения. Запись в тетрадь: Ложные ценности – это…

«Столкновение» двух мнений - двух цитат из рассказа - глава YIII

Мысли Ольги Ивановны: «Молчаливое, безропотное, непонятное существо, обезличенное своей кротостью, бесхарактерное, слабое от излишней доброты, глухо страдало где-то там у себя на диване и не жаловалось».

Слова Коростелева: «Какая потеря для науки! Это, если всех нас сравнить с ним, был великий, необыкновенный человек! Какие дарования! Какие надежды он подавал нам всем!»

- Чье мнение вы разделяете? Почему? Сам Чехов не просто на стороне Дымова, которого считал ( вспомним первое название рассказа) великим человеком, - он не понаслышке знает цену самоотверженному труду.

Определим в форме однородного ряда систему ценностей двух врачей – Осипа Дымова и Антона Чехова: истинные ценности – это преданность делу, которому служишь, уважение к людям, деятельная забота о них, душевная порядочность… Самостоятельная запись в тетрадь: Истинные ценности всегда там, где…? Сопоставление с мнением Чехова: … где есть глубокое уважение к целеустремленному, самоотверженному труду.



  1. Анализ рассказа «Человек в футляре»

– Как название рассказа определило его композицию?

- Каким предстаёт перед нами Беликов?

- Что, по вашему мнению, составляет основу характера Беликова?

- Жизненные принципы Беликова. Что вы можете о них сказать?

- Профессия и внутренний мир героев рассказа. Как соотносится это?

- Как возникла мысль женить Беликова? У кого? Как вы отнеслись к этой идее?

- Почему расстроился этот брак?

- Беликова в городе не любили и побаивались. Он умер. Как изменилась жизнь после его смерти? Почему?

- В чём вы видите общность героев: Беликова, Коваленко, Буркина…

  1. Обобщение

- Что показалось вам лично ценным в рассказах Чехова?

- Нужен ли современному читателю Чехов?

  1. Задание на дом: прочитать рассказ «Ионыч» и «Дама с собачкой»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!