СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в гуманитарном классе (10) на тему "Художественные особенности романа И.Гончарова "Обломов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок является заключительным в системе изучения романа И.А.Гончарова "Обломов"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в гуманитарном классе (10) на тему "Художественные особенности романа И.Гончарова "Обломов"»

Тема урока : « Художественные особенности и многогранность романа И.Гончарова «Обломов».

Цель урока: формировать завершенное представление о романе и его герое, определить, в чем заключается художественное своеобразие романа и его многогранность, подготовить к написанию сочинения по роману.

Задачи урока: определить актуальность романа И.А.Гончарова «Обломов»; развивать у учащихся умения работать с текстом, анализировать, группировать, систематизировать; воспитать активную жизненную позицию чувство ответственности за свое будущее.

Регулятивные УУД: определять цель , проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, планировать деятельность в учебной ситуации

Познавательные УУД: владеть смысловым чтением,выявлять причинно-следственные связи, делать выводы, представлять информацию в разных формах, самостоятельно работать с информацией, выбирать важное, классифицировать.

Личностные УУД: оценивать свои и чужие поступки, уметь принимать правильное решение.

Коммуникативные УУД: умение работать в парах, группах, излагать свое мнение, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Ожидаемые результаты:

Предметные: знание текста романа, художественных приемов создания главных образов, функции символом и художественной детали, значения композиции.

Метапредметные: формирование у учащихся приемов анализа художественного текста, умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественного своеобразия романа.

Личностные: применение полученных знаний на практике, умение определять цель и ставить задачи для ее достижения; познавательный интерес к миру литературы, понимание роли автора в произведении.

Тип урока: обобщение изученного(подготовка к сочинению).









Ход урока

Слово учителя:

Приветствие. Сегодня мы с вами проводим урок-размышление, урок –беседа, урок-анализ , урок-подготовка к домашнему сочинению по роману И.А .Гончарова «Обломов».

Продолжите , пожалуйста, фразу

чтобы процесс работы над сочинением был в удовольствие, легким, как говорится, на одном дыхании, сегодня на уроке мы должны…..

А начнем с того, что я прошу обратить ваше внимание на отрывки из текста Г.И. Беленького:

«Неправильно было бы видеть в произведениях писателей только средство получения удовольствия».

«Мы нередко… берем в руки книгу, чтобы отдохнуть и развлечься…»

Прокомментируйте данные высказывания!

А какого читателя можно назвать внимательным?(тот , который умеет видеть тонкости изображения образов, характеров, тот , который , читая сюжет, видит подтекст).

Таким образом , тема нашего урока «Художественные особенности и многогранность романа И.Гончарова «Обломов».

Какие литературоведческие понятия характерны при анализе романа Гончарова «Обломов» (художественная деталь, композиция, конфликт, пейзаж, интерьер, портреты героев, реализм, актуальность и т.д).

А начнем мы с идейного замысла писателя.

-Какую цель ставил перед написанием романа Гончаров?

(Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются в «кисель»…»)

-А отчего люди в то время превращались в «кисель»? (историческая эпоха 1859 года) Реализм, типичный герой в типичных обстоятельствах.

Действительно, задумка осуществлена: показаны условия, порождающие лень, апатию, прослеживаются моменты, как постепенно гаснет человек, превращаясь в «мертвую душу». Все внимание писателя сосредоточено на тончайшей отделке характеров. Каким образом удается сделать это писателю, мы попытаемся выяснить.

Итак, вашему вниманию предлагаю элементы игры «Где логика?»(презентация).

Почему вам удалось разгадать образы(потому что каждый образ в романе построен через символы , художественные детали.

Итак, образы главных героев раскрываются через через художественные детали и символы, которыми богато это произведение. Перечислите эти художественные детали и символы.(халат ,тапочки, сирень, овраг, пирог, крыльцо…).

Вывод урока:

В чем заключается художественное своеобразие и многогранность романа И.Гончарова «Обломов»?

Прочитайте задание к написанию домашнего сочинения.





































Работа по группам «Зигзаг»

Группа «1» Задание: составьте схему «движения» художественных деталей ХАЛАТ и МЕБЕЛЬ

Халат :

Мебель :



Группа «2» Задание: Какой художественный прием является важным при противопоставлении образов, характеров, событий? Составьте пары, охарактеризуйте противопоставление.

Обломов - Штольц

Обломов-Ольга

Ольга-Агафья Матвеевна

Петербург- Обломовка

Петербург(центр города) - Выборгская сторона.



Группа «3 » Задание: какие виды конфликта отражены в романе И.Гончарова «Обломов». Чем разрешается каждый конфликт?

Конфликт :философский, любовный.

Философский конфликт отражает противоречия между типами сознания: практический и рационалистический (Штольц) и идеалистический (Обломов). Штольц успевает во всем, а Обломов надеется на чудесное превращение жизни в идеал.

Любовный отражает внутренние противоречия Обломова по отношению к Ольге. Но здесь происходит раздвоение конфликта, появляется Агафья Матвеевна.

-Чем разрешается конфликт?



Группа «4»Если бы вам предложили составить портретную галерею литературных героев. Кого бы вы поместили рядом с Обломовым и почему

А если бы вам пришлось составить диалог между этими героями. О чем бы они говорили, рассуждали?

Прочитайте отрывки из статей, писем писателей и критиков. Сделайте вывод

Группа «5» Писатель и критик А. В. Дружинин (1859 г.):

"...Наперекор всем препятствиям "Обломов" победоносно захватил собою все страсти, все внимание, все помыслы читателей. В каких-то пароксизмах наслаждения все грамотные люди прочли "Обломова". Толпы людей, как будто чего-то ждавших, шумно кинулись к "Обломову".

Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного малейшего, безуездного, заштатнейшего города, где бы не читали "Обломова", не хвалили "Обломова", не спорили об "Обломове".."

"...Обломов, лучшее и сильнейшее создание нашего блистательного романиста, не принадлежит к числу типов, „к которым невозможно добавить ни одной лишней черты”, — над этим типом невольно задумываешься, дополнений к нему невольно жаждешь, но дополнения эти сами приходят на мысль, и автор со своей стороны сделал почти все нужное для того, чтобы они приходили..." (А. В. Дружинин, статья "Обломов". Роман И. А. Гончарова", 1859 г.)

Критик Н. А. Добролюбов (1859 г.):

"...некоторым кажется роман Гончарова растянутым. Он, если хотите, действительно растянут. Никаких внешних событий, никаких препятствий... никаких посторонних обстоятельств не вмешивается в роман. Лень и апатия Обломова - единственная пружина действия во всей его истории..." "...Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор: вы находите в нем что-то родное, перед вами открывается не только внешняя форма, но и самая внутренность, душа каждого лица, каждого предмета. И после прочтения всего романа вы чувствуете, что к вам в душу глубоко запали новые образы, новые типы..."

"...Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе; но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова.

(Н. А. Добролюбов, статья "Что такое обломовщина?", 1859 г.)


Знаменитые писатели о романе И.Гончарова «Обломов»

Ф. М. Достоевский:

"...Обломов. Русский человек много и часто грешит против любви; но и первый страдалец за это от себя. Он палач себе за это. Это самое характеристичное свойство русского человека. Обломову же было бы только мягко. Это только лентяй, да еще вдобавок эгоист. Это даже и не русский человек. Это продукт петербургский. Он также и барич, но и барич-то уже не русский, а петербургский..."

(Ф. М. Достоевский, записная книжка 1864—1865 г.)


А. П. Чехов:

"...Читаю Гончарова и удивляюсь. Удивляюсь себе: за что я до сих пор считал Гончарова первоклассным писателем?

Его „Обломов” совсем неважная штука. Сам Илья Ильич —утрированная фигура, не так уж крупен, чтобы из-за него стоило писать целую книгу. Обрюзглый лентяй, каких много, натура не сложная, дюжинная, мелкая; возводить сию персону в общественный тип — это дань не по чину.

(письмо А. П. Чехова к А. С. Суворину, начало мая 1889 г.)


Л. Н. Толстой:

"..„Обломов” — капитальнейшая вещь, какой давно, давно не было. Скажите Гончарову, что я в восторге от „Облом (ова)” и перечитываю его еще раз. Но что приятнее ему будет — это, что „Обломов” имеет успех не случайный, не с треском, а здоровый, капитальный и не временный в настоящей публике..." (письмо Л. Н. Толстого к А. В. Дружинину, 16 апреля 1859 г.) "...История любви и описание прелестей Ольги невозможно пошло..." (дневник Л. Н. Толстого, 10 октября 1889 г.)
















Рекомендации:

Выберите одну из предложенных тем. Раскройте тему полностью и с разных сторон. Для аргументации привлекайте текст и теоретико-литературные понятия в качестве анализа важных для выполнения задания . Сочинение по объему должно быть не менее 200 слов.

Темы сочинений:

1. «Любовь- претрудная школа жизни !» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

2. Обломов и Обломовщина.

3. «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…» (Штольц и его жизненные устремления).

4. Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»

5.Прием антитезы и его художественная функция в романе И.А.Гончарова «Обломов».

6. «Сон Обломова» как увертюра ко всему роману (И.А.Гончаров «Обломов»)


Рекомендации:

Выберите одну из предложенных тем. Раскройте тему полностью и с разных сторон. Для аргументации привлекайте текст и теоретико-литературные понятия в качестве анализа важных для выполнения задания . Сочинение по объему должно быть не менее 200 слов.

Темы сочинений:

1. «Любовь- претрудная школа жизни !» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

2. Обломов и Обломовщина.

3. «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…» (Штольц и его жизненные устремления).

4. Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»

5.Прием антитезы и его художественная функция в романе И.А.Гончарова «Обломов».

6. «Сон Обломова» как увертюра ко всему роману (И.А.Гончаров «Обломов»)


Рекомендации:

Выберите одну из предложенных тем. Раскройте тему полностью и с разных сторон. Для аргументации привлекайте текст и теоретико-литературные понятия в качестве анализа важных для выполнения задания . Сочинение по объему должно быть не менее 200 слов.

Темы сочинений:

1. «Любовь- претрудная школа жизни !» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

2. Обломов и Обломовщина.

3. «Ты заметь, что сама жизнь и труд есть цель жизни…» (Штольц и его жизненные устремления).

4. Женские образы в романе И.А.Гончарова «Обломов»

5.Прием антитезы и его художественная функция в романе И.А.Гончарова «Обломов».

6. «Сон Обломова» как увертюра ко всему роману (И.А.Гончаров «Обломов»)





Фильм «Герой нашего времени» режиссер Р. Хрущ, в главной роли И.Петренко



Фильм «Несколько дней из жизни Обломова» режиссер Никита Михалков, в главной роли О.Табаков





Фильм-опера «Евгений Онегин», режиссер Роман Тихомиров, композитор Петр Чайковский в главных ролях Вадим Медведев.





Фильм –спектакль «Горе от ума» , режиссер Михаил Царев , в главной роли Виталий Соломин.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!