»
Дружба и друзья
в лирике
А.С.Пушкина
Александр
Сергеевич
Пушкин
(1799-1837)
Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства.
На протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, а жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских».
Лицейские годы (1811-1817) и Петербургский период
(1817-1820).
Пушкин осваивает литературный мир
так же, как ребенок
осваивает окружающий мир: начинает с
подражания сюжетам, темам, жанрам, образам.
Октябрь 1811 года. Торжественное открытие учебного заведения. Лицей – это надежда России. Три десятка мальчишек напутствовались на учение как на предназначение и на миссию.
Лицей – это лучшее учебное заведение. Ребят готовили универсально, энциклопедически, многопредметно.
Во главе Лицея были поставлены не просто педагоги, а выдающиеся русские просветители: Василий Федорович Малиновский и
Егор Антонович Энгельгардт.
Е.А. Энгельгардт
В.Ф. Малиновский
Уставом Лицея были запрещены телесные наказания. День был строго распределен: на ученье –7 часов, остальное время – прогулки, игры, чтение, гимнастика. .
В Лицее была прекрасная библиотека: лицеисты много и свободно читали. На профессиональном уровне преподавались иностранные языки, музыка, рисование
Пушкин вышел из Лицея с порядочным запасом знаний. Кроме того, в каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной частью которого было уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.
В стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.) Пушкин воспевает дружбу как счастливый союз вольности. Ему радостно,
что все друзья объединились в общем настроении беззаботного веселья, что он занимается сочинительством и рядом с ним Дельвиг.
Преобладающий лирический жанр – дружеское послание. Стихотворения посвящены самым близким по духу людям: «первому другу» Ивану Пущину - «К Пущину» , «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» Антону Дельвигу - «Дельвигу» , «брату родному по музе, по судьбам» Вильгельму Кюхельбекеру- «Кюхельбекеру». Эти стихи посвящены лучшим друзьям, преданность которым Пушкин пронесет через всю жизнь.
В. Кюхельбекер
А.П. Дельвиг
И.И. Пущин
Манифест лицейской дружбы – седьмая строфа стихотворения «19 октября», написанного в
1825 году в Михайловском:
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен-
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз…
Мотив братства проходит через все творчество
поэта:
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я!
(«Разлука» 1817 г.)
«Неизменному другу» Петру Яковлевичу Чаадаеву посвящено дружеское послание
«К Чаадаеву». В стихотворении, написанном в 1818 году , тема дружбы сочетается с гражданской темой. На первый план выдвигается мысль об Отчизне,
служение которой становится
потребностью души поэта:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
В южной ссылке (1820-1824 г.г.) поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку. Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:
Ни музы, ни труды, ни радости досуга
Ничто не заменит единственного друга.
(«Чаадаеву» 1821г.)
Дружеская переписка не прекращается
в течение всей ссылки:
Друг Дельвиг, мой парнасский брат,
Твоей я прозой был утешен,
Но признаюсь, барон, я грешен:
Стихам я больше был бы рад.
(«Дельвигу»1821 г.)
Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества и воли. В послании «И.И.Пущину» 1826 г. , отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы. Напоминает Пущину о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское, и молит «святое провиденье» о том, чтобы слова его дружеского привета тоже утешили друга. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.
Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» относится к гражданской лирике поэта, но по сути – это дружеское послание. Стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке свободолюбия. Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении.
В конце 1820-х годов – 30-е годы
меняется пафос дружеской
лирики: все больше потерь
в тесном дружеском кругу:
Теперь не то: разгульный праздник наш
С приходом лет, как мы, перебесился,
Он присмирел, утих, остепенился,
Стал глуше звон его заздравных чаш…
(«Была пора: наш праздник молодой…»
1836 г.)
В лицейском садике на бронзовой скамье сидит юный Пушкин. О чем он думает? Сочиняет стихи, вспоминает взволнованные речи Чаадаева или ждет своих друзей?…