СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина"»

» Дружба и друзья в лирике А.С.Пушкина

»

Дружба и друзья

в лирике

А.С.Пушкина

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Александр

Сергеевич

Пушкин

(1799-1837)

 Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства.  На протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, а жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских».

Во всем творчестве Пушкина актуальны темы дружбы и лицейского братства.

На протяжении всей жизни в его лирике появляются образы друзей, а жанр дружеского послания – один из типично «пушкинских».

 Лицейские годы (1811-1817) и Петербургский период (1817-1820). Пушкин осваивает литературный мир так же, как ребенок осваивает окружающий мир: начинает с подражания сюжетам, темам, жанрам, образам.

Лицейские годы (1811-1817) и Петербургский период

(1817-1820).

Пушкин осваивает литературный мир

так же, как ребенок

осваивает окружающий мир: начинает с

подражания сюжетам, темам, жанрам, образам.

 Октябрь 1811 года. Торжественное открытие учебного заведения. Лицей – это надежда России. Три десятка мальчишек напутствовались на учение как на предназначение и на миссию.

Октябрь 1811 года. Торжественное открытие учебного заведения. Лицей – это надежда России. Три десятка мальчишек напутствовались на учение как на предназначение и на миссию.

 Лицей – это лучшее учебное заведение. Ребят готовили универсально, энциклопедически, многопредметно.  Во главе Лицея были поставлены не просто педагоги, а выдающиеся русские просветители: Василий Федорович Малиновский и  Егор Антонович Энгельгардт. Е.А. Энгельгардт В.Ф. Малиновский

Лицей – это лучшее учебное заведение. Ребят готовили универсально, энциклопедически, многопредметно.

Во главе Лицея были поставлены не просто педагоги, а выдающиеся русские просветители: Василий Федорович Малиновский и

Егор Антонович Энгельгардт.

Е.А. Энгельгардт

В.Ф. Малиновский

 Уставом Лицея были запрещены телесные наказания. День был строго распределен: на ученье –7 часов, остальное время – прогулки, игры, чтение, гимнастика. .

Уставом Лицея были запрещены телесные наказания. День был строго распределен: на ученье –7 часов, остальное время – прогулки, игры, чтение, гимнастика. .

В Лицее была прекрасная библиотека: лицеисты много и свободно читали. На профессиональном уровне преподавались иностранные языки, музыка, рисование

В Лицее была прекрасная библиотека: лицеисты много и свободно читали. На профессиональном уровне преподавались иностранные языки, музыка, рисование

 Пушкин вышел из Лицея с порядочным запасом знаний. Кроме того, в каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной частью которого было уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.

Пушкин вышел из Лицея с порядочным запасом знаний. Кроме того, в каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной частью которого было уважение к другому, чувство дружбы, родства и братства.

 В стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.) Пушкин воспевает дружбу как счастливый союз вольности. Ему радостно, что все друзья объединились в общем настроении беззаботного веселья, что он занимается сочинительством и рядом с ним Дельвиг.

В стихотворении «Пирующие студенты» (1814 г.) Пушкин воспевает дружбу как счастливый союз вольности. Ему радостно,

что все друзья объединились в общем настроении беззаботного веселья, что он занимается сочинительством и рядом с ним Дельвиг.

 Преобладающий лирический жанр – дружеское послание. Стихотворения посвящены самым близким по духу людям: «первому другу» Ивану Пущину - «К Пущину» , «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» Антону Дельвигу - «Дельвигу» , «брату родному по музе, по судьбам» Вильгельму Кюхельбекеру- «Кюхельбекеру». Эти стихи посвящены лучшим друзьям, преданность которым Пушкин пронесет через всю жизнь. В. Кюхельбекер А.П. Дельвиг  И.И. Пущин 

Преобладающий лирический жанр – дружеское послание. Стихотворения посвящены самым близким по духу людям: «первому другу» Ивану Пущину - «К Пущину» , «муз возвышенному пророку» и «парнасскому брату» Антону Дельвигу - «Дельвигу» , «брату родному по музе, по судьбам» Вильгельму Кюхельбекеру- «Кюхельбекеру». Эти стихи посвящены лучшим друзьям, преданность которым Пушкин пронесет через всю жизнь.

В. Кюхельбекер

А.П. Дельвиг 

И.И. Пущин 

Манифест лицейской дружбы – седьмая строфа стихотворения «19 октября», написанного в 1825 году в Михайловском:  Друзья мои, прекрасен наш союз!  Он, как душа, неразделим и вечен-  Неколебим, свободен и беспечен,  Срастался он под сенью дружных муз…  Мотив братства проходит через все творчество поэта:  Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,  При мирных ли брегах родимого ручья,  Святому братству верен я!  («Разлука» 1817 г.)

Манифест лицейской дружбы – седьмая строфа стихотворения «19 октября», написанного в

1825 году в Михайловском:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен-

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз…

Мотив братства проходит через все творчество

поэта:

Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я!

(«Разлука» 1817 г.)

«Неизменному другу» Петру Яковлевичу Чаадаеву посвящено дружеское послание «К Чаадаеву». В стихотворении, написанном в 1818 году , тема дружбы сочетается с гражданской темой. На первый план выдвигается мысль об Отчизне, служение которой становится  потребностью души поэта:  Пока свободою горим,  Пока сердца для чести живы,  Мой друг, отчизне посвятим  Души прекрасные порывы!

«Неизменному другу» Петру Яковлевичу Чаадаеву посвящено дружеское послание

«К Чаадаеву». В стихотворении, написанном в 1818 году , тема дружбы сочетается с гражданской темой. На первый план выдвигается мысль об Отчизне,

служение которой становится

потребностью души поэта:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

 В южной ссылке (1820-1824 г.г.) поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку. Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:  Ни музы, ни труды, ни радости досуга  Ничто не заменит единственного друга.  («Чаадаеву» 1821г.) Дружеская переписка не прекращается  в течение всей ссылки:  Друг Дельвиг, мой парнасский брат,  Твоей я прозой был утешен,  Но признаюсь, барон, я грешен:  Стихам я больше был бы рад.  («Дельвигу»1821 г.)

В южной ссылке (1820-1824 г.г.) поэта не оставляют воспоминания о любимых друзьях, с которыми он обречен на разлуку. Дружба понимается Пушкиным как высшая ценность:

Ни музы, ни труды, ни радости досуга

Ничто не заменит единственного друга.

(«Чаадаеву» 1821г.)

Дружеская переписка не прекращается

в течение всей ссылки:

Друг Дельвиг, мой парнасский брат,

Твоей я прозой был утешен,

Но признаюсь, барон, я грешен:

Стихам я больше был бы рад.

(«Дельвигу»1821 г.)

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества и воли. В послании «И.И.Пущину» 1826 г. , отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы. Напоминает Пущину о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское, и молит «святое провиденье» о том, чтобы слова его дружеского привета тоже утешили друга. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.

Дружеское участие, дружеская поддержка для Пушкина – высшие проявления человечности, требующие мужества и воли. В послании «И.И.Пущину» 1826 г. , отправленном в 1827 году в Сибирь, поэт словно возвращает другу-декабристу святой долг дружбы. Напоминает Пущину о том «утешенье», которое он когда-то даровал ему, посетив Михайловское, и молит «святое провиденье» о том, чтобы слова его дружеского привета тоже утешили друга. Сила дружбы прочнее тюремных цепей, луч лицейского братства способен рассеять мрак заточения.

 Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» относится к гражданской лирике поэта, но по сути – это дружеское послание. Стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке свободолюбия. Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении.

Стихотворение «Во глубине сибирских руд…» относится к гражданской лирике поэта, но по сути – это дружеское послание. Стремясь подчеркнуть свое сочувствие положению декабристов, поэт говорит с друзьями на их языке свободолюбия. Тема памяти о дружбе, надежды – основная в этом стихотворении.

 В конце 1820-х годов – 30-е годы  меняется пафос дружеской  лирики: все больше потерь  в тесном дружеском кругу:  Теперь не то: разгульный праздник наш  С приходом лет, как мы, перебесился,  Он присмирел, утих, остепенился,  Стал глуше звон его заздравных чаш…  («Была пора: наш праздник молодой…»  1836 г.)

В конце 1820-х годов – 30-е годы

меняется пафос дружеской

лирики: все больше потерь

в тесном дружеском кругу:

Теперь не то: разгульный праздник наш

С приходом лет, как мы, перебесился,

Он присмирел, утих, остепенился,

Стал глуше звон его заздравных чаш…

(«Была пора: наш праздник молодой…»

1836 г.)

 В лицейском садике на бронзовой скамье сидит юный Пушкин. О чем он думает? Сочиняет стихи, вспоминает взволнованные речи Чаадаева или ждет своих друзей?…

В лицейском садике на бронзовой скамье сидит юный Пушкин. О чем он думает? Сочиняет стихи, вспоминает взволнованные речи Чаадаева или ждет своих друзей?…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!