Тема: Своеобразие поэзии Г.Р. Державина (1743 – 1816)
Цели урока: 1. Познакомить с творчеством Г.Р. Державина, русского поэта 18 века.
2. попытаться раскрыть основные черты характера поэта и на примере его произведений,постараться увидеть, что нового внес поэт в развитие русской литературы.
3. Закрепить понятие классицизма в искусстве.
1. Мы продолжаем изучение литературы эпохи классицизма, о влиянии классицизма в целом на искусство. На прошлых уроках мы определяли черты классицизма в скульптуре. А сегодня мы поговорим о влиянии классицизма на архитектуру России 18 века.
1 группа – внешний вид дворцов
2 группа – внутренний вид дворцов
Докажите в деталях, что перед вами архитектура эпохи классицизма.
Вывод: Архитектура в эпоху российского классицизма была монументальной, величественной, роскошной, символизирующей мощь, силу, богатство, славу России.
Вся архитектура имела строго симметричные формы, размеры.
Обращена к эпохе античности, об этом свидетельствуют колонны, изображения античных богов и героев. Здания составлены из простейших геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, шар.
Простота, четкость, строгость подчеркивают величественность и торжественность.
Простая, строгая, четкая архитектура, но в то же время величественная и торжественная.
Колонны сочетаются с арками. Входы в здания в торжественном убранстве.
Гладкие, ровные стены фасадов. Во всем ощущение торжественности, возвышенности, величественности и в то же время легкости и изящества.
2. А теперь возвращаемся к литературе эпохи классицизма. На прошлых уроках мы изучали оды Ломоносова, которые в поэзии считались образцами классицистического направления.
Скажите, каковы были самые основные идеи произведений Ломоносова?
Идея государственности, идея просвещенного монархизма, идея мира, утверждения о пользе науки и просвещения, идея воспитания молодежи служить Отечеству, науке, просвещению.
Сегодня мы поговорим о Г.Р. Державине, великом русском поэте 18 века.
Державин прославился тем, что нашел свой путь в литературе, сделал огромный шаг вперед в развитии русской литературы. Он сломал, нарушил правила классицизма, вышел за ее строгие рамки и создал прекрасные произведения.
Кто он этот смелый человек?
Сообщение ученика. По ходу его рассказа, составим таблицу.
Основные черты характера Г.Р. Державина | Новаторство Г.Р.Державина. |
| |
3. Что же он сделал для развития русской литературы мы можем узнать из его произведений.
В конце урока вы должны будете заполнить 2 столбика таблицы.
- Каковы основные черты характера поэта?
Честность, принципиальность, справедливость, неумение льстить, целеустремленность умение преодолевать трудности, трудолюбие.
4. Г.Р.Державин в 1783 году пишет оду «Фелица». Она посвящена Екатерине 2, потому что Екатерина 2 когда-то сочинила сказку про киргиз – кайсацкую царевну Фелицу. А под Фелицей она подразумевала себя. В этой сказке царевич Хлор отправился на поиски счастья. Ода очень понравилась Екатерине, она наградила поэта золотой табакеркой и пятьюстами червонцами, сделала его своим секретарем.
О чем же ода?
Давайте внимательно послушаем.
У поэта всегда есть его лирический герой. Это он сам?
Это вымышленный герой, он может разделять с ним свои взгляды, а может и нет. Под лирическим героем кого он имел в виду, на кого намекал?
5. Чтение оды.
Понятна ли вам ода? Похожа ли она на традиционную оду?
О ком говорится в оде?
Обращение к царевне Фелице.
С кем она сравнивается? С лирическим героем: а я.
На кого поэт намекает? Кто любит красиво жить, гулять, пить, есть сытно? (богатые вельможи) Он их называет мурзами.
Найдите в тексте. Какими чертами обладает царевна Фелица?
Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного монарха?
Давайте детально рассмотрим произведение и ответим на главный вопрос: в чем своеобразие лирики Державина, его новаторство.
Определите, является ли ода «Фелица» классицистическим произведением?
Ода эпохи классицизма | Да | Нет |
Высокий стиль: Старославянизмы Эпитеты Риторические вопросы Риторические восклицания | | |
Выражение чувств, вызванных грандиозным событием | | |
Государственные интересы совпадают с личными | | |
Лирический герой выражает общие чувства в монологах | | |
Должен говорить не я, а мы | | |
Одописцу полагалось прятать свои чувства | | |
Должна выдерживаться строгая композиция: введение, рассуждение, приближение к ораторской речи | | |
Главные герои – положительные образы | | |
Сопоставительная таблица
Ода Ломоносова | Ода Державина |
Отстаивается ли идея государственности? |
| |
За что поэты прославляют правительниц? |
| |
Разделяет ли поэт чувства лирического героя? |
| |
В какой оде повествование ведется как монолог, а в какой как диалог? |
| |
Язык произведений. Какое произведение читается легче и почему? |
| |
В какой из од присутствует сатирический мотив, ирония? |
| |
Какова композиция произведения? |
| |
В каком из произведений есть бытовые описания? Какую роль играют такие бытовые описания в произведении? |
| |
Выводы:
1 Впервые в стихах заговорил о чувствах, стал говорить простым, очень понятным, доступным разговорным языком
2. Высокий стиль смешал с низким. Высокое слово с просторечьем.
3. В поэзии заговорил о справедливости, выражая свой протест против произвола знатных людей.
4. Сделал поэзию более земной, близкой и понятной многим людям
5. Язык очень живой, образный
6. Изменил форму повествования, ввел диалог.
7. Изменил композицию произведения
8. Ввел в поэзию описание быта, чтобы глубже понять характеры героев
9. Сатирически изобразил вельмож