СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 9 классе "Своеобразие поэзии Г.Р. Державина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 9 классе "Своеобразие поэзии Г.Р. Державина"

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 9 классе "Своеобразие поэзии Г.Р. Державина"»

Тема: Своеобразие поэзии Г.Р. Державина (1743 – 1816)

Цели урока: 1. Познакомить с творчеством Г.Р. Державина, русского поэта 18 века.

2. попытаться раскрыть основные черты характера поэта и на примере его произведений,постараться увидеть, что нового внес поэт в развитие русской литературы.

3. Закрепить понятие классицизма в искусстве.

1. Мы продолжаем изучение литературы эпохи классицизма, о влиянии классицизма в целом на искусство. На прошлых уроках мы определяли черты классицизма в скульптуре. А сегодня мы поговорим о влиянии классицизма на архитектуру России 18 века.

1 группа – внешний вид дворцов

2 группа – внутренний вид дворцов

Докажите в деталях, что перед вами архитектура эпохи классицизма.

Вывод: Архитектура в эпоху российского классицизма была монументальной, величественной, роскошной, символизирующей мощь, силу, богатство, славу России.

Вся архитектура имела строго симметричные формы, размеры.

Обращена к эпохе античности, об этом свидетельствуют колонны, изображения античных богов и героев. Здания составлены из простейших геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, шар.

Простота, четкость, строгость подчеркивают величественность и торжественность.

Простая, строгая, четкая архитектура, но в то же время величественная и торжественная.

Колонны сочетаются с арками. Входы в здания в торжественном убранстве.

Гладкие, ровные стены фасадов. Во всем ощущение торжественности, возвышенности, величественности и в то же время легкости и изящества.

2. А теперь возвращаемся к литературе эпохи классицизма. На прошлых уроках мы изучали оды Ломоносова, которые в поэзии считались образцами классицистического направления.

Скажите, каковы были самые основные идеи произведений Ломоносова?

Идея государственности, идея просвещенного монархизма, идея мира, утверждения о пользе науки и просвещения, идея воспитания молодежи служить Отечеству, науке, просвещению.

Сегодня мы поговорим о Г.Р. Державине, великом русском поэте 18 века.

Державин прославился тем, что нашел свой путь в литературе, сделал огромный шаг вперед в развитии русской литературы. Он сломал, нарушил правила классицизма, вышел за ее строгие рамки и создал прекрасные произведения.

Кто он этот смелый человек?

Сообщение ученика. По ходу его рассказа, составим таблицу.

Основные черты характера

Г.Р. Державина

Новаторство Г.Р.Державина.






3. Что же он сделал для развития русской литературы мы можем узнать из его произведений.

В конце урока вы должны будете заполнить 2 столбика таблицы.

- Каковы основные черты характера поэта?

Честность, принципиальность, справедливость, неумение льстить, целеустремленность умение преодолевать трудности, трудолюбие.

4. Г.Р.Державин в 1783 году пишет оду «Фелица». Она посвящена Екатерине 2, потому что Екатерина 2 когда-то сочинила сказку про киргиз – кайсацкую царевну Фелицу. А под Фелицей она подразумевала себя. В этой сказке царевич Хлор отправился на поиски счастья. Ода очень понравилась Екатерине, она наградила поэта золотой табакеркой и пятьюстами червонцами, сделала его своим секретарем.

О чем же ода?

Давайте внимательно послушаем.

У поэта всегда есть его лирический герой. Это он сам?

Это вымышленный герой, он может разделять с ним свои взгляды, а может и нет. Под лирическим героем кого он имел в виду, на кого намекал?

5. Чтение оды.

Понятна ли вам ода? Похожа ли она на традиционную оду?

О ком говорится в оде?

Обращение к царевне Фелице.

С кем она сравнивается? С лирическим героем: а я.

На кого поэт намекает? Кто любит красиво жить, гулять, пить, есть сытно? (богатые вельможи) Он их называет мурзами.

Найдите в тексте. Какими чертами обладает царевна Фелица?

Есть ли в оде положительная программа для идеального просвещенного монарха?

Давайте детально рассмотрим произведение и ответим на главный вопрос: в чем своеобразие лирики Державина, его новаторство.

Определите, является ли ода «Фелица» классицистическим произведением?

Ода эпохи классицизма

Да

Нет

  1. Высокий стиль:

Старославянизмы

Эпитеты

Риторические вопросы

Риторические восклицания



  1. Выражение чувств, вызванных грандиозным событием



  1. Государственные интересы совпадают с личными



  1. Лирический герой выражает общие чувства в монологах



  1. Должен говорить не я, а мы



  1. Одописцу полагалось прятать свои чувства



  1. Должна выдерживаться строгая композиция: введение, рассуждение, приближение к ораторской речи



  1. Главные герои – положительные образы





Сопоставительная таблица

Ода Ломоносова

Ода Державина

Отстаивается ли идея государственности?



За что поэты прославляют правительниц?



Разделяет ли поэт чувства лирического героя?



В какой оде повествование ведется как монолог, а в какой как диалог?



Язык произведений. Какое произведение читается легче и почему?



В какой из од присутствует сатирический мотив, ирония?



Какова композиция произведения?



В каком из произведений есть бытовые описания? Какую роль играют такие бытовые описания в произведении?





Выводы:

1 Впервые в стихах заговорил о чувствах, стал говорить простым, очень понятным, доступным разговорным языком

2. Высокий стиль смешал с низким. Высокое слово с просторечьем.

3. В поэзии заговорил о справедливости, выражая свой протест против произвола знатных людей.

4. Сделал поэзию более земной, близкой и понятной многим людям

5. Язык очень живой, образный

6. Изменил форму повествования, ввел диалог.

7. Изменил композицию произведения

8. Ввел в поэзию описание быта, чтобы глубже понять характеры героев

9. Сатирически изобразил вельмож








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!