СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе "А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Трудно понять героя без знаний об эпохе. Но если вдумчиво прочитать роман Пушкина "Капитанская дочка", можно оценить Е.Пугачёва, прежде всего, как историческую личность, которая внесла свой вклад в борьбу народа за свою свободу. Как не Пугачёву дано испытать на себе жестокость властии, не понять причин всех бед народа. Поэтому и явился он из бури как символ зла, но разве может зло вступать в борьбу со злом? На мой взгляд, урок даёт возможность принять Пугачёва как предводителя угнетённого народа, потому что царское самодержавие жестоко расправлялось с теми, кто противился насилию и жестокости. Пугачёв - носитель  если и силы зла, то карающей это зло. Он не злодей, а человек из народа с широкой душой и умеющий прощать, если это человек чести и долга.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе "А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения"»

Урок литературы в 8 классе «А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения.

Цели: проанализировать образ Пугачёва, определить авторское отношение к этому персонажу; развивать навыки анализа образной системы художественного произведения; воспитывать интерес к творчеству Пушкина.

Ожидаемые результаты: учащиеся анализируют образ Пугачёва, определяют мотивы его поступков, дают им собственную оценку, комментируют высказывание исследователя о герое.

Оборудование: тексты романа «Капитанская дочка» (учебник «Литература» часть 1, под ред.: В.Я. Коровиной, В.П. Журавлёва, В.И. Коровина. – Москва: «Просвещение», 2022 г.), стихотворение «Бесы» А.С. Пушкина, портрет Е.И. Пугачёва, репродукция картины В.Г. Перова «Суд Пугачёва», 1879 г.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Вид урока: комбинированный.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация опорных знаний.

Вопросы к учащимся.

- Вспомните в общих чертах биографию Пугачёва.

- Сжато перескажите основные события восстания под предводительством Пугачёва.


  1. Мотивация учебной деятельности.

Емельян Пугачёв – одна из самых загадочных и противоречивых исторических фигур. Одни его считают борцом за права угнетённого народа, другие – авантюристом, преследовавшим в поднятом им восстании корыстные цели. А каким предстаёт Пугачёв на страницах романа? И как оценивает его деятельность автор «Капитанской дочки»? Выясним ответы на эти вопросы на сегодняшнем уроке.

  1. Восприятие нового материала.

Вопросы к учащимся.

- При каких обстоятельствах в романе появляется Пугачёв?

- Глава, в которой впервые встречается Пугачёв, называется «Вожатый». Это слово имеет значения «проводник» и «вожак». Как вы думаете, в каком смысле употребил его Пушкин?

(Скорее всего, Пушкин подразумевал оба смысла. К содержанию главы больше подходит значение «проводник», однако за ним просвечивает и второй смысл слова: «вожак», то есть вождь восстания, главарь бунтовщиков).

Задания учащимся.

  1. Выразительно прочитайте сцену бурана в главе «Вожатый» со слов «Ямщик поскакал, но всё поглядывал на восток» до слов проводника: «Ну, слава Богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай».

  2. Прочитайте выразительно стихотворение А.С. Пушкина «Бесы» (1830).

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Еду, еду в чистом поле;

Колокольчик дин-дин-дин .

Страшно, страшно поневоле

Средь неведомых равнин!



"Эй, пошел, ямщик!" - "Нет мочи:

Коням, барин, тяжело,

Вьюга мне слипает очи,

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам.



Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня,

Вон - теперь в овраг толкает

Одичалого коня;

Там верстою небывалой

Он торчал передо мной,

Там сверкнул он искрой малой

И пропал во тьме пустой".



Мчатся тучи, вьются тучи,

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна

Сил нам нет кружиться доле;

Колокольчик вдруг умолк;

Кони стали... "Что там в поле?" -

"Кто их знает? пень иль волк?"



Вьюга злится, вьюга плачет,

Кони чуткие храпят,

Вот уж он далече скачет;

Лишь глаза во мгле горят;

Кони снова понеслися;

Колокольчик дин-дин-дин...

Вижу: духи собралися

Средь белеющих равнин.



Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре...

Сколько их? куда их гонят?

Что так жалобно поют?

Домового ли хоронят,

Ведьму ль замуж выдают?



Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Мчатся бесы рой за роем

В беспредельной вышине,

Визгом жалобным и воем

Надрывая сердце мне...



  1. Сравните образный строй стихотворения и описания бурана в романе. Что общего между двумя произведениями?

  2. В эпизоде снежной бури Пугачёва поначалу принимают за волка и дерево, в стихотворении бесы видятся то пнём, то волком. Использование практически одинаковых образов наводит на мысль о сравнении Пугачёва с бесами. Подумайте, какое отношение автора к герою передаёт такое сравнение?

(Подобное сравнение выдаёт негативное отношение писателя к Пугачёву. Емельян предстаёт словно бы посланцем нечистой силы, разбудившим опасные стихийные силы и поднявшим жестокий, «бессмысленный и беспощадный» бунт).

Вопросы к учащимся.

- Как рисует Пушкин внешность Пугачёва? Какие черты характера передаёт портрет героя? В ответе используйте домашние заготовки.

- Какие причины народного восстания называет Пушкин?



(В главе «Пугачёвщина) писатель говорит о нескольких причинах – «непривычке к законам» полудиких народов, населявших Оренбургскую губернию, а также слишком строгие меры удержания войска казаков в повиновении, принятые генерал-майором Траубенбергом).

- Каковы истинные цели Пугачёва? Говорится ли в романе, что главарь бунтовщиков ставил себе целью улучшить положение народа? В ответе используйте домашнюю заготовку и цитаты из текста романа.

- Как характеризует жизненные устремления Пугачёва рассказанная им калмыцкая сказка?

Задания учащимся. Работа в группах.

- Проанализируйте поведение Пугачёва в различных ситуациях и укажите, какие черты его характера при этом проявляются.

Вариант 1. Анализ эпизода расправы над защитниками Белогорской крепости и присяги народа (глава «Приступ»).

Вариант 2. Анализ разговора Гринёва и Пугачёва после военного совета (глава «Незваный гость»).

Вариант 3. Анализ допроса Гринёва в Берде (глава «Мятежная слобода»).

Вариант 4. Анализ сцены освобождения Гринёвым и Пугачёвым Маши Мироновой (глава «Сирота»).

На выполнение задания отводится 5-7 минут. После окончания работы учащиеся докладывают о её результатах.

- Дайте собственную оценку личности Пугачёва: какие его качества можно отнести к положительным, а какие – к отрицательным?

- Рассмотрите полотно В.Г. Перова «Суд Пугачёва». Перекликается ли сюжет картины и образ Пугачёва на ней с романом Пушкина? Аргументируйте свой ответ.

Проблемный вопрос к учащимся.

Русская поэтесса XX века Марина Цветаева в эссе «Пушкин и Пугачёв» (1937 г.) проводит мысль, что Пугачёв – главная фигура в романе. Ведь именно встреча с ним превратила Гринёва из недоросля в мужчину, именно с Пугачёвым сравниваются и ему противопоставляются все герои. Вот как писала Цветаева об этом: «Любопытно, что все, решительно все фигуры «Капитанской дочки» - каждая в своём направлении – контрфигуры [то есть противоположные фигуры] Пугачёва: добрый разбойник Пугачёв – низкий злодей Швабрин; Пугачёв, восставший на царицу, - комендант, за царицу умирающий; дикий волк Пугачёв – преданный пёс Савельич; огневой Пугачёв и белорыбий немецкий генерал… Пугачёв и Екатерина, наконец. И ещё любопытнее, что пугачёвская контрфигура покрывает, подавляет, затмевает – все. Ни одной крупной фигуры Пушкин Пугачёву не противопоставил… В «Капитанской дочке» единственное действующее лицо – Пугачёв». Согласны ли вы с мнением Цветаевой? Аргументируйте свой ответ.

  1. Объявление домашнего задания.

  1. Повторить определение жанров повести и романа.

  2. Подготовить устные ответы на вопросы по всему роману. Рубрика «Подведём итоги» стр. 172.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!