СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе «Творчество Басё. Своеобразие хокку».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Знакомство с творчеством выдающегося японского поэта расширяет кругозор учащихся, развивает навыки выразительного чтения и составления подобных стихов, вовлекая ребят к самостоятельному пониманию авторской мысли, его душевного состояния. Урок имеет практическую направленность и способствует привитию интереса к творчеству Басё.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе «Творчество Басё. Своеобразие хокку».»

Урок литературы в 7 классе «Творчество Басё. Своеобразие хокку» подготовила Павлова Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Молочненская средняя школа им. Героя Советского Союза Г.С. Титова» Сакского района Республики Крым.


Тема. Творчество Басё. Своеобразие хокку.

Цель: познакомить учащихся с личностью поэта; дать понятие о поэтической форме – хокку.

Оборудование: учебник «Литература, часть 2», В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, Москва: «Просвещение», 2014 г., хокку Басё (раздаточный материал), портрет поэта.

Ход урока.

В Японии имя Басё окружено

почти культовым поклонением.

В. Маркова

I. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Проверка домашнего задания.

2. Беседа на повторение.

- Что вы запомнили о Сайгё?

- Что такое танка? В чём своеобразие этой поэтической формы?

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Выразительное чтение. Учитель читает стихотворение народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

Я преклоняюсь перед Западом,

Когда хожу по Лувру, слышу музыку Шопена...
Любовь Петрарки, Дон Кихота доброта,
Крылатость Гейне — жизнь без них несовершенна!

Перед Востоком преклоняюсь - погляди
На это дивное японское трехстишье,
Там три арбы: две – сзади, третья – впереди, –
Все остальное для сокровища излишне!

Я преклоняюсь перед Севером давно!
Богатыри великих саг – несокрушимы!
Я перед Югом преклоняюсь! Пью вино
Его поэзии... Хафиз, Хайям – вершины!

Низкопоклонство это мне не повредит, –
Твердит мне Пушкин и Махмуд в горах твердит.


III. Объявление темы и цели урока.

IV. Восприятие учащимися учебного материала.

  1. Слово учителя. О зарождении хокку.

Хокку обладает устойчивым размером. В каждом стихе определённое количество слогов: пять в первом, семь во втором и и пять в третьем – всего семнадцать. Однако это не исключает поэтической вольности, особенно в исполнении таких смелых новаторов, каким был Мацуо Басё. Он прежде всего стремился к наибольшей поэтической выразительности.

Размеры хокку так малы, что европейский сонет кажется поэмой. Задача творца – заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех деталях. А. Чехов писал в одном из писем брату Александру: «…У тебя получится лунная ночь, если ты напишешь, что на мельничьей плотине яркой звёздочкой мелькало стёклышко от разбитой бутылки и покатилась шаром чёрная тень собаки или волка…».

В хокку есть недоговорённость. Стихотворение состоит всего из трёх стихов. Каждый стих короток. Иногда всё хокку – развёрнутая метафора. Её прямое значение скрыто в подтексте. Чаще всего хокку – изображение реального мира, не требующее и не допускающее иного толкования. Хокку учит искать потаённую красоту в простом, незаметном, повседневном.

С течением времени танка (пятистишие) стала чётко делиться на две строфы: трёхстишие и двустишие. Случалось, что один поэт слагал первую строфу, второй – последующую. Позднее, в двенадцатом веке, появились стихи-цепи, состоящие из чередующихся трёхстиший и двустиший. Эта форма получила название «рэнга». Буквально: «нанизанные строфы». Первое трёхстишие называлось «начальной строфой», по-японски «хокку». Стихотворение рэнга не имело тематического единства, но его мотивы и образы чаще всего были связаны с описанием природы, причём с обязательным указанием на время года.

Начальная строфа, как правило, была лучшей строфой в составе рэнги. Так стали появляться отдельные сборники образцовых хокку. Трёхстишие прочно утвердилось в японской поэзии и обрело подлинную ёмкость во второй половине XVII века. На непревзойдённую высоту поднял его великий поэт Японии Мацуа Басё, создатель не только хокку, но и целой эстетической школы японской поэзии.

Учитель: - Давайте прикоснёмся к японской лирической поэзии.

Цветы сурепки вокруг.

На западе гаснет солнце.

Луна на востоке встаёт.


Учитель: - Всё так просто и обыденно кажется на первый взгляд, но поэт предлагает по-новому взглянуть на картину, которую каждый видел, может быть, десятки раз… Но что мы можем узнать о самом авторе, который видел всё необычное в самом простом?

  1. Работа с учебником (стр. 252).

V. Чтение и анализ хокку (раздаточный материал).

1. Ученики пытаются анализировать хокку, обращая внимание на образный язык, построение, рисуют словесные картинки, высказывают своё восприятие стихов.

(Тексты на партах).

  1. Следуя традициям классической поэзии, отводившей важное место лирике природы и исходящей из эмоционального слияния человека с природой, Басё обращался к природе как к основному источнику вдохновения. Её лирика заняла в творчестве поэта главное место. Поэзия рождается в единении душ человека и природы. Басё в каждой былинке открывает величие мира.

Вечерним вьюнком Старый пруд

Я в плен захвачен… Недвижно Прыгнула в воду лягушка.

Стою в забытьи. Всплеск в тишине.


Иней его укрыл, Первый снег под утро.

Стелет постель ему ветер… Он едва-едва его прикрыл

Брошенное дитя. Листики нарцисса.


Как разлилась река! Весна уходит.

Цапля бредёт на коротких ножках Плачут птицы. Глаза у рыб

По колено в воде. Полны слезами.


Ива склонилась и спит. Камелии лепестки

И кажется мне соловей на ветке Может быть, соловей уронил

Это её душа. Шапочку из цветов?


  1. Басё считал, что хокку возникает в момент наивысшего единения поэта и предмета созерцания, когда художник достигает духовного слияния с ним и через него приобщается к ритму вселенной. Эти положения раскрываются в словах: «Учись сосне у сосны, бамбуку – у бамбука. Уходи от самого себя. Учись – значит проникай в предмет, открывай его сущность, чувствуй её, тогда родится стихотворение».


Пестик из дерева. Домик в уединенье.

Был ли он сливой когда-то, Луна… Хризантемы… В придачу к ним

Был ли камелией? Клочок небольшого поля.


С треском лопнул кувшин: Колокол смолк вдалеке,

Ночью вода в нём замёрзла. Но ароматом вечерних цветов

Я пробудился вдруг. Отзвук его плывёт.


Однажды, когда Басё попал под дождь и укрылся в лесу, на соседнем дереве он заметил маленькую обезьянку. Так было создано хокку, проникнутое лёгким юмором и сочувствием к живому существу.


Холодный дождь без конца.

Так смотрит продрогшая обезьянка,

Будто просит соломенный плащ.


  1. В поэзии хокку утверждается ценность каждой жизни, сотворённой природой, ценность всего сущего на земле. О безграничной способности хокку поэтизировать всё окружающее Басё пишет своему другу: «Из всего, что нас окружает, можно извлечь поэзию, её только нужно заметить, она существует в простых вещах, поэзия, о которой говорили издревле, - повсюду». В слиянии с природой – гармония.


Ручеёк чуть заметный. И кто бы мог сказать,

Проплывают сквозь чащу бамбука Что жить им так недолго!

Лепестки камелий. Немолчный звон цикад.


Падает с листком… Печального меня

Нет, смотри, на полдороге Сильнее грустью напои,

Светлячок вспорхнул. Кукушки дальней зов!


Глубокою стариной И осенью хочется жить

Повеяло… Сад возле храма Этой бабочке: пьёт торопливо

Засыпан палым листом. С хризантемы росу.


Белый грибок в лесу. Как свищет ветер осенний!

Какой-то лит незнакомый Тогда лишь поймёте мои стихи,

К шляпе его прилип. Когда заночует в поле.


Какая грусть! Конец осенним дням.

В маленькой клетке подвешен Уже разводит руки

Пленный сверчок. Каштана скорлупа.


  1. Эвристическая беседа.

- В чём же своеобразие творчества Басё?


Запись в тетради:

- Парадоксальность, оригинальность, необычное, своеобразное восприятие мира.

- Чуткий слух поэта ловит самые незначительные, казалось бы, звуки.

- Острый глаз, наблюдательность, восприятие художника.

- Пантеизм и одухотворённость природы (близость к Хайяму).

- Сочувствие труду крестьян.

- Грусть поэта, раздумия о конечности всего сущего.

- Тема поэта и поэзии: поэт не праздный соглядатай, а человек – оголённый нерв, который и страдает и сострадает, для которого милосердие, добропорядочность, сочувствие, гуманизм – главные ценности.

- Ирония (юмор) – надо найти место и шутке.


Словарь: пантеизм – религиозное философское учение, отождествляющее Бога с природой и рассматривающее природу как воплощение божества.


- Чем характеризуется хокку?


Запись в тетради:

- Неразрывной связью человека и природы.

- Краткостью, лаконичностью.

- Музыкальностью, линией иероглифов, сходством отдельных звуков.

- Отсутствием рифмы.

- Глубиной содержания.


Запись в тетради:

Вывод: Басё разработал оригинальную эстетическую концепцию, она легла в основу поэтической системы хокку и во многом определила не только направление дальнейшего развития японской эстетической мысли, но и сам характер литературного процесса.

Лирика Басё, наполненная глубоким философским смыслом, с её пристальным вниманием к внутреннему миру, стремлением проникнуть в душу явлений природы решает проблемы познания действительности с позиций любви к жизни и человеку. Басё широко раздвинул границы поэтического, включил в орбиту своего внимания всё окружающее.


VI. Подведение итогов урока.


Заключительная беседа.

- Какое настроение создают хокку Басё?

- О чём размышляет поэт?

- О чём вы задумываетесь, читая стихи?

- Какие из хокку произвели на вас особое впечатление? Почему?

- Какие иллюстрации вы предложили бы к хокку Басё?

- Если бы вы оформляли обложку сборника стихов Басё, что бы изобразили?


VII. Домашнее задание.

Стр. 252 – 254. Проанализируйте хокку Басё и познакомьтесь с хокку Кобаяси Исса. Сделайте вывод, что объединяет двух японских поэтов.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!