СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс».

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея модели "Перевернутый класс"– учащимся предлагается ознакомиться с материалами темы заранее, до урока. Вначале записанное видео выкладывается на общий ресурс (раздается ученикам). В качестве домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции, изучают новый теоретический материал. Ученик может смотреть его в удобное для себя время и столько раз, чтобы разобраться в изучаемом материале. Попутно он может обратиться как к учебнику или дополнительным ресурсам. Учитель к этому ролику прилагает 1-2 вопроса в режиме «онлайн» или небольшой тест для мониторинга освоения учебного материала. По ответам детей он видит уровень понимания нового материала.Получив начальные знания и сформировав первичное представление о предмете изучения, учащиеся, придя в класс, переходят к активным формам обучения, то есть к анализу конкретной учебной ситуации, решению проблемных задач, выполнению практических заданий. Закрепление нового материала на уроке проходит в дифференцированных группах. На этом этапе преподаватель, видя уровень подготовки учащихся, может предложить исследовательскую деятельность, проекты, индивидуальные и коллективные формы работы. Также возможны дискуссии по теме, в которых каждый может высказать свое мнение. Используя элементы «перевернутого обучения», мы показываем уникальный, практически неограниченный потенциал сети Интернет, его значимость в плане самообразования. Благодаря модели «перевернутый класс» можем формировать у ребят отношение к сети как к источнику знания, способу транслирования и приобретения практического опыта, создавать реальную возможность уйти от «высиживания» и «зубрежки» на уроке к формированию активной жизненной позиции обучающегося как равноправного субъекта образовательного процесса, развитию жизненно важных компетенций на предметном материале.

Необходимо отметить, что возможности современного Интернет-пространства практически безграничны. Продолжающееся развитие мощных мобильных устройств, предлагает широкий выбор образовательных ресурсов и возможность пользоваться ими в удобном месте и подходящее время.

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…» Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс».»

Описание урока литературы с использованием модели «Перевернутый класс» (подготовительный этап)


  1. Подберите в Интернете материалы для организации самостоятельной работы обучающихся: видео, интерактивные задания, тренажеры и пр.


Название ресурса

Ссылка на ресурс

Достоинства ресурса

Недостатки ресурса

Видео …

https://interneturok.ru/


https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo,

Просмотр в удобное время

Большой объем информации

Интерактивное задание …




Другое…

поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки

Учит самостоятельно добывать знания

нет


  1. Домашнее задание:

Видеоролик

https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/stihotvorenie-v-v-mayakovskogo-horoshee-otnoshenie-k-loshadyam


Интерактивное задание

Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор».

Составление тестов, презентаций, интерактивных игр.




Подумайте, зачем обучающиеся смотрят видео, с какой целью выполняют интерактивное задание? На мой взгляд, это помогает лучше усвоить изучаемый материал, глубже понять, самостоятельно дать оценку своим знаниям, проверить умение работать в команде.



  1. Деятельность на уроке:


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Помогает выполнить анализ стихотворения

Работают в тетрадях

Инструктирует по работе со словарями

Формулируют цель урока

Координирует деятельность по применению новых знаний


Определяют задачи

Организует работу в группах.

Фиксирует

Работа в группах со словарями


Подводит итоги урока.


Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.


Организует рефлексию

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.













Урок литературы в 7 классе

по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…»

(В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»


Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»


Автор (ФИО, ОУ, должность): Смирнова Наталья Викторовна, АНОО Гимназия «Лидер», учитель русского языка и литературы.


Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, а в классе решение проблем и применение знаний и умений в новой ситуации. Стенд со стихами о лошадях; иллюстрации с изображением лошадей; книжная выставка (В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», А.А. Лиханов «Кикимора», М.А. Шолохов «Жеребенок», К.Г. Паустовский «Сивый мерин», Ф.М. Достоевский отрывок из «Преступления и наказания» (сон – избиение лошади), Н. Байтеряков «Черные кони», Ч. Айтматов «Ранние журавли».


Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»

Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).

Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.

Задачи урока:

1.Развивать умение производить анализ художественного текста;

2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);

3. Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;

4. Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;

5. Учить работать с Интернет-ресурсами;

6. Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.



Эпиграф к уроку:             У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена.

А.А. Лиханов.

Планируемые образовательные результаты:

Планируемые результаты

Ученик научится:

— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;

— формулировать микровыводы;

— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;

— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;

— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.

Самостоятельно  переходить по ссылкам учителя  и изучать подготовленный учителем материал:

●   смотреть видеоролик

●   обучающую презентацию

●   цоры

●   инструкции по изучению

    Отвечать на контролирующий материал:

●   с самопроверкой

●   без самопроверки

   Делать конспект, схему, план изученного материала

Метапредметные УУД:

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;

- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Регулятивные:

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

- осуществлять самоконтроль.

Познавательные: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;

- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД:

- формулировать и аргументировать собственное мнение;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

УУД

  1. этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности

Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к совместной деятельности. Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности.


Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, психологически настраиваются к работе на уроке.

Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.


2) этап актуализации и пробного учебного действия

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

- Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях?

Отвечают на вопрос

Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю.

3) этап выявления места и причины затруднения

Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей

Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию.

- Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»?




Предполагают, не могут ответить на вопрос однозначно.

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование.


4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство)

Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации



Тема урока.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Определение авторской идеи)


- Задачи?

1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского.

2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза.

3) Проанализировать стихотворение.

4) Сделать выводы.







Работа в тетради


Формулируют цель урока



Определяют задачи

Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений;

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

5) этап реализации построенного проекта

Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще

Организует работу обучающихся по намеченному плану.


-Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo, самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание.










Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, Познавательные: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия

Организует деятельность по применению новых знаний

Фронтальная проверка домашнего задания.

- Интересна ли вам личность этого поэта?

- Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания.

Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году.

Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс».

В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано.


Словарная работа.


В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды.

Работа со словарями:

Зевака

Круп

Стойло

Гриб


Выразительное чтение стихотворения.


Организует анализ стихотворения:

- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое.

Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет?

- О каком происшествии рассказано в стихотворении?


- Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия?



- Кто противопоставлен толпе?


- Почему лирический герой решил утешить лошадь?



Как он к ней обращается?



- Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней?


Организует работу в группах.

- Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется!


После обсуждения словесных портретов:

- Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком?


- А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст.



1 группа – звукопись,













2 группа – неологизмы,







3 группа – метафоры и олицетворения,








4 группа – ритм и рифма.







































- Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства?


- Какова тема этого стихотворения?









- Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения.







Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»?




Внимательно проверяют Д/з.



Работа в тетрадях


























Работа в группах со словарями


Словарная работа (запись в тетрадь)

Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь.

Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста.

Кузнецкий – (Кузнецкий мост) одна из центральных улиц в Москве.

Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться».

Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять».

Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой».

Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины.








(Зеваки изображены одной безликой массой: «за зевакой зевака…сгрудились». Это бездельники, «штаны, пришедшие Кузнецким клешить», они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. И смех их ненатуральный, неживой: «Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой»)


Против безликой массы зевак – один лирический герой, поэт: «Лишь один я\ голос свой не вмешивал в вой ему».

И какая – то общая

Звериная тоска, плеща,

Вылилась из меня

И расплылась в шелесте.


«Рыжий ребенок», «пришла веселая».

















Работа в группах


С помощью олицетворения: «Ветром опита,\ льдом обута,\ улица скользила» - гололед

Знаменитая фраза из поэтического произведения: «…все мы немножко лошади», стала фразеологизмом. В жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение учит доброте, милосердию, человечности. Атмосферу трагического одиночества создают различные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В этом стихотворении подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», – стук лошадиных копыт: Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь. Гроб.Груб. Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи. 

Метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модным в то время было носить брюки-клеш.

Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и  неологизмы«опита»«клёшить»«каплища»«плоше». Это и метафоры«улица опрокинулась»«смех зазвякал»«тоска вылилась».

И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь»«шерсти – шелесте»«плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение. Этот «стих в стихе» образует оригинальную цепочку неточных, так называемых диссонансных рифм. Это рифмы, у которых разнятся ударные гласные, но совпадают послеударные звуки (здесь совпадают и предударные, что, естественно, усиливает созвучие). То же можно видеть в двух полустишиях третьего стиха: «опита» — «обута» (одновременно эта пара является рифмой — внутренней и концевой — к соответствующим полустишиям первого стиха: «копыта» — «будто»). Диссонансные рифмы успешно использовались Маяковским и в ряде других произведений (например, «слово» — «слева» — «слава», «дула» — «дола» — «дело» — концевые рифмы зачина поэмы «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского», 1923). Между тем ритмическая четкость первой строфы «Хорошего отношения...», передающая бег лошади, резко обрывается — следует междустрофический перенос: «Лошадь на круп // грохнулась...» Этот ритмический перебой позволяет акцентировать внимание на центральном сюжетном эпизоде. В последующих строфах стихотворения использован широкий спектр оригинальных — глубоких, составных, неравносложных... — рифм: «за зевакой зевака» — «зазвенел и зазвякал», «лишь один я» — «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему», «каплища» — «тоска плеща», «в шерсти» — «в шелесте», «няньке» — «на ноги», «рыжий ребенок» — «жеребенок», «стойло» — «стоило». Автор использует самые разные виды рифм: усе­чённые неточные (плоше — лошадь; зевака — за­звякал); неравносложные (в шерсти — в шелесте; стойло — стоило); составные (в вой ему — по-своему; один я — лошадиные; в няньке — на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагатель­ное) — пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два мира — мир поэта и мир равнодушной, чёрствой толпы. Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.


С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.

Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует.

Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами.

И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой.

В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба.



Работа в группах

Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: Управление поведением одноклассников - контроль, коррекция, оценка их действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем

8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия

Подводит итоги урока.



Организует рефлексию:

Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу урока.

Оценивание в группах.







Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень)

2) (Письменно) Назовите произведения русской и зарубежной литературы, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень)

3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «В.В.Маяковский» (творческое задание)

Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.



Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.






Выбирают Д.З.


Работают  по  завершению  практической  задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют  тесты  на понимание и закрепление пройденной темы.


Закрепление изученной темы



Составление тестов, презентаций, интерактивных игр




Личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке.

Регулятивные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика.

Познавательные: Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке.

Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.



Приложение к уроку:

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция,  и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов, не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.

Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».

Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».

Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.

Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?

1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.

БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –

Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.

ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…

Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.

А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.

… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.

2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.

В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии: 
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!

Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.

3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы. 
- Гриб. 
- Грабь. 
- Гроб. 
- Груб.

В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.

4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.

Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.

У-ли-ца  сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.

Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-лаг-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.

5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!

Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение  круговой  боли.

6. Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение):

  • усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),

  • неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),

  • составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),

  • даже одна омонимическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).

7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.

Вывод.

Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.

встала на ноги, 
ржанула 
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.

Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!