Описание урока литературы с использованием модели «Перевернутый класс» (подготовительный этап)
Подберите в Интернете материалы для организации самостоятельной работы обучающихся: видео, интерактивные задания, тренажеры и пр.
Название ресурса | Ссылка на ресурс | Достоинства ресурса | Недостатки ресурса |
Видео … | https://interneturok.ru/ https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo, | Просмотр в удобное время | Большой объем информации |
Интерактивное задание … | | | |
Другое… | поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки | Учит самостоятельно добывать знания | нет |
Домашнее задание:
Видеоролик | https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/stihotvorenie-v-v-mayakovskogo-horoshee-otnoshenie-k-loshadyam |
Интерактивное задание | Иллюстрации к стихотворению или презентация «Маяковский – художник-иллюстратор». Составление тестов, презентаций, интерактивных игр. |
Подумайте, зачем обучающиеся смотрят видео, с какой целью выполняют интерактивное задание? На мой взгляд, это помогает лучше усвоить изучаемый материал, глубже понять, самостоятельно дать оценку своим знаниям, проверить умение работать в команде.
Деятельность на уроке:
Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Помогает выполнить анализ стихотворения | Работают в тетрадях |
Инструктирует по работе со словарями | Формулируют цель урока |
Координирует деятельность по применению новых знаний | Определяют задачи |
Организует работу в группах. Фиксирует | Работа в группах со словарями |
Подводит итоги урока. | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Организует рефлексию | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. |
Урок литературы в 7 классе
по теме «Каждый из нас по-своему лошадь…»
(В творческой лаборатории В.В. Маяковского)»
Описание урока с использованием модели «Перевернутый класс»
Автор (ФИО, ОУ, должность): Смирнова Наталья Викторовна, АНОО Гимназия «Лидер», учитель русского языка и литературы.
Оборудование, программное обеспечение: тетради, словари, учебники, знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме, а в классе решение проблем и применение знаний и умений в новой ситуации. Стенд со стихами о лошадях; иллюстрации с изображением лошадей; книжная выставка (В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», А.А. Лиханов «Кикимора», М.А. Шолохов «Жеребенок», К.Г. Паустовский «Сивый мерин», Ф.М. Достоевский отрывок из «Преступления и наказания» (сон – избиение лошади), Н. Байтеряков «Черные кони», Ч. Айтматов «Ранние журавли».
Класс, предмет, тема: 7 кл, литература, «Каждый из нас по-своему лошадь…»
Тип урока: Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности).
Цель урока: Создание условий для формирования читательской и литературоведческой компетенций через усвоение содержания стихотворения В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям». Учащиеся смогут понимать контекст произведения, применять новые знания при решении проблемных вопросов. Представлять результат в виде работы в тетрадях, составлении тестов, презентаций, интерактивных игр.
Задачи урока:
1.Развивать умение производить анализ художественного текста;
2.Развивать образное и логическое мышление, аналитические навыки (умение выделять главное, обобщать, делать выводы); навыки самостоятельной работы (самоанализ, самоконтроль);
3. Воспитывать сознательное отношение к литературе как духовной ценности;
4. Продолжить развивать умение работы в группах, индивидуально;
5. Учить работать с Интернет-ресурсами;
6. Научить представлять результат в виде иллюстраций, устно, письменно, мультимедиа и т.д.
Эпиграф к уроку: У каждого времени своя жестокость. А доброта – одна, на все времена.
А.А. Лиханов.
Планируемые образовательные результаты:
Планируемые результаты
Ученик научится:
— самостоятельно выявлять основной конфликт лирического стихотворения Маяковского;
— формулировать микровыводы;
— правильно интонировать и выразительно читать стихотворение;
— характеризовать образно-выразительный строй стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— определять художественную идею стихотворения «Хорошее отношение к лошадям»;
— высказывать и аргументировать личное отношение к стихотворению.
Самостоятельно переходить по ссылкам учителя и изучать подготовленный учителем материал:
● смотреть видеоролик
● обучающую презентацию
● цоры
● инструкции по изучению
Отвечать на контролирующий материал:
● с самопроверкой
● без самопроверки
Делать конспект, схему, план изученного материала
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- формулировать и аргументировать свое мнение и позицию;
- уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.
Регулятивные:
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- осуществлять самоконтроль.
Познавательные: - проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения (моделировать процессы) и осуществлять их экспериментальную проверку;
- выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков;
- контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Личностные УУД:
- формулировать и аргументировать собственное мнение;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- адекватно понимать причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности Цель этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность к совместной деятельности. Психологически настраивает и мотивирует к учебной деятельности. | Приветствуют учителя, рассаживаются по местам, психологически настраиваются к работе на уроке. | Личностные: Выработка учебной мотивации, установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. |
2) этап актуализации и пробного учебного действия Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий |
- Сегодня на уроке литературы я предлагаю поговорить о лошадях. Что вы знаете о лошадях? | Отвечают на вопрос | Регулятивные: Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. Коммуникативные: Уметь слушать и слышать, понимание речи других, оформление внутренней речи во внешнюю. |
3) этап выявления места и причины затруднения Цель этапа: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей |
Выявляет предпочтения в ответах, уровень знаний, создает проблемную ситуацию. - Вы довольно много знаете о лошадях. Может быть, попробуете объяснить, что имел в виду Владимир Маяковский, написав в одном из стихотворений: «Каждый из нас по-своему лошадь»? | Предполагают, не могут ответить на вопрос однозначно. | Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. |
4) этап построения проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство) Цель этапа: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации |
Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации Тема урока. - Как вы думаете, какова цель нашего урока? (Определение авторской идеи) - Задачи? 1) Вспомнить факты биографии В.В. Маяковского. 2) Прочитать стихотворение, в котором используется эта фраза. 3) Проанализировать стихотворение. 4) Сделать выводы. | Работа в тетради Формулируют цель урока Определяют задачи | Познавательные: установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка |
5) этап реализации построенного проекта Цель этапа: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще |
Организует работу обучающихся по намеченному плану. -Итак, первый пункт плана урока. Дома вы должны были посмотреть видеоролик о биографии и творчестве В. Маяковского https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo, самостоятельно поработать со статьей учебника и заполнить лист для самопроверки. Проверим домашнее задание. | | Регулятивные: Умение в сотрудничестве работать по намеченному алгоритму, Познавательные: доказательство; самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка |
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Цель этапа: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия |
Организует деятельность по применению новых знаний Фронтальная проверка домашнего задания. - Интересна ли вам личность этого поэта? - Жизнь, творчество, личность Маяковского как при жизни, так и после его смерти постоянно вызывали споры, высказывались диаметрально противоположные точки зрения от восторженного восхваления до полного отрицания. Стихотворение, над которым мы будем работать, было написано в 1918 году. Это было трудное для нашей страны время. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива. Виктор Шкловский в книге о Маяковском вспоминал о тех годах: «Газет не хватало. Значит, надо развесить, чтобы читали на стенках. Но клей – это мука, а муки тоже не было. Приколотить – это гвозди. Гвоздей не было. Предлагалось наколачивать газеты деревянными клинышками… Было очень холодно, в типографиях с валов не сходила краска, она застывала… На улицах палые лошади. Убирать было некому… Петроград ел главным образом овёс». В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю. Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». В июне стихотворение было уже напечатано. Словарная работа. В этом стихотворении речь будет идти о Кузнецом Мосту, улице в Москве, где находились торговые ряды. Работа со словарями: Зевака Круп Стойло Гриб Выразительное чтение стихотворения. Организует анализ стихотворения: - Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? Объясните, почему именно такое. Можно ли утверждать, что у этого стихотворения есть сюжет? - О каком происшествии рассказано в стихотворении? - Как реагируют прохожие на то, что случилось с лошадью? Какие слова подбирает автор, чтобы описать их действия? - Кто противопоставлен толпе? - Почему лирический герой решил утешить лошадь? Как он к ней обращается? - Как изменилось настроение лошади после добрых слов, обращенных к ней? Организует работу в группах. - Обсудите, какой вам представляется лошадь, о которой рассказано в стихотворении. Создайте её словесный портрет, используя цитаты из текста. Будьте внимательны: портрет в стихотворении меняется! После обсуждения словесных портретов: - Как вы думаете, почему в финале стихотворения старая лошадь представляет себя жеребенком? - А теперь перенесемся в творческую лабораторию Маяковского. (Организует работу в группах). Исследуем этот текст. 1 группа – звукопись, 2 группа – неологизмы, 3 группа – метафоры и олицетворения, 4 группа – ритм и рифма. - Всё это – характерные черты лирики Маяковского. Учитывая всё сказанное, сделайте вывод: для чего автор использует все эти средства? - Какова тема этого стихотворения? - Актуальна ли эта тема для современных людей? Обоснуйте свою точку зрения. Так что же значит фраза: «Каждый из нас по-своему лошадь»? | Внимательно проверяют Д/з. Работа в тетрадях Работа в группах со словарями Словарная работа (запись в тетрадь) Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий – (Кузнецкий мост) одна из центральных улиц в Москве. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины. (Зеваки изображены одной безликой массой: «за зевакой зевака…сгрудились». Это бездельники, «штаны, пришедшие Кузнецким клешить», они равнодушны к чужой боли, смеются над упавшей лошадью. И смех их ненатуральный, неживой: «Смех зазвенел и зазвякал», похожий на «вой») Против безликой массы зевак – один лирический герой, поэт: «Лишь один я\ голос свой не вмешивал в вой ему». И какая – то общая Звериная тоска, плеща, Вылилась из меня И расплылась в шелесте. «Рыжий ребенок», «пришла веселая». Работа в группах С помощью олицетворения: «Ветром опита,\ льдом обута,\ улица скользила» - гололед Знаменитая фраза из поэтического произведения: «…все мы немножко лошади», стала фразеологизмом. В жизни каждого человека наступает такой период, когда он нуждается в сочувствии, сострадании, поддержке. Стихотворение учит доброте, милосердию, человечности. Атмосферу трагического одиночества создают различные поэтические приемы. Самый распространенный среди них: прием звукописи (описание предмета передано через его звуковое сопровождение). В этом стихотворении подобранное сочетание звуков передает голоса улицы: «сгрудились, смех зазвенел и зазвякал», – стук лошадиных копыт: Били копыта. Пели будто: – Гриб. Грабь. Гроб.Груб. Это произведение сразу же потрясает обилием аллитерации. В основе сюжета – падение старой лошади, вызвавшее не просто живое любопытство толпы, а даже смех окруживших место падения зевак. Поэтому аллитерация помогает услышать и цокот копыт старой клячи. Метафора «льдом обута» передает восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Инверсия «штаны пришедшие Кузнецким клешить» раскрывает место и время действия стихотворения: торговые ряды Кузнецкого моста, особенно модным в то время было носить брюки-клеш. Стихотворение на самом деле получилось очень прочувствованным, во многом благодаря традиционным для Маяковского художественным средствам. Это и неологизмы: «опита», «клёшить», «каплища», «плоше». Это и метафоры: «улица опрокинулась», «смех зазвякал», «тоска вылилась». И, конечно же, это рифма, прежде всего, неточная, так как именно ее предпочитал Маяковский. По его мнению, неточная рифма всегда рождает неожиданный образ, ассоциацию, идею. Вот и в этом стихотворении рифмы «клёшить – лошадь», «шерсти – шелесте», «плоше – лошадь» порождают бесконечное количество образов, вызывая у каждого читателя свое восприятие и настроение. Этот «стих в стихе» образует оригинальную цепочку неточных, так называемых диссонансных рифм. Это рифмы, у которых разнятся ударные гласные, но совпадают послеударные звуки (здесь совпадают и предударные, что, естественно, усиливает созвучие). То же можно видеть в двух полустишиях третьего стиха: «опита» — «обута» (одновременно эта пара является рифмой — внутренней и концевой — к соответствующим полустишиям первого стиха: «копыта» — «будто»). Диссонансные рифмы успешно использовались Маяковским и в ряде других произведений (например, «слово» — «слева» — «слава», «дула» — «дола» — «дело» — концевые рифмы зачина поэмы «Рабочим Курска, добывшим первую руду, временный памятник работы Владимира Маяковского», 1923). Между тем ритмическая четкость первой строфы «Хорошего отношения...», передающая бег лошади, резко обрывается — следует междустрофический перенос: «Лошадь на круп // грохнулась...» Этот ритмический перебой позволяет акцентировать внимание на центральном сюжетном эпизоде. В последующих строфах стихотворения использован широкий спектр оригинальных — глубоких, составных, неравносложных... — рифм: «за зевакой зевака» — «зазвенел и зазвякал», «лишь один я» — «лошадиные», «в вой ему» — «по-своему», «каплища» — «тоска плеща», «в шерсти» — «в шелесте», «няньке» — «на ноги», «рыжий ребенок» — «жеребенок», «стойло» — «стоило». Автор использует самые разные виды рифм: усечённые неточные (плоше — лошадь; зевака — зазвякал); неравносложные (в шерсти — в шелесте; стойло — стоило); составные (в вой ему — по-своему; один я — лошадиные; в няньке — на ноги). Есть омонимическая рифма: пошла (краткое прилагательное) — пошла (глагол). Есть и звуковая перекличка внутри строки (голос свой не вмешивал в вой). Эти рифмы как бы оттеняют два мира — мир поэта и мир равнодушной, чёрствой толпы. Ритм стихотворения тоже разнообразный — от громкого скандирования до негромких лирических отступлений.
С помощью этих художественных средств поэт показывает, как тяжело было идти лошади и как больно падать. Главную роль в данном случае играет звукопись.
Это произведение затрагивает много проблем. Прежде всего это любовь к ломовой кляче, то есть простым трудящимся людям, которые работают на благо общества. И далеко не всегда это общество им так благодарно, как следует. Тема равнодушия и жестокости, которая в то время очень волновала Маяковского, также становится предметом рассмотрения в этом стихотворении. Лирический герой становится свидетелем ситуации, когда бедная старая лошадь, утомившись от работы, падает, а люди вокруг, вместо того, чтобы помочь животному или хотя бы посочувствовать ему, только смеются и тыкают пальцами. И вот тут поэтом высказывается главная мысль – надо быть добрее. Простых сочувственных слов лирического героя было достаточно для того, чтобы старая кляча не просто встала и пошла. Нет, она повеселела, почувствовала себя ребенком и поняла, что все ее усилия были не напрасны. Так же нужно поступать всем и во всеми – люди должны быть добры друг к другу, чтобы ноша жизни была для них не такой тяжелой. В.В. Маяковский последовательно и настойчиво сравнивает лошадь и человека. Как и лошадь, каждый из нас способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, как трудно, но необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внимания на пустые крики зевак, на насмешки тех, кому безразлична твоя судьба. Работа в группах | Регулятивные: Саморегуляция Познавательные: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: Управление поведением одноклассников - контроль, коррекция, оценка их действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в коллективном обсуждении проблем |
8) этап рефлексии учебной деятельности на уроке Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия |
Подводит итоги урока. Организует рефлексию: Перед вами АКРОСЛОВО «ЛОШАДЬ». Поработайте над ним, используя ваши ассоциации, мысли, цитаты по поводу урока. Оценивание в группах. Д.З. 1) Выразительное чтение стихотворение (базовый уровень) 2) (Письменно) Назовите произведения русской и зарубежной литературы, посвященные «братьям нашим меньшим». Какие традиции продолжает В. Маяковский в этом произведении? (высокий уровень) 3) Иллюстрации к стихотворению или презентация «В.В.Маяковский» (творческое задание) | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности. Выбирают Д.З. Работают по завершению практической задачи (размещают в сети свои продукты деятельности), выполняют тесты на понимание и закрепление пройденной темы. Закрепление изученной темы Составление тестов, презентаций, интерактивных игр | Личностные: Умение давать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке. Регулятивные: Оценивание детьми собственной деятельности, определение позиции ученика. Познавательные: Формирование внутреннего плана действий, структурирование полученной информации, анализ деятельности на уроке. Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Приложение к уроку:
Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» Маяковский написал в 1918 году. Известно, что Маяковский как никто из поэтов принял революцию и был целиком захвачен событиями, связанными с нею. У него была сформирована ясная гражданская позиция, и свое искусство художник решил посвятить революции, людям, ее делавшим. Но в жизни каждого не только светит солнце. И хотя поэты той поры были люди востребованными, Маяковский, как человек умный и чуткий, понимал, что служить творчеством Отечеству надо и можно, но вот толпа не всегда понимает поэта. В конце концов, не только любой поэт, но и любой человек остаются одинокими.
Тема стихотворения: история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую, очевидно, от усталости и потому, что мостовая была скользкая. Упавшая и плачущая лошадь – это своеобразный двойник автора: «Деточка, все мы немножко лошади».
Как реагируют окружающие? Они смеются! Сразу же собираются зеваки. Лошадь понимает, что помощи ждать ей не придется. Собралась с силенками («может быть старая…»), «рванулась, встала на ноги, ржанула и пошла».
Идея стихотворения: Если старая упавшая лошадь нашла в себе силы подняться, да еще и пойти, «хвостом помахивая», то и поэт сможет встать и найти силы не только жить дальше, но и творить, даже если видит, что толпа зевак не очень-то нуждается в его, «поэтином», слове.
Какие поэтические средства, помогают читателю увидеть и услышать особую звукопись стихотворения?
1. Аллитерация – повторение согласных звуков в слове, фразе.
БиЛи КоПыТа,
ПеЛи БуДТо:
- ГРиБ.
ГРаБь.
ГРоБ.
ГРуБ. –
Употребление выделенных согласных направлено на то, чтобы создать у читателей звуковую картину ходьбы лошади по мостовой. Мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта.
ЛоШаДь на КРуП
ГРоХНуЛаСь…
… СГРуДиЛиСь…
Лошадь, поскользнувшись на ледяной мостовой, не просто упала, - она «грохнулась». Если бы я была лошадью, то мой круп даже очень бы почувствовал соприкосновение с твердой поверхностью.
А зевакам что? Лишь что-нибудь привлекло их внимание и почему-то развеселило.
… и СРаЗу
За ЗеваКой ЗеваКа,
ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛёШить…
Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении. А длинная строка – метафора бесконечного шествия зевак по Кузнецкому мосту.
2. Ассонанс - созвучие, повторение гласных звуков в слове, фразе.
В предложенном отрывке 6 раз употреблена буква «у» - звуковое выражение боли, которую испытывала старая лошадь. 7 раз – буква «и» - с восклицанием этого звука «и-и-и! – можно прокатиться с ветерком на ледяной дорожке. Но лошади не до смеха. 11 раз – буква «а». Особенно часто она повторяется в двустишии:
- ЛошАдь упАлА!
-УпАлА лошАдь!
Лошадь наверняка могла заржать. Звук «а» - выражение крика и самой лошади и многочисленных прохожих.
3. Звукоподражание – подражание с помощью языка звукам живой и неживой природы.
- Гриб.
- Грабь.
- Гроб.
- Груб.
В данном случае слова полностью теряют свое лексическое значение, но выступают в другой функции – звукоизобретательной.
4. Звукопись – прием усиления изобразительности текста путем такого построения фраз, строк, которое соответствовало бы воспроизводимой картине.
Первые 6 строк – лошадь скачет, звук каждого копыта отчетливо слышен.
У-ли-ца сколь-зи-ла.
Ло-шадь на круп
грох-ну-лась.
Автор подбирает слова с двумя-тремя слогами; причем эти слова можно разделить еще: с-ко-ль-зи-ла, г-рох-ну-ла-сь. Поэтическая задача: воспроизвести звуки бега, скольжения и падения.
5. Повтор:
- Лошадь упала!
-Упала лошадь!
Это так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей животинки. Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Кроме того, она, живая, упавшая на круп, перевернувшаяся, подогнула копыта, которые вместе с ушибленной спиной передают зримое ощущение круговой боли.
6. Рифмы здесь богатые (если брать во внимание всё стихотворение):
усеченные неточные (плоше - лошадь, зевака- зазвякал),
неравносложные (в шерсти -в шелесте, стойло - стоило),
составные ( в вой ему - по-своему, один я -лошадиные, в няньке - на ноги),
даже одна омонимическая (пошла - краткое прилагательное и пошла - глагол).
7. Графика стиха – деление на интонационные отрезки. Строчкам придается свободная непринужденность.
Вывод.
Упавшая лошадь – это поэтический двойник самого поэта. Да, он, как и всякий человек, может оступиться и упасть. Но, превозмогая боль, равнодушие толпы, поэт, как лошадь, встанет.
…встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
Стала в стойло.
И все ей казалось –
Она жеребенок,
И стоило жить,
И работать стоило.
Оптимизм, доброта Маяковского к лошадям, к людям (не зевакам), к стране, вера в свое творчество давали ему силы жить. Такому отношению к боли и равнодушию можно учиться, нужно подражать.