СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 7 классе по теме: Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы по теме "Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»" предназначен для обучающихся 7 классов

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 7 классе по теме: Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»»

Яна Георгиевна Судакова

Урок литературы в 7 классе по теме:

Анализ стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Цели:

1) познакомить с личностью и судьбой В.В.Маяковского; познакомить с необычной лирикой поэта; ввести понятия «футуризм», «гипербола», «аллитерация»;

2) развивать способности выразительного чтения и анализа поэтического текста;

3) воспитывать интерес к слову, внимательное отношение к своей речи, умение ценить красивую и правильную речь.

Ход урока

I. ОНУ

II. Мотивация и целеполагание

1) Приём «Что я знаю о Маяковском?»

2) Приём «Что? Как? Зачем?»

III. Знакомство с фактами биографии писателя

1) Слово учителя

Сегодня мы будем говорить о поэте, чьё творчество всегда было и остаётся предметом острых споров. Споры эти носят не только узколитературный характер – речь идет о взаимоотношениях искусства и действительности, о месте поэта в жизни. В.В. Маяковский. Безусловно, имя этого поэта вам знакомо.

2) Просмотр видеоролика о поэте

IV. Аналитическая беседа по теме урока

- Летом 1920 года Маяковский пишет стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Поэт считал его программным, потому что выразил в нём своё отношение к поэтическому труду, выбрав для этого необычную, метафорическую манеру, чтобы рассказать читателю, какой должна быть настоящая поэзия

1) Работа над заголовком. Прогнозирование

- Прочитайте внимательно название произведения, которое мы сегодня будем разбирать. О чём, по вашему мнению, может идти речь в стихотворении?

- Для чего автор в заголовке указывает точно место действия, а в подзаголовке даёт координаты действия? (Автор хочет показать, что приключение было на самом деле)

Вывод: Значит, в произведении будут сочетаться фантастические и реальные черты.

2) Работа с текстом. Восприятие и истолкование

А) Чтение стихотворения (сначала учителем, затем обучающимися)

– Оправдались ли наши первоначальные предположения?

– Что реального и что фантастического вы нашли в этом стихотворении?

– О чём оно? Можете ли вы сформулировать основную мысль? (Это стихотворение о необыкновенной встрече поэта с солнцем. Основная мысль в том, что каждый должен выполнять свою работу)

- Прочитайте выразительно первую часть стихотворения. Подумайте: какую картину рисует автор и какие приёмы помогают ему в этом? (В этой части используются гиперболы (в сто сорок солнц закат пылал) и метафоры(закат пылал). Они помогают автору передать невыносимость жары. Для этого он повторяет слово жара, добавляя: Жара плыла.)

- С каким чувством поэт произносит фразу «На даче было это»? (Обыденности и... разочарования: увы, от жары не спасает даже дачная обстановка)

- Да, поэтическая гипербола в экспозиции стихотворения задаёт тон всему повествованию: разгар лета, дача на Акуловой горе, жарко...

- В начале лета 1920 года Маяковский впервые поселился в Пушкино, где снимал дачу на Акуловой горе перед большим заливным лугом. Всмотритесь внимательно в описание местности, где будет разворачиваться поэтическое действо. Как вы себе её представляете? (Внизу горы, где расположена дача поэта, - деревня. Судя по всему, небогатая: низкие дома, кривые кровли. Поэт озирает округу свысока - вот почему так хорошо ему видна эта «кривизна» крыш).

– В каком значении употреблено здесь слово плыла? Какой образ помогает создать это слово? (Что-то зыбкое, едва колышущееся медленно надвигается и заполняет собой все вокруг.)

- Как в этой части представлено солнце? Его работа? (Солнце названо нейтрально, а его работа – это медленный, постоянный, утомительный и однообразный труд (и день за днем. Спускалось солнце каждый раз, медленно и верно, завтра... снова вставало). Оно медленно спускается в дыру, чтобы завтра снова мир залить.)

– В каком значении автор использует в своем стихотворении глагол залить? (Залить – покрыть сплошь. Слово в данном значении помогает автору передать полноту действия. Жара проникла всюду, от нее нет спасения. Два образа – жара плыла и залить мир – проникают друг в друга. Жара плывет, чтобы залить мир)

- Какое чувство возникает у человека во время такой жары? Соотносится ли наше представление с чувствами героя стихотворения? (Он разгневан, зол и срывает зло на солнце.)

- Меняется ли авторское отношение к солнцу? Чем это вызвано? Как названо солнце во второй части? (Автор называет его дармоедом, занеженным в облаках. Он сетует на то, что ему (герою) некогда отдохнуть. Тяжесть своего труда он передает с помощью фразеологизма ни зим, ни лет, т.е. без отдыха. Автор-герой настолько разгневан, что чувство свое выражает с помощью просторечных слов: Слазь!, шляться в пекло.)

- Нет ли другого чувства у героя? (Он сменил гнев на милость и обратился к солнцу с просьбой зайти к нему в гости. И здесь он называет солнце вежливо – златолобо.)

- Какие чувства вызывает у нас эта часть? Можете ли вы объяснить, чем они вызваны? (Мы улыбаемся, когда герой обращается к солнцу, понимаем нелепость этой ситуации. Нарушение стилистического единства помогает автору создать комический эффект.)

- Одинаковы ли по значению слова заходить в следующем отрывке:

«...чем так, без дела заходить,ко мне на чай зашло бы!»?

Объясним значения этих слов.

Заходить в первом примере означает прятаться, скрываться, падать в дыру. А во втором случае это – приглашение в гости.

- В словах солнца Гоню обратно я огни впервые с сотворенья. Ты звал меня? Чаи гони, гони, поэт, варенье! каламбур помогает создать юмористическую картину. Мы видим испуганного поэта и его гостя – важное солнце.

- Как передан испуг поэта? Чем он вызван? (Восклицательные предложения (Что я наделал! Я погиб) передают неподдельный страх поэта, вызванный необычным гостем. А гипербола усиливает ужас поэта: какое-то чудовище шагает к поэту, раскинув луч-шаги. Гость вваливается. Метафора солнца масса создает образ большого, массивного гостя, от которого не спрячешься: он проник в окошки, в двери, в щель. Испуг поэта также проявляется в обращении к солнцу, он теперь называет его светило, подчеркивая уважение к нему.)

- Что создает автор с помощью стилистически сниженной лексики:

Чёрт дёрнул дерзости мои Орать ему...?

(В этих словах слышится осуждение самого себя за несдержанность. И теперь герою придется за свою грубость поплатиться. Он понимает это, поэтому ретируется, садится на угол скамьи: Боюсь – не вышло б хуже!)

- В чем смысл разговора поэта с солнцем? Как в этой части решается вопрос об изнеженном дармоеде? В каком лексическом значении использует автор слово светить? (Солнце беседует с поэтом о своей работе и внушает ему уверенность в нужности дела: светить нелегко, но если уж взялось, то надо свою миссию выполнить до конца. Слово светить автор использует в значении «направлять свет так, чтобы кому-нибудь было видно», т.е. в значении освещать дорогу, путь, указывать направление. Поэт понимает, что солнце не дармоед, а великий труженик.)

- Как меняются взаимоотношения героев? (Солнце теперь стало поэту другом, оно с ним на «ты», бьет его по плечу, называет товарищем. У них одна цель.)

- В каких строках заключена основная мысль стихотворения? Можем ли мы теперь сказать, о чем это стихотворение? (Это стихотворение о высокой миссии поэта. Поэт, как и солнце, освещает людям дорогу в жизни, помогает им увидеть черное в сером хламе мира, чтобы искоренить это черное.)

VI. Физминутка

3) Работа над вопросами учебника

Учитель: Прочитайте фрагмент, представленный в учебнике (с. 122) В. В. Маяковского «Как делать стихи».

Важнейшим приемом создания звукообраза является аллитерация. Введение понятия (аллитерация). Ответьте на вопрос № ,9.

№9. Учитель: Язык Маяковского тоже необычен, как личность поэта. Он использует в стихотворении известные нам тропы, например, метафору, гиперболу; вводит неологизмы, грубую лексику.

Нам нужно выяснить, каково назначение этих приёмов в поэтическом языке Маяковского.

Вспомним, что такое метафора?

(Метафора – это скрытое сравнение)

У Маяковского работает не одно слово, а развёрнутое описание, которое создаёт метафорический образ, а значит, делает язык метафорическим. Объясните смысл этих метафорических образов. (Запись на доске)

1) “… а низ горы –
деревней был,
кривился крыш корою”.

2) “Стена теней,
ночей тюрьма
под солнц двустволкой пала”.

3) “Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца…”

– Зачем поэт вводит метафорические образы? (Поэт с помощью метафорических образов точно, ярко, ёмко говорит о важном)

4. Дополнительные вопросы и задания, работа с лексикой:

- Определите стихотворный размер этого произведения (ямб)

- В чём особенность рифм у Маяковского? (рифмуются не только последние слоги, но и слова из середины, середина и конец; иногда одно слово рифмуется со словосочетанием).

- Как звучат последние строки:

Стена теней, ночей тюрьма...?

– Какой прием помогает понять великое назначение поэта и поэзии? (Развернутые метафоры Стена теней, ночей тюрьма, двустволка солнц помогают увидеть конец серого мира благодаря поэзии, освещающей путь человечеству. Поэтому в данной части так много светлого, сияющего: двустволка солнца, сияй, во всю светаю мочь, светить.)

- Что означают слова кутерьма и трезвонится? Какие новые образы вносят они в стихотворение? (Кутерьма – суматоха, беспорядок. Беспорядок из солнца и стихов, становящийся гармонией жизни, несущий жизнь, свет. Трезвонится – звонит во все колокола. Эти слова помогают раскрыть идею стихотворения: поэзия должна быть солнцем, а поэт должен не только освещать, но и звонить во все колокола о радости или беде народной.)

- Что необычного вы открыли для себя в стихотворении В.В. Маяковского? (В своем стихотворении поэт сочетает реальные и фантастические картины для раскрытия идеи стихотворения. Использует каламбур и многозначные слова, чтобы ярче выразить основную мысль, создать незабываемые образы. В стихотворении автор использует лексику различной стилистической окраски для создания комического эффекта. И все это – для выражения основной мысли стихотворения.)

- В чем поэт видит главный смысл поэзии и своего существования?

Светить всегда,

светить везде...



- Яркая метафора Маяковского «поэзия - солнце» вырастает в емкий образ-символ: поэзия - свет, день. Но поэзия - это и каждодневный, нелегкий труд ума и души. Помните знаменитые слова Николая Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»? Мы с вами разгадали метафору Маяковского. Поэзия нужна людям, чтобы просветлять их души. Но тайна творчества остается, потому что жива настоящая поэзия, подлинное искусство. Родятся новые поэты, они принесут в поэзию новые темы, образы, но завет Маяковского «светить всегда, светить везде», пожалуй, самый точный и справедливый.

- А теперь поразмышляем над важной проблемой стихотворения, к которой мы обращались лишь вскользь. Не кажется ли вам, что незримым «третьим» героем этого удивительного стихотворения выступает... читатель, слушатель, то есть мы с вами? (Да, все стихотворение насыщено призывами, обращениями, лозунгами. Это не случайно. Поэт видел перед собой своего читателя.)

- Я думаю, своим стихотворением Маяковский словно дает нам завет: читатель, мечтай о возвышенном, обращай свои взоры к небесам. Ведь не зря героем его стихотворения становится солнце...

Вообще, в стихах поэта нередки обращения к чему-то высокому и романтичному. Поэт часто больше романтик, чем реалист. Он сказал:

Если б я

поэтом не был,

я бы

стал бы

звездочетом...

«Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви»

5) Выразительное чтение стихотворения учащимися (поочерёдно, отрывками).

Сам Маяковский, когда читал свое стихотворение со сцены, старался не кричать, не повышал голоса, чтобы передать экспрессивную силу бранных слов, адресованных солнцу, а произносил слова и фразы спокойно, с едва заметным пренебрежением. Попытайтесь и вы прочитать отрывок стихотворения, передавая интонацией замысел автора.

V. Подведение итогов

VI. Рефлексия (Приём «Шкатулка»)

4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!